Майя Плисецкая. Последняя великая балерина
Осмысливая феномен Майи Плисецкой и в целом-русского и советского классического балета, да и искусства в целом - задумываешься и пытаешься понять, в чем состояла магия великого искусства уходящей эпохи.
Майя Плисецкая... Кто хоть раз на сцене и даже на телеэкране увидел ее Кармен Бизе-Щедрина в хореографии Альберто Алонсо-даже не понимая ничего в балете-запомнит эту МИСТЕРИЮ навсегда! Кто понимает оперное искусство:поразится балетной трактовке оперной героини Кармен Майей Плисецкой в этом красное марево, в котором протекает все действо балета.
Майя Михайловна даже говорила, что напрасно Жорж Бизе написал Кармен как оперу:настолько его музыка балетная, столько в ней хореографии. И Родион Щедрин сделал переложение для балета, а кубинский хореограф Альберто Алонсо-хореогафию-и на свет явилась МАЙЯ-КАРМЕН! Сама М.Плисецкая, отвечая на "Линии жизни" канала "Культура", на вопрос, что она считает главным своим достижением, ответила:Кармен!
Не Одетта-Одиллия, не Лебедь Сен-Санса, не Жизель.
"То что я сделала в искусстве-это Кармен".
И это истинно так. Подсчитано, что уже много лет каждый день года в мире где-то ставится балет "Кармен" Бизе-Щедрина. Как, впрочем, и опера Бизе "Кармен". Поразительна судьба творения Жоржа Бизе по новелле Проспера Мериме. Сбывшееся пророчество Петра Ильича Чайковского после освистания премьеры:"Пройдет время, и "Кармен" Бизе станет самой популярной оперой в мире". Так и вышло. А мы добавим, что слова Чайковского распространились и на балет:Бизе, не написав балет на музыку Кармен, вошел в историю и как автор самого популярного балета в мире. И это благодаря Р.Щедрину, А.Алонсо, но главным образом-гению Майи Плисецкой.
А ведь ее возраст в год появления Кармен Бизе-Щедрина был таков, что ее сверстницы уже давно сошли с балетной сцены, ибо короток век балетного артиста. Майе было 50! И здесь Майя доказала, что талант и профессионализм ломает все рамки! Она танцевала до 60 с лишним лет! "Мою жизнь в балете продлил Родион Щедрин"-признавалась она. Ибо танцевала довольно авангардные для классической хореографии балеты по Чехову("Дама с собачкой"), балет "Анюта" Гаврилина. И-Кармен! И балетные миниатюры.
Я помню свое потрясение от Кармен Майи Плисецкой. И:любопытный просмотр Кармен Анастасии Волочковой в бытность ее короткой шумной балетной биографии до окончательного перехода в шоу-бизнес и полной утраты балетной формы. Помпы было много, Волочкову прочили во вторую Плисецкую.
Волочкова ворвалась, как свежий ветер, дерзко и красиво. Но...не хватило запала и трудолюбия. И увлекли дешевый пиар и легкие деньги от фотосессий в плейбоях.
К слову сказать, ее Кармен уже не так впечатлила, хотя и было нечто новое. Слишком высокая и грузная для балета, и это могло стать причиной раннего ухода из балета. Мода на балерин "модельной внешности", то есть слишком рослых, чуть не баскетбольных параметров-убивает классический балет.
И чтобы убедиться в этом лишний раз-посмотрите сами на ю туб миниатюру "Умирающий лебедь" Сен-Санса, прелестнейший 4-минутный ч/б фильм с озером с лебедями, 1959г., Лебедь-Майя Плисецкая. И для сравнения: "Умирающий лебедь "Сен-Санса Ульяны Лопаткиной 2013г, в цвете и высоком качестве записи. На сцене Большого.
Смотря сегодня снова Лебедь Плисецкой, я словно слилась с пластикой Плисецкой, следя за каждым ее движением, этой непередаваемой словами кантиленной плавности танца, изысканности и томности, с которой Майя так замечательно воплощает лебединую пластику. И строгий черно-белый фон без единой лишней детали создают такую цельность восприятия танца Майи!
А теперь посмотрите Ульяну Лопаткину, ныне прима-балерину Большого, первое имя в мире русского балета.
Боже, какая угловатость плеч для балерины! Какие длинные и бесформенно-тонкие ноги-то ли дело красивые ноги Майи!
Какая тощая.
И потом, посмотрев в комменты, читаешь то же:
Мышцы и кости видно, некрасиво как!
И ироничное:Этот лебедь умирает от истощения.
Но Лопаткина соoтветствует новым "модельным" модам, пришедщим в балет с модных подиумов. Смешение жанров однако ведет к деградации высокого искусства классического балета. Ведь первым звездам подражают, и вот уже на балетных подмостках утверждается идеал балерины, резко противостоящий канонам классического балета, формировавшимся веками! Другие моды роста(небалетно-длинные!), другие пропорции тела-другая пластика. Резкая и угловатая. Рваность танца, нецельность и отсутствиве художественного образа. Пока Лопаткина танцевала своего Лебедя-я не раз одергивала себя от того, чтобы:не отвлекаться! Внимание было близко не то, что к танцу Плисецкой!..
«Я диеты не соблюдала! Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно – просто из-за репетиций не успевала поесть».-говорила М.Плисецкая. Это она только для отмазки кинула однажды то, что приклеилось к ней:Диеты?...Нет никаких. "Сижу не жрамши!"-иронично процитировала Галину Вишневскую, а приняли на полном серъезе, как откровение от великой балерины. На самом деле, на хроническом недоедании в балете, как и в жизни, далеко не пойдешь, только болезни стяжаешь. Вот и соблюдался сам собой баланс между большими нагрузками и восполнением энергии и нормального веса едой. Танцующая Майя в лучшие годы не выглядела худосочной, а очень красивых форм. Взгляните на фото выше. Какие линии рук, ног, тонкость талии, соразмерность фигуры, какая горделивая стать и царственность!Даже многие первые балерины и танцовщики не могли в прошлом похвастать таким совершенством, а нынешний эталон "модельной" внешности(рост под 2 метра, худосочость и угловатость, непропорционально длинные ноги-то что так ценится в "модельном бизнесе"), рассчитанный больше на пиар и обложки журналов, чем собственно балет-это нечто несуразное. Майя хоть и бравировала в интервью своей прирожденной "ленью", но по сути была прежде всего умной балериной, ум в владении своим телом: никогда не перерабатывала до истощения сил, и в этом, как и в еде, соблюдая не драконовские диеты и режимы, а разумный баланс, не изнашиваясь преждевременно. Итог: 50 лет на балетной сцене! Рекорд. А взглянем снова на ее Кармен, которую она начала танцевать в непостижимом для балерины возрасте:такой фигуре и юные топ-модели позавидовали бы. Не случайно ее даже в ее старости так любили наряжать Карден и другие мэтры от кутюр французской высокой моды.
Вот почему Майя Плисецкая-ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЛИКАЯ БАЛЕРИНА! Это эталон на все времена.
VIVA, МАЙЯ!
Одна за другой в один год ушли:последняя оперная Primadonna СССР Елена Образцова и последняя великая русская балерина prima-balerina assoluta(абсолютная прима-балерина)Майя Плисецкая. Воистину:уходит целая эпоха византийского по величию русского и советского искусства.
В этой статье я много уделила внимания вопросу, вынесенному в заголовок:почему Майя Плисецкая последняя великая балерина? Прежде всего, потому что деградируют и трансформируются каноны балета. Майя же едва не последней воплотила неповторимый стиль русского балета. Того, чья слава так велика, но которое, увы, уходит...
Планирую после нового пересмотра спустя время-написать статью о Кармен Майи Плисецкой. О Кармен Елены Образцовой см. в ссылках выше. Великий оперный и балетный образ. Великие и вдохновенные Артистки:Елена Образцова и Майя Плисецкая.
Они стали Дивами, вдохновляющими Образами Искусства на много поколений-пока будет живо Искусство.
https://www.youtube.com/watch?v=Y-AMH_Woywg
Maya Plisetskaya - Dying Swan 1959
Лебедь. Музыка Чайковского на озере из балета "Лебединое озеро". На сцене-музыка Сен-Санса "Лебедь" из сюиты "Карнавал животных", хореография Михаила Фокина, 1907г.
А то был спор в комментах, Чайковский или Сен-Санс. Оба:))
Моя статья памяти Е.Образцовой:
http://www.stihi.ru/2015/01/14/1970
Елена Образцова. Великая и земная
http://www.stihi.ru/2015/05/03/9333
Ра Мессерер, звезда немого кино Мать Майи Плисецкой
с двумя фото известной актрисы немого кино и описание ее короткого, но по своему интересного пути в искусстве и ее роли в кино-театральной династии Мессерер-Плисецких, вершиной которого сияет Майя Плисецкая.
3 мая 2015г.
03.05.2015 17:35
https://zera-cherkesov.livejournal.com/10327.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/472628.html
Свидетельство о публикации №115050307048