О значимости правильной пунктуации
№1
«Кот Васька много лет усердно службу нёс
Хозяйские амбары охраняя
Сам крохи не унёс на страже устали не зная
И нечисть гнал в зашей (в лице мышей )
С хозяйского двора но вот пришла пора
По старости с работы удалиться
И надо же тому случиться
Надеялся на сытый пенсион
Но получив пинка был выгнан вон
Вот так мой друг когда ты в слугах
Не думай о былых заслугах»
Пишу отзыв: «Отличная басня. Только "гнал взашей".... И еще - очень знаков препинания хочется...»
Начинается полемика. Ответ (привожу его редакции автора), как и басня, дается мне опять без знаков препинания:
«Чем Вам в зашей не по вкусу ? Отличное Русское слово Если сомневаетесь посмотрите в словаре Ожогова В баснях Крылова тоже встречается Насчёт знаков препинания не столь важно мне отметки не нужны Мне лично всё равно орфография меня не интересует пустое всё это точки запятые Когда Вы говорите всё это опускаете и все Вас понимают Так к чему все эти условности »
Мне бы тут уже успокоиться, да неймется. Начала спорить. Мало того, надумала тему пунктуации в ликбезовской статье поднять.
Но прежде, чем аргументировать, расскажу еще одну историю.
На нашем сайте проходит очень представительный конкурс «Поэт года». Очень много авторов захотели в нем поучаствовать - кому не хочется стать «лучшим года»? В 2014 году произведения таких желающих были опубликованы в 67 сборниках. Среднее число авторов на каждый сборник -45. Всего, значит, 67х45=3015 участников. 200 из них были отобраны в финал, то есть, меньше одной десятой от всех авторов. Казалось бы, при таком богатстве выбора в финале должны быть только лучшие и профессионально написанные стихи. И уж во всяком случае, при издании произведений финалистов (хотя бы финалистов) они должны быть записаны в соответствии с правилами написания русского языка. Увы. Натыкаюсь на стихи финалиста (прошу обратить здесь внимание только на пунктуацию, хотя я и от выбора поэтического языка не в восторге!):
№2
«Август, а тут все штормит
Ты хочешь, чтоб быстрее приехала…
А, да ты же магнит
Прости, связь вся в помехах
Мое «хорошо» уже пофиг
Ты ждал, как праздника этого
Мне без тебя не плохо
Влюбилась в слова, так конкретно»
То есть, если в первом примере рядовой автор сайта вообще не использует никаких знаков препинания - даже точек в конце предложений, то господин финалист просто ставит их по своему произволу - где захочется, поставит, причем, только некоторые. а где не пожелает - и так сойдет… И это не случайный пример, таких стихов в финале много. Тут не только автор-финалист странен, не только члены Большого жюри литературного сайта, которые отобрали именно эти стихи, но странен и корректор сборника (его имя обозначено в каждом томе!)- немалые деньги берутся у авторов сборников за «публикацию и КОРРЕКТУРУ» их текстов…. А ведь это - не страница виртуального сайта, где мы публикуемся, как умеем, это - бумажное, типографское издание финалистов национальной литературной премии «Поэт года»!
Что с нами происходит? Откуда появилось это снисходительное отношение к записи издаваемых или публикуемых на сайте литературных текстов - «что хочу - то и ворочу?» Мы до такой степени стали презирать свой родной русский язык, его правописание?
Разве знаки препинания - это «условности»? А как же с роковым небрежением во фразе «Казнить нельзя помиловать»? Если знаки препинания нам ни к чему, если их отсутствие в отдельных местах или полное их отсутствие - это особый авторский шик, авторский «почерк», то почему он узаконен только сейчас, но столетиями сохранялся в русской литературе? Кто дает право нашим современникам так небрежно относиться к своему языку, причем, даже не в личной переписке с друзьями, не в соцсети (хотя и там такая запись мне отвратительна), а на литературном сайте, предназначенном для публикации авторских художественных произведений?
Как Председатель Жюри конкурсов Фонда ВСМ, напомню, что в документе МФ ВСМ «Критерии судейства для поэзии» http://www.stihi.ru/2012/05/24/1372 п.13 четко установлено требование к грамотной записи конкурсного произведения в части орфографии и синтаксиса. Большинство из нас, Председателей Жюри (и я в том числе) к нашим авторам очень терпимы: я, например, не отбраковываю хорошие стихи только потому, что В ИХ ЗАПИСЬ закралась орфографическая ошибка или ошибка пунктуации. Главное, чтобы не было лексических ляпов и ошибок базового стихосложения. Но это снисхождение делается, если только ошибка записи или случайная (опечатка), или по незнанию автором какого-то отдельного правила правописания. (Кто из нас не без греха?).
А как мне относиться к авторам, которые СОЗНАТЕЛЬНО "плюют с высокой колокольни" на веками установленные правила записи русской речи и пишут свои творения без ВСЯКИХ знаков препинания? Некоторые идут дальше - без всяких заглавных букв в начале предложений! А есть и те, чья самоуверенность просто выходит за пределы моего понимания: они и имена собственные пишут с маленькой буквы, и вовсе не потому, что «у них не работает регистр на клавиатуре», хотя последнее - не оправдание. А сколько раз я читала стихи, где вместо всех знаков (как нужных, так и ненужных) автор просто время от времени вставляет многоточия -так, мол, текст выглядит более современно и «подсказывает читателю, где нужно сделать задумчивую паузу при чтении». М-да… Самому читателю без этого многоточия, видимо, просто не остановиться…
Примерно десятая часть нашего сайта абсолютно убеждена, что в записи стихов без знаков препинания ЧТО-ТО ЕСТЬ. (Конечно, если понимать под этим «что-то» возможность прикрыть собственную неспособность правильно расставить знаки!). Других выгод я не знаю.
Еще часть авторов пытается хоть как-то расставить запятые, пусть и с ошибками, но про знак двоеточия или тире, они даже не слышали… Попадаются и грамотеи (опечатки - не в счет!) и, что особенно удивительно, именно они, как правило, не только владеют правописанием, но и пишут прекрасные стихи. Общий уровень культуры еще никому не вредил, а вот ее отсутствие - многим.
В продолжение темы, хочу показать несколько примеров, где неверная расстановка знаков препинания испортила общее впечатление от стихотворения или затуманила смысл - создала проблему понимания стихов:
№3
Как снежный дождь серебряным журчаньем,
Струится с щедрых на дары небес,
Торжественным своим снеговенчанием
Деревьям придает столь пышный вес!
(смысл строфы с запятой после «журчаньем» становится непонятным. Подозреваю, что автор имел ввиду:
«Как снежный дождь серебряным журчаньем
Струится с щедрых на дары небес!
Торжественным своим снеговенчанием
Деревьям придает ОН пышный вес!»
хотя… трудно сказать, о чем думал здесь автор…
№4
Покой и нега спит земля укрытая
Огромным покрывалом из снегов
И речка дремлет льдом прозрачным скрытая,
Над всем и вся надежный снежный кров.
Что тут с чем согласовано? Мне думается, что имелось в виду:
«Покой и нега! Спит земля, укрытая
Огромным покрывалом из снегов,
И речка дремлет, льдом прозрачным скрытая.
Над всем и вся - надежный снежный кров».
№5
Пример сознательного неиспользования запятых и точек в конце строк (Кто это правило выдумал? Почему такое небрежение именно к запятым и точкам?)
Канул в лету летний дождь, зарядил осенний
Пробирает душу дрожь, и грызут сомненья:
А тому ли я опять отказала в ласке?
Он хотел на ручки взять, чтобы вместе – в сказку
Там тепло, и молочко в блюдечке с каёмкой
Там коленки под рукой поэтичной, тонкой
Там не капает, там рай для подвальной муры
Нет бы, крикнуть: забирай!.. Зашипела... Дура!
…… и т.д.
№6
Пример стихов с отсутствием запятых в НЕКОТОРЫХ нужных местах, но с добавлением в ненужных, кое-где есть сомнительные согласования фраз и слов. Все это затрудняет понимание текста:
Я ехал через степь и яркая луна,
Светила мне во след – она была полна,
И тень моих побед и тень моих заслуг,
Со мною пробирались с моей душой на юг,
В компании такой смотрелись мы в степи,
Ободранной толпой, склонившись до земли,
Как нам себя понять, как нам себе помочь,
Когда уносит нас от нас в глухую ночь,
Мороз в степи крепчал и полная луна,
Смотрела свысока начало всех начал…
№7.
Ошибки в расстановке знаков, затрудняющие понимание:
Слова живут строкой небрежной
Или отточенной струной;
Удел для многих неизбежный
Родившись, чтобы дать надежду,
В столе лежать, во тьме кромешной,
Оставленными быть порой.
Видимо, интонационно задумано так:
«Слова живут строкой небрежной
Или отточенной струной.
Удел для многих неизбежный:
Родившись, чтобы дать надежду,
В столе лежать - во тьме кромешной
Оставленными быть порой…»
Обратите внимание, как четкая расстановка знаков может привнести в текст дополнительные акценты и облагородить стихотворение!
№8
Пример, где в авторской пунктуации предложения оборваны и по смыслу не раскрыты:
Сверху даровано милости много
Дел человеческих, светлых забот,
Сотни событий… Судила всё строго.
Жизнь захватила, и в водоворот.
Сравните с более продуманным вариантом:
«Сверху даровано милости много:
Дел человеческих, светлых забот, -
Сотни событий… Судила всё строго.
Жизнь захватила и - в водоворот»
Думаю, что примеров достаточно. Хотя, если пройтись по сайту, то в каждом третьем стихотворении можно найти проблему случайной пунктуации.
В заключение, приглашаю вас проверить себя в «тотальном диктанте» Ликбеза -
http://www.stihi.ru/2015/05/03/7920
С уважением, ваша АлКора, 03.05.2015.
Свидетельство о публикации №115050310015