Ползучая деленинизация

24 августа 2012 г. замдиректора Института российской истории РАН Владимир Лавров направил в Следственный комитет РФ запрос о правовой оценке «экстремистских и террористических» воззрений Ленина. Лавров обвинил Ленина в «возбуждении социальной розни и пропаганде неполноценности людей по признаку их социальной принадлежности». Иными словами, в «социальном фашизме», востребующем «новый Нюрнберг».

7 ноября, в годовщину Великой Октябрьской революции, было опубликовано еще одно письмо в Следственный комитет РФ: глава Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) митрополит Илларион Манхэттенский сообщал об «одобрении» Архиерейским Синодом зарубежной церкви инициативы Лаврова.

Налицо попытка десоветизаторов, натолкнувшихся на жесткую позицию общества в вопросе о Сталине, втихую запустить проект «деленинизации» (характерно, что предлагает это Институт российской истории, давняя «вотчина» десталинизатора А.Н.Сахарова). Экстравагантный запрос Лаврова явно призван «раскачать» тему.

Рассмотрим приводимые Лавровым «доказательства» «экстремизма» Ленина.

Первый тип «доказательств» представляет собой вырванные из исторического контекста цитаты, приправленные голословными мифами.

Это миф о «расстреле большевиками мирных демонстраций» в поддержку Учредительного собрания. Но на петроградской «мирной» демонстрации, готовившейся эсерами как вооруженное восстание и разогнанной с минимальным применением силы, у протестующих было изъято оружие вплоть до гранат. 

И миф о «страшных ленинских концлагерях». Притом, что в Первую мировую войну концлагеря были обычной практикой. Что через концлагеря белых прошли тысячи людей. Что один Колчак на подвластной ему территории создал 41 концлагерь...

И цитата из Ленина о «наказании Латвии и Эстонии». Речь на деле шла о наказании люто зверствовавших банд Балаховича, которым Польша и страны Антанты давали приют. Распоряжение Ленина имело практическим последствием разоружение поляками в присутствии представителя Советской России перешедших на польскую территорию бандитов Балаховича.

И еще одна цитата из телеграммы Ленина – об усмирении пензенского восстания 1918 г. Известно, что Гражданская война, немецкая оккупация и восстание белочехов блокировали поступление хлеба с Украины, Поволжья, из Сибири и с Северного Кавказа. Прекращение поступления хлеба из Пензенской губернии грозило стране реальным голодом. Восставшими были зверски убиты 8 человек. При подавлении восстания – расстреляны 13 главарей.

Приведем несколько свидетельств альтернативных «неэкстремистских и нетеррористических» воззрений белых:

Приказ коменданта Макеевского района Сибири от 10 ноября 1918 г.: «Рабочих арестовывать запрещаю, а приказываю расстреливать или вешать; приказываю всех арестованных рабочих повесить на главной улице и не снимать три дня»;

Приказ особого уполномоченного адмирала Колчака С.Розанова, губернатора Енисейской и части Иркутской губернии от 27 марта 1919 г.: в селениях, не выдающих красных, «расстреливать десятого»; сопротивляющиеся селения сжигать, а «взрослое мужское население расстреливать поголовно», имущество и хлеб полностью отбирать в пользу казны; заложников в случае сопротивления односельчан «расстреливать беспощадно»;

Приказ Колчака в августе 1918 г.: «Гражданская война по необходимости должна быть беспощадной. Командирам я приказываю расстреливать всех захваченных коммунистов. Сейчас мы делаем ставку на штык»;

Указание генерала Корнилова в Новочеркасске в 1918 г. (по воспоминаниям его ближайшего сподвижника А. Суворина, опубликованным в 1919 г.): «Не берите мне этих негодяев в плен! Чем больше террора, тем больше будет с ними победы!».

Закон Особого совещания при Деникине от 15 ноября 1919 г: все, кто содействовал осуществлению задач Советов, а также те, кто участвовал «в сообществе, именующемся партией коммунистов (большевиков), или ином обществе, установившем власть Советов раб., сол. и кр. депутатов» подвергаются «лишению всех прав состояния и смертной казни». То бишь смерти подлежали не только все члены партии большевиков, но и все им помогавшие...

Отрицать массовость белого террора не приходится, цифра в 300 тысяч жертв называется либеральным историком В.Эрлихманом. При этом по оценке работающего сегодня в архивах спецслужб историка О.Мозохина, «со всеми оговорками и натяжками число жертв органов ВЧК можно оценивать в цифру никак не более 50 тысяч человек». Но главное – обуздать стихию Гражданской войны и сохранить государство смогли лишь большевики.

Вернемся, однако, к приводимым Лавровым «доказательствам» «экстремизма» Ленина. Второй их тип – это оборванные и извращенные цитаты.

Например, цитата из статьи Ленина, «творчески» названная Лавровым «Расстрелять интеллигентов!». В реальной статье Ленина «Как организовать соревнование?» речь шла о «войне не на жизнь, а на смерть» – но не с интеллигентами, а с тунеядцами. В том числе, войне вполне конкретным преступникам, «жуликам и хулиганам» – слова, Лавровым из цитаты изъятые. Среди осуществляемых путей исправления тунеядцев (таких, как чистка сортиров и общественное осуждение) значилось и изъятое Лавровым «быстрое исправление путем условного освобождения». Лишь стараниям Лаврова данная статья Ленина выглядит как указание к расправе.

Третий тип – просто фальшивки.

Центральная среди них – о расправе над духовенством. Это одно из основных обвинений Лаврова Ленину: мол, «ленинские распоряжения убить как можно больше духовенства являются человеконенавистническими, преступными и экстремистскими». В доказательствах – поддельное письмо Ленина Политбюро от 19 марта 1922 г. с указанием о расстреле духовенства. Данная фальшивка впервые увидела свет в 1970 г. в эмигрантском парижском журнале «Вестник русского студенческого христианского движения», издаваемым Никитой Струве.

И это – не просто совпадение. Лавров – представитель группы историков, близких к белоэмигрантскому «Народно-трудовому союзу» (НТС), один из авторов двухтомника «История России. XX век». Еще один автор этого издания – тот же Никита Струве.

Об этом широко рекламируемом двухтомнике необходимо вкратце сказать отдельно. Начинал издание Солженицын, но даже он не пожелал дать ему свое имя. Черносотенно-погромное издание изобилует искажениями текста и фальшивками. В частности, авторы отрицают Великую Отечественную войну, называя ее «советско-германской», используют такие откровенные фальшивки, как «докладная записка Берии от 21 июня 1941 г.», приводят абсолютно ложные цифры соотношения военных потерь Германии и СССР.

Еще одним автором издания является ярый десталинизатор Юрий Пивоваров. А один из самых восторженных отзывов книге был дан другим десталинизатором, Сергеем Карагановым («Российская газета», март 2010 г.): «Два этих тома нужно читать всем, кто хочет быть сознательным русским, кто хочет покончить с русской катастрофой XX века».

Редактор двухтомника профессор МГИМО Андрей Зубов долгое время состоял в руководящем совете «Народно-трудового союза», 11 авторов издания – члены НТС. Концепция двухтомника основана на вышедшем в 2008 г. издании НТС «Две России ХХ века. Обзор истории 1917–1993». Высказав в 2010 г. надежду на «канонизацию концепции» данного издания (эмигрантский журнал «Русское слово», №4), видный деятель НТС Борис Пушкарев попутно констатировал, что это «уже отчасти так», так как «двухтомник А.Б.Зубова основан в значительной мере на наших текстах».

НТС, исторически тесно связанный с западными разведками, оказывавший во время войны поддержку РОА и Власову, безусловно, имеет собственную историческую концепцию. И на пути ее навязчивой «канонизации» делаются все новые шаги. Так, в феврале этого года в «Новой газете» статьей, разоблачающей 23 февраля, открылась постоянная историческая рубрика соавторов зубовского двухтомника. (Кстати, основной официальной точкой распространения журнала НТС «Посев» является сегодня киоск «Новой газеты»...)

Лавров в своем запросе в Следственный комитет ссылается на анафему, наложенную на большевиков патриархом Тихоном. Однако сегодняшняя РПЦ – сергианская. И не случайно именно об анафеме, наложенной 22 января 1970 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ, писал в этом году Лавров в своей статье в «Совершенно секретно» (опубликованной к дню рождения Ленина). По версии Лаврова, поскольку в 2007 г. РПЦ и РПЦЗ достигли единства, «указ считается легитимным для РПЦ». То, что это на самом деле не так, подтверждает и отколовшаяся от РПЦЗ ввиду ее сближения с РПЦ часть, требующая публичного покаяния и отказа Московского патриархата от «ереси сергианства», и очевидное сохранение по многим вопросам у РПЦ и РПЦЗ разных позиций. Например, по вопросу о реабилитации Власова, которого зарубежная церковь во время войны поддерживала.

По той же причине в законодательном осуждении Ленина сегодня так сильно заинтересована именно РПЦЗ. Отдельные представители РПЦ тоже говорят о «правовой оценке деятельности большевиков». Но, к примеру, тот же протоиерей Чаплин, говоря об этом в апреле 2011 г., тут же добавляет, что «советское общество все же ставило перед собою великие цели». Но есть и совершенно иная концепция, емко сформулированная в 2010 г. Лавровым на Радио «Свобода»: «Сталина подпитывали темные силы... Он молился дьяволу во время войны... Мы не являемся никакими продолжателями и правопреемниками СССР. От СССР надо тоже отказаться. На свалку такую историю...».

Будучи представителем вышеописанной группы историков, Лавров одновременно – представитель фонда «Возвращение», выступающего за тотальное переименование советских названий. Другой известный соучредитель фонда – нынешний министр культуры В.Мединский.

Сразу после своего назначения в мае этого года Мединский предложил сменить советские названия, а также заявил, что «по его личному мнению» тело Ленина должно быть вынесено из Мавзолея. Показательна при этом проговорка Мединского на «Эхе Москвы»: мол, число поддерживающих вынос Ленина можно увеличить до 90%, если вести «правильную просветительскую работу».

После назначения Мединского десоветизации облика городов резко активизировалась. За прошедшие полгода была переименована часть улиц г.Кирова («Возвращение» призывает сегодня к переименованиям там еще ряда улиц и самого города – в Вятку), Петергофа, Иваново, Плеса... Переименования одобрены и готовятся в Нижнем Новгороде, Иркутске, Сочи, Кимрах... Характерно, что нынешнюю годовщину Октябрьской революции Мединский «отметил» в Кирове, агитируя за переименования.

Параллельно повсеместно демонтируются, «ссылаются» с главных площадей и направляются на бессрочную реконструкцию памятники Ленину. В Барнауле на место Ленина символически водружен монумент столыпинскому «Его Величеству Крестьянину» (попробовал бы автор проекта назвать так памятник в царские времена!).

В обществе данная «ползучая деленинизация» вызывает сопротивление, в котором региональные ячейки «Суть времени» активно участвуют.

«Деленинизаторы» спешно организуются. 27 сентября «Память» и «Возвращение» Мединского учредили оргкомитет «За вынос Ленина!». Оргкомитет назначил «ответственных за координацию трех своих крыльев»: за «либерал-демократическое крыло» будет отвечать Андрей Черняков (советник главы правозащитного «Комитета за гражданские права»), за «черносотенно-монархическую составляющую православного крыла» – Леонид Симонович-Никшич (сопредседатель «Союза русского народа», глава православного ордена «Дракула»), за «националистическо-фанатское крыло» – Дмитрий Демушкин (лидер «Русских»).

12 ноября властные возможности оргкомитета «За вынос Ленина!» явно возросли: глава «Комитета за гражданские права» Андрей Бабушкин (чьим помощником является организатор «либерально-демократического крыла» антиленинского комитета Черняков) был введен в состав федотовско-карагановского Совета при президенте РФ по правам человека. В сочетании с постом министра культуры – позиции у комитета уже не слабые.

Одним из основных «двигателей» перестройки были националистическая «Память» и либеральный «Демократический Союз» Новодворской, представлявшие собой два неформальных крыла «Народно-трудового союза». Нынешние проектировщики перестройки-2 не стесняются объединять погромщиков (та же перестроечная «Память») и либералов уже открыто. А за их спиной вновь стоит НТС с его призванной быть «канонизированной» концепцией истории.

Перефразировав Ленина, можно сказать по поводу данной концепции. «Либо она уничтожит Россию, либо Россия отторгнет эту концепцию». И не надо песен на тему о любви к другой России. Все уже ясно, господа! Деленинизация – только предлог. И в своей борьбе с вами исходить мы будем из этого.


Рецензии