тс 92. Испытав гравитацию речи...

Испытав гравитацию речи,
Даже камень становится вещим.
Исполать именам человечьим,
Что над тьмою забвения блещут!

Кто прошёл испытанье глаголом,
Исповедует силу молитвы,
Остаётся смиренным и голым
Посреди разыгравшейся битвы.

И у края распахнутой бездны,
Молча Божьему Слову внимая,
Кроткий дух обернётся железным,
Все страданья, как дар, принимая.

2013 год. Из книги "Тропой света" (2014)

Иллюстрация Лары Нуар, Елены Зерновой


Рецензии
страдания нужны не для страданий, а для осознания ценности всего доброго
и настоящего. самодеятельный мазохизм, в том числе и очень коллективный,
не может служить Богу, и без доброго разумения всё в большей
или меньшей степени мазохизм

Серж Конфон 3   23.12.2019 07:59     Заявить о нарушении
Простите, Серж, тут либо Вы меня не поняли, либо я Вас...
О каком мазохизме речь? Я сказала совсем о другом.
Тем не менее, благодарю, что откликнулись!
С уважением - Елена.

Елена Зернова   23.12.2019 13:43   Заявить о нарушении
я тут просто дополнил Ваш односторонне выраженный взгляд большей широтой взгляда на разнообразие страданий и отношений к ним и главный акцент сделал на важности
доброго разумения при этом, к нему не мешает добавить и чуткость. нельзя подгонять
это под какой-то единый шаблон

Серж Конфон 3   23.12.2019 13:58   Заявить о нарушении
Мдааа... Вот уж воистину, "Нам не дано предугадать..."
Почему-то сразу вернулась к только что сказанному о двух и более сторонах медали. Простите, но мне кажется, что на этот раз Вам удалось разглядеть только одну. :)
И тем не менее, благодарю Вас за внимание, Серж!
С уважением и самыми добрыми пожеланиями - Елена.

Елена Зернова   23.12.2019 14:20   Заявить о нарушении
а что мне по-вашему не удалось разглядеть?

Серж Конфон 3   23.12.2019 14:22   Заявить о нарушении
Видите ли, стихи совсем не о том, на что Вы обратили внимание, Серж. Дело даже не в упомянутом слове "страдания", поскольку я говорю не о них, как таковых, а о ДАРЕ страданий. Это не просто нюанс, это уже, как минимум - две стороны медали :), даже в этой единственной строке. Мне кажется, выхватив слово из контекста, Вы увлеклись своими собственными рассуждениями и вынесли за скобки само стихотворение.
Ну, что ж, почему бы и нет. Только тогда, как мне кажется, не стоит давать оценку всему стихотворению, а необходимо оговориться, что имеется в виду только некое слово, послужившее стимулом к Вашим собственным рассуждениям, по сути, к стихотворению не имеющим никакого отношения.

Елена Зернова   23.12.2019 14:48   Заявить о нарушении
Серж, я сейчас перечитала наш диалог, за который Вас и благодарю, и мне показалось необходимым пояснить очень важные моменты, касающиеся уже сказанного, нисколько его не отменяя.

Думаю, что образ медали из другого, прокомментированного Вами, стихотворения и Ваш комментарий к нему очень подходят для выражения моей мысли, поэтому я ими снова воспользуюсь. Тем более, что и в этом диалоге Вы упомянули некую ОДНОСТОРОННОСТЬ моего взгляда, и я, в свою очередь, тоже вернулась к образу медали и её сторон.

Представим, что медаль - это обсуждаемое здесь стихотворение. Вы, человек мыслящий, у которого "внимательный, незашоренный штампами взгляд" (С), пристально разглядываете эту медаль СО ВСЕХ СТОРОН. Ваш взгляд не останавливается на одной стороне этой медали, Вы замечаете не только то, что у медали две стороны, но есть ещё и ребро - это совершенно Ваши слова из предыдущей рецензии. Замечательно! Но пойдём дальше. И что же мы видим? Буквально, следующее: Вы говорите о том, что видите НА поверхности медали, пусть и со всех возможных сторон, а я говорю "Блажен, кто видит СКВОЗЬ две стороны медали". То есть, представьте себе человека, не только способного увидеть эту медаль прозрачной, как увеличительное стекло, объединить две стороны в единое целое, но и разглядеть нечто, находящееся ЗА ними. Согласитесь, что "НА" и "СКВОЗЬ" - совершенно не одно и то же.

В рецензии на это стихотворение Вы пишете об увиденном Вами в моей СТРОКЕ "мазохизме". Откуда он у Вас взялся? А он появился именно потому, что Вы смотрите "НА" две стороны медали, а не "СКВОЗЬ" них и в этом случае. Вы прочли слова "страдания" и "дар" и сделали вывод о наслаждении страданиями. Но если внимательно прочитать всё стихотворение, то Вы увидите, что я говорю совсем о другом. Не буду заниматься профанацией, препарируя всё стихотворение, возьму только один образ, заключённый в этих строках:

"Остаётся смиренным и голым
Посреди разыгравшейся битвы".

Достаточно представить себе человека, вдруг остановившегося в центре кровавой битвы. Вокруг летят стрелы, свистят мечи, разят копья, а он при этом не только отбрасывает в сторону своё оружие, но сбрасывает и доспехи. Его сила духа настолько велика, что он не просто прекратил участвовать в кровавой бойне, но смог создать вокруг себя пространство мира и любви... Человек, стоящий посреди поля битвы, прошёл Путь страданий, воспринимаемых им как ДАР.

Вот, пожалуй и всё, чем я хотела дополнить наш диалог.

С уважением и благодарностью за внимание к моим стихам - Елена.

Елена Зернова   23.12.2019 23:44   Заявить о нарушении
а если человек любые страдания (и те, которые идут на пользу, и те, которые
идут ему и ближним явно во вред) будет принимать как дар, Вы можете сказать,
что это будет ему и другим на благо?

Серж Конфон 3   24.12.2019 10:02   Заявить о нарушении
я попытался заметить, что не любые страдания и не в любой обстановке правомерно
называть даром и старался обратить на это Ваше внимание, но Вы почему-то пропустили это мимо ушей. я вообще не давал тут оценку Вашему стихотворению,
а только сделал замечания по его теме. Вы в этом стихе написали "ВСЕ страдания,
как дар, принимая", а я говорю тут, что не следует ВСЕ страдания принимать
в качестве дара, что абсолютно по теме стиха, только не совпадает с высказанным Вами суждением. одно дело, когда мы высказываем одностороннее суждение (со всеми это когда-то бывает), и совсем другое дело, когда мы этот односторонний взгляд
берёмся отстаивать, как достаточно полный. видеть "сквозь" ситуацию, явление
и душу человека то, что хочется, вместо того, что есть на самом деле- это
по-вашему хорошо? и я как раз пишу о том, что внутри, а не на самой поверхности.
я не могу судить о Вашей изначальной концепции стиха и спорить с ней,
я, наоборот, предполагаю, что она была глубока и хороша, но что-то в её отображении словами пошло не так. честно говоря, слова для выражения мыслей
в этом стихе следовало бы выбирать более тщательно: они весьма расплывчаты
и далеко не для всех доступны (надеюсь, что целью стиха не была зашифровка мыслей
и употребление красивых выражений. а что касается "мазохизма", то Вы похоже
тут совсем ничего не поняли. это понятие в моих словах никоим образом
не остосится к Вашим строкам, а как раз наоборот говорит о том, что Вы упустили
из поля своего внимания

Серж Конфон 3   24.12.2019 10:43   Заявить о нарушении
я не делал вывод о "наслаждении страданиями", а сказал о том, что кроме приведённого Вами отношения к страданию и ситуации, описываемой в вашем стихе
есть ещё множество других отношений и ситуаций, и поэтому Ваш стих не может
претендовать на полноту и ясность раскрытия темы (у Вас сказана не ложь,
а только малая часть правды)

Серж Конфон 3   24.12.2019 10:50   Заявить о нарушении
и кому какая польза от смиренности и пассивности этого человека на поле битвы?
врагам, наверно, польза... другое дело, что не в любую битву и не за любые цели следует вступать... его сила духа настолько низка, что он не смог решить
до битвы, участвовать ему в ней или нет, а когда битва разыгралась, оказавшись
на поле боя, он просто дезертировал (либо просто слепо оказался в ненужное время
в ненужном месте). никто в одиночку не может создать вокруг себя пространство любви и мира, сама любовь в одиночку в жизни не осуществляется- в одиночку она только может хранится в сердце

Серж Конфон 3   24.12.2019 11:03   Заявить о нарушении
я бы ещё как-то Вас понял, если бы этот человек стоял вне поля конкретной битвы
(какой именно?). и то, что Вы мне тут предложили, больше не на диалог,
а на Ваш монолог похоже...

Серж Конфон 3   24.12.2019 11:08   Заявить о нарушении
Серж, мне кажется, что сейчас ЭТО похоже именно на Ваш монолог, а не на мой :)

Я попыталась пояснить Вам свою точку зрения. Спасибо большое, что Вы подробно разъяснили Вашу. Я Вас услышала. Из всего, Вами сказанного, я, на мой взгляд, выбрала главное.

Первое. Вы сказали: "одно дело, когда мы высказываем одностороннее суждение (со всеми это когда-то бывает), и совсем другое дело, когда мы этот односторонний взгляд берёмся отстаивать, как достаточно полный".

Скажу коротко: я бы НИКОГДА не взяла на себя смелость заявлять, что говорю в стихах, выражая НЕ МОЙ ЛИЧНЫЙ взгляд на вещи, а претендую на некую ПОЛНОТУ, то есть говорю, выражая ОБЩУЮ точку зрения или хотя бы точку зрения БОЛЬШИНСТВА. На мой взгляд, это было бы слишком смело с моей стороны - по крайней мере. Так что ничего, кроме моих собственных мыслей, которые могут либо совпадать с чьими-то ещё, либо не совпадать вообще ни с чьими, в моих стихах нет и быть не может. Говоря Вашими словами, приведёнными Вами в скобках, СО МНОЙ это бывает постоянно.

Второе. Вы сказали: "я вообще не давал тут оценку Вашему стихотворению, а только сделал замечания по его теме".

Я уже ответила Вам на это выше: то, о чём Вы говорите, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМОЙ моего стихотворения. И, как я заметила, стихотворение-то как раз Вас и не интересует. Я не вижу смысла продолжать, поскольку предпочитаю обмен мнениями, а не спор. Мнениями мы обменялись, спасибо. К тому же, предмет разговора у нас разный: я предпочитаю говорить о СТИХАХ, а Вы философствуете о ДВУХ вырванных из контекста словах. Повторяю: это Ваше право. И я, как автор этих стихов, уже ответила Вам достаточно подробно.

Что касается всего остального, повторюсь: я Вас услышала.

С уважением и пожеланием всего самого доброго - Елена.

Елена Зернова   24.12.2019 15:50   Заявить о нарушении
ничего плохого в отображении большей (и не только своей) полноты нет,
надо только стараться, чтобы это было достаточно объективно

Серж Конфон 3   24.12.2019 15:55   Заявить о нарушении
я ведь к Вашему стиху изначально и не предъявлял претензий, а только постарался
дополнить его более широким пониманием темы

Серж Конфон 3   24.12.2019 15:59   Заявить о нарушении
насколько невозможно быть всё время в общении только с самим собой,
настолько же и невозможно находиться в чисто собственных мыслях,
никак не сообщаясь с чужими мыслями

Серж Конфон 3   24.12.2019 16:04   Заявить о нарушении
я не философствую о двух словах- это тут как раз делаете Вы,
а поднимаю фактически вопрос о необходимости честного и объективного
отношения к таким понятиям как "страдание" и "дар". для Вас это просто слова,
а для меня это отношение к окружающей нас жизни. и ещё раз повторяю,
что первое очень часто неравно второму. или Вы возьмётесь это опровергнуть?

Серж Конфон 3   24.12.2019 16:14   Заявить о нарушении
если бы Вы меня услышали (если только Вам не абсолютно безразлично,
какое содержание и как Вы в своих стихах передаёте), Вы бы не написали то,
что тут мне написали

Серж Конфон 3   24.12.2019 16:19   Заявить о нарушении
Серж, позвольте представиться: меня зовут Елена.

На Ваши последние замечания:

1. "ничего плохого в отображении большей (и не только своей) полноты нет,
надо только стараться, чтобы это было достаточно объективно"

Мне совершенно не интересны стихи, в которых автор выражает объективную, то есть ОБЩУЮ точку зрения. И, наоборот, мне крайне интересны ОРИГИНАЛЬНЫЕ мысли и переживания любого автора, вне зависимости от того, согласна я с ними или нет.

2. "насколько невозможно быть всё время в общении только с самим собой, настолько же и невозможно находиться в чисто собственных мыслях, никак не сообщаясь с чужими мыслями"

Когда автор публикует стихотворение - это уже говорит о том, что его интересует мнение читателей, а по максимуму, в лучшем случае, он выражает желание быть понятым хотя бы малой частью своих читателей. Возможно, кто-то думает иначе, но я думаю так.

Так что, Серж, и эти Ваши слова не имеют ко мне никакого отношения.

Елена Зернова   24.12.2019 16:22   Заявить о нарушении
объективная точка зрения - вовсе не обязательно общая, а нередко и совсем
не совпадает с расхожей или навязываемой за общепринятую - она более разносторонняя, более чёткая и более честная

Серж Конфон 3   24.12.2019 16:33   Заявить о нарушении
оригинальные мысли и переживания не должны быть бредовыми фантазиями, оторванными от существующей реальности и необходимой действительности, и главное в них-
не оригинальность, а какие в них ценности, и как точно, полно, образно и доступно
они переданы

Серж Конфон 3   24.12.2019 16:41   Заявить о нарушении
но Вас же мой взгляд не интересует, когда он не совпадает с Вашим...

Серж Конфон 3   24.12.2019 16:42   Заявить о нарушении
Вы тут в значительной части выразили желание не быть понятой читателями,
а быть зашифрованной от них, как бы "быть выше них"

Серж Конфон 3   24.12.2019 16:45   Заявить о нарушении
Серж, если бы Ваша точка зрения меня не интересовала, я не стала бы попусту терять время на столь длинный разговор. Мне кажется, Вы не можете пожаловаться на то, что я проигнорировала её. Другое дело, что наши точки зрения не совпадают, и в этом нет ничего плохого, даже наоборот. Но Вам не кажется, что наша беседа давно зашла в тупик и её пора сворачивать?

Елена Зернова   24.12.2019 16:52   Заявить о нарушении
но Вы же не вслушались ни в одно моё слово. и у Вас есть большая слабость:
Вы нередко подменяете и расчленяете определённые понятия

Серж Конфон 3   24.12.2019 16:57   Заявить о нарушении
Вы отреагировали весьма рефлективно, не вникая по-настоящему в суть ответов
и истолковывая всё по-своему. к сожалению, подобная нечуткая рефлективность
весьма распространена среди женщин (среди мужчин меньше)

Серж Конфон 3   24.12.2019 17:02   Заявить о нарушении
для меня несколько странно это наблюдать с Вашей стороны, так как у Вас душа
весьма чуткая к природе (хотелось бы думать: и ко многим другим душам),
и Вы совсем не плохая художница, нередко схватывающая и с душой передающая
значимые моменты, а через них- и более широкое отношение к жизни...

Серж Конфон 3   24.12.2019 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.