Константин Сергеевич Станиславский Цитаты и Афориз

75 % того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.
***
Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным.
***
Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актёру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю - физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой. Если же идти обратным путем и начать думать о чувстве и выжимать его из себя, то сейчас же случится вывих от насилия, переживание превратится в актёрское, а действие выродится в наигрыш).
***
Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.
***
Говорите глазу, а не уху. Глаза самый чуткий орган, приводящий к чувству мысли.
***
Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.
***
Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды.
***
Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет… Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать. - В чём счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу - талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность.
***
Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.
***
Жить - это значит действовать.
***
Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале - то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования.
***
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
***
Когда играешь злого, ищи, где он добрый.
***
Либо вы (режиссёр) инициатор творчества, а мы (актёры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет?
***
Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.
***
Мы ненавидим театральность в театре, не любим сценичное на сцене. Это огромная разница.
***
Не верю! (его режиссёрский приём)
***
Не всякая правда - красота, но всякая красота - правда.
***
Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности.
***
Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплеванном полу.
***
Нет более слепого, чем тот, кто не желает видеть.
***
Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол.
***
Понять - значит почувствовать.
***
Правда без жизни, а жизнь без правды существовать не могут.
***
Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.
***
Раньше я отвечал, что режиссёр - это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому. Потом я говорил, что режиссёр - это повитуха, которая помогает родиться спектаклю, новому произведению искусства. К старости повитуха становится иногда знахаркой, многое знает; кстати, повитухи очень наблюдательны в жизни. Но теперь я думаю, что роль режиссёра становится всё сложнее и сложнее.
***
Сначала убедись, а потом уж убеждай.
***
Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
***
Талант - это желание работать, а во-вторых, работоспособность.
***
Театр начинается с вешалки.
***
Трудное надо сделать привычным, привычное - легким, а легкое - приятным.
***
Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.
***
Фантазия, как и воображение, необходима художнику.
***
Хорошие декорации для любителей - спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актёрских и режиссёрских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя.
***
Что такое талант? - Душа.
***
Чувство зафиксировать нельзя.
***
Это закон дешёвого, провинциального театра - вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!
***


Рецензии