Её книги сами, как стихи
Мы говорим – поэт состоялся.
Разные на этот счёт есть критерии.
Моё мерило это, как говорил И.Бродский, когда стихотворение «колоссальный ускоритель сознания».
Когда на подсознательном уровне через стих возникает ощущение своего духовного обновления и инсайта, то есть потребности самоанализа, которая в свою очередь взывает к переоценке многих сущностей.
В настоящих стихах только единство мысли и эмоции создают завораживающий эффект. А ещё присутствие в стихотворении, трудно поддающегося определению чуда, авторского стиля, образности, чувства времени.
Именно это и дарит читателю наслаждение поэзией.
Что-то увлеклась абстрактными умозаключениями.
А в руках у меня конкретика – новые книги стихов Елены Талленики*.
Ещё не открывая, всегда пленяют сами её книги.
У меня их уже девять.
И каждый раз удивляюсь тому чувству, которое возникает при прикасании к этим книгам…
В оформлении, а Елена сама разрабатывает дизайн обложки, уже ощущаешь её поэтику. Её самобытность, энергетику и загадку….
Что ждёт читателя от новых книг - «Из ощущений…», «Сказки сновидений…» ??
«Я буду рядом» -
из ощущений
родится жест,
категоричен –
и нет в нём грации.
и нет тепла –
я буду рядом
не потому что
должна быть здесь,
а потому что –
последнею каплею истекла…
В каждом своём стихотворении Елена истекает последней каплей…
Немыслимо оправдывать войну:
любая цель –
мишенью по живому,
бог – в снайпере и пуле из свинца,
лежащей жертве
и желанье мстить…
Он делает усилие за меня,
и сам нейтроном
начиняет бомбу…
Я делаю усилие за него.
Хоть не готова никого простить….
Во многих стихах сборника, как и в более ранних книгах, встречаешься с тревогами, которые гнездятся в глубинах её души.
Книги сложены стопкой с завещанием
«Только любимым» -
Уезжая надолго, я всегда оставляю свой след –
Вдруг уже не вернусь…поворот в Альпах
Может быть мимо –
Там реально опасно…
Притягательность «там реально опасно» в том, что автор всегда идёт по лезвию ножа.
По правилам ей нужно уступить,
по логике
ей уступать не нужно…
Натужно тросы с тягами тяни и будь готов к судьбе
Из-за угла…
Поэзия Елены актуальна тем, что она ставит проблемы, волнующие человека во все времена, а сегодня особенно..
Здесь раздумья о судьбах людей вне расы, цвета кожи и вероисповедания.
Интересно и то, как переплетается в стихах сочетание конкретного с абстрактным, индивидуального и универсального.
Это высокий уровень, когда поэт отражает явление вне себя, но пропущенное сквозь призму своего видения.
Это привкус воды или кровь пролилась?
До истока ручья – ночь пути на осле.
Здесь не видно следов, донник тих – дрёмы власть.
Но вода принесла этот вкус, как послед.
Значит, где-то война варит рис в двух котлах,
Опрокинутый третий – от потерь легче воз…
В стихах, которые сейчас читаю, как в капле воды, присутствует много смыслов, много оттенков.
Елена использует нестандартные методы выражения своих чувств и дум.
Часто это смущает читателя.
Но читателю и необязательно проникать в технику стиха.
Образность стихов, их динамика позволяют перенести эмоции автора на свои ощущения, возможно даже от противного, но что-то изменить в своём отношении, в своём восприятии текущих дней.
А если перевёрнута земля – небесный дождь
Не проберёт до нитки.
Категоричность слова «никогда» - в любом контексте
сущее вранье.
Поэтому я радуюсь всему…картина мира
не созвучно Шнитке,
но всё же наступает новый день и светит солнце –
через туч рваньё…
При прочтении стихов Елены рисуются картины чёрно-белые и розовые, пробуждается воображение, включается мозг…
Мне всегда бывает трудно выходить из ауры поэта.
Талант?
Бесспорно, но здесь ещё и личность, и труд, и биография девочки, лишенной родителей.
Её воспитывали четыре бабушки, все живущие в разных городах.
«Скитание» от одной к другой между Таллинном, Петербургом, Москвой и Чебоксарами и было её воспитанием: от книксена до цыганской школы, в которой ей «посчастливилось» поучиться в первом классе.
Прямо скажем, жизнь её не баловала, но в сложившемся многообразии и обогатила ранним пониманием, что есть добро и зло, что есть настоящее… и фальшивое.
Читаю сказки.
И невольно улавливаю в них многое, что было в биографии самой Елены.
В сказке « Лесная разбойница» она пишет: «Ты, верно, думаешь, что принцессой может стать любая дурочка, если только выйдет замуж за принца?
О нет! Принцессой нужно родиться. И предварительно ею зачатой. А кто может зачать принцессу? Скажешь, что король с королевой? Опять неправ …
Да кто угодно!.....важно, кто её потом воспитает…».
Ныне, когда прилагательные – гениальное, неповторимое …. девальвируются быстрее рубля, не хочется многословия и льстивых нот.
Хочется просто поставить знак: Талленика - равняется - поэт.
Не боясь пафоса, поэт от Бога и…..судьбы.
----
*http://www.stihi.ru/avtor/tallennikayaho
Свидетельство о публикации №115042901552