Поэтика перебранок. Ох уж эти викинги...

Привет вам, дорогие авторы.


На Очарованном Замке мы привыкли к дуэлям. На Единомышьленниках мы дрались на подушках. Чем же займутся игроки в данном проекте?

Поэтика перебранок.

В целом перебранки  не одобрялись, оскорбления наносились в исключительных случаях и назывались "ниды".


"Никто не должен делать устного нида
о другом человеке, ни древесного нида.
Если о ком-то такое станет известно
и будет доказано, что он сделал
это, то он будет объявлен вне закона"
 
Законы Гулатинга



По сравнению с панегирической поэзией скальдов примеры хулительных стихов (нида – древнеисланд. ni;) до нас почти не дошли. Их фрагментарность, обычно объясняемая плохой сохранностью текстов, и необычная даже для скальдической поэзии темнота содержания делают их минимально доступными чисто логическому анализу и мотивируют отсутствие интереса к ним со стороны исследователей.
Отношение к ниду не всегда было однозначно отрицательным, несмотря на то, что всякий, будучи потенциальной жертвой, боялся и избегал скальда-хулителя. Иногда сочинение нида могло быть даже одобрено обществом, особенно в тех случаях, когда объектом хулительных стихов были чужаки, нарушившие права и интересы исландцев. Сочинитель нида, говоривший от имени большой группы людей или даже всей страны, пользовался огромным авторитетом, который способствовал усилению психологического эффекта, производимого нидом на жертву.

"Перебранка" (senna) как название жанра появилась под влиянием эддической "Перебранки Локи" (Lokasenna), представляющей собой поэтическое состязание персонажей в поношении друг друга.   По содержанию поношение в перебранке и в ниде достаточно стереотипно и обычно сводится к обвинениям в несоблюдении нравственных запретов: проявление трусости, невыполнение долга чести – неспособность отомстить, а также в нарушении алиментарных табу – пожирание трупов, питье урины и пр.


В отличие от нида, содержащего только хулу, в перебранке момент самовозвеличивания не менее важен, чем уничижение противника, поэтому похвальба и поношение представлены в ней в варьирующихся пропорциях.

(представляете, как мы порезвимся?)**************


Цель "сравнения мужей" состоит в провозглашении и аргументации каждым из оппонентов собственного превосходства и в посягательстве на престиж собеседника, что тактически осуществляется оспариванием равенства. В отличие от нида, часто оскорбляющего высшего по социальному статусу (нередко конунга), равенство оппонентов (физическое, нравственное, включающее и вербальную деятельность, генетическое, социальное и пр.) входит в необходимое исходное условие этого жанра.
Само поношение в "сравнении мужей" и перебранке представлено иначе, чем в ниде. Если в ниде обвинение подчеркнуто неправдоподобно, то в перебранке (и в "сравнении мужей") оно обычно основывается на "предварительном инциденте" – определенном событии из жизни оппонентов, снабженном детальной информацией о месте, длительности, именах других участников.


Наиболее характерная черта перебранок состоит в том, что оспаривается не истинность "предварительного инцидента", а только его интерпретация.   Вне зависимости от того, как он решается, т.е. признаются ли справедливыми взаимные оскорбления (сцена перебранки тогда рассматривается как источник сведений о предыстории сюжета и его основное событийное ядро  или, напротив, вся сцена трактуется как не имеющее отношения к действительности развлекательное отступление, дающее представление об особенностях германского этикета, торжествует в перебранке не истина, а искусство вербальной хулы и похвальбы.


(как это нам нравится!) ****************


 Победа в споре зависит от того, насколько удачно одному из оппонентов удастся создать наихудшую из возможных версий определенных событий (хула) и наилучшую из возможных интерпретаций тех же событий (похвальба).
Перебранка, как и нид, происходит публично, но в отличие от последнего – обычно на пирах, и часто, помимо состязания в искусстве поношения, включает испытание винопитием. Так, в перебранке, описанной в "Саге об Одде Стреле", каждый из состязающихся должен выпить полный рог вина перед тем, как сказать очередную хулительную строфу.

Пример:

"Гюрд расчесывает теперь желтый пробор
золоченым гребнем".
 
Оппонент:
 
"Вышел ты из женщины,
толстое твое пузо".



********************
Я думаю, все пришли в неописуемый восторг.


Рецензии