Жар-птица - в сердце у рассвета

Глашатай
(поэтические философемы,
Реплики, эссе)

25.04.2015

Жар-птица – в сердце у рассвета
(ветер бесчинствует холодный…)

Эпиграф:

Уж вечерний не слышится звон -
Мне никто на земле не судья.
Лишь, взмахнув журавлиным крылом,
За собою поманит судьба.
Я за ней под осенним дождем
Поспешу на беду или радость,
Чтоб потом не жалеть ни о чем
И до дна выпить то, что досталось.

Судьба-судьбинушка зовет,
Рябиной красной обожжет,
Плакучей ивой обовьет
И слезы горькие прольет.
Судьба-судьбинушка моя,
Подруга ты, неверная,
Но пред тобой, надменная,
Не преклоню колени я.
Владислав Медяник, песня «Судьба-судьбинушка».

***

Всегда рассвет не долго длится,
Но в сердце у него жар-птица –
И, улетев, она к нему
Вернется, побеждая тьму.

Так было в прошлом,
И сегодня в гнезде огня
Пусто и сыро,
Ветер бесчинствует холодный,
И нет судьбы в пределах мира!

***
Резюме:
    Дорогие читатели!  Человек так сложен, что сменяющие друг друга эпохи   не смогли ответить -  к чему стремится человек, или какова его судьба. История предлагает такой сюжет: однажды молодой Наполеон, будучи еще в небольшом офицерском чине, шел с друзьями по Парижу. На одной из улиц ему встретилось жилище гадалки, друзья решили зайти к ней. Каково же было их удивление, когда оказавшись в небольшой комнатке они увидели женщину, которая при виде Наполеона, упала на колени и промолвила: «мой император», она поклонилась молодому офицеру, а гости, расплатившись с ней и выйдя на улицу пошли себе дальше – в парижскую многолюдную суету. Им было весело, но рядом с ними шел будущий император страны, зачинщик, так называемых, наполеоновских войн, гроза Германии и других европейских стран. Гадалка не ошиблась, но существует ли судьба? Об этом так говорят мыслители разных эпох:

     Мудрость главенствует в советах, а судьба в событиях.

Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771) – французский философ и материалист, идеолог революционной буржуазии. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение – свойства материи. В то же время, будучи идеалистом в понимании истории, считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Доказал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: «Об уме» и «О человеке».
 
***
Еще раз звучит песня:
Я за ней поспешу наугад
По дорогам, что мне незнакомы.
Будет вслед мне шептать листопад,
Что судьбы так жестоки законы.
Обогреет нежданным теплом
И сгорит мое сердце дотла.
Вновь, взмахнув журавлиным крылом,
Тихо скажет мне: "Не судьба".
Владислав Медяник, песня «Судьба-судьбинушка».
 
Р.S.

    Дорогие читатели, еще раз позвольте обратиться к представлениям о «череде событий». Существует ли причинно-следственная связь между событиями? Если существует, то как события влияют друг на друга? Можно ли уйти из-под власти событий! В прошлые века бытовала формула: «кому суждено быть повешенным, тот не утонет». Правы ли фаталисты, те кто верит в непримиримость рока? Этим проблемам посвящены интересные исследования. Читайте их!
    Можно ли считать, что человек игрушка в демонических руках обстоятельств. В замечательном поэтическом эссе, которое мы здесь цитируем, автор по-своему прав:

Пусть не раз я ее прокляну,
Пусть не раз попрошу о покое.
Но с пути своего не сверну
И с судьбою своею поспорю,
И она, как последнюю милость,
Беспробудный подарит мне сон,
И накроет крылом журавлиным
Под вечерний молитвенный звон.

Владислав Медяник, песня «Судьба-судьбинушка».
    А вот как на этот вопрос отвечает представитель философии XVII столетия или века Рационализма – Рене Декарт(1596 – 1650).

    Я взял себе за правило стараться одолевать не столько судьбу, сколько самого себя, и изменять не столько мировой порядок, сколько свои собственные устремления.

***

   Вильгельм фон Гумбольд (1767 – 1835) судит о проблеме детерминации человеческих поступков с позиции научного сознания, влияние которого к девятнадцатому столетию значительно возросло. Он говорил:
  Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает.
Уточним для себя с вершины текущего двадцать первого столетия: прав ли мыслитель?Вот так.
С уважением ваш Юрий Петров, доктор философских наук.

27.04.2015


Рецензии