Немного о поэзии скальдов

             «Мы бы, конечно, приняли скальдические стихи за плод ученых 
              занятий в четырех стенах, если бы из саг не следовало со всей
              очевидностью, что авторами их были неграмотные воины, 
              привычные к вольной жизни под открытым небом и умеющие
              постоять за себя в жестоких схватках».
                А. Хойслер








Ведущий проекта - З.М. сказал нам учить матчасть.
С матчастью встретиться - проблема сложная. В помощь авторам немного текста о поэзии скальдов.


Скальд — древнескандинавский поэт-певец. Скальды жили преимущественно при дворах и дружинах конунгов и творили в период с IX по XIV в. Основными жанрами их поэзии были: драпа (боевая песня, прославлявшая подвиги конунга, его дружины и выражали героические идеалы), нид и отдельная виса. За хорошее произведение скальд мог получить целое состояние.
Скальды могут только сообщить факты, непосредственными свидетелями которых они были. Содержание их стихов не выбрано ими, а предопределено действительностью. Понятия «художественного вымысла» ещё не существовало, он для человека эпохи викингов был бы неотличим от лжи.
В причудливом мире скальда - основное место отводится метафоре. Поэзия весьма метафорична: она отражала образно всю жизнь, окружавшая скальда, — его врагов и друзей,  его оружие, родню, северную природу с ее березами и темнолесьем, и прежде всего море, для описания которого скальд обладал большим запасом сравнений и образов-загадок.
В стихосложении скальды пользовались очень необычными приемами, практически утраченными сегодня. Усложненный синтаксис стихов зачастую препятствует восприятию текста. Но учтите, что скальд писал для простых людей. Следовательно, готовых к оценке его творений. Готовимся и мы.


Основные формы и размеры поэзии скальдов


Виса.
Простое восьмистишие — виса — непосредственный отклик на событие, стихотворение-эпиграмма остается важной формой их творчества. Это вполне соответствовало тому оттенку импровизированности, который постоянно подчеркивался скальдами. Из вис составлялись более сложные поэтические конструкции. Но и сама по себе она имела поэтическую ценность как отдельное произведение.

Дротткветт.
Наиболее распространённый стихотворный размер — дротткветт (dr;ttkv;tt), им сочинено пять шестых всей скальдической поэзии.
Станс дротткветта состоит из восьми строк. В каждой его строке должно быть шесть слогов, три из которых несут метрическое ударение, и две-три аллитерации. Ударные слоги одновременно несут и словесное ударение. Как правило, они долгие, но иногда два кратких слога могут заменить один долгий. Каждая строка заканчивается хорейной стопой.
В нечетных строках использовались неполные внутренние рифмы и так называемый скотхендинг (skothending), когда рифма получается одинаковым набором согласных с различными гласными, не обязательно в начале слова.
Чётные строки обязательно начинались с ударного аллитирирующего слога. В них использовались полные внутренние рифмы и так называемый адальхендинг (a;alhending) — рифмовка схожих слогов, не обязательно в конце слова.
Дротткветт подразумевает одни из наиболее жестких правил в скальдической поэзии. Требования были настолько жесткими, что часто поэма записывалась двумя синтаксами, т.е. отдельные предложения могли переплетаться друг с другом. Общие правила переплетения: одно из двух первых предложений должно закончиться раньше, чем начнётся третье. Частный тип вставки занимает всю предпоследнюю строку полустрофы и первую половину последней строки.
***
Лей мне пива, Эльвир
Бледен ибо с пива.
Дождь из дрота зубра
Дрожью в рот мне льется.
Ты, железна ливня
Клен, стоишь преклонно.
Ныне хлещет ливень
Влаги Хрофта сладкий.
***

Квидухатт.

Квидухатт (др.сев. kvi;uh;ttr от kvi;a «эпическая песнь» и h;ttr «размер») - размер скальдической поэзии. Размер двухтактный. Трехсложные строки регулярно чередуются с четырехсложными. Не имеет внутренних и конечных рифм. Расстановка аллитерирующих слогов более свободная, чем в других скальдических размерах.
***

Глума вал
На бахвалов!
Другам - мед
Мерной речи.

***

Тёглаг, тоглаг (t;glag, toglag) — скальдический размер стихосложения. Этимология этого названия неясна. Тёлаг — размер четырехсложный, двухтактный с той же строфической композицией, расположением аллитераций и хендингов, что и в дротткветте.
Пример двустишия тёглага (Сигхват сын Торда «Драпа о Кнуте», пер. С.В. Петрова):
***
Князь был бос,
Нес он посох.
***

В этом размере допускались некоторые вольности в отношении числа слогов, аллитерации и хендингов.
Теглагом было сочинено несколько хвалебных песен.


Хрюнхент.

Хрюнхент - стихотворный размер скальдической поэзии, обычно применялся в хвалебных песнях. Размер восьмисложный, четырехтактный, аналогичный дротткветту. В этом размере ударные и неударные слоги обычно располагаются по хореической схеме.
 ***

Я твою, владыка даков,
Доблесть славлю речью доброй.


***


Рунхент — стихотворный размер скальдической поэзии. Это единственный скальдический размер с конечной рифмой. Наряду с ней, есть и аллитерация. Рифмы в рунхенте бывают мужские и женские, но всегда только смежные. Встречается двух-, трёх- и четырёхтактный рунхент.

***
Серп жатвы сеч
Сек вежи с плеч
А ран рогач
Лил красный плач

***

*************************************

Метафоры.



Прием поэтического иносказания, основанного на цепи ассоциаций и синонимов, был одним из излюбленнейших в скальдической поэзии. Назывался этот прием «хейти». Снорри приводит в своем трактате такие, например, образцы различных хейти:
Хейти неба: «твердь», «безоблачное», «ураганное», «беспредельное», «лучистое», «вьюжное», «верх», «бездонное», «высь», «молния», «покров», «широкосинее».
Хейти солнца: «светило», «круг», «всякое сияние», «пресветлое», «лик», «дивное колесо», «целительный свет», «забава Двалина», «сияние альвов», «иврёдуль», «красное».
Хейти луны: «месяц», «полумесяц», «ущербная», «счет лет», «светило», «светоч», «призрак», «спешащая», «серп», «светлая».




Кённинг.

Кеннинг является основной единицей поэтического языка скальдов – скальдическим словом, поэтому разделение его на части можно сравнить с так называемым тмесисом – стилистическим приемом, состоящим в разъединении морфем одного слова.

В скальдических стихах не могут быть нарушены жестко регламентированные законы построения кеннингов.
Согласно одному из них, синтаксически независимые безударные слова, относящиеся ко всему предложению, обычно встречаются в его начале. В соответствии с другим правилом, в "самостоятельных" предложениях (т.е. тех, которые открываются любой частью речи, кроме сочинительного или подчинительного союза) личная форма глагола никогда не отодвигается дальше второго места от начала предложения. Сравнивая положение глагола в "самостоятельных" и "связанных" предложениях в скальдической поэзии с его местом в главных и придаточных предложениях в немецком языке, Кун относит различие между двумя типами предложений к реликтам древнейших особенностей германского синтаксиса, возможно, обусловленным интонацией и ударением.




Инверсии. 


Обилие метафор и сложных синонимов повлияло и на усложненность синтаксиса скальдической поэзии, изобилующей инверсиями.
Глагол может встречаться перед существительным, а не после него. Как правило, инверсия сказуемого по отношению к подлежащему вызвана тем, что первое место в предложении занято второстепенным членом предложения – дополнением, обстоятельством и т.д. Трудно судить, обусловлена ли эта инверсия требованиями метрики или желанием добиться большей экспрессивности.


Многие эпизоды в сагах говорят о том, что скальдическая драпа не всегда могла быть немедленно оценена аудиторией. Так, конунг, выслушавший в свою честь хвалебную песнь, часто спрашивал других скальдов о том, хорошо ли она сочинена. Вместе с тем саги содержат указания на то, что и отдельные висы не обязательно могли быть разгаданы слушателями в момент их произнесения.


Скальдическая строфа не представляет события в линейной последовательности, но собирает мозаичные картины отдельных ситуаций или образов.
 


Продолжение следует.


Рецензии
Не бойтесь, граждане стихиры. Мы будем брать только отдельные элементы из этого многогранного наследия.

Злобный Мышалет   26.04.2015 21:18     Заявить о нарушении
С трудом, но асилила...
Не всё с ходу понятно. Например, в чем разница между квидухаттом и тоглагом...

Мелькнула мысль: какая радость, что от нас не будет требоваться обязательно написать своё сочинение, к примеру, хрюнхентом!)))

Ирина Кузнецова 17   27.04.2015 00:35   Заявить о нарушении
Навел Мышь ужосу. Обычный хорей в 6 слогов, 8 строф, вместо аллитераций - обычная рифма через строку. Двойной синтаксис - вообще идет лесом. Для дротткветта - сойдет как упрощенная форма. Никто мозг не вывернет. Гы-гы-гы.

Змей Горыныч 3   27.04.2015 09:31   Заявить о нарушении
Ну а вставит кто аллитерацию - честь ему и хвала, а с полки пирожки.

Змей Горыныч 3   27.04.2015 09:32   Заявить о нарушении
Меня лично не напугать. Названия только страшные, а так - обычные формы, даже упрощены в чем-то.

Алла Цуранда   27.04.2015 19:53   Заявить о нарушении
Вот один оптимист уже есть. Радуюсь.

Злобный Мышалет   27.04.2015 21:26   Заявить о нарушении
А чем-то и усложнены, если в полном объеме. Просто потеря во времени - тоже существенная вещь.

Змей Горыныч 3   27.04.2015 21:50   Заявить о нарушении