25-й кадр радости по венециански

(одиннадцатая заметка удачливого туриста)

Власть Венеции над русским сердцем была достаточно велика.
О "Венеции златой" писал наш Пушкин. Золотые времена.
Одиннадцать столетий - это то, что мы знаем.
Непостижимый груз веков. Это как бесценный тоннаж корабля
на символическом якоре Вечности, где чёрный цвет позолочён.
Но что подтачивает город? Возможно море, каналы с водой...
или - упомянутая Вечность.
Теперь ХХI век. И вот она, старинная, затхлая               
и "золотая" Венеция. Позолоты хватает:
можно взглянуть на парадную галеру дожа.

Здесь "золото" - особая порода
Смешно звучит: был быт
Был быт балбесов, рыбарей, народа
Быт женщин томных и аристократов
Дух жития всех-всех святых

Кстати, за величайшую святыню почитались венецианцами               
мощи евангелиста Марка. Были времена, когда мощи этого               
святого находились в руках завоевателей.
Соблазнительно было, конечно, вернуть мощи на их               
законное место. Непонятно было только, как в условиях
военного времени это осуществить. Вполне вероятно,
что венецианцы стали искать слабые места в обороне противника.
Они нашли их, похитили мощи, а потом и доставили в Венецию,
но очень уж необычным способом.
Для надёжной транспортировки(если можно так выразиться)
они запрятали мощи святого Марка среди туш забитых свиней.
Прости их Боже! Их расчёты оказались верными.
Мусульмане свинину не едят. Категорически. Никогда.
Для них свинина нечто запретное, непотребное - сплошная скверна.
В дальнейших событиях со стороны мусульман прослеживался
один и тот же шаблон: постовые делали досмотр,
но очень поверхностный. Это происходило на всех постах -
к величайшей радости набожных транспортировщиков.
Возможно, в те волнующие моменты их лошади фыркали
радостно-радостно, а ветер был попутным и освежающим.
Двое венецианцев - настоящие смельчаки. Брави! Брави!
И "браво" - каждому. Драгоценная реликвия наконец то
была возвращена городу, как говорится,"к вящей славе Господней".
Патриоты ликовали, и Венеция ликовала, все чествовали
предприимчивых пассионариев. Много венецианской воды утекло
с тех пор. Религиозность людей ослабевала. К примеру,
некий Пьетро Аретино, возможно (в это трудно поверить)
гондолой стать мечтал. Известный гуманист
(на самом деле Леонардо Бруни) молился Господу:
"пусть после смерти стану я гондолой". Оригинал-просветитель!
Почему бы не стать веслом или голосом юного гондольера?
Вот вам - вместо святости. Язвительно циничный,
этот Пьетро Аретино всё же видел свет:
титул прекрасной Венеции был таким: "Светлейшая"!
Она - Богиня Адриатических лагун, Царица вод, небес и облаков.

Жаль, что итальянского гуманиста главное достижение в жизни -
обретение "невещественного света темпоральной вертикали между
царством Божьим, которое внутри нас есть, и царством Божьим,
которое вне нас" - волновало мало. Точнее, никак не волновало.
А ещё точнее - напрочь! Такое бывает. Всякого тутти-фрутти в Италии
наберётся в огромном количестве. Природе не жалко. И Богу не жалко.
И людям, гуманистам, демократам. Ну, вот, моё перо (автоперо)
и повело. Если поведёт, то поведёт. Если повезёт, то случится
приключение. Но до зимы далеко. До карнавала тоже, ой, как далеко.
А лето жаркое. И сладкую клубнику едят туристы в шортах.

Но карнавал всё равно состоится. А главная зала дворца (Пизани-Моретта) -
это знаковое место карнавала. Фарфоровые лица. Роскошь. Ходячие маски.
Они иногда застывают. Как иллюзии. Особый стиль. Звук мандолин. Любовь.
Смерть - персонаж, не горе. И чёрный цвет позолочён. Парадная галера дожа...
её оснастка - ветошь.
Но всё равно красиво. Реальность красоты, где бронзовые кони
блестят на крыше главного собора - а если срифмовать чуть-чуть:
"Вблизи Венеции прекрасно море"...
Узоры ажурных аркад и стрельчатых окон... Покрыт позолотой
дворец Ка"Д"Оро, построенный для семейства Контарани
зодчими Маттео Раверти, Джованни и Бартоломео Бонами.
От позолоты мало что осталось, но дух венецианской готики
вполне ощутим.
Туристы освежаются переменами. Не факт, что освежатся.
Эти красные лица толстяков...(свиных колбасок им ещё не хватало)...
Староватые немцы, австрийцы и прочие вне всякой кулинарной логики
переходят от спелой клубники к холодному пиву.
Неподалёку сидят худые голландки. Тоже освежаются.
Жара! Кроме колбасок можно ещё мороженого поесть,
вот и тяжесть в желудке. Европейская кухня деградирует -
медленно, медленно, как траурный марш в замедленной съёмке.
Евросоюзу крышка. Погода изумительная. Небо сияет.
В сумерки Венеция тоже хороша. Все здания похожи на декорации
к фильму. На ум приходит "Затмение", это фильм режиссёра
Антониони, где мотив сумерек и сумеречных настроений
противопоставляется буржуазной ясности, т.е. дешёвому
прагматизму. Фильм эстетически выверен. После сумерек
чёткий финал. В самом конце фильма стоп - кадр.
В стоп - кадре уличный фонарь. Он горит. Здорово!
Сколько света от него (киношного фонаря) обществу потребления.

Вернёмся к теме. Карнавал. Ни одно народное гулянье, как правило,
не обходится без грубоватых шуток. Непристойности случайны
и не случайны. Карнавал движется. Встречаются прекрасные лица.
В общем - рай-блаженство. Нечто специфическое. Для фотографов,
кинорежиссёров, короче, для всех тех, кого забавляет лёгкая смена
кадров. Такой-сякой себе рай, где можно замутить (по-итальянски,
конечно же) любые повороты судьбы и быта, а потом предоставить
критикам и посетителям фестивалей.
Кроме Антониони есть другой итальянский режиссёр:
великий Федерико Феллини, творчество которого проникнуто
венецианским духом. Сколько, однако, поворотов судеб и быта
вперемешку с праздничными днями.

И вот плывёт корабль Феллини, без оснастки
(кто думает теперь о школьной парте?)
Ведь главное теперь - Комедия дель арте
Задиры-юноши - они надели маски

Это зрелище без рампы. Вместо будней карнавал
Неуместны только штампы. Плутоватый Арлекино
Плутоватый Арлекино. Шквал эмоций? Нет, не шквал
Так - страстишки и пороки...(но уместны ли намёки?)

Прекрасны лица. Карнавал. Взволнованы все дамы
Хороший тон: цитировать и говорить стихами

Что было важным для Федерико Феллини?
Двадцать пятый кадр радости? Вспышка сознания? Лёгкая депрессия?
Все эти изысканные материи мимолётны.
Они почти неощутимы, но, может быть, всё таки вечны,
если так ненавязчиво сливаются с духом Венеции...


Почтенные читатели и дорогие читательницы.
"Так, видно небом суждено.
Полюбите вы снова, но..."

Так заканчиваются заметки удачливого туриста
и вместе с ними цикл стихов "Невесомость"

Наилучшие пожелания от автора!


Рецензии