Блаженные Миротворцы
Вышних - во Имя Всечеловеческой Победы
Жизни над смертью Положившие Жизнь, как
Душу Своя, Сохранившие в Человечестве
Человечность
Пасхальная неделя – она же неделя звонильная. Звонят колокола по всей России. Насыщенный объемом звук колокола напоминает крылатое слово, смысл которого невозможно переоценить. Из совершенной сферы безмолвия победный звук летит в открытое небо искрами радости, словно предваряя искры салюта Победы 9 мая.
В светлые, наполненные радостью пасхальные дни мы празднуем Воскресение Христово, Христианскую Победу над смертью и говорим о Подвиге. О преемственности Духа Победы, о Святости Победы. Всю нашу послевоенную 70-летнюю историю мы знаем о том, что “победа подвигом” – это не иначе, как подвиг спасения в защите Родины и сохранения жизни для других народов, для всего мира и всего человечества. Это “…самая высшая из доступных человеку радостей – радость людей, которые спасли других людей…” по Константину Симонову. Память народа хранит эту воплощенную в самой жизни Отечества и духовной культуре идею спасения, духовные смыслы пророческого слова о жизни, ее сохранении, о самопожертвовании. Пророческое в народе всегда предвосхищало воплощенное в исторических свершениях и выраженное в едином подвиге духа его непосредственными участниками – делателями этого подвига. Мы, потомки, стремимся сегодня в полной мере осознать эту нашу российскую идею Спасения, всенародную идею Соборности, соборного восприятия и соборного действия, духовного преображения в нем – саму природу спасения, как на земле, так и на небе, сохраняя тем самым Дух Русского самосознания, преемственность Духа Победы жизни над смертью. О культуре здесь естественно говорить на языке религии и одновременно о религии – на языке культуры.
И, когда мы, православные христиане, говорим, что Спаситель мира есть <<Подвигоположник>>, то наше спасение в Нем тем самым уже (со стороны религии) по природе своей предполагается соборным, с нашим соучастием и самоотвержением, единением в продолжении подвига, духовным единением душ, с непременным единством в Духе истины сохранения жизни на земле – <<Блаженны кроткие, ибо наследуют землю>> - и соборного спасения на небе – <<Блаженны миротворцы, ибо Сынами Божьими нарекутся>>.
Восприимчивость религии воскресения жизни к культуре сохранения жизни в соборном действии подчеркивает соборность спасения и преемственность духа победы. Распределенная во времени и пространстве (и сохраняющая человеческое в человеке) соборность – это верность нашей победе. Делание спасения тем самым становится соборным делом человечества.
Христос – Подвиговоположник, Который приходит и называет себя и Сыном Божьим, и Сыном Человеческим, Истиной и Жизнью...Солдаты, Все Делатели Великой Победы, Великие Миротворцы, самоотверженно защищали Родину, в полной самоотдаче и самоотречении сражаясь со смертью, которую несла смерть, они сохраняли человеческое в человеке именно в христианском духе соборного самопожертвования. Это жизненное единение (на земле и небе) религии воскресения, человечности и любви и культуры сохранения жизни позволяет говорить о святости самого подвига, подобно тому, как свят для нас Русский Солдат. Святость подвига есть святость каждого павшего в соборном единстве во имя всечеловеческой победы жизни над смертью. Есть звуки небесного колокола, в который ударяют павшие – они святые, Блаженные Миротворцы.
_________________________________________
Все мы хорошо знаем совершенный во имя жизни подвиг самопожертвования нашего народа в борьбе с фашизмом, совершавшие этот подвиг защищали саму жизнь, право на жизнь. Мы знаем, что Победа в Великой Отечественной войне – это жизнь и истина, явленные как <<божественное и всечестное>>.
С религиозно-исторической точки зрения победа нашего народа в Великой Отечественной войне над смертью, которую нес фашизм, достигалась на путях приношения “жертвы правды”, она стала жизненным свидетельством победы жизни над смертью – над злом, искажением чистого и божественного в человеке; в этой победе – сохранение человечности и всечеловеческого в человеке. И мы знаем, что Победа в Великой Отечественной войне – это Подвиг нашего народа в его принадлежности к человечеству, боровшемуся с фашизмом, подвиг всечеловеческий. По самой правде жизни Победа и может быть только всечеловеческой, для всех и <<…одной на всех…>>, как поется в песне о войне.
Именно поэтому мы вновь говорим, осознавая наш долг перед предками и ответственность перед потомками, что спасение является соборным, и наш долг раскрыть содержание и значение этой Соборности сегодня. Природа спасения – соборная, ибо нет спасения без преображения человека в действии – как действии соборном (с духовным преображением человека внутри него) в полноте жизни, в осознании взаимозависимости коллективного и индивидуального, принадлежности к единому человечеству. Это означает, что в нашем самоотверженном труде сегодня наши национальные интересы должны выражаться как интересы всечеловеческие. В этих новых формах соборности возможно подлинное миротворчество, наше миротворчество для всего мира.
В Центральном Музее Великой Отечественной войны в Зале Скорби, где два миллиона шестьсот тысяч символических свечей памяти и слез возносят на небо молитвы о почти двадцати семи миллионах павших наших Братьев и Сестер, скульптура “Скорбь” выражает глубокую скорбь в оплакивании матерями, сестрами, дочерьми всех павших во время войны. Ее символика и композиция подобны мраморной “Пьете” Микеланджело, скульптура символизирует подвиг Народа, который подобно Христу соборно положил жизнь и душу во имя воскресения и победы.
Мистическое в христианской победе над смертью (с жертвой умилостивления) существует в восхождении к жизни вечной через воскресение в сохранении жизни. Признавая и канонизируя святость в соборном подвиге, святость Всех Братьев и Сестер, которым мы обязаны жизнью и сохранением человечности в нас, мы охраняем себя от искажения правды жизни и духа Евангельской истины. Правда жизни живет в народе, и потому действенна. Потому и Православие в России должно восприниматься нами как наша общая задача, в нем заключено единство народно-исторических и религиозных смыслов. На Святой Руси всегда рождались свои пророки, Святая Русь была и есть, она живет Россией пророческой. В литературе это имена Пушкина, Лермонтова, Достоевского и других. Именно в этом соединении исторического и религиозного понимаются слова <Соборность - это Верность Нашей Победе>. Без этого невозможно само творчество жизни, творчество соборное, в самоотверженности и самоотдаче. Ибо мы знаем, что истинная вера творит жизнь божественную – божественную любовь – во всечеловеческой культуре сохранения жизни (в ней, с ее единством земного и небесного, обретается благодать соборного спасения через веру). Эту культуру завещали нам наши великие предки, положившие духовные основания для мира во всем мире и мирного труда.
Командир бронепоезда “Московский Метрополитен” времен войны Владимир Паничкин 22 июня 1981 года оставляет нам следующее послание:
Дорогие товарищи!
Никогда не забывайте величайшего подвига советского Солдата, который он совершил в годы минувшей войны во имя жизни грядущих поколений.
Эти слова о Святом для всех нас, мы знаем, что многие из павших “крестились кровью”. Их святость – это чистота сердца, обретенная в скорби, боли и страданиях, духовное самоотречение и самопожертвование. И эти предельно емкие слова, которые могут сказать о себе, по Александру Твардовскому, <<положившие душу за други своя>>:
Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.
Свое любимое произведение – “Седьмую симфонию” – Дмитрий Шостакович посвятил защитникам блокадного Ленинграда и будущей Победе. В наших словах сегодня о Подвиге Неизвестного Солдата, мы говорим, что жизнь происходит из жизни - так беспредельное мужество и беззаветный подвиг рождают ее вселенскую Победу. Она творится в соборном действии, осознанном как действие космического порядка, в самоотдаче и взаимосвязи с другими людьми, соборности единого человечества в культуре сохранения жизни. Это именно та историческая победа (утверждающая смысл каждой человеческой жизни и космическое значение человеческой истории), к которой мы призваны стремиться.
Мы стремимся к осознанию происходящего с нами сегодня. И мы находим ответы в нашей истории, которую никому не позволительно переписывать. Это требует от нас самих труда духовного и новых духовных усилий. Где как не в сердце Москвы, у Кремля, у Храма Василию Блаженному, в Александровском саду, где памятник Патриарху Ермогену и Могила Неизвестному Солдату, обретаются духовные силы, это духовное ведение в прикосновении к нашей Святой Земле и нашим святыням…Павшие во имя Всечеловеческой Победы живы, живы в наших сердцах, нашей памяти. Потому мы говорим о Святости, стремимся осознать святость павших в войне: павших на полях сражений солдат, мирных жителей, замученных в концлагерях, всех наших Братьев и Сестер. Наша верность и наше осознание духовных оснований действий сегодня – это Их Воскресение в культуре сохранения жизни, к которой мы стремится. Наша молитва о Них сегодня – это молитва соборная, она призвана стать молитвой к Ним – Святым о молитве за нас. В этом – Наше одно на всех Соборное Спасение…
<<Наши мертвые нас не оставят в беде: Наши павшие как часовые…>> по Владимиру Высоцкому…Так называемый ”русский крест” вместо смысла сокращения численности населения России должен стать в этой новой культуре соборности крестом-врачевателем ее подлинного духовного возрождения, символически сочетаясь с всечеловеческой розой мира красно-белого купола Храма Василия Блаженного.
Христианская Пасха, Воскресение Христово, совпадает в этот год с Днем Космонавтики, с первым полетом Человека на “звездолете”, а двумя годами ранее День Победы мы отмечали на пасхальной неделе. Такое совпадение исторических дат не случайно. Оно напоминает победное звучание колокола – его звуки похожи на невидимые следы истории, которые переходят в грядущее. Подобно тому, как во всечеловеческой культуре сохранения жизни соединяется земное и космическое, в нашей сопричастности промыслительному важно научится видеть в христианском всечеловеческое, а в учении Христа - христианство вселенское. В эти дни мы вошли в празднование семидесятилетия нашей Великой Победы, всечеловеческой Победы Жизни над смертью. И сегодня важно прийти к осознанию исторического дела Православия в сохранении Духа Русского самосознания и верности нашей Победе, Святости Всех - во имя всечеловеческой победы жизни над смертью положивших жизнь, как душу своя, сохранивших в человечестве человечность!
12-17 апреля 2015 года
Письмо отправлено в Патриархию РПЦ и редакцию газеты Комсомольская Правда 17.04.15
Свидетельство о публикации №115042503129
Вера Мельченко 03.05.2015 20:46 Заявить о нарушении