Сотворение мира по... Часть 5. Син
Не выходит из головы у меня шумерский Син, потому как слышу я в этом имени наше русское «сын». В английском и сын, и солнце – это «сан». А для нас «сан» - это «имеющий высокое положение» и с натяжкой – «санце». Не отсюда ли пошли у нас разночтения с англо-саксами? Я вижу ситуацию так: сын Син-Луна является отцом сана-сына Солнца. Так что «наш» сын получается на поколение старше аглицкого. У шумеров так оно и есть: Син-Нанна – это сын Энлиля, которому пришлось спуститься в подземный мир. Но у них и с Энлилем напартачено, потому что в ранних мифах он – сын Ана-неба, а в более поздних сам становится на место Ана.
Учитывая версию о том, что шумеры вполне могли спуститься по Евфрату с самих гор Араратских, будем иметь в виду, что это потомки Каина. Думайте сами, всю ли правду расскажут вам каины в своих мифах?
Что касается самого имени Сина, то меня убеждают, что я ослышалась: Нанна(р) (шум.), Зуэн (шум. "владыка знаний"). Зуэн, the Ан. Вы ещё не запутались? «В аккадском языке имя Зуэн (Суэн) в результате стяжения получило форму Син…»
Стяжение – это слияние двух смежных гласных. В древних славянских языках существовали также сверхкраткие гласные, которые обозначались буквами ъ («еръ») и ь («ерь») и происходили от праиндоевропейских кратких й и i. Утрата слабых редуцированных началась ещё во время славянской общности, а в древнерусском языке слабые редуцированные полностью исчезли в XI—XII веках, а в северных диалектах — в XIII веке.
Компенсируя исчезновение слабых редуцированных, в славянских языках сильные наоборот прояснились в различные гласные. Например, в русском языке произошёл переход от ъ к о, от ь к ’э(сънъ - сон, дьнь - день [д’эн’]), в украинском — от ъ к о, от ь к э (сънъ - сон, дьнь - день [дэн’]). В сербском языке оба редуцированных в сильной позиции прояснились в [а] (дьнь - дан (день), сънъ - сан (сон)), в польском — [ъ] в [э], [ь] в [’э] (сънъ - sen [сэн], дьнь - dzien [д’ж’эн’]).
Напряжённые редуцированные. Перед [j] редуцированные изменяли своё качество и на письме обозначались ы, и. В сильной позиции после падения редуцированных в русском языке они изменились в гласные [о], [е]: [мыјоh] - мою [моју], бии[биjь] - бей; в украинском и белорусском они изменились в гласные [ы], [и] . В украинском [ы] и [и] слились. Укр.- мию, белор.- мыю. Бии - в укр. бий, в белор. бі.
В общем, понятно, почему древние гласные вообще предпочитали не записывать…
А что с русским «сыном»? Происходит от праслав. synъ (сунй). Су Нй… Вот вам и «нью», и «Не Ва» (это к спору о происхождении Невы). А ещё микенское di-wo-nu-so-jo. Су-Н-й и nu-so-jo. Теперь понятно, почему Дионис – сын? Он же Нис-ки (шум. Ишкур). А теперь возьмём второй вариант имени Диониса: Bacchus, Бахус. Если вы сомневаетесь, что Ишкур очень даже умел «бахать», то загляните, хотя бы, в Википедию! Ненаучный подход? Да нет, это всё фокусы единого праязыка, который по каким-то причинам стал распадаться… А вот история, к которой сводится практически вся древняя мифология, произошла ещё до начала этого распада.
В римской мифологии Бахусу-Дионису соответствует Либер (лат. Liber). Liber, Ль-Бер. Ла-Бер (Медведь).
А откуда пошло слово «безалаберный»? Это «беспорядочный в своём образе жизни, поступках; отличающийся неорганизованностью» человек. Без – а – ла - бер – ный. А разве нет «лаберных» людей? Ведь есть Либер! И либералы ( в хорошем смысле этого слова).
Этимология слова «безалаберный» такова: Происходит от алАбор «порядок», которое не имеет удовлетворительного объяснения. Указывали на сходство с лат. elaborare, нем. albern «глупый», др.-в.-нем. Alwari, тюркский вариант сразу отбросила.
Немецкий «глупый» с приставкой «без» получается ещё глупее. А вот древненемецкий давайте внимательнее разберём: Alwari, Al-war-i, Крылатый Вожак Й. Почему-то в дальнейшем наши языки обогатились (ли?) буквой «Б». Или что там произошло?
Латинский вариант: перевожу как « 1)тщательно разработанный; продуманный; искусно сделанный; сложный; 2) вырабатывать; развивать». Elaborare, ela-bor-are (без комментариев).
Есть у меня ещё один замечательный подсказчик. В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»:
«Алабор (мадьярск. тормаз; не чудское ли или турецкое слово?) - стар., а местами (твер.) и ныне: устройство, распорядок, порядок; от этого: алАборить, ворочать делами, переворачивать, переделывать, приводить по-своему в порядок. Всякий начальник алаборит по-своему. Алаборщина - . перебой, переворот, склока, новые порядки или беспорядки. Немой алабор или алабырь костр.бранно: бестолковый; косноязычный; немой. Алабырь, алатырь - загадочный камень, поминаемый в сказках и заговорах: бел-горюч камень, лежащий на дне морском, либо нА море на кияне, на острове на буяне; вероятно янтарь, греч. электрон, переделанное на татарский лад. || Алатырь и алатырец арх. бранное, неопределенного знач. пройдоха? Алахарь - вор. дармоед, мироед, лежебок...»
Давайте проясним: Алабор (Ала-Бор) – Крылатый Медведь. Что Он делал? Он выводил нас в люди. Каким образом? Противоположным безалаберному человеку. Случайно ли существует воронежский (как я понимаю) вариант Алахарь? Нет! Не верю я, чтобы Пыр был лежебоком! И пока не совсем понимаю, что хотели сказать мадьяры-угры своим «Тормазом»? Я хочу , чтобы вернулось исконное значение этих слов!
С Либером-Алабором разобрались. Как переводится слово "либерти", надеюсь, знаете? Вот хоть что-то Запад усвоил правильно! Вот только его этимология меня не очень устраивает:
"Происходит от лат. libertas «свобода», далее от лат. liber «свободный, вольный», из праиндоевр. leudheros..." Длинноватый корень в итоге получается. Явно составной (le - ud - her - os, как-то так...). Кажется, я начинаю понимать, откуда "люди" появились. А вот "уд" - это член, в смысле "часть тела". Вопрос: в чём выразилась эта свобода? А ещё вспомнился топорик-лабрис - тоже существенная деталь древних культов. Нет! Пусть уж лучше наш "Крылатый Медведь"... И латинское "либери" - дети. Кстати, лингвисты говорят, что "люди" родственно др.-инд. rоdhati (rоd-ha-ti) «растет», готск. liudan «расти» (вот какого мнения о себе были Даны). https://ru.wiktionary.org/wiki/.
Итак, Алабор, Либер, либери, лабрис... Эскалибур. Меч короля Артура. "Название меча короля Артура по-видимому происходит от валлийского Каледвулх (валл. Caledfwlch), в котором скомбинированы элементы caled («битва») и bwlch («нарушать целостность», «разрывать»)..." И вроде как ничего общего у Экс-к-алибура с Алабором!
Тогда читаем дальше: "Гальфрид Монмутский латинизировал название — меч в его работе XII века «История королей Британии» именуется Калибурн (Caliburn) или Калибурнус (Caliburnus) (вероятно, от лат. chalybs — «сталь»). Во французской средневековой литературе меч именовался Эскалибор (Escalibor), Экскалибор (Excalibor) и, наконец, Экскалибур (Excalibur)..." Во-первых, налицо чередование -бур и -бор. Во-вторых, битва или сталь? В-третьих, читаем дальше:
"Первые упоминания о Каледвулхе относятся к кельтским сказаниям «Трофеи Аннуна» и «Килух и Ольвен» — работе, включённой в Мабиногион и относящийся примерно к 1100 году..." Ага! Первыми об Эскалибуре поведали кельты! Мне вот интересно, слышали ли они что-нибудь про ануннаков? А кто такой Ольвен (Оль-ва)?
"Герой Килух, изгнанный мачехой из дома, пытается добиться руки Олвен, дочери монстра Испададена. Поскольку Ис-па-да-ден знает о пророчестве, согласно которому умрёт на свадьбе своей дочери, он ставит условием для жениха решить сорок невыполнимых задач, с чем тот, однако, успешно справляется — с помощью короля Артура и рыцарей Круглого стола. Поэма заканчивается свадьбой Килуха и Олвен и гибелью Испададена..." Что тут скажешь? "Записано в середине XIV века, однако основано на гораздо более ранних историях, предположительно сложенной валлийскими филидами (бардами) в VI—VII веках и передававшихся в устной форме..." Много воды утекло со времён Ис-па-да-дена, а друиды упорно всё в устной форме передавали. Хорошо хоть, что связь с медведями не утерялась:
Валлийский язык (также уэльский язык или кимрский язык, самоназвание Cymraeg (произн. примерно как "кэмрайг") или y Gymraeg (произн. "э гэмрайг") — в отличие от уэльского английского (варианта английского языка), относится к бриттской группе кельтских языков, распространён в западной части Британии — Уэльсе (валл. Cymru).
В некоторых рыцарских романах Экскалибур именуется также Mirandoisa. Согласно одной из легенд, Экскалибур выковал бог-кузнец Велунд. Варианты имени: Wieland, Wiolant, Woland (Воланд). Кстати, тоже был хромым, как и Гефест. А Гефеста многие отождествляют с Катар-ва-Хасисом. Замкнутый круг какой-то получается!
Помнится, это Дионис сподвиг меня на такие детальные разборки… Обращаюсь к древнегреческому языку: сын - yiоs (иОс). Тут недалеко и до Осириса. А «Эн», между прочим, куда-то выпала… Логично. Сначала был микенский, и только потом появился древне-греческий. А в современном греческом что? Произносится «Йас». Похоже на Иисус (Езус)? А ещё на «Ясон». Я сон…
Латынь: сын – filius, f-ili-us, f-il-ius. Итальянский: figlio (читается примерно «фийльо». Я же говорю вам, Или есть везде!
А теперь предлагаю вернуться к этимологии русского слова «сын». Там ведь лингвисты ещё кое-что раскопали.
«Связано с др.-инд. sute (sauti), savati "рождает, производит", авест. hunami "рождаю", ирл. suth "рождение, плод"...» Вот не нашла, как будет «беременность» на санскрите! А надо бы… Зато в Индии есть Синивали (Синь – Ва – Ли) - богиня, дающая потомство. А рядом пристроилась «синхии» - львица. Ох, и не прост арийский язык!
Чтобы ещё более всё запутать, даю маленькую справку:
Син — асиня (богиня) у скандинавов и германцев. Охраняет дома людей от воров, то есть отвечает за безопасность дома и хозяйства. У Син нет мужа и она не является чьей-либо матерью. Это второстепенная богиня в легендах, однако ей поклонялись для того, чтобы получить ее защиту.
Нанна (др.-сканд. Nanna — «мать») — дочь Непра, супруга Бальдра, мать Форсети. Богиня из клана асов в скандинавской мифологии. Жила вместе с мужем Бальдром во дворце Брейдаблик в Асгарде. После того, как Локи обманом заставил слепого Хёда убить Бальдра, она кинулась в погребальный костер Бальдра. Вот ведь точно: «Слышали звон…»!
Один из эпитетов Нанна — Магур (в пер. с шум. — «корабль»). Магур, Аму-гху. Почему «корабль»? По ассоциации. Однозначно, Не-Ва был рыбаком. Так что и шумеры «слышали звон», но гораздо раньше, чем англо-саксы…
Кстати, имя Анвар что значит? Подсказка: Ан-вар, Не-ва.
"Значение мужского имени Анвар: лучезарный, лучистый свет (татарское имя). День ангела Анвар: не отмечается, поскольку не входит в список церковных (православных и католических) праздников..." А зря. (Архангел Михаил мне свидетель).
Где-то вычитала, что у шумеров существовал "мужской" и "женский" языки. Потому что женщинам употреблять в речи мужские слова запрещалось. А это значит, что культуру амазонок подарили миру не шумеры, а совершенно другое племя.
А русский язык даёт прекрасное объяснение, почему в древности Аму был и мужским, и женским божеством. Когда мы кормим ребёнка с ложечки, что мы говорим малышу? Ам-мм! Поэтому для малыша Ам - это тот, кто кормит. Чтобы убедиться, изучила этимологию слова "мама":
"Происходит от индоевр. формы, родств. русск. укр., белор., болг., сербохорв. мама, словенск. mama, чешск. mama, словацк. mаmа, польск., в.-луж. mаmа..." У греков мамой может считаться не только мама, но и бабушка. У "древних" германцев - это тётка. Всех переплюнули древние индийцы: для них "мама" - это дядя. Только здесь, очевидно, речь не о санскрите. Там Мама - это анна, нана. А мать - Мата, Амба, Матри. http://marichin.narod.ru/Sanscrit/ORDEV/12_m.htm. У нас тоже два варианта: мама (Ма-Аму)и матерь (Ма-Тор)... А на Руси капризные барышни-боярышни кого мамками звали? Вот и получается, что понятие "мама" издревле было объёмнее, чем просто родная мать! Кстати, на это указывает и
слово "маммон" - живот, брюхо, желудок... Даже разбираться в его происхождении не буду. Опять получится, что Маммона совсем не тот, каким сейчас представляется...
Отвлеклась я чего-то от Сина.
Центральные места культа находились в городе Ур, на юге Месопотамии, и в городе Харран на севере. Очевидно, там же родилась история, которую я вычитала в Википедии:
Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье. Армия злых духов с помощью Шамаша (Солнца), Иштар (Венеры) и Адада (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступился Мардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога. Будучи очень старым, Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем. (Вот вам и общешумерские мифы! А этот тогда какой?)
По некоторым версиям, Шамаш и Иштар — его дети, даже Нуску (огонь) также является его сыном. (Вот так то! Одно сплошное мифотворчество.)
Истоки основания города Ур уходят в 5-е тыс. до н. э. Так что, скорее всего, Ур основан не шумерами.
Харран или Карры (аккад. Harranu — «развилка», "перекресток", "дорога", явно неправильное толкование) — древний город в северной Месопотамии, на р. Балих, левом притоке Евфрата. Всезнающие туристы подкинули ещё один интересный вариант:
"Уже в начале мая в Харране под +35. А летом +50, +55 – вполне привычное и обыденное дело. Не с проста “Харрран” переводится как “место, выжженное солнцем” (наверное, Гора Небесного усмотрели... Карры - Кар-Ра)".
Сейчас это небольшое селение юго-восточнее Урфы (Эдессы).
Мимо Эдессы пройти не смогла. И не зря:
Шанлыурфа (тур. Sanl;urfa) — город в Турции.
Антиох IV Епифан назвал город Антиохией Каллиргой, Селевк I Никатор — Эдессой, скорее всего, в честь одноимённого города в Греции. В Средние века франки называли его Эдесса, а сирийские авторы Урхой/Орхой. Затем город стал У;рфой. На курдском языке город называется Риха.
В 1983 году к названиям провинции и ила Урфа, была добавлена приставка Шанлы- (рус. славный), в честь заслуг города в войне против французских оккупантов. (Получилось San-l;-ur-pha, предлагаю перевести).
Вблизи города располагается древнейший на земле храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, датируемый примерно 9000 годом до н. э. Есть предположения, что Урфа —- это хурритский город Уршу, упоминаемый ещё около 2000 года до н. э. в шумерских, аккадских и хеттских клинописных надписях. Насколько я понимаю, это называется "дошумерский субстрат". Обращает на себя внимание корень Карр в древнейших вариантах названия города.
Гёбекли;-Тепе; (тур.«Пузатый холм», известный также как «Пупочный холм» или арм. (Порта сар) «Пупочная гора» — храмовый комплекс, расположенный на Армянском нагорье, в 15 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа, в 2,5 километрах от деревни Оренджик на юго-востоке Турции. Является древнейшим из крупнейших мегалитических сооружений в мире. Его возраст оценивается до 12000 лет, ориентировочно датируется по меньшей мере IX тысячелетием до нашей эры, согласно геомагнитным исследованиям, проведённым в 2003 г.
Комплекс был преднамеренно засыпан песком в VIII тысячелетии до н. э. (Что же такое происходило в древности?)По данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Карачадаг (Karacadag) в 30 км от Гёбекли-Тепе. Предполагается, что культ Гёбекли-Тепе играл ключевую роль в возникновении земледелия.
А что интересного может поведать нам Ишкур?
"Ишкур — в мифологии Древней Месопотамии бог бури, покровитель города Каркара. Происхождение имени «Ишкур» неясно: возможно, что этот теоним имеет шумерскую этимологию, но не исключено, что он заимствован из другого языка: нешумерского и несемитского, принадлежал к дошумерскому субстрату. Кого шумеры считали отцом Ишкура, установить трудно. Обычно им называли Нанну, но в гимне в честь Ишкура называют то Ану, то Энлиля. Город Каркара до сих пор не найден. А вот река Каркар есть, но не в Месопотамии, а севернее.
Каркарчай (азерб.; арм. Каркар, в низовье Гаджибабакобусу) — река в Закавказье, правый приток Куры. Название реки Каркар дословно переводится с армянского как «камень-камень». Река берёт своё начало в Карабахском нагорье, в месте слияния двух рек, протекает в скалистом каньоне и впадает в Куру. Притоками Каркарчая являются реки: Баллыджа, Бахдахан, Бадара. Думаете, у меня маниакальная тяга к санскриту? Да, я вижу здесь протосанскритские корни. Только те арии, которые пришли в Индию во втором тысячелетии до н.э. вряд ли имеют отношение к Каркару и Карачадагу. Это были какие-то другие арьи...
Свидетельство о публикации №115042402132