Романтизм
Метод – у греков это был путь вообще, а потом путь познания. В литературе же метод определялся состоянием общества. Так, классицизм возник в эпоху абсолютной монархии, а сентиментализм – в эпоху кризиса этой монархии. И вот тут я малость поцитирую Инет:
«Исторической предпосылкой возникновения сентиментализма, особенно в континентальной Европе, стала возрастающая социальная роль и политическая активность третьего сословия, которое к середине XVIII в. обладало огромным экономическим потенциалом, но было существенно ущемлено в своих социально-политических правах по сравнению с аристократией и духовенством».
(Это вполне соответствует тому, что я говорил о причинах отторжения сентиментализма Пушкиным: лит.герой сентиментализма был типичным буржуа, очень занятым собой, своими переживаниями и думами. При этом он в упор не видел нищего работника или же нищего же крестьянина. Но, как уже не раз сказано в моих эссе, декабристы-то только и видели этого мужика, посвящая ему свое будущее.)
Понятно, что такой метод мог возникнуть только в промышленно развитой Англии, где представители «третьего сословия» имели и время, и деньги для свободного «парения духа». Так, английский же философ Локк предложил «новую модель процесса познания: ощущение — эмоция — мысль». Из этой философии прямо вытекало, что главное все-таки эмоция, она есть основа мысли, как результата познания, ибо ощущение есть нечто расплывчатое, а эмоция вполне определенна и дает свои конкретные плоды.
Классиком же литературы сентиментализма стал «выдающийся английский писатель середины XVIII столетия Лоренс Стерн (Laurence Sterne, 1713–1768)», который родился в обеспеченной семье … «Литературное наследие Стерна насчитывает два романа — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760–1767), который состоит из 9 книг, и «Сентиментальное путешествие мистера Йорика по Франции и Италии» (1768)». И еще поцитирую:
«Пристальный интерес к человеку как к уникальной личности, неповторимой в своем развитии, стал той основой, на которой строилось все творчество Стерна. Его книги утверждают право человека свободно проявлять себя вопреки всем трудностям жизни. Эти особенности творчества Стерна требуют новых художественных средств».
«Классик Стерн» известен и тем, что он понял ограниченность сентиментализма, поэтому его романы пронизаны иронией и даже сарказмом… Отсюда было недалеко до нового метода – романтизма. И сразу сошлюсь на Инет:
«Романтизм — это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу (три последних слова выделены жирным шрифтом! - И.К.) личности. Сутью романтического мировосприятия является признание драматического неразрешимого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым».
Выделенное место здесь – от автора той тирады… Очень резкое и веское заявление! Дело в том, что, согласно великим немецким философам, и прежде всего Гегелю, подлинной свободы у личности быть не может. Согласно же любой религии, - тем более! Правда, Библия признает свободу воли человека, но лишь в начале «тяжкого пути познания», в конце которого Личность отказывается от этой Свободы во имя познанной Необходимости. Да и История нам сотни раз показывала, что абсолютная свобода ведет в рабство духа, порождая насилие над людьми, а потом и хорошо известный нам фашизм… Но тогда как же быть с «абсолютной свободой творческой личности»?
А так и быть, как было у Пушкина: он рано разуверился в праве романтика на свободу, показав такого героя в «Цыганах», которым полюбовался как художественным созданием, да и отрекся от него – во имя тех, которыми правят «абсолютно свободные индивиды». И уже в «Цыганах» есть вполне «реалистические» герои – и в первую очередь мудрый Старый цыган.
Для Пушкина стало ясным, что угнетенный народ России, составляющий 99% населения, и есть главная тема для писателя. Но в романтических шорах эту тему не подашь – нужен новый метод!. И такой метод он заявил – ПЕРВЫЙ в Европе! – именно как реализм, хотя этого термина и не существовало в литературе. И произошло это в 1823 году, с появлением первой же главы «Онегина».
Если мы, поэты, не будем воспринимать РОМАН как Прорыв, мы не будем понимать и величие Пушкина…
И еще: если мы не увидим в романе манифеста реализма, то не поймем и суть первых глав, в частности причины дуэли Онегина… Поэтому необходимо перейти к деталям – первым описаниям абсолютного романтика Ленского.
Свидетельство о публикации №115042303525
И ещё, в качестве подарка ко дню рождения А.С., я разместила у себя на страничке к стихотворению "Объявлен конкурс"портрет Пушкина. Его я вырезала из журнала "Смена" в году примерно 1968-69. Это репродукция с конкурса молодых художников. Портрет мне понравился, но имя художника я не запомнила: школьницей тогда была, что с меня возьмёшь?!
С теплом, В.К.
Валентина Курмакаева 06.06.2018 20:54 Заявить о нарушении
Не считайте за бред и за непонятную лесть - это порыв души...
А портрет иду смотреть немедленно. Ваш И.К.
Игорь Карин 07.06.2018 19:02 Заявить о нарушении