4

4. Классификация культур. Теория Эдварда Холла
В настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500 Все эти определения Кребер и Клакхон разделили на 6 классов (типов).
1. Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований.
2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.
3. Нормативные определения, которые рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение
4. Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.
5. Структурные определения, которые представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов.
6. Генетические определения, основывающиеся на понимании культуры как результате адаптации че-ловеческих групп к среде своего обитания.
Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении.
Так как культура является сложной системой, ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам.
Основные классификации культуры ведутся:
1) по географическим признакам (Восток, Запад и т. д.);
2) по временным признакам (ведется хронология культур);
3) по формационным признакам (каменный век, железный и т. д.);
4) по технологическим признакам (характеристика новых информационных технологий);
5) по носителю культуры.
Остановимся более подробно на последней классификации – по носителю культуры. В зависимости от этого культура подразделяется на мировую и национальную.
К мировой культуре относится все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных народов всего мира.
Национальная культура является совокупностью культур уже не народов, а различных классов, групп и слоев общества. К национальной культуре относятся духовные ценности (язык, религия, литература и т. д.) и материальные (ведение хозяйства, орудия труда, экономический уклад).
В большинстве современных обществ культура существует в трех основных формах:
1) высокая, или элитарная культура - дистанцированы от массовых форм артефакты (образцы изобразительного искусства, классической музыки и литературы, моральные оскорбления и научные стандарты), создаваемые для элиты и потребляемые ею;
2) народная культура - фольклор, представляет собой иноформу синкретизма утилитарно магически нравственно-эстетической деятельности (сказки, песни, обычаи);
3) массовая культура - культура, сложившаяся в процессе развития средств массовой информации, ти-ражируемая для массы и потребляемая массой.
Типология культур строится на основании нескольких критериев:
; связь с религией (культуры религиозные и светские);
; региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латино-американская);
; регионально-этническая особенность (русская, французская);
; принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, по-стиндустриального общества);
; хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);
; сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
; связь с территорией (сельская и городская культура);
; специализация (обыденная и специализированная культура);
; этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
; уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
; доминирующая, субкультура, контркультура.
В 1960-х и 1970-х годах два теоретика – Геерт Хофстеде (1980) и Эдвард Холл (1976) независимо друг от друга разработали систему организации и идентификации культур. Главной целью этого исследования явля-лось выявление наличия универсальных категорий культуры, охватывающих социальные сообщества и страны.
В результате исследования было выделено пять аспектов, применимых к культурам по всему миру:
• Низкий/высокий контекст
• Дистанция власти
• Коллективизм – Индивидуализм
• Женское начало – Мужское начало
• Избегание неопределенности
Так, высоко контекстуальные культуры отличает:
; невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;
; серьезная роль невербального общения и умения «говорить глазами»;
; излишняя избыточность информации, поскольку для общения достаточно первоначальных фоновых знаний;
; отсутствие открытого выражения недовольства при любых условиях и результатах общения.
В свою очередь низкоконтекстуальные культуры характеризуются следующими признаками:
; прямая и выразительная манера речи;
; незначительная доля невербальных форм общения;
; четкая и ясная оценка всех обсуждаемых тем и вопросов;
; оценка недосказанности как недостаточной компетентности или слабой информированности собе-седника;
; открытое выражение недовольства.
По Холлу, в зависимости от способа использования времени культуры следует разделять на два проти-воположных вида: монохронные, в которых время распределяется таким образом, что в один и тот же отре-зок времени возможен только один вид деятельности; полихронные, в которых в один и тот же отрезок времени производится несколько видов деятельности


Рецензии