Второй правитель на Руси!

Вот начала писать историю
Славян!

Теперь я  знаю, кто первым
Правителем был на Руси!

И что же можно сказать нам
О Славянах?

Славяне шли многими путями!

У каждого был в истории свой
Путь!

Поляне,  северяне и древляне
Пришли на Среднее Поднепровье,
Припять,  Десну - с берегов Дуная!

А Витячи,  радимичи и дреговичи -
Двигались из земли  “ляхов”,
Из районов Польши и Беларуссии!

Ведь там и до сих пор есть реки -
Вяча,  Вятка,  Ветка!

А  вот  -  Полочане и Новгородцы,  Словени
Шли с юго -  запада через Беларуссию,
И Литву!

Часть славян - переселенцев осела на
Восточно - Европейской возвышенности,
Откуда вытекает:  Днепр,  Москва – река,
Ока,  Великая,  Ловать!

И первые переселенцы появились в районе
Будующей  Москвы!

Однако,  пора продолжить!

Вот Рюрик правит на Руси  уже
Семнадцать лет!

Вот как он умер я писать сейчас не
Стану,  о нём наверно можно почитать
В другой литературе.

А что же дальше было на Руси?

Вот после смерти Рюрика  в 879 г.,
Власть в Новгороде перешла не к его
Малолетнему сыну Игорю,
А к родственнику Рюрика –Олегу,
Который жил до этого в Ладоге.

А Игорь может быть и не был сыном Рюрика!

Родство Рюрика и Игоря могли придумать,
Чтобы  возвести династию к наиболее древнему
Прародителю и связать воедино всех первых
Правителей в одну династию Рюриковичей.

Но вот,  Олег в 882 году с дружиной подошел
К Киеву.

Под видом варяга-купца, прибывшего на кораблях
С верхнего течения реки, он предстал
Перед Аскольдом и Диром на берегу Днепра.

Внезапно укрытые среди товаров воины 
Олега выскочили из причаливших к берегу судов
И убили киевских владетелей.

Киев, а потом и его близлежащие земли подчинились Олегу.

Вот так воссоединились  в 882 г. Земли
Восточных славян - от Ладоги до Киева!

Теперь  впервые,  восточные славяны,
Оказались объединены под властью одного князя.

Вот так образовалось  некое подобие
Варяжско-славянского государства –
ДРЕВНЯЯ РУСЬ.

Оно было архаичным и аморфным,
В нем отсутствовали многие черты
Современного государства.

Первые властители защищали
Признанные «своими» земли от
Внешнего противника.

Они собирали с подвластных племен
«урок» – дань, которая была скорее
Платой за безопасность подчинившихся
Племен варяжским князьям, чем налогом.

Таперь расскажу немного об Олеге,
Мы знаем с детства ведь о нём!

Стихи о нём мы изучали в школе,
Каким он мудрым был и Вещим
Почему он назван!

Князь Олег (скандинавский Хельг)
Во многом следовал политике Рюрика и
Присоединял к образовавшемуся государству
Все новые,  и новые земли.

Олега можно назвать князем-градостроителем,
Так как,  в присоединенных землях он,
Сразу же «начал городы ставить».

Это были деревянные крепости,
Которые становились центрами
Отдельных земель и позволяли успешно
Отбиваться за их стенами от кочевников.

Первыми «гостями», с кем столкнулся Олег,
Были тюрки из Хазарского каганата.

Это были грозные соседи.

Каганат – иудейское по вере государство –
Находился в Нижнем Поволжье и в Причерноморье.

Византийцы, обеспокоенные набегами хазар
На свои владения, подкупили Олега дарами,
И он совершил внезапное,  и успешное нападение
На хазарскую крепость Таматарху (Тмутаракань) -
На берегу Керченского пролива.

Там Олег и оставался до тех пор,
Пока не заключил с хазарами мир,  и
Не двинулся на Византию.

В этом и других случаях он действовал так,
Как поступали многие варяжские конунги,
Готовые встать на любую сторону, если им
Хорошо заплатят.

Знаменитым деянием Олега стал поход в 907 г.
На Царьград (Константинополь) –
Столицу Византии.

Его многочисленный отряд, состоявший из варягов
в их числе был и конунг Игорь), а также славян,
На легких судах неожиданно появился у стен Царьграда.

Не подготовленные к обороне греки, видя,
Как пришедшие с севера варвары грабят и
Жгут в окрестностях города церкви,
Убивают,  и берут в плен местных жителей,
Пошли на переговоры с Олегом.

Вскоре император Лев VI заключил с русами
Соглашение, заплатил Олегу выкуп,
А также пообещал бесплатно содержать
Русских послов и приходивших в Царьград
С Руси купцов.

Перед отъездом из-под Константинополя,
Олег в знак победы повесил свой щит
На ворота города.

Люди  в Киеве,  были поражены
Богатейшей добычей, с которой вернулся Олег,
И дали князю прозвище -  Вещий, то есть -
Мудрый, кудесник!

Кудесники - волхвы были языческими жрецами,
Очень влиятельными в среде своих соплеменников
До принятия христианства.

Они оспаривали власть над народом у пришлых князей.

О смерти  Вещего Олега «от коня своего»,
Ему предсказали  волхвы.

Олег воевал до 943 года

Олегу удалось завоевать богатый
Прикаспийский город Бердаа в устье Куры.

Тут он и решил обосноваться окончательно,
Основав варяжское княжество.

Варяги действовали и в других землях.

Но местные властители разбили
Малочисленную варяжскую дружину Олега,
Не получившую вовремя подмоги из Скандинавии.

В этом сражении погиб и Олег.

Теперь вот песню о Вещем Олеге
Сложил поколениям поэт русский
Александр Пушкин.

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны, и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...

Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.

И холод,  и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.

В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой,
И гладит,  и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня.

Вы, отроки - други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...

Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? все так же ль лего;к его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы,  гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.


Рецензии