аффект

Откуда в советском, или, как принято считать в мире, русском человеке (и мир тут в чем-то прав) эта постоянная готовность к войне, к ратному подвигу (трудовые подвиги так не вдохновляют), а, если говорить начистоту, к убийству?
Любой человек способен ненавидеть с той или иной степенью глубины этого чувства. Но убить, по большому счёту, современный нормальный человек может только при определённых обстоятельствах, как то:
защита собственной жизни или жизни близких (инстинкт самосохранения),
в состояния аффекта
или, если он, всё-таки, ненормальный.
Первый из этих трёх критериев среднестатистическому СОВКУ очень близок и понятен. Он живет с перманентным ощущением опасности для себя, своей семьи и даже страны в целом. Веками!
Второй критерий ему еще ближе. Он с гордостью репрезентует себя, как человека неадекватного, вспомните хотя бы: «умом Россию не понять».
В состояние аффекта способен впасть каждый, но прожить жизнь в этом состоянии, согласитесь, теоретически невозможно. А вот практически, оказывается, пожалуйста. Кстати, если присутствуют оба эти критерия, инстинкт самосохранения замещается жаждой убийства (на худой конец, приличной драки).
Но без последствий ничего не бывает.
И тут к среднестатистическому СОВКУ подкрадывается третий критерий. Ненормальность.
Ненормальность может быть врожденной (не такое уж частое, в процентном отношении, явление) или может быть приобретенной путём дрессировки (если хотите, воспитания).
Самым эффективным инструментом воспитания (если хотите, дрессировки) является религия.
В ряду самых популярных религий Русская религия стоит особняком. Я не оговорился.
Русская религия столь же далека от христианства, сколь и от духовности вообще. Практически только один постулат раннего христианства был взят ею за основу и сохранён до нашего времени (точнее, его половина). Всё остальное интерпретировалось самым беспардонным образом. Смысл постулата таков: «если родился рабом -  будь хорошим рабом, но если есть возможность освободиться - лучше освободись». Вторая часть этой сентенции, конечно, никогда не прозвучит в речах русского «духовенства». Впрочем, как и первая.
Я не являюсь адептом какой-либо религии. С тех пор как люди начали выживать, т.е. воевать, у них появились вожаки, т.е. лидеры. У лидера, в свободное от войны время, одна задача – оставаться лидером. В мирный период это непростая задача. Возникла острая потребность в религии. И Бог был не против. Если бы оказалось, что Бога нет, лидеры бы его придумали. У всякого вожака (читаем, лидера) были свои боги и каждый лидер репрезентовал себя как их протеже. Это многобожие (т.е. язычество) за тысячелетия превратилось в настоящую науку. Темпы развития этой науки поначалу не шли ни в какое сравнение с темпами прогресса самих людей. Однако в какой-то момент прогресс человека начал ускорятся. «НАУКА» не могла не отреагировать (вспомните Вавилон). Язычество никак не справлялось с «толпой» (какая-то демократия получалась). Нужен был один Бог. И один его протеже (ну, на худой конец, несколько). И Бог опять был не против (живите, как хотите, пока меня всё устраивает).
ЕГО почти всё устраивает, и то, что мы убиваем друг друга, в том числе. Но в разумных пределах. Любая война заканчивалась большой депрессией. Мы каждый раз зарекались воевать, и каждый раз начинали вновь, хотя, как будто, никто не хотел. Значит кто-то, все-таки, хотел. Сложили два и два?
В конце концов, мир догадался, что большие бойни ЕМУ не очень угодны и, худо-бедно научился сосуществовать с самим собой.
Особняком осталась только Россия. Мусульманский экстремизм, как зверь – оставь его в покое и он тебя не тронет. Как Китай – не беспокойте его (а попробуй, побеспокой) и вам нечего опасаться. В то, что США несет миру угрозу, уже почти никто не верит.
 Но Россия (со своей древней религией) – дело другое.
Придуманной когда-то религии («родился рабом – будь хорошим рабом») лидеру достаточно, чтобы жить в удовольствие. Но что бы раб был хорошим, его нужно кормить (особенно в мирное время). Слава Богу, если есть чем. А если не густо?
Что бы было чем кормить, лидеру нужно что-то делать, кроме того, что затариваешь собственный карман. Что бы что-то делать, нужно что-то уметь, а о каком умении может идти речь, если все силы брошены на поддержании эффекта собственной необходимости, т.е. для поддержания чувства опасности для своего прайда (читаем, электората).
И большинство лидеров начало потихоньку учится умению делать что-то интересное и полезное прайду (т.е. прогрессировать, развиваться), что уже сближало лидера с электоратом, который, согласитесь, всегда прогрессировал быстрее своего лидера, даже если лидер приковывал икаров к скале или сбрасывал с колокольни без крыльев, которые те мастерили.
Такой подход к теме лидерства постепенно отвлёк людей от войн и это был поворот в направлении современной демократической модели. Эффект был такой, что даже религиям пришлось потесниться. И Бог опять был только «ЗА». Тем более, что эффект энтропии не грозил существованию. Полярностей в человеческих общинах (и даже в отдельно взятом человеке) всегда хватало. К тому же, некоторые лидеры в силу своей лени, или боязни перемен, или просто от неспособности развиваться, тянули свои прайды в прошлое (ведь сохранение старой, примитивной модели не требовало сверхусилий, главное запугать прайд). Именно в таком положении запуганного прайда Россия пребывает на протяжении всего своего существования. Не смотря на все потуги ее ИКАРОВ, российские вожаки всегда побеждали любую оппозицию, используя религию и традицию. Причем, если религию нужно впихивать хоть в какие-то исторические рамки, то традиция - это просто мечта шулера (ври, что хочешь).
Эти два не очень понятных советскому (хотя, кто с ним когда-то советовался?) человеку, понятия (извините за тавтологию) заставляют жить его жизнью, невероятной с точки зрения современной цивилизации. Но и это Бога пока устраивает. Посмотрим, что будет дальше. Не было случая, чтобы агрессор не был унижен. И ОН всегда был только «ЗА».


Рецензии
Привет! В своей рецензии мне Вы написали, что не видите связи церкви и власти, советуете прочитать здесь. Вы пошутили? Сами же пишете, что власть сильно использует религию. Я бы даже сказала, что они едины.

Анонимка Неизвестная   17.07.2015 13:51     Заявить о нарушении
Всё верно, именно использует)
Я писал, что не церковь формирует власть.
Я вижу, здесь наши взгляды сходятся)

Александр Кононенко   17.07.2015 15:18   Заявить о нарушении
Именно церковь формирует власть, а потом власть использует религию (если соответствует её канонам) для управления массами. Ну подумайте, вот пример русских царей, Ивана Грозного, да любого другого. Царь должен быть только православным (если вспомнить до чего довели католичку Марину Мнишек и её ребёнка, то расхочется становиться или православным или сдавать на "русского царя"), он должен соблюдать постановления церкви и советоваться с её представителями по всем насущно важным делам государства. Как только И. Грозный пошёл против церкви (стал предписывать боярам, которые постригались в монахи, уходить в монастыри без латифундий, им принадлежащих, цитируя Писания про добровольную нищету и т. д.), так его и его мать стали травить свинцом или мышьяком, об этом фильм был, когда исследовали останки на наличие отравляющих веществ. И вообще был объявлен слугою с. и антихристом.

Анонимка Неизвестная   17.07.2015 19:17   Заявить о нарушении
а Вам не кажется, что власть не только церковь держит на поволке (вобщем, содержит), но и религии создаёт.

Александр Кононенко   18.07.2015 19:47   Заявить о нарушении
Жрецы, создающие культы? Как моду? Вполне может быть. Существующий культ поднадоел пиплу и мало стало денег нести? Придумают другой, более модный и продвинутый. Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, несите ваши денежки божественным жрецам, иначе быть беде.

Анонимка Неизвестная   19.07.2015 09:37   Заявить о нарушении
Во-во-вот)))
хотя, это не очень смешно.

Александр Кононенко   19.07.2015 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.