6. Войнам - нет!

Брошюра мемуарной эссеистики о моих родителях, дядях, тетях, учителях, с упоминанием детей и внуков, а также последующих философических размышлений и публицистических высказываний, сложилась к 70-летию Великой Победы Советского Народа в Великой Отечественной войне.
Произведения-компоненты брошюры писаны в разное время – 10 лет назад, позже, в текущем 2015 году. В преддверии Даты, в апреле, размещались отдельно, день за днем, или с небольшими перерывами. Дискретность публикации обусловливалась тем, что того требовала наглядно-иллюстративная составляющая материалов, всякий раз представляющая собой фотоколлаж на грани допустимого на сайте по масштабам и "весу". Читать взаимосвязанные произведения, каждое из которых является и самостоятельным, рекомендуется в том же порядке, в котором они появлялись в интернете.
1. «Великую Победу мог сотворить только великий народ» – http://www.stihi.ru/2015/04/03/2151
2. «Учитель» – http://www.stihi.ru/2015/04/04/2297
3. «Эмилия Павловна Чубакова» – http://www.stihi.ru/2015/04/05/1248
4. «Шигаревы» – http://www.stihi.ru/2015/04/06/1129
5. «Годы былые и 2015-й: лица, орден, документы, факты» – http://www.stihi.ru/2015/04/14/4058
6. «Войнам – нет!» – (настоящая публикация)
7. «70-летие Победы: все мы родом из той Великой войны» – брошюра одним файлом, появится в Сети 28 апреля т.г.
8. «70-th anniversary of the Victory: all of us it is from that Great war» – the brochure from six essays one file, will appear in the Network on April 29 of this year.



                I

Если бы вдруг не грянула Война… Вдруг – для рядовых граждан. Они ведь при любых режимах живут своими проблемами. Маленькими в сравнении с проблемами государства и межгосударственных отношений. Но для них, рядовых людей, первостепенными. Нередко имеющими прямое отношение к выживанию.
В начале лета 1941 года овдовевшая несколько лет тому назад Вазифа Искандарова, ее 17-летняя дочь Нурзифа и 14-летний сын Юнус приехали навестить старшего сына и брата Ильяса, проходившего воинскую службу в Карши. А заодно и проведать, на самом ли деле в Узбекистане жить легче, как писал солдат. Но тут началось вторжение гитлеровских полчищ. Ильяса отправили на передовую. Его мама, сестренка и братишка остались в Карши. А их большой дом возле пруда в родном ауле Нижние Чебеньки в Оренбургской области почти полтора десятилетия ждал возвращения хозяев. Летом 1953-го, когда в ауле после долгой разлуки побывали Ильяс и Нурзифа, дом еще стоял. С ними был и Марат, которому шел 6-й год. Своей цепкой памятью он запомнил, что дом всё еще хранил верность рукам бабушки, заколотивших крест-накрест ставни и дверь перед отъездом в неведомые края. До Войны…
Если б не было Войны, то неизвестно, как тогда сложилась бы судьба семьи и детей Вазифы. Может, после демобилизации Ильяса все вместе вернулись бы в Чебеньки. Чибеннэ – так звучит название аула по-татарски. Перевод: место, где много мух. Дословно: муховое. В самом деле, мух в ауле в том 53-м была тьма. И крупные. Облепливали на свет стекло окна со стороны комнаты, наполняя ее своим жужжанием.
Если б не грянула война, Искандаровы, быть может, все-таки остались бы в Карши. И под мирным небом обосновались с бОльшим чувством, толком и расстановкой, как это умеют делать татары. А может, еще как-то по-другому продолжились бы дороги их жизни. Но одно не подлежит сомнению: если бы не Война, у Нурзифы был бы другой муж. И я был бы не я.
Если Маматкулов Аваз не вернулся бы с фронта, то Нурзифа никогда и не узнала бы, что был на свете такой человек. И тогда муж опять-таки был бы другой. И ее сын, даже будучи назван Маратом, опять-таки был бы не я.
А меня не было бы совсем.
Но я есть именно потому, что оправившийся от ран Аваз был списан в тыл в 1944-м и вернулся домой. В родной кишлак Хилал, расположенный неподалеку от Карши. Куда селяне наведывались по базарным дням верхом на ишаках, лошадях или на арбах (и сейчас – так, только на автомобилях). В один из своих наездов в город Аваз случайно встретил Нурзифу. Очаровался ею. А потом в своем упорстве уговорил-таки стать женой.
Высшая математика в доказательстве своих теорем оперирует категориями необходимости и достаточности. Так вот, необходимым условием моего появления на свет была Война, а достаточным – возвращение Аваза живым с фронта. Парадоксально, но факт: не было бы Войны – и вовсе не было бы меня!
Словом, Марат – родом из Войны.
Как и его сверстники, одноклассники, однокурсники. А также сестры, дети, племянники, внуки…
Мама Марата, как было показано выше, тоже вышла из Войны. И в прямом смысле, и в переносном. Но то же самое можно утверждать про всех женщин, ставших матерями – впервые или повторно, – в сороковые годы, военные и послевоенные. Все они, пусть судьба каждой и отличалась в деталях, наследницы Войны.
Из Войны вышли и наши воспитательницы в детском саду, учителя (воевавшие и невоевавшие), учительницы, старшие родственники и все люди нашего окружения, кто в Войну не был солдатом по возрасту или другим обстоятельствам.
Возьми Гитлер в декабре 1941-го Москву – и неизвестно, как сложилась бы их судьба, кого бы миновала колючая проволока концлагерей, кто остался бы жив и продолжил бы свой род, а кто сгинул бы в неволе.
Но и без такого гипотетического поражения, то есть при реальности Великой Победы, нет в просторах бывшего СССР ни одного человека, в чьей родословной не было бы ветвей и нитей, ведущих к той Отечественной Войне. Все мы: оставшиеся на полях сражений, ушедшие в мир иной в послевоенные времена, здравствующие люди преклонного, старшего и среднего возрастов, молодежь, подростки, дети, младенцы, еще неродившиеся и даже незачатые, – все мы родом из той Большой Войны. Кто-то может того не знать, кто-то – не помнить, не думать о том, иные – могут не понимать или в угоду своему меркантильному интересу отвергать того. Но это – так!
И чем дальше уходит Время вперед – а мы сейчас, в апреле 2015-го, стоим в преддверии майского 70-летия Великой Победы Советского Народа во Второй Мировой Войне, – тем явственней будет ощущаться эволюция тематики и задач писателя, обращающегося по случаю и под каким-либо ракурсом к зарубкам того противостояния Советского Союза и Германии.

Майского – потому, что 2 сентября 1945-го была безоговорочная капитуляция Японии. Которой предшествовали сброшенные на Хиросиму и Нагасаки американские атомные бомбы. Не столько для экзекуции врага, сколько для устрашения самого главного, самого сильного и самого опасного союзника. Но более всего важным в победе и над Японией явились действия советских войск – разгром вооруженной до зубов Квантунской армии в Маньчжурии, в которой было более 1 миллиона 300 тысяч штыков императорского "пушечного мяса".

Настоящих фронтовиков и писателей-фронтовиков почти не осталось. Скажем, Даниилу Гранину идет 97-й год. Но отпущенный ему век – редкость для солдат той Войны, одно из немногих исключений.

Думаю, что немалая часть людей, которых ныне называют фронтовиками, это лица почтенного возраста, приравненные к участникам войны за заслуги в тылу и/или впоследствии в труде. Недаром среди таких "фронтовиков" немало женщин. Участники Войны – действительные и приравненные к ним – нужны властям, чтобы их посредством будоражить трудоспособное население, молодежь и подрастающее поколение, воздействовать на их сознание и подсознание в требуемых для властей ракурсах и акцентах. А также, чтобы по праздникам и юбилеям обласкивать и одаривать старцев и стариц и тем самым через СМИ раздувать свой рейтинг демократичности, человеколюбия и заботы о народе. И при этом так гордо выпячивать грудь, что еще чуть-чуть – и даже оппозиция уверится в том, что именно они, властвующие власти, вывели Армию, Державу и Народ из того Кромешного Ада к Победе.

Обратимся к официальным цифрам по Узбекистану.
По данным общественного фонда «Нуроний» («Ветеран» – такое значение приписано этому узбекскому слову, которое, вообще-то, переводится как «благообразный»), в Великой Отечественной войне участвовали свыше 1,4 миллиона жителей Узбекистана, из них более 400 тысяч погибли, 130 тысяч пропали без вести. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ ПРОЖИВАЕТ ОКОЛО 3,5 ТЫСЯЧ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ. В тоже время, по данным статистики, возраст 225 тысяч граждан Узбекистана превышает 80 лет, 44 тысяч — 90 лет, а 8,7 тысяч человек перешагнули 100-летний рубеж.
Иначе говоря, людские ресурсы, откуда власти будут и в будущем черпать "фронтовиков", велики. И ДАЙ, О АЛЛАХ, ДОЖИТЬ ДО 100-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ И ПРОЧИТАТЬ В СМИ, ЧТО В УЗБЕКИСТАНЕ ЧЕСТВУЮТ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ, КОИХ В СТРАНЕ ОКОЛО 4 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК!..
Подчеркну: прозвучавшая ирония не относится ни к Войне, ни к настоящим фронтовикам, ни к приравненным к ним ныне здравствующим долгожителям, ни к пережившим тяготы военного времени в тылу и на оккупированных территориях, ни к сожженным в крематориях, ни к выжившим в плену и концлагерях, ни к последующим поколениям, ни к единому человеку всех возрастов, кто не имеет никакого отношения к так называемой политике – внешней и внутренней. А ирония моих мыслей и пера метит именно в тех, кто в чрезвычайной, решающей, большой, малой и пусть даже в микроскопической доле причастен к ней, политике. Не буду перечислять профессий и вождей, командиров и спецов, исполнителей и приспешников армии причастных: места жалко в своем материале. Скажу только, что дальше в нем – ни грана иронии.


                II

Наше поколение, которому сейчас под 70, еще может писать оригинальные материалы о Войне. Может не заимствованными, не вычитанными где-то воспоминаниями, но своими. Воспоминаниями о своих отцах, дядях, других родственниках и людях, которые в самом деле воевали. Но и рассказы о своих учителях, старших братьях и сестрах – это тоже, так или иначе, будут касаться Войны, даже без прямых упоминаний о ней, так как все эти люди прошли сквозь Страшные Испытания тех лет. А еще годов через 20 и о нас, родившихся в сороковые послевоенные, можно будет складывать истории, которые при желании и необходимости можно будет связать с той Ужасной Войной.
Необходимость же таких увязок – у нас в крови, передается из поколения в поколение: празднества, торжества, парады, приуроченные награды, премии и выплаты, а также встречи, конкурсы, марафоны и прочая. И не стоит нам ни отказываться от своей крови, ни подделываться под вкусы, наклонности, моду и требования, текущие с Запада или Востока. Человек и Народ – оставайтесь самими собой!
Прочая – это, в том числе, и ток-шоу. Всего лишь четверть века назад мы и слова такого не слыхивали. А теперь ток-шоу – одно из главных средств и по созданию видимости интереса к рядовому человеку, и по выпуску лишнего пара среди населения, и по развлекаловке, и по убиению своего времени телезрителями. Точно, как в Америке! И не только на московском ТВ! Но даже на ташкентском!..
М-да! Без иронии у нас – хоть расшибись! – никак не обойтись…


                III

Пусть бы Войны не было совсем. Пусть бы без нее у Нурзифы был бы другой сын, не я. Пусть не было бы меня вовсе. Хотя, если верить в душу человеческую, ее бессмертие и переселение из одного тела в другое… А верили и верят люди, которым не я чета: они выше меня в интеллектуальном и духовном развитии. И в древние времена, и в последующие, и в текущие. Из современников назову эстонку Лууле Виилма, к великому сожалению, погибшую в автокатастрофе в возрасте 52-х лет, и здравствующих канадца Джона Кехо и американку Луизу Хей. Им не верить невозможно: у них богатый опыт и большая практика выведения тысяч и тысяч людей из тьмы заблуждений, в коей, в общем-то, и стараются держать народ сильные и богатые мира сего. А посему я был бы сейчас и без той Войны. Пусть при других родителях, крови, коже, костях и мясе, но имел бы место среди живых. И наверняка был бы более развитым, более продвинутым. То же – и мои сверстники. А также – поколения, которые идут за нами.
Войны – это зло! Безоглядное попрание всех человеческих норм и законов! Истребление людей! Уничтожение их трудов и творений. Войны – это в человеке от животного типа гиен: навалиться стаей, отнять и присвоить себе то, что добыто или создано другими, – всякий раз доводимое в истории человечества у всех больших народов до абсурда и даже безумия алчностью и недальновидностью правителей и иже с ними. Так было и есть: и в каменном веке, и медном, и последующих, и нынешнем, ядерном.
Войнам – нет! Прославлению войн и завоевателей, даже если в истории страны больше и некем будировать, возбуждать, тормошить патриотизм и гордость народа, – нет! Увы вам, президенты и премьеры! Увы вам, денежные мешки, стоящие за правителями и подталкивающие их в спину! Какие же вы сильные мира сего, если не можете устроить мир по-мирному! Вы продолжаете откармливать и доить Корову Марса, прикрываясь разглагольствованиями, что есть войны захватнические и есть справедливые, что есть агрессоры и есть защитники Отечества, что есть тоталитаризм и есть демократия.
Увы вам, интеллектуалы и деятели культуры! Ни понюшку табаку не стоят ваши сорбонны, гарварды и оксфорды, грош цена вашим нобелям, оскарам, грэмми, никам и прочим регалиям и наградам, если вы во имя своей славы и барышей, пользуясь корыстным потворством властей, продолжаете героизировать войну и кровь, популяризировать преступления и криминал, окунать читателей и зрителей с головой в низкопробные физиологизмы, невообразимые или несуразные вымыслы! Если не можете объединиться против вакханалии наживы и присвоения чужого добра, чужих богатств! Если предаете высшее предназначение творческого человека, а именно: жить и работать во имя устройства мира по совести, справедливости и уму!
Увы нам всем! Мы по своей сути еще недалеко ушли от людей пещерного века. А кое в чем стали более хитрыми, коварными, подлыми, жестокими. Уж не говоря об извращенности, неестественности нашего образа жизни, большинства наших потребностей и привычек. Такими мы и устраиваем правителей, их команды и олигархов, властителей и производителей развлечений, зрелищ и досуга масс. И они, пусть будет повтором высказанной чуть выше мысли, делают всё возможное и невозможное, чтобы мы такими и оставались из века в век. Потому Корова Марса и жива, весьма упитанна и удойна. Потому с учениями и системами власти, призванными служить народу наперекор, вразрез, вне и поверх устанавливаемых капиталом норм и барьеров, велась и ведется непримиримая война. А если кому-то и удается, как говорят, прорваться, то потом он (человек), оно (учение), она (система) либо вырождается под давлением окружения и своих неудач, предает свои начальные идеалы, явно или скрытно; либо терпит сокрушительное поражение; либо гибнет насильственной смертью. Чтобы не были маяком для народов. Чтобы не служили укором международному бизнесу, не препятствовали всеобщему обиранию людей, наднациональному присвоению природных богатств. Чтобы другим неповадно было. Советский Союз, Муаммар Каддафи и его Джамахирия – пусть и разнородные, пусть и с оговорками, но примеры того.


                IV

У сильных мира сего есть еще одно средство, вернее, придумка, рядящаяся в одёжи демократии, но на деле – хитроумная и коварная: ограничение периода действия одного человека во главе государства и двухпартийная система (партий, как правило, больше, но основных – две). Отработал правитель максимум два срока (за второй тоже надо было бороться с соперниками) – и "давай, до свиданья!". И новая избирательная кампания, новый кандидат, новая риторика, новые надежды электората, даже если кандидат от партии власти. Когда же народ устает от одной партии, разочаровывается в ней, тогда на смену приходит другая, обнадеживая и соблазняя население головокружительными обещаниями. Так или иначе, спустя некоторое время новый правитель превращается в такого же "дракона", которому пришел на смену в своей партии, или с которым недавно, будучи в оппозиции, вел борьбу.

Литва, Латвия и Эстония довольно скоро и вроде бы даже без крови приобщились к драконизму западного пошиба.
Украина через регулярно повторяющийся Майдан, через государственный переворот и гражданскую войну, через отчуждение от России, низкопоклонство и пресмыкательство своих правителей перед Западом, также имеет кое-какой опыт "цивилизованного" драконизма.
В Киргизии и Грузии за постсоветский период тоже не раз менялся глава государства. И тоже через волнения, бунты и человеческие жертвы. Грузия к тому же "преуспела" и в гражданской войне, и в военном столкновении со своим северным соседом, в результате которых потеряла Абхазию и Южную Осетию.
В Азербайджане власть передана по наследству: от отца – к сыну. В Армении – менялась через выборы. Эти две соседние страны воевали из-за Нагорного Карабаха, до сих пор враждуют ввиду нерешенности проблемы.
В Казахстане и Узбекистане – пока те же "драконы", несменяемые и незаменимые, далеко не молодые, а если без обиняков – пожилые, так как властвуют еще со времен издыхания коммунистической системы, то есть уже более четверти века.
В России – несколько иная ситуация. Невольно возникает нелепая мысль: ей бы возвращение монархии – и в самый раз…
Таджикистан пережил гражданскую войну. До последнего времени во многом существовал благодаря гастрабайтерству в главной наследнице и преемнице СССР. Теперь эта кормушка, говорят, изрядно прохудилась.
Туркменистан – отличается от соседей. Хотя бы тем, что еще более закрыт и более странен, чем Узбекистан.
Белоруссия… Как заявляет ее первый и пока единственный президент (уже более 20 лет), его страна – суверенна и независима, такой останется всегда, а Российская Федерация никогда не поднимала вопроса о воссоединении. Белорусского лидера не будет на Параде Победы в Москве. И это вовсе не по соображениям протестного порядка, или конъюнктурного, или раболепского перед Дядюшкой Сэмом. В Минске тоже будет большой парад, и по Конституции ее может принимать только главнокомандующий.

Положение в нынешней Центральной Азии. Раньше во всем мире так обозначали природную страну, включающую в себя бОльшую часть Китая и Монголии. А потом четыре президента новоиспеченных стран на землях Средней Азии и Казахстана, видимо, преисполненные чувством собственного величия, решили, что именно они – центр Азии. Так вот: полуфеодальный произвол властей под прикрытием демократических заклинаний и лозунгов; жизнь и обеспеченность большинства населения далеки от удовлетворительного уровня; трения между соседями по территориальным, водным, энергетическим, национальным, транспортным и экологическим проблемам; Афганистан и исламский экстремизм; столкновение стратегических интересов России и США. Неспокойно. Чревато политическими пертурбациями: не бессмертны же засидевшиеся в президентах "драконы"; да и кощеям, как гласят народные предания, однажды приходит конец. Не исключены и военные действия.

Я ненавидел Л.И. Брежнева. Как и многие представители интеллигенции. Хотя в так называемые застойные годы к ней вроде бы и не относился: добывал хлеб насущный семье и себе отнюдь не интеллигентскими профессиями. За то, в том числе, и ненавидел. Но теперь-то должен признать: брежневский драконизм – далеко не идеальный, не разумный, не чистый, не честный, но, пожалуй, лучший режим во всей истории человечества для подавляющего большинства народа, то есть для рядовых, так называемых простых людей.
Первые года три горбачевского драконизма – лучшие для советской интеллигенции. В смысле надежд. Которые не только не оправдались, но рухнули. И обернулись распадом Советского Союза. И личными драмами в крайних формах.

Только два сравнительных факта. При Брежневе большинство работающих людей (да и большинство неработающих пенсионеров), проживавших в любой точке огромной Державы, могло позволить себе каждый год отдыхать хоть в Сочи, хоть в Юрмале, хоть в Сухуми, хоть на Байкале, хоть на Камчатке, хоть в Москве. И везде ты был свой. А теперь… Лично я на 2-3 остановки не сажусь в городской автобус. Иду пешком. Полезно. А главное – экономно. В смысле денег. Не времени. Единый закон во всех нынешних отношениях между людьми – и чужими, и самыми близкими, по крови или по жизни: деньги – прежде всего. Что же касается города моей юности и моего alma mater, которого любил всем сердцем и где не был уже 20 лет… Какая может быть Москва, если, живя в Ташкенте, даже на городском транспорте экономишь! Да и не внушает она мне доверия, столица России первой четверти XXI века. Не могу себе позволить быть на ее улицах случайно избитым или убитым…

Резюме: что мы теперь имеем. Большинству народа вместе с совестливой интеллигенцией – гораздо хуже, чем было. Великолепно – неразборчивым, ловким и удачливым деятелям масс-культуры, с творениями которых одуревшие массы, движимые инстинктом, хоть как-то пытаются облегчить свои проблемы выживания [в основном – возле ящика "голубого" (цвет-то какой подозрительный!)]. Хорошо – правящей верхушке, высшим чиновникам и тем, кто преуспел в "прихватизации" (сие без той же "верхушки" – было бы невозможно). Но и "кресловиков", и олигархов, переставших устраивать Папу, бывает, трясут и перетряхивают. И подозревают в махинациях и воровстве. А те сбегают за кордон. Неуспевших отдают под суд. Сажают в тюрьму. Иногда отстреливают.

И всё, что происходило и имеет место сейчас на огромных постсоветских пространствах, – это шлейф, тянущийся от царской России, революций, довоенного СССР, Войны (в которой советский народ во спасение себя и всей Планеты непременно должен был победить и победил 70 лет назад), вырождения коммунистов и коммунистических идеалов в послевоенные времена (сверху вниз, от Политбюро и ЦК до секретарей "первичек"), "холодной" войны, гонки вооружений, брежневского "застоя", горбачевской болтологии, упразднения Советского Союза "беловежской тройкой".
Сей шлейф и побуждает думать: если бы в XX веке не было бы революций и войн, ни кровавых, ни "холодных", ни мировых, ни локальных, то не только люди, экономика, наука, культура были бы гораздо выше и лучше, чем теперь, но и все страны, а отношения между ними – добрыми, надежными, стабильными.
Однако всего того, что было, – не быть, увы, не могло.
Но очень хочется надеяться и верить, что драконизм, в тенётах которого народы трепыхаются с доисторических времен, не есть неотвратимая и единственная участь человечества. Что драконизм все-таки одолим. Что текущий век отдает приоритет решению внутренних, межгосударственных и международных проблем путем переговоров, а не войн. Требует иных способов управления массами, а не тех, заскорузлых и замшелых, квазидемократических или авторитарных, диктаторских или еще каких-то других, явных или закулисных, коими людей по-прежнему держат за дураков.
Иначе – крах Планете.
А пока… Пока драконизм – он и в Африке драконизм. Во всех остальных Частях Света – естественно, тоже.
Пока самый заинтересованный игрок в международном драконизме, самый главный его вдохновитель, генератор, источник, блюститель и страж, самый результативный форвард-бомбардир – это американец Долларчик. Но ему на смену уже рвется китаец Юанька. Хочет отнять у Долларчика звание мировой деньги. А значит, и неотъемлемое приложение – приму-роль Ваньки-Встаньки, за которую амер держится еще крепче.

Самое верное и разумное решение современности: любые взаиморасчеты между двумя государствами вести в национальных валютах сторон.

Прислушайтесь, Ваши Высокопревосходительства! Вникните, Ваши Величества!

А пока… Пока война между Долларчиком и Юанькой уже идет. Дипломатическая, информационная и валютная. Как бы не грянула вооруженная летальными средствами…



НАСТОЯЩЕЕ ЭССЕ ИМЕЕТ ЕЩЕ ДВЕ НЕБОЛЬШИЕ ГЛАВЫ. ОНИ, а также предыдущие произведения, правленые и дополненные, БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 28 апреля т.г. одним файлом в ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ПУБЛИКАЦИИ.
То же самое будет опубликовано на следующий день, 29 апреля, в переводе на английский язык.


Рецензии