Сотворение мира по... Часть 4. Игиги и ануннаки
« Вначале был первозданный океан. О его происхождении или рождении ничего не говорится. Вполне вероятно, что в представлении шумеров он существовал вечно.
Первозданный океан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединенной с небом.
Созданные, как боги, в обличье человека, бог Ан (Небо) и богиня Ки( земля) породили бога воздуха Энлиля.
Бог воздуха Энлиль отделил небо от земли. В то время как его отец Ан поднял (унес) небо, сам Энлиль отправил вниз (унес) землю, свою мать…»
Сложность заключается в том, что ещё в конце третьего тысячелетия до н.э. шумеры смешиваются с семитскими племенами, и возникает аккадское царство, где долгое время сосуществуют шумерский и аккадский языки. Шумерские мифы сохраняются и, более того, развиваются, обрастая всё новыми художественными подробностями. Что в них шумерского, а что привнесено аккадцами? Или же всё, что в них сказано, аккадцы, а затем и вавилоняне, также как и еврейские племена, заимствуют исключительно от шумеров?
Вопрос далеко не праздный. Я предполагаю, что шумеры говорили примерно на том же языке, что и наши далекие предки, т. е. имели арийское происхождение. Но… Шумеры «возникают» в районе нижнего течения рек Тигра и Евфрата где-то в четвёртом тысячелетии до н.э. Это получается гораздо раньше, чем та волна ариев, которая «прикатила» в Индию в 1700—1300 гг. до н. э. Разница заключается ещё и в том, что в Индию мигрировали кочевники-арии на лошадях, а шумеры, скорее всего, приплыли в Двуречье кораблями. На что указывает и их предание о стране-острове Дильмун. Нет, раздаются голоса, что они могли возле Персидского залива быть всегда… А Дильмун это как? Ложные воспоминания? Сомневаюсь…
Небольшая справка по шумерам из Википедии:
«Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры. Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей.
По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково.
Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играли боги Ану (небо), Энлиль (воздух) и Энки (вода). И, наконец, едва поселившись в Месопотамии, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии, составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун, однако гор на этом острове нет…»
Интересно, что в шумерском языке оказалось много односложных слов. Что лично для меня указывает на его древность (о, какая это сладкая сахарная кость!). В более поздних письменных документах шумеры называют себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига» sag-gig-ga, аккад. «цальмат-каккади» salmat qaqqadim). Цальмат, Ц-аль-мат. Альма-матер? Так вот откуда произошла латинская alma mater - «кормящая мать»! Можно ещё вспомнить Та-Кемет (Та-мери, Та-уи, Кеми). А ведь это уже Египет, возникновение которого тоже, между прочим, относят к середине IV тысячелетия до н. э. Та Кемет - «Чёрная земля», Та-мери - «Земля мотыги», Та-уи - «Две земли», Иде-буи - «Два берега» (получается, что «иде» - это берег; а ведь так похоже на греческую гору Ида). Тот же Египет аккадцы называли Муцур, Мисир. Древние евреи – Мицраим. Арабы – Миср,Маср. Определённо, евреи должны быть в родстве с арабами! Предполагаю, что через аккадцев.
Самый южный из конгломерации городов Шумера, выросших рядом с храмами – это Эриду. Скорее всего, он был основан прямо на побережье Персидского залива, рядом с устьем Евфрата, однако из-за накопления илистых наносов остатки города сейчас находятся на некотором расстоянии от берега. Эреду ( Эридуг, Урудуг) — один из древнейших городов Шумера (ныне городище Тель-Абу-Шахрейн на юге Ирака) – основан в конце VI — первой половине V тыс. до н. э. В глазах шумеров город всегда почитался как центр культа Энки (у аккадцев — Эа), бога мудрости и владыки вод. Для строительства храма в городе отводился специальный участок. Этот участок считался проекцией дома Энки, и носил он то же название, что и «истинный дом бога» в Океане — Абзу (ab — вода, zu — далеко).
Основной из важнейших идей была идея оси мира, протянутой с Неба и соединяющей небесную твердь с земной. Точка, в которую упирается эта ось — «столб с неба до земли» становилась местом поклонения Богу, местом воздвижения его жилища — храма.
Естественно, что Мировой столб, как и Мировое древо (в Эриду росло чёрное дерево Кишкану, омываемое Океаном, а одно из известных названий города — NUN ki — «Город Дерева»), являлось именно тем местом, откуда должна была начать развиваться жизнь. Там находились её истоки, туда человек стремился вернуться, в надежде на достижение истинного знания или покоя. На этом священном месте он обретал возможность непосредственного сообщения с Богами и получения от них необходимых наставлений.
А ведь Нун у египтян – это Мировой океан. А у ненцев (что на нашем Крайнем Севере) «нун» - это звёзды. Тогда речь должна идти о небесном океане. Нун ки (мои далёкие Нумги!) – это точка соединения неба с землёй, и только поэтому допустим перевод «город Мирового дерева». Прошу заметить, что Нун ки и Эриду – это два разных названия одного и того же города. Я предполагаю, что первым должно быть Нунки. Кстати, в самоназвании санг-нгига (это нг-нг-га) вполне может заключатся слово «нунги». А вот что хотели сказать аккадцы своим «каккади» я не понимаю. Отсюда вопрос: что происходило в низовьях Евфрата шесть тысяч лет тому назад?!
Я предлагаю вам познакомиться с уважаемой рекой Евфрат. Это для меня такая традиция: постоянно обращать внимание на реки, у которых люди строят свои поселения.
Евфрат (тур. F;rat, араб. Эль-Фурат, арм. Ep'rat, курд. Firat) — река в Турции, Сирии и Ираке, самая крупная в Западной Азии. Берёт начало на Армянском нагорье, откуда течёт на юг и впадает в Персидский залив. Как я и предполагала, буковка «ф» очень хитрая, потому что такая – ph. В ней всегда может оказаться спрятанным звук «п». Что подтверждено в армянском названии реки. Кстати, замена «п» на «ф» произошла у греков. Получается, у тюрков и арабов – та же история. И что такое Ep'rat? Смотрите внимательно: Е Па Ра. Надеюсь, уважаемые читатели, вы уже и сами в состоянии понять, что значит это название? А что значит Тигр? (Та Гор? Чёрный Гор?Земля Гора? В принципе, название «черная» встречается в названиях сибирских рек. При случае расскажу и об этом.)
Итак, Епрат берёт начало в горах Армянского нагорья и образуется в результате слияния двух рек: Карасу (западный Евфрат), исток которого находится на востоке Турции севернее Эрзурума, и Мурат (восточный Евфрат), c истоком к юго-западу от горы Арарат и к северу от озера Ван. Что связано с Араратом? Иудейская история о потопе! Вот вам и логическое предположение, с какой горы на лодках должны были спускаться шумеры…
Интересно, что там, где в Карасу впадает Пулур (Пал-ур?) расположен город Илыджа (очевидно, Илу-джа). Надеюсь, вы уже привыкли к тому, что имя Или есть везде?
Среди притоков Карасу есть Кечкин-Су и Думлу-Су. Су – на санскрите «выжимать». Ап на санскрите – вода. Апас (первая «А» долгая) – вода. Апас (первая «А» короткая) – водянистый, водопровод. Аписр – течь на… Догадываетесь теперь, почему священный бык Ра в Египте – это Апис? А ещё в санскрите есть слово «апасач». Оно переводится как: убегать, утекать, просачиваться. А теперь вроде бы не очень культурное русское слово «обоссу»: апас су, что буквально означает «воду выжму» (сии глубокие знания выужены мной из глубин интернета). Современный писуарий тоже, подозреваю, как-то связан с санскритом…
Кстати, Апсары (санскр. apsaras, «многоводные») — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды. В ведийской мифологии являлись жёнами и возлюбленными гандхарв. При переходе в индуистскую мифологию приобрели функции небесных танцовщиц и куртизанок. Также, по преданиям, апсары ублажают павших в бою героев в раю Индры (чем-то мне это напомнило Вальгаллу).
Гандхарвы (санскр. gandharva (гха-нд-хар-ва), «благоуханный») — класс полубогов в индуизме. В «Махабхарате», «Рамаяне» и Пуранах описываются как мужья или возлюбленные апсар, как певцы и музыканты, услаждающие девов.
Происхождение апсар в разных источниках описывается различно. В «Рамаяне» упоминается, что апсары возникли при пахтании океана богами и асурами, ни те, ни другие не захотели брать их в жёны, и они стали принадлежать всем.
В «Ригведе» упоминается только один гандхарва — хранитель сомы, иногда отождествляемый с сомой, супруг «женщины вод» (апсарас); от него и апсарас рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями. Гандхарва пребывает в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом. Иногда он выступает как демон, враждебный Индре. В «Атхарваведе» число гандхарвов даётся как нескольких тысяч, они — вредоносные духи воздуха, лесов и вод. В «Шатапатха-брахмане» гандхарвы похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Вач (персонификация речи).
Подозреваю, что Абзу – это арийское «апсу». Просто либо учёные неправильно читают, либо «каккаду» опять переврали.
Интересные данные подкинули археологи. И связаны они с культурой Убейда.
Убейд (Убейдский феномен) — принятое в научной литературе обозначение обширной области на территории Ближнего Востока, где в V — начале IV тыс. до н. э. существовало интенсивное взаимодействие энеолитических обществ и имела место определенная схожесть черт материальной культуры. Область распространения убейдского феномена включала Месопотамию, Восточное Средиземноморье, Сузиану, часть Иранского нагорья, Закавказье, побережье и острова Персидского залива. Т.е. вся эта обширная территория в пятом тысячелетии до н.э. обладала схожими чертами культуры. В двух словах: на основе поздней убейдской культуры развилась собственно шумерская. Но… Убейду предшествовала самаррская культура.
Самарра — город в Ираке, на восточном берегу реки Тигр, в 125 км к северу от Багдада. Это значительно севернее Персидского залива, где размещались шумерские города. Поясняю: получается, что в Месопотамии культура распространялась с севера на юг, а первые шумерские города расположены на самом юге. Скорее всего, не шумеры дали толчок к развитию этого региона.
Самаррская культура (самарранская) существовала около 5500-4800 гг. до н. э. в исторической области Самарра. Признаки ирригации — включая наличие остатков льна — свидетельствуют о существовании в тех местах процветающей оседлой культуры с развитой социальной организацией. Культура в основном известна по изящной керамике, украшенной по чёрной копчёной поверхности стилизованными фигурами животных и птиц, а также геометрическими рисунками. Этот относительно однородный тип керамики, который одним из первых (среди типов керамики) начал широко экспортироваться в другие регионы древнего Ближнего Востока, впервые был обнаружен в Самарре.
Удивительно, но к этому же периоду относится и Самарская культура — археологическая культура начала 5-го тысячелетия до н. э., существовавшая в районе Самарской Луки реки Волга. Все мы знаем город Самару. А расположен на левом возвышенном берегу реки Волги напротив Самарской Луки, при впадении в неё реки Самары (отсюда название города).
Река Самара. Древние названия: Самур, Ой Су или Хой Су. Как только не пытаются переводить Самару! В переводе с санскрита — лето (санскр. амар). Я же в слове Амар вижу имя бога-богини Аму в уважительном множественном числе. Очевидно, от санскритского лета произошло и английское summer. Очевидно, имя Амар и есть правильное название Самары. Что тогда значит Самарканд?
Из других вариантов… Арабское «сурра мин раа» — «обрадуется тот, кто увидит» (подобную этимологию имеет название города Самарра, от которого самаррская культура). А я вижу: Светлый мен Ра. Конечно, обрадуется тот, кто его увидит! Иранское Самур (бобр, выдра). Русское «выдра» скорее всего от «водар» (Ва-Дар, санскритский вода). Так что иранский вариант подходит, но очень далёк! Монгольское слово «с а м а р» со значением «орех, ореховый». Это, очевидно от первой части: сар, сур – светлый, золотистый (тоже санскрит). Макс Фасмер высказывался о происхождении названия от татарск., чувашск. «Самар», калмыцк. «Самр», чагатайск. «Самар» — мешок, киргизск. «Сардар» — таз, кувшин. Конечно, воду в кувшине носят (подарок от Ва-Дара). Чем-то мне тюрки каккадцев напомнили… Далее: от сочетания иранского корня «сам» или «шам» или венгерского «семар» (пустыня, степь) и венгерского корня «ар» — то есть степная река (И.Никольский). Расстроили угры: что видят, о том и говорят. Даже про ариев забыли.
Среди притоков Самары назову Большой Уран, Малый Уран, Кинель (кин-Эль, на будущее запомните).
На Украине тоже есть Самара ( ст.-слав. Снепород, Снопород) — левый приток Днепра (видите корень Дон? Дон Па Ра. Или это День Пыр?). Притоки: Водяная (Вода ан), Гнилуша, Опалиха, Бык, Сухая Чаплинка (знакомуй корень Су), Бобровка, Волчья, Вольнянка, Кильчень и др.
Новый вариант толкования названия: Самара — тюрк. происхождения, предполагаемое значение «телячий», но, возможно, это более позднее переосмысление раннетюрк. «бузулык» - целина, степь. По этимологии, предложенной В. А. Никоновым. Если вспомнить про Баала и Балу-быка, и египетского быка Аписа – вполне подходит. Также от монг. «samura, samaura» — смешивать, мутить. Вариант интересен тем, что «урс» может быть не только быком.
Снепород (Снопород) — от пра-и.е. sneH-(i/u) — «связывать, скручивать» и основы пра-и.е. p[h]orH-, значение которой можно восстановить как Проход, Протока. По этимологии, предложенной В. Б. Румянцевым… А вот этот вариант очень близок к таким словам как «невод» и Нева. Так что давайте-ка отбросим всяких тюрков и остановимся на собственных прасанскритских корнях. О миграции индоариев расскажет курганная гипотеза. А я собиралась про игигов с ануннаками… Теперь уже в следующей части.
Свидетельство о публикации №115041801275