Уважаемые

  Ежедневно я слышу, как люди матерятся. Это даже не следствие злости.  Это  неспособность до конца осознать свои ощущения и придать им законченную мыслеформу. Неужели мы разучились выражаться пространно? В результате люди то и дело скатываются к употреблению нашего древнейшего языка, к пракорням современных слов.  А феномен заключается в том, что сакральный смысл этих корней каким-то странным образом превращён в банальные ругательства. Что за странный реверс  приключился в наших мозгах? Почему святое превратилось в постыдное?  Почему сложные понятия подменяются функциями и элементами совокупления? Что означает подобный примитивизм? Нашу деградацию? Чем мы отличаемся от животного?

    А задумалась я над этим, заинтересовавшись названиями  некоторых рек. Потому что названия откровенно напоминают современные  обозначения женских половых органов.  Но если учитывать совокупность всех топонимов местности, по которой такая река протекает, то невольно напрашивается вывод, что это должны быть мистические, сакральные, святые места.

    Начну с индейцев-инков. Главная река в Священной долине Валле-Саградо (р-он города Куско и руин Мачу-Пикчу) – это река Вильканота  (или Урубамба).  Пока рассматриваю только первый вариант названия.

    Река Вильканота. Виль-ка-нота. Интересно, что у индейцев есть также слова «канот» (каноэ) и «сенот».  Канот (каноэ) – это название лодки индейцев Северной Америки, т.е. это как бы небольшая твердь на воде. Напомню, что у шумеров «ку» имеет значение «земля». Случайно ли североамериканское каноэ созвучно с кнорром - лодкой викингов? Наверное, нет. Говорят, викинги в гости к индейцам неоднократно плавали.

    Сенот - это естественный провал, образованный от обрушивания сводов известняковой пещеры, в который протекают подземные воды. Получается большой глубокий колодец. Се-нот. Это есть-вода. Заметно отдалённое сходство «нот» с египетским словом «нун» («вода, водный»). Нун – это существовавший в начале времён первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира Атум. Напомню, что у ненцев-самоедов «нун» означает «звёзды». Теперь вы догадываетесь, что первобытный океан – это космос? Название «сенот» пришло из языка индейцев майя от слова ts'onot(«тсонот», «колодец»). «ts»… Давайте вспомним английский, где есть сокращённое its от «it is» (это есть). Майя называли сеноты «вратами в царство мертвых» и считали их воды священными.

    Однако Вильканоту переводят без выделения «ка»: «Вилька», или, как иногда пишут, «уилька», на языке кечуа означает дерево, из семян которого «сыновья Солнца» получали ценный наркотик с тем же самым названием. Этот наркотик размельчали в порошок и нюхали. Я не нашла толкования второй части  - «нота», но оно должно быть связано с водой. Ведь,  если «вилька» - дерево, то «нота» обязательно будет обозначением «река, вода, ручей» по аналогии с ненецким «яха» или тюркским «хем». Напомню, что у инков  Млечный путь – это река Майю. (В буддизме «майя» - это иллюзия). Интересно, «река-наркотик» Вильканота – это тоже «иллюзия»?

    Подлинной жемчужиной среди городов инков, расположенных в течении реки Вильканоты, является самый первый из них, стоящий ближе всего к Куско. Это город Писак, кечуа P'isaq (надеюсь, читатель заметил, где «спрятан» Иса?). В числе достопримечательностей Писака исключительное место занимают его могильники — Тантамарка (дословно: «место плача») и в особенности Анатачака («медный мост»). Тантамарка, тан-та-мар-ка, корень «мар» знаком нам по словам «смерть», Марена, Морра, мор. Ан-ата-чака (созвучно с именем Анату, но скорее связано с Ан-ата – что-то вроде «Небесный Отец»). Отсюда и «аннотация» - предисловие.

    А теперь отправимся в Россию, в Пермский край. Потому что здесь протекают семь (!) рек с названием Вильва:

    Вильва — приток Камы, протекает в Чердынском районе. Исток реки в лесном массиве в 7 км к северо-востоку от села Бондюг (интересен второй слог –дюг своим созвучием с –даг и Дагану, получается Бау-Даг?). Верховья проходят по ненаселённому лесу, в нижнем течении на реке стоят деревни Ужгинская (Уж-го? Уж-хранитель?) и Лекмартово (интересно созвучие с Луг и Март, Марс).

    Вильва – приток Камы, протекает в Соликамском районе. Исток реки у деревни Никино ( созвучно с шумерским Нис-ку, Ишкуром, Исой). В среднем течении протекает село Вильва, деревню Пухирева и ряд покинутых деревень. Притоки — Тычиш, Качва (оба — правые); Ачес (левый).

    Вильва - (от коми-перм. «новая вода») — река в Пермском крае, левый приток Усьвы. Начитается на западных отрогах Уральского хребта, на востоке края возле границы Свердловской области. Основные притоки: Вижай,  Северная Рассоха, Большая Мясная, Коростелевка, Большая Порожная, Малая Порожная,Танчиха, Большая Гремячая. Второстепенный приток:  Никитинка (опять же отсылает нас к Нис-ку, Исе).

    Вильва - река в Пермском крае, левый приток Яйвы. Исток и верховья находится в Губахинском районе (Губаха, Го-Бах, похоже, что громовержец). Крупнейшие населённые пункты на реке — посёлки Всеволодо-Вильва (среднее течение) и Яйва (устье). Кстати, Яйва может быть в тесной связи с Яр-Ва. Притоки: Ивака, Зорья, Сюрья, Ямная, Абля, Лытва, Чомшура, Кизел, Кыжья, Пистим  (вспоминаете о Писаке инков?) – все эти названия наверняка имеют древнейшие прасанскритские корни. Также притоки Ольховка, Каменка и река Чёрная.

    Вильва – приток Косьвы, протекает в Добрянском районе Пермского края. Крупнейший населённый пункт на реке — посёлок Вильва в нижнем течении. Кроме него река протекает деревни Боркмос, Голубята, Шкарята, Никулята, Мутная и посёлок Таборы. Притоки: Исток (кстати, гипотетическая прародина современных венгров), Кыж (для меня интересен тем, что в  2,4 км от устья принимает слева реку Шушпанка, вспоминаете индусского змея Шешу?), Пелуч, Пелым, Малка, Баркмос (Бер-Камос, а ведь это медведь! Но и ведийский бог любви Кама. А ведь был ещё и египетский фараон Камос, правивший приблизительно в 1554 — 1549 годах до н. э.), Волим, Ольховка (думаю, от Вольх), Куб (вспоминаем ведийского одноглазого Куберу – бога богатства, в более позднее время приобретшего облик бога плодородия), Ник ( у него свои притоки – Развил-Ника и Скакун).

    Вильва - приток Говорухи, протекает в Красновишерском районе Пермского края. Исток реки на холмах Полюдова Кряжа в 15 км к северо-востоку от посёлка Вишерогорск (назван так, очевидно, по.названию реки Вишера – Вышина (Вышень) и Ра). А у Вишеры есть такие притоки как Колва (вспоминаем Коло-Коляду), река Чёрная, Писанка, Волим, Большая Вая, Велс, Верхняя и Нижняя Панихи, Расья, Курыксарка, Таборная, Лыпья, Лопья, Хальсория, Ниолс (Нил? Или Нь-иолс, Эол?-ветер).

   Глухая  Вильва - река в Пермском крае, левый приток Язьвы. Исток реки в предгорьях Северного Урала в 19 км восточнее посёлка Сим. Притоки: Мысья, Сурмог, Сим, река Чёрная, ещё одна Чёрная, Люль, Ленег, Маг, Дураком, Рассольная (думаю, от рас-светлый и соль-солнце) и др.

    Там же, в Пермском крае, течёт река Велва (от коми-перм. велдор — вверх, ва — вода: «река, которая берёт начало на возвышенности»). Видите, какой исчерпывающий перевод названия с коми-пермяцкого языка! Исток находится в лесном массиве в урочище Лесовик в 15 км к северо-западу от села Каменка ( кам – это медведь, хозяин леса). Устье расположено ниже села Архангельское. Притоки: Егва, Тывашор (шор – ручей), Паня-шор, Вальд, Волья, Каменка и др.

    А в относительно далёкой от нас Испании бежит река Уэльва. С учётом неоднозначного перевода с английского языка, её название может звучать и как Вэльва.

    Вместе с другой рекой, Хениль, является притоком Гвадалквивира. А теперь давайте посмотрим внимательно. Хениль. По аналогии с именами Хелена, Селена, Елена (Это есть - Лань) разбиваю на слоги: Хе-Ниль (Это есть - Нил, Или).

    Гвадалквивир. Транскрипция в Википедии подсказывает, что звучит как Гвадалкибир. Го-ва-дал-кибир (сходно с "кабирами"), Го-ва-д-ал(крылатый)-ки-бир. Старое название этой реки - Бетис, что подтверждает правильность окончания "бир", а не "вир". Бир - это медведь. Ещё одно подтверждение правильности вывода: Гвадалкибир впадает в Кадисский залив Атлантического океана у города Санлукар-де-Баррамеда. Баррамеда, Бар(медведь)- Ра - меда (мёд). А Санлукар? Се-ан-Луг-ар (Это есть-Небесный-Луг-Уважаемый?).

    Оказывается, город Песак есть и в Европе. Французский департамент Жиронда, округ Бордо, город Пессак (фр. Pessac, окситанское Pecac), является пригородом Бордо. Информацию нашла только по Бордо, тоже довольно интересная:

    "История города уходит в I век до н. э., когда на левом берегу Гаронны обосновались кельтские племена битуригов. Одно из племён, называемое вибисками, имело центр в Бурдигале — непосредственной предшественнице Бордо. В I в. до н. э. город был покорён Юлием Цезарем, а его преемники сделали его столицей Аквитанской Галлии..."

    А вот город Писек (чеш. Pisek, бывш. нем. Pisek) — город на юге Чехии на  реке Отаве (левый приток Влтавы). Заметили? Влатва, Вл-та-ва. Это очень близко к Виль-ва.

   Археологические раскопки демонстрируют поселения людей в северном районе современного города Писек ещё во времена палеолита. В средневековье здесь жили кельты, что доказывается обнаружением двух курганных захоронений с сокровищами кельтов из золотых изделий, слитков и серебряных украшений.

    С конца 12 века на правом берегу реки Отава размещались деревенские поселения. Эти поселения и назывались песчаными — Писек, где сформировался торговый центр Святого Вацлава. Итак, немцы с чехами решили, что "писек" - это песок, ну-ну... Интересно, кельты все свои города, построенные на берегу реки, называли песчаными?

    Вильва, Велва… Напрашивается сравнение с латинским словом vulva, обозначающим женские половые органы. А теперь я хочу познакомить вас с совершенно другим словом.
 
    Это ВЁЛЬВА. Так древние германцы называли жриц-провидиц! А у нас говорили ВЕДЬМА. Вёль-Ва и Ведь-Ма. Синонимы Вёльвы – Вельва, Вала, Спакуна. Мне вот интересно, есть ли в Европе реки с похожим названием в таком количестве, как у нас в Пермском крае? Признаюсь, этот вопрос я не изучала.

   

    Зато могу сказать, что значит «ва». Учитывая, насколько для наших предков был важен культ Небесных лосих (олених), напомню, что самка северного оленя – это важенка. В русском языке есть такие слова как вождь, вожак, важный, уважаемый. Есть имена Важен, Бажен. Но есть и вожжи, то, с помощью чего направляют в нужном направлении, руководят. Какое слово Вам ближе? Вождь? А к нему близок «вода» (помните детскую игру: чур, я вода!), предводитель, воевода, тот, кто водит за собой. Водан(Один), очевидно, тоже отсюда.

    Интересно, что в санскрите «вад» значит как водить, руководить, так и  - говорить («направляющий словом»? разум?). Вакья на санскрите означает речь. Отсюда понятно, что значит вякнуть или, наоборот,  сидеть и не вякать…  А вот пренебрежительный оттенок привнесён частицей «ка», которая означает «как, похожий на, почти как…». Получается, что вякать – это быть почти как Ва. Потому что Вара – это «избранный», но есть в этом корне и значение ограждения, защиты (варок – загон для скота). Опять выходим на пастырей. Если мы вспомним правила английского языка, то в слове var буква «r» произноситься не будет. Останется только знакомое нам Ва.

    Санскрит: вилас - сиять, сверкать. Есть там и слово "ва". С маленькой буквы "ва" значит "или", с большой буквы "Ва" - "настоящий".

    С «ва» начинается санскритский ватар – русский ветер ( Ва-Тор, господин Тор-громовник, который у германцев) и Ваю – «веять, воздух». Напомню, что у инков богиня воздуха – это Мама Вайра. И кто же мог научить этому инков?

    Есть в санскрите и слово картар, которое значит «создатель» (из него выводят creator, очень созвучное с creat – Крит, центр минойской цивилизации). Мне же интересно созвучие с Катар-ва-Хасис. Hausos связан с понятием зари, восхода (индоевропейское aus). Ва – вождь. Получается примерно как «Созидатель-вождь-Восходящий». А дополнить смысл помогут этруски. Потому что у них сatha – это солнце. А кто у нас может быть Восходящим? У славян – это сын Сварога Даждьбог-солнце, прародитель людей. Кстати, буква «h» тоже не всегда произносится. Интересно, что у этрусков бог в единственном числе – ais (опять же заметно сходство с индоевропейским aus), а вот боги – aisar, поэтому я предполагаю, что имя Катар употреблено во множественном числе. Помните путаницу в Библии, где Бог также говорит о себе во множественном числе? Наверное, нет никакой путаницы. К бабушке и дедушке в нашей семье тоже всегда обращались только  на Вы. По-видимому, это очень древний обычай.

    Созидатель, со-the-да-ть-Эль (Или). Это есть-дающий-отец-Или, а вот «со» подразумевает, что он был не один.

    Если продолжить своё движение от Пермской области вниз, на юго-восток, то мы выйдем к реке с названием Ульба. (В)иль-ва, Уль-ба. Я думаю, что это слова одного порядка. Потому что «вад» - говорить, варвар – говорящий на непонятном для римлян языке, «баять» - это тоже диалектный вариант со значением «говорить» (вспомните певца Баяна). Иль, Уль – допустимое чередование гласных (кстати, в слове вульва использован вариант с «уль»). Чередование «в» и «б» можно проследить в Куватбек и Кубан (Куб-ан). Между прочем, это одно и то же имя. Посмотрите внимательно, и вы поймёте это. И значит оно - «счастье». Наверное, отсюда в Азербайджане появилась Куба, в Индии – Кубера, а в Месопотамии – Кубаба. Всё бы хорошо, но в вариантах с «куб» почему-то «ушла» главная буква «л» - эль, любовь, люди. В тюркоязычных странах она стала означать структурную ячейку общества – эль. Но она выведена из имени бога.

    Пара слов по Ульбе. Образуется при слиянии рек Громотуха и Тихая, которые берут начало в Ивановском и Убинском хребтах (Рудный Алтай). Громотуха – от «гром», значит «шумная». Берёт начало в Ивановском хребте (в слове Иван, по крайней мере в качестве одного из смыслов, присутствует «первый»). Река Тихая – значит «молчит». Берёт начало в Убинском хребте (би, бин – это «второй»).

    Кстати, Волга, которую эллины когда-то называли «Ра» (имя египетского солярного бога), тоже относится к рассматриваемой нами группе слов. Вол-га. Га, го – это не только «идти», но и «говор, говорить». Сильно ли это связано с «говядиной»? Скорее, с го-ва-Дан (и это вовсе не кусок мяса). Возможно, с нами сыграл такую шутку Вол (кастрированный бык, греческий Ур-Ан?) Но «в» то появляется, то пропадает. Главная буква в этом корне – «л» с чередованием гласных ил, уль, ол. Кстати, э-ол уже будет не бык, а ветер (у тех же греков). Ил – это грязь на дне реки. А вот башкирское «илек», татарское «илик», киргизское и чагатайское  «елик» - это уже «косуля, олень». А в финском языке ilma (il-ma) – это уже «воздух». Это то же, что и Эн-Лиль (бог воздушного пространства). Это наш Лель (хотя кое-кто из учёных утверждает, что его нет). Это бог ветров Велес (Вел-Ис), тот, который был убит и воскрешён Перуном-громовержцем.

    Возле моего города протекает река с интересным названием Убля. Мы уже знаем про речку Ульба. Поэтому я решила посмотреть, может ли Убля быть искажённым именем бога?

    Убля (Удая Гнилая, Гнилая, Убля Гнилая) — река в Курской и Белгородской областях. Берёт начало в деревне Сомовка, в районе деревни Анпиловка и слева впадает в реку Оскол. Наиболее заметные притоки: Гнилуша (правый), Ржавчик (левый), Меловка. На Убле расположены деревни: Сомовка, Сосновка, Верхние Борки, Нижние Борки, Болото, Мокрецкие Выселки, Вислое, Фёдоровка, Терехово, Бочаровка, Чумаки, Котово, Ильины, Воротниково, Незнамово и Анпиловка, Ураково, Большебыково, Уточка.

    Общее впечатление от топонимов – не очень. Как нечто, пребывающее в запустении… Истоки: Сомовка (рыба) и Анпиловка (Ан-пила? Или Ан-па-Ило-ва-ка? Похожий на господина Ила?). Что значит Бочаровка? Ведь это же не бочка, название от Бондаревки очень далеко. Бо-чаровка. Вспоминается Богучар Воронежской области, это недалеко. Богу-чар. Первоначально -  Баурча (Балу ревущий). Видите, откуда Бочаровка? Радуют Ильины и Уточка. Старый Оскол. Переводят то как «скала», то как «осколок»… Для меня, поскольку строился как крепость, ассоциируется со словом «оплот», «основание», «остов старого миропорядка». Оскол – это ось Колы. Возможно, и «скол чего-то твёрдого». Не замечают, потому что мелко «ныряют» в прошлое нашего народа. Теперь сама речка Убля. Первый вариант толкования: тюрк. "Уй» означает «поле», а «бля» = «пля» = редукция от русск. "Поле". Только не учтён тот факт, что речка раньше называлась Убол. Никакое это не поле. Второй вариант: Убля – значит «белая», по цвету воды. Уточню: я её видела с водой, весьма далёкой от чистоты. Эта речка давно уже не «белая». Есть разница между Ульбой и Ублей. Из-за смещения буквы «л» имя Или в Убле уже не читается. И во втором её названии, Удая Гнилая, это имя отсутствует. Зато Убля, Убол стоит очень близко к Балу. А вот рядом, в Курской области, бежит река Илек…  А Удая что? Это от слова «Уд» (Уд-Эя), т.е. «член» (часть тела), да ещё и Гнилой. Так что все акценты кем-то расставлены… Но! Санскрит: удайя - это "заря". А кто тогда Ушас? У-да-йя. Всё-таки "гнилой уд Эя" мне кажется более вероятным. Есть своя Убля и в Закарпатской области на Украине. Только данных у меня по ней маловато.

    Кстати, слово «река» тесно связана со словом «речь» (и то, и другое может течь). Но возможен ещё один вариант. Это «рык, рычать». Образно говоря: получается, что наш язык – подвижное, пластичное явление, постоянно пребывающее в состоянии между «любовью и ненавистью, добром и злом, возвышенным и земным». Ещё один тому пример: писАть – сделать так, чтобы текла речь (а ведь слово – это божественное начало); а вот пИсать – удалять из себя «плохую» воду (то же самое слово, но с изменённым ударением,  стало обозначать просто физиологический процесс). Похоже, главная битва между добром и злом происходит в наших головах и отражается в нашем родном языке. Язык – вот самое главное наше чудо, а вовсе не какой-то миф о непорочном зачатии! Как и реку, мы не можем заставить язык развиваться вспять, но мы можем направить его в желательную сторону, «планируя» новое русло: изменяется не просто язык, изменяются сознание и менталитет нации.


Рецензии