Был ли Иван Пересветов первым русским фантастом?
Он жил в 16-м веке. В 1539 году перебрался в Москву из Польско-Литовского государства.
Его псевдоним отсылает к легендарному Пересвету, чей образ победителя и сегодня продолжает вдохновлять людей на интеллектуальные подвиги.
Пересветов писал Ивану Грозному челобитные, многие из которых царь принимал к действию.
Пересветов возражал против закабаления крестьян, выступал против наследственных прав дворян, предлагая давать чины по заслугам и уму.
При Иване Грозном различали бояр и дворян. На власть бояр Пересветов не покушался, а зарождающееся дворянство считал злом.
Версия, что под именем Ивана Пересветова публиковался сам Иван Грозный не поддержана большинством историков.
Автор текстов Пересветова знал труды западных философов и читал Библию на греческом и древнееврейском.
Пересветов читал Никколо Макиавелли и Томаса Мора или знал содержание их книг о мудром правителе и гуманном управлении народом.
Иван Пересветов призывал к покорению Казанского ханства и освобождению славян от власти турок, но называл султана Мехмеда Второго мудрым правителем, посвятив султану своеобразный текст «Сказание о Магмет-салтане» ставший первой социальной утопией написанной на русском языке.
Завоевание Константинополя турками-мусульманами произошло в 1453 году при Мехмеде Втором задолго до рождения Пересветова, чьи годы жизни нам неизвестны, но не мог же Пересветов в 110-ти летнем возрасте писать челобитные царю.
Из текста «Сказания» очевидно, что Иван Пересветов вполне понимает: турки иноверцы, а византийцы единоверцы русским.
Чем же оправдывается в таком случае поддержка иноверцев? Борьбой с коррупцией.
Мздоимство местных властей Константинополя настолько вредно Господу, что покорение города и казнь местной элиты модным в то время способом - сдиранием кожи заживо, приносит Господу «сердечную радость» по словам Пересветова.
Вообще всё, что совершает Магмет-Салтан, будучи идеальным утопическим правителем, причиняет Господу сердечную радость, по мнению Ивана Пересветова.
Проблему разрушения неверными твердыни православия Пересветов решает так.
После завоевания Константинополя и падения Византии мировой центр истинной веры Христовой переместился в Москву, что причинило Господу сердечную радость.
Очевидная, в общем-то, вещь!
С именем Ивана Пересветова связано одно глубокое историческое открытие о нашем прошлом.
Более ста лет, с того момента как «Сказание о Магмет-салтане» попало в научный оборот одно высказывание в тексте казалось настолько непонятным или противоречивым, что историки махнули на него рукой – мало ли как могла дрогнуть рука автора или переписчика.
Высказывания вообще делятся на истинные, ложные, непонятные или противоречивые.
1.«Солнце восходит на востоке» – истинное высказывание.
2. «Волга впадает в Каспийское море», – высказывание ложное, потому что Волга впадает в Каму – водосток и водосбор Камы в месте слияния двух рек больше чем у Волги.
3. «Чёрная кошка лучше белого медведя» – непонятное высказывание, потому что непонятно кому перебежит дорогу кошка и кого съест медведь. В каком смысле лучше? Для пропитания эскимосов лучше медведь.
4. «Если бы меня не бросили одного в пустой квартире, я бы не писал об Иване Пересветове» – противоречивое высказывание. Меня много раз бросали, а я впервые о нём пишу. С другой стороны, мало ли кто мог заставить меня писать в непустой квартире о Пересветове. Как бы оно ещё повернулось и куда завело?
Классификация высказываний, которую я привел, не является полной. Бывают ещё высказывания о высказываниях – метавысказывания. Например, высказывание 2 целиком это метавысказывание.
Оно не является истинным, ложным, непонятным или противоречивым, хотя содержит признаки всех типов.
К метавысказываниям неприменима классификация.
Высказывание «к метавысказываниям неприменима классификация» тоже не является истинным, ложным, непонятным или противоречивым, потому что это метавысказывание – высказывание о высказывании.
Теория высказываний имеет практическую пользу.
Если читать подряд записи в блоге одного автора, то наличие в нём одного типа высказываний – только истинных или только ложных указывает на то, что человек пишет ради денег или славы.
Если в блоге присутствуют все четыре типа высказываний вперемешку, то перед нами сумасшедший.
В блоге нормального человека обычно два типа высказываний.
Перед ответом на отзыв нового читателя я просматриваю его отзывы и ответы другим.
Тексты на нашем сайте плохой индикатор. Большинство из них содержат логические противоречия, но такова поэзия сама по себе.
Иван Пересветов в конце «Сказания» приводит вымышленный диалог православных греков с латинянами, то есть с католиками.
Католики упрекают греков в том, что они утратили царство в пользу неверных.
Греки не принимают упрёк, возражая, что царство у них есть, и государь православный есть – Иван Васильевич (это именно он меняет профессию – прим.).
Католики с сожалением констатируют: «Были на Руси, видели. Если бы к вере русской да, правда турская, с ними бы ангелы беседовали».
На что греки замечают: «Нет. Вот если бы к правде турской да вера русская, вот тогда наступило бы Царство Божие на Земле».
Это место в «Сказании» удивляет.
Почему от перестановки слагаемых радикально меняется смысл?
Никаких идей не было, поэтому махнули рукой, объявив высказывание непонятным или противоречивым.
Между тем оказалось, что слова «вера» и «правда» в 16-м веке понимались иначе, чем сегодня.
В результате сопоставления многих русских текстов выяснилось, что под «верой» в 16-м веке понималась религия, а под «правдой» – вера, сила веры.
Вера истовых турок в православного Бога залог сердечной радости.
А от веры весёлого русского народа в Аллаха никакой сердечной радости не быша.
Тут бы и сказке конец, но возник вопрос.
Знаменитый текст «Русская, правда», который мы понимаем как свод законов Древней Руси это правда или вера?
Может быть «Русская правда», открытая в кратком изложении Татищевым тоже утопия или фантастика?
Рискуя разрушить миф, можно вступить на очень зыбкую почву предательства Родины, поэтому оставим этот вопрос толерантным потомкам.
Застрелить у нас сегодня могут за любое высказывание.
Хотя высказывание о высказывании и не подлежит классификации, но мало ли кому и какую сердечную радость можно причинить.
PS. Не исследован вопрос о связи пушкинской «Сказки о царе Салтане» со «Сказанием о Магмет-Салтане» Ивана Пересветова.
Случайна ли близость названий? Насколько популярным при Пушкине было «Сказание»?
Царь Салтан показан у Пушкина человеком добрым. Узнав, что жена родила урода, приказал убить обоих. Но скучал. Когда выяснилось, что сын состоялся как личность и разбогател, отец принял его и мать вместе с новыми землями. Не исключено, что дядька Черномор сыграл здесь не последнюю роль.
До чего же не прост был АС!
Свидетельство о публикации №115041710676
Надя Яга 18.04.2015 23:17 Заявить о нарушении
* * *
Да, смена эпохи, война, криминал,
да, сложное время. И всё же
мой ангел-хранитель — профессионал,
он долг выполняет, дай Боже.
Когда мы с ним на ночь сидим за чайком,
он мне признаётся порою:
— Хоть многих я пас, но из них ни о ком
худого не скажешь, не скрою.
Один был обманут, но верой движим.
Другой, хоть и плут, верил в Бога.
Лишь ты между верой и ложью всю жизнь
болтаешься до некролога.
Я делаю честно работу свою
средь крови, и мора, и пыли.
Ни в драке и ни в виртуальном бою
тебя до сих пор не убили.
Бог нас бережёт от загадочных тем.
Храню я тебя, нелюдима.
Зачем-то ты нужен, видать. А зачем?
Их воля неисповедима…
Он грустно рукой подпирает висок,
висок, поседевший в охране.
И медленно сахарный тает песок
в щербатом гранёном стакане.
Ю. Ряшенцев
Уменяимянету Этоправопоэта 18.04.2015 23:44 Заявить о нарушении