Продолжение мысли...

Продолжение о поэзии. О том, что может быть поэзией. Одни почему-то считают, что поэзия - это, в основном, лирика. Под ней имеют в виду, как они высказались здесь, "цветочки". У Бодлера есть стихи об альбатросе.
             
              Во время плаванья, когда толпе матросов
              случается поймать над бездною морей,
              огромных белых птиц, могучих альбатросов,
              беспечных спутников отважных кораблей,-
             
              На доски их кладут: и вот изнемогая,
              труслив и неуклюж, как два больших весла,
              влачит недавний царь заоблачного края
              по грязной палубе два трепетных крыла.
       
              Лазури гордый сын, что бури обгоняет,
              он стал уродливым, и жалким, и смешным,
              зажженой трубкою матрос его пугает,
              и дразнит с хохотом, прикинувшись хромым.

              Поэт, как альбатрос,отважно, без усилья,
              пока он- в небесах, витает в бурной мгле,
              но исполинские невидимые крылья,
              в толпе ему ходить мешают по земле.

Бодлер не был романтиком, не был символистом и не был парнасцем. Он не относился ни к кому, ни к какой школе. Он сказал новое свое слово, что поэзия - это не чувства, воспевание чувств, как делали до него поэты Ренессанса. В предисловию к своему сборнику "Цветы Зла" Шарль Бодлер пишет: "Знаменитые поэты давно уже поделили самые цветущие области царства поэзии. Мне показалось забавным и приятным, тем более что задача была трудной, извлечь Красоту из Зла. Эта книга, глубоко бесполезная и вполне невинная, написана только для моего развлечения и упражнения моей страстной любви к препятствиям..."
"Рядом определенных  усилий артист может возвыситься до стройной оригинальности; поэзия  приближается к музыке просодий, корни которой  уходят в человеческую душу  глубже, чем это указывает любая классическая теория: поэт, который не знает точно,сколько каждое слово имеет рифм, не способен выразить какую-либо идею."
Чтобы бы было легче это воспринять, скажу, что Бодлер был великий художник. Создавая образы в стихах, он дистанцируется от них, не пишет о себе, о своих чувствах, а выступает, как воображаемое лицо, существующего только в воображении,чувств и мнени й, которого он часто не разделял. Эту теория хорошо выражена поэзией Уолта Уитмена "Трава забвения". К искусству творить стихи прибавилось искусство творить свой поэтический облик, слагающийся из суммы надевавшихся поэтом масок. Число и разнообразие их указывает на значительность поэта, их подобранность - на совершенство. Бодлер не примыкал ни к какой школе, но и не создал своей. Он не был романтиком, не был парнасцем, не был совершенным символистом, так как он не добивался в своей поэзии почувствовать за словом абсолютное. Его линию продолжили два поэта за рубежом - Моррис Роллин и бельгиец Иван Жилькен. В России - это Бальмонт и Брюсов. Культ Красоты и тоска по бесконечности достались С. Маллармэ. Тоску, полную поэтических видений получил в наследство от Бодлера Поль Верлен в своих "Сатурнических поэмах".
 О Поэте Бодлер сказал вот это:
                ...-Благословен Господь,даруя нам страдания,
                что грешный дух влекут божественной стезей,
                восторг вкушаю я из чаши испытанья,
                как чистый ток вина для тех, кто тверд душой!

                Я ведаю, в стране священных легионов,
                в селениях праведных, где воздыханий нет,
                на вечном празднике Небесных Сил и Тронов,
                среди ликующих воссядет и Поэт!

                Страданье - путь один в обитель славы вечной,
                туда, где адских ков, земных скорбей конец;
                из всех веков и царств Вселенной бесконечной
                я для себя сплету мистический венец!

                Пред тем венцом - ничто и блеск камней
                Пальмиры,
                и блеск еще никем невиданных камней,
                пред тем венцом - ничто и перлы, и сапфиры,
                Творец, твоей рукой встревоженных морей.

                И будет он сплетен из чистого сияния
                Святого очага, горящего в веках,
                и смертных всех очей неверное мерцание
                померкнет перед ним, как отблеск в зеркалах!"

Желаю поэтам удачи и творческого вдохновения не из цветов зла!   
      







 







 


Рецензии