Да остановите же меня кто-нибудь! 9
В комнате Маяковский и Вероника Полонская
После короткого молчания Маяковский повторяет просьбу:
– Так ты едешь со мной в Ленинград?
– Если тебе так хочется, езжай сам. Мне нельзя.
– Без тебя не поеду. – Маяковский опять быстро заходил по комнате и стал на своем излюбленном месте: у камина, прислонившись спиной к нему и скрестив ноги. – Как ты не понимаешь, без тебя я уже не могу, – тихо заговорил он. – Месяц назад смог бы. А сейчас не могу. Без тебя все потеряло смысл. Зачем мне эта лампа, стол, комната? Нет тебя – и ничего нет. Жить без тебя я уже не могу.
– А я с тобой не могу. По крайней мере, с таким, какой ты сейчас.
– И это говоришь ты мне после того, что я тебе только что сказал? – Раздельно, останавливаясь на каждом слове, произнес он. – Я понял тебя. Я тебе стал противен! Ты хочешь отделаться от меня!! Ты не любишь меня!!! Это – конец!!!! КО-НЕ-ЕЦ!!!!!
Душераздирающие выкрики последних фраз парализовали Веронику.
Почти в невменяемом состоянии Маяковский подбегает к столу, судорожно хватает из него маузер. Крепко сжимает его в руке.
– Ты едешь со мной?
– Нет! – едва заметно шевелит губами Полонская. На большее у нее нет уже сил.
– Едешь?!
– Нет!
– Ты не оставляешь мне выбора. – Маяковский взводит курок и приставляет маузер к груди.
– Помогите! Помогите! – обезумев от испуга, кричит Вероника и бросается к двери.
Бедная женщина не в состоянии была понять, что этот крик может стать для Маяковского роковым. Со стороны ведь могло показаться, что ее пытаются изнасиловать.
– Почему ты закричала? Почему ты закричала? – тихо, с сожалением, будто обращаясь к любимому ребенку, который только что совершил непоправимую ошибку, говорит Маяковский.
На этот раз судьба от него отвернулась. Но отступать уже было нельзя. Не выстрелить, показаться смешным, обратить все свои переживания в фарс – разве он мог допустить это? Все что угодно, только не это! И он нажимает курок. Но прежде чем нажать курок в его мозгу молнией промелькнуло: «Боже мой! Что я делаю? Остановите меня кто-нибудь! Буду как все. Согласен на любую жизнь. Только не гроб. Только не черви. Да остановите же меня, наконец!.. Люди!!» Но его никто не остановил. И чуда на этот раз не произошло никакого. Осечка, которая спасла его когда-то, на этот раз не случилась. Раздался выстрел. В помраченном мозгу его, как в калейдоскопе, замелькали картины жизни – и над ними лицо Лили с взглядом стороннего наблюдателя.
Он падает. На рубашке у сердца мгновенно показывается кровавое пятнышко.
– Что вы сделали? Что вы сделали? – в истерике забилась Вероника.
Маяковский смотрит на нее стекленеющими глазами, силится к ней приподнять голову и улыбнуться. Он хочет сказать ей что-то. Но это ему не удается, и голова его падает и со стуком ударяется о ковер. Лицо и шея сначала краснеют, а затем становятся белыми. «Заливаются смертельным мелом», как он сам писал когда-то о повесившемся Сергее Есенине.
Соседи по квартире, услышав выстрел – хлопок, как от удара в ладоши – вломились в комнату. Они еще застали струйку дыма, клубящуюся над дулом пистолета, но помочь ему они уже ничем не могли. В этот момент в комнату вбегает начальник секретного отдела ОГПУ Яков Саулович Агранов (Янечка, как называли его Брики) и успевает запечатлеть на пленке агонию Маяковского. Затем он уходит, взяв с собой маузер и предсмертное письмо Маяковского.
П р о д о л ж е н и е з а в т р а
Свидетельство о публикации №115041504124