Заклятье Парный стих к Прорыву
За далью лет не слышен рокот битвы,
За далью лет не слышен стон и плач,
Утихли поминальные молитвы
И дремлет время - медленный палач.
Где те, Великие, что навсегда теряя
Заветный дар свой - пламенную речь,
Всё испытав, от ада и до рая,
Кидались грудью на холодный меч.
Заклятье на глазницах потемневших,
Заклятье на поруганных сердцах,
Заклятье на устах оледеневших,
Заклятье - на Пророках и Творцах.
Под гул хулы и под аккорды плача
Укроет всё кадильниц пряный дым
И доброхоты, о своём судача,
Меня схоронят мёртвым и живым.
Но головой пробив темницу гроба,
Верну свободу пламенным устам,
Мой прах и дух отринут Землю оба,
И я взметнусь к Ревущим Небесам.
Фото из инета
Свидетельство о публикации №115041404986
ЗАКЛЯТЬЕ. Шикарная строчка в начале: "И дремлет время - медленный палач..." - уже настраивает на философские размышления. Строчки о "доброхотах", естественно, улыбнули (знаем о таких не по-наслышке), но вот в последних строчках, мне кажется, случился небольшой перебор с мистикой, который превратил их серьёзный смысл в обыкновенный ужастик: "Мой прах и дух отринут Землю оба..." С духом - понятно, а прах... как может отринуть землю? Только, если превратится в зомби - любимых героев Голливуда.
ПРОРЫВ. Он описан подробно от ожидания прорыва до момента самого прорыва. Может, и не следовало его описывать? Тем более, что непонятны следующие метафорические вставки:
«Что ж, повезло, он был весьма рассеян,
Сосредоточен, как седой араб…» Не может такого быть, чтобы он был и сосредоточен и рассеян – одновременно.
В строчках:
«Прорыв - он возникал всегда нежданно,
Вот так нежданно горлом хлынет кровь,
И смерть летит на крыльях урагана -
Поэзия была ему - свекровь:»
Если ЕМУ, то мать, а если свекровь, то не ЕМУ.
В общем, Заклятью - 5, Прорыву - без оценки.
Иду готовиться к ответам Путина на вопросы граждан. Может и там прорыв какой-либо случится.
С неизменным уважением и теплом. Инна.
Иннайя 16.04.2015 10:28 Заявить о нарушении
Да, человек поглощённый какой либо идеей в реальной жизни
очень рассеян по отношению к тому, что происходит вокруг,
даже рядом, в собственной семье. Примеров тому тьма, начиная
с классической Греции. Меня жена часто спрашивает, а с кем ты
только что говорил? Я бываю настолько захвачен внутренним диалогом,
что разговариваю вслух сам с собой. Стороннему человеку, да и Вам,
я показался бы сумасшедшим. Второе, не надо искать логики в метафорах.
"Поэзия была ему свекровь". Слово "свекровь" - это синоним враждебной силы, а не системы родственных отношений. Это синоним преодоления, не признаваемых
героем стихотворения сложившихся форм и стиля поэтики, техники стихосложения.
(как пример - Иосиф Бродский, которого до сих пор многие поэты не понимают
и не принимают).
Прорыв - это судьба непризнанного гения, который писал стихи такой
силы и такой глубины, что три листочка с его строками вызвали ураган в природе.
Это метафора, да, но утверждающая главную идею. Для меня лично это стихотворение
программное, о недостижимости идеала в искусстве, о трагедии художника, так и не достигшего вершины, к которой он шёл с одержимостью стоика и фанатика, поставившего на карту собственную жизнь (сюжет, кстати, достаточно традиционный
в искусстве)
Что касается "мистики" финала "Заклятия" - это тоже метафора, это выражение
внутреннего протеста художника против фальши и лицемерия общества. Да! И прах и
дух он не хочет оставить на земле, переполненной злом.
Вот блистательный пример метафоричности образа из Мандельштама:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени,
И красок звучные ступени
На холст как струпья наложил.
Если следовать формальной логике,
то какой обморок у сирени и причём тут краски
и звучные ступени и почему ступени звучные. А звучные они потому,
что этот отрывок по ассоциации напоминает композицию фуги, где
незаконченные музыкальные фразы нависают друг над другом как
ступени лестницы. Талант художника определяет уровень
ассоциативности сознания. У Вас он тоже есть.
Меня потому и поразила Ваша "Шмертуська моя", что я увидел
художника, наделённого даром ассоциативного мышления,
пусть неосознанного, но реально существующего в ваших стихах.
Короче, заканчиваю, получается, что "свой своего не познаша".
Я кажется уже советовал Вам, хотя нет, не Вам, а Якову Басту,
прочесть моё эссе о Смоктуновском, которого я лично знал
и не раз обсуждал с ним проблемы искусства и культуры.
Эссе называется "Смоктуновский - близкий и далекий"
Первая часть "Беседы, которые состоялись" и вторая,
очень важная для меня в мировоззренческом смысле,
"Беседы, которые не состоялись" написанная после смерти
Мастера о глубинных, психологических проблемах искусства,
в том числе театра. Думаю, Инна, Вам будет очень и интересно
и полезно. Ещё раз благодарю за проделанную работу.
Сноску на эссе дам ниже. Но Вы кажется так и не прочли
"Балладу о загубленной скрипке" и "Бегущую девочку Кубу".
А я их перетащил в 15 год специально для Вас.
Ваш Дик Славин
Дик Славин Эрлен Вакк 16.04.2015 11:47 Заявить о нарушении
Иннайя 16.04.2015 12:36 Заявить о нарушении
либо у Вас её (по настоящему)
не было. В русской классической
литературе свекровь - деспот и
мучитель невестки. Вспомните
даже "Грозу" Островского.
Кто довёл Катерину до
самоубийства. Или Некрасов:
"Будет бить тебя муж привередник
И свекровь в три погибели гнуть..."
Дик Славин
Дик Славин Эрлен Вакк 16.04.2015 17:29 Заявить о нарушении
Ваш ангельский характер.
Заставила улыбнуться.
Дик Славин
Дик Славин Эрлен Вакк 17.04.2015 11:57 Заявить о нарушении
Людмила Левицкая 2 25.05.2015 16:16 Заявить о нарушении
Тронут Вашим отзывом.
Успехов творчестве Дик Славин
Дик Славин Эрлен Вакк 27.09.2015 21:40 Заявить о нарушении