Осыпались листья над Вашей могилой
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
Вы всё-таки мой.
Марина Цветаева
Цветаева продолжает забирать жизни любимых и милых. На днях в расцвете лет и творческих сил ушёл из жизни наш друг Александр Данилов. Выдающийся певец и музыкант. Совсем недавно искрившийся здоровьем и энергией, он неожиданно угас за считанные месяцы.
Ещё звучит в памяти его голос. Мы вместе выступали в концертах русского романса в старинном особняке Боголюбова.
В жизни Александра появилась новая любовь и чрезмерное увлечение творчеством Цветаевой. В новой семье Александра МЦ посвящались все душевные и творческие силы, и … жизнь. МЦ буквально воспевалась. Мне подарили диски с песнями, написанными и исполненными супругой Александра на стихи МЦ. Музыка, классическая гитара, вокал – всё было на достаточно высоком профессиональном уровне, но стихи… Они были ужасны. Везде холод, могилы, смерть и всё очарование порока.
Осенью Александр пригласил меня в музей Цветаевой на спектакль. Это было ещё ужасней. 2 часа невыносимой муки. Только из вежливости, я еле досидел до конца, а потом сказал, что предпочитаю воздержаться от высказывания своего мнения. Но Вам скажу: игра актёров была на высоте, а всё остальное – полное безобразие и безумие. Даже хуже. Сюжет, как таковой, отсутствовал. Просто набор каких-то несвязных мыслей и эпизодов, собственно, как и всё творчество МЦ. Во всём жуткая тоска, муть, смерть и безысходность. Но самое страшное – опять двойной потаённый смысл. Режиссёр оказался во власти Цветаевой или, что ещё хуже, того великого зла, во власти которого оказалась сама МЦ. В главной роли был зловещий гротеск – режиссер нашла некрасивую еврейскую девушку и раздела её до полунага. При этом довела роль до сумасшествия. Зачем этот гротеск? Почему еврейка должна быть некрасивой, сумасшедшей и голой? Как кадры из Освенцима. А самое страшное, что весь зал поддался этому безумию. Люди рукоплескали и долго не покидали зал. Как зомби какие-то. Я спрашивал, что конкретно понравилось, никто толком ничего сказать не мог. Все были, как в тумане.
Прошло полчаса, пока Александр с супругой не вышли, наконец, из зала. У меня было время поговорить с разными людьми. И осталось ощущение грязи и порока. Вдобавок я стал очень плохо себя чувствовать во время спектакля, меня душил кашель и насморк, я буквально задыхался. Но я-то верующий и православный человек.
Я не знаю, как Александр относился к Цветаевой до создания новой семьи. Такого великого обожания к МЦ я в нём не заметил и после. Сам он писал песни на стихи великих русских поэтов, но МЦ в его исполнении я не слышал. Боюсь, что новая семья и новая любовь ассоциировались с творчеством Цветаевой настолько, что все вместе слились с судьбой Александра воедино.
В конце концов стихи Цветаевой воплотились в… чуть не сказал «в жизнь». Они воплотились в смерть.
Осыпались листья над Вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
Вы всё-таки мой.
***
Марина Д. является яростной поклонницей Марины Ц. В силу совпадения имени, наверно. И судьба ребёнка Марины Д. едва не повторила судьбу ребёнка Марины Ц. О выздоровлении ребёнка Марина Д. молилась стихами Марины Ц. про лишнюю руку. Две руки - это две дочери Цветаевой - Аля и Ирина. Но одну руку она посчитала лишней - Ирину. И намеренно оставила её умирать в Кунцевском приюте. Эти факты изложены в статьях (по ссылкам) на основе дневников Али, самой МЦ, заведующей приюта, друзей, родственников, которые предлагали забрать умирающую Ирину из приюта к себе, и др. современников. Эти ужасные стихи Марина Ц. цинично написала по случаю смерти от голода брошенной дочери Ирины. А Марина Д этого не знала и не понимала, какую беду она навлекает на своего ребёнка такими молитвами! И продолжает упорствовать в своих заблуждениях. Но Господь миловал, поскольку Марина Д., в отличие от Марины Ц., своего ребёнка очень любит. И до сих пор думает, что её ребёнка спасли стихи марины Ц!
Любимые и милые, берегите себя и своих любимых! Не поддавайтесь моде и очарованию порока. Зло затмевает разум и может выглядеть очень разумно и привлекательно. Но против него у нас есть сам Господь Бог и наша православная вера.
Всякое дерево познаётся по плодам. А много ли среди поклонников МЦ счастливых семейных людей? Или всё сплошь несчастные одинокие люди?
Продолжение темы здесь: http://www.stihi.ru/2014/01/04/11513 Биографические статьи о Цветаевой и её детях, основанные на дневниках МЦ и её дочери Али. Стихи МЦ с привязкой к биографии по времени их написания. Какие факты биографии вдохновляли МЦ на каждый её стих. Мало известные факты, поскольку биографии пишут, в основном, поклонники.
P.S. Я не тревожу прах мёртвых. Я тревожу прах живых.
***
Эх, умерла наша дорогая Марина Дёмина! Я так старался привести её к покаянию незадолго до ухода из этого мира, предлагал отвезти её в Лавру. Всё это содержится в нашей дискуссии. Я не знал, что она тяжело больна. Её смерть явилась неожиданным тяжёлым ударом. Но я остро почувствовал необходимость всё ей объяснить, помочь осознать, прийти к Богу. Предупреждал о том, что Цветаева забирает жизни своих поклонников. Но она не послушала.
А я говорил ей, что это - её Рубикон, что именно сейчас она должна принять решение, с Богом она или нет. И от этого решения зависит вся её жизнь. И в этом мире, и в будущем.
Нет ничего страшнее для человека, чем уход без покаяния. Очень жаль.
А для живых это пример, что все мы под Богом ходим. И никто не знает, когда придёт его час. Не смерти надо бояться, а смерти без покаяния.
***
Как страшно видеть, как живут и умирают безбожники. На похороны Марины Дёминой не приехал ни муж (бывший, разумеется, - а как могло быть иначе?), ни сестра, никто из родственников. Хоронить Марину пришлось поэтам. На её похороны собирали деньги всем миром. Только сын приехал, и тот на похороны матери деньги не нашёл. Хотя Марина, зная что смертельно больна, заранее отложила необходимую сумму. Но сын приехал за несколько месяцев до её смерти и забрал деньги под предлогом, что договорится о лечении в её родном Тихорецке. Обманул. Родную мать обманул. Собственно, какое воспитание было, какой пример подавали родители, таковы и дети, таков и финал.
Помнится, с похоронами и с посещением могилы Марины Цветаевой родственниками, история была точно такая же. Её сестра и слышать не хотела, чтобы приехать на могилу хотя бы один единственный раз.
Для чего я это пишу? Вот для чего: может хоть кто-нибудь, не имея сил и мудрости задуматься о своей беспутной жизни, задумается о своей беспутной смерти?
Свидетельство о публикации №115041300539
Возможно всё это Вы уже читали.
Записи о Цветаевой Александра Шмемана (1921-1983), проповедника и богослова.
«…перелистывал "Неизданные письма" Цветаевой. Всегда страшная к ней, к ее беззащитности жалость. А вместе с тем сильное отталкивание от всего ее стиля и тона. Мне не по душе вечный ее напролом. А также постоянная игра словами, ее, хотя и действительно потрясающий, но мне как бы подозрительный, "словесный дар", чуть ли не какая-то поэтическая "глоссолалия".
……
Ее искусство не имело в себе смирения, настоящего, Божественного смирения. Она словом "владела", над ним "владычествовала", как именно владычества хочет она и над своими корреспондентами. Она им целиком, без остатка отдается, но с тем, чтобы они не только так же отдались ей, а изнутри ей, ее любви, ее "напролом" подчинились. И, однако, какая во всем этом жалость, как ее бесконечно, безмерно жалко.
….
Гений, даже самый маленький, ибо гений совсем не обязательно "огромен", - от неудачи к удаче (по-настоящему чаще всего - посмертной, ибо требующей отдаления или даже, по "закону" или "пути зерна", - смерти и воскресения...). В Цветаевой гения, пожалуй, и не было. Но был огромный талант, и отсюда - психология всесилия, вызова, требования, самоутверждения (не как человека, а как поэта), бескомпромиссности (утверждения несомненной правды своего искусства при слепоте к "искусству правды"). Цветаева любила в себе свою "стопроцентность", "жертвенность", "безмерность" и, в сущности, не признавала за собою - поскольку абсолютно отождествляла себя, и, наверное, справедливо, с поэтом в себе - никаких недостатков. И потому виноваты (в ее тяжелой жизни, в невозможности из-за этого творить и т.д.) всегда были Другие. В отличие от Блока, от Ахматовой, она - человек без чувства вины или ответственности (кроме как за правду своего искусства, его подлинности, а не "подделки"). Те берут на себя - Россию, мир, революцию, грехи и т.д., Цветаева - нет. Поэтому Блок, Ахматова, даже погибая, побеждают, преображают своим творчеством тьму и хаос. Цветаева гибнет пораженная. В трагедии Блока, Ахматовой, Мандельштама - есть торжество. В гибели Цветаевой - только ужас, только жалость, победа бессмысленной "Елабуги".
Среда, 18 января 1978
И далее:
«Продолжаю читать письма Цветаевой. И отказываюсь от позавчерашних "рассуждений". Только жалость, только ужас от этой замученной жизни...
Понедельник, 23 января 1978»
Александр, вот я прочла это и осталась в недоумении, отчего столько жалости? Да, это были семидесятые годы, тогда ещё мысль о том, что Цветаева просто очень талантлива, а не гениальна, не сочли бы вызовом обществу.
Теперь – да.
Современные же искусствоведы (например, научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой, литературовед Елена Коркина.) по-своему всё объясняют, не теряя хладнокровия:
«Ибо раз голос тебе, поэт, дан — остальное взято». А «остальное» — это же не только богатство, благополучие и счастье в личной жизни. Это все что угодно — и доброта, и жалость, и чувства к окружающим. И к чему угодно. Вернее — ко всему. Не ждите ничего нормального.»
Т.е. если извлечь из всего вместе взятого предыдущего обрамления словами термин «гений», то даётся просто характеристика просто (как бы) и не человеку?
И тогда, почему так жалеть? Потом о «глоссолалии» я тоже так думала, но эта догадка меня пугала, и я нигде по этому поводу не высказывалась. Понятие «глоссолалии» связано и с творчеством Хлебникова. Но его, беднягу, подобной жалостью никто не согрел, если сравнить…
С другой стороны и у других поэтических натур у известных поэтов, талантов и гениев был тоже «голос», но у них не были совершенно отсечены и нравственность, и позитивность, и ответственность, и светлое восприятие мира. О таких не говорим, не жалеем и не сравниваем, и всех запутываем, не желая точно определить, что хорошо, что плохо.
Нина Лёзер 15.04.2015 10:55 Заявить о нарушении
"она - человек без чувства вины или ответственности". Правильное сравнение с остальными поэтами, у которых есть любовь и ответственность: "Те берут на себя - Россию, мир, революцию, грехи и т.д., Цветаева - нет. Поэтому Блок, Ахматова, даже погибая, побеждают, преображают своим творчеством тьму и хаос. Цветаева гибнет пораженная. В трагедии Блока, Ахматовой, Мандельштама - есть торжество. В гибели Цветаевой - только ужас, только жалость, победа бессмысленной "Елабуги".
В самую точку.
Ле Мур 15.04.2015 22:03 Заявить о нарушении
А по поводу поэтического дара Цветаевой, конечно, мнение общественности сильно переборщило. Поэтический анализ показал, что, кроме очарования порока и одурманивания людей, ничего особенного в её стихах нет. Довольно слабо. Современные поэтессы в литсалонах пишут намного лучше.
Ле Мур 15.04.2015 22:11 Заявить о нарушении
Я пришлю тебе из МУРа
Разъярённого Ле Мура.
Кто не исповедуется каждую субботу в Троице-Сергиевой Лавре, и не причащается каждое воскресение, и не учится в православном университете Богословию, тот ничего не сможет противопоставить Слову Божьему. А будет публично опозорен и сам потом будет удалять свои заметки с моих страничек. Как уже было - Вы свидетель. Потому что я обращу все их аргументы против них самих же и их кумиров. Раскрою тему ещё шире и поблагодарю их за помощь!
Ле Мур 15.04.2015 22:21 Заявить о нарушении
Поэзия раскрывает личность. Если глаза в глаза все хотят выглядеть белыми и пушистыми, то в писательстве проявляется истинная сущность человека. Слово не написанное есть ложь - помните?
Поэтому те, кто утверждает, что человек - отдельно, а творчество - отдельно, очень сильно заблуждаются.
Вот какой человек есть - так он и пишет. Ничего у него не отнимается и не прибавляется от поэзии. Он выражает сам себя. Берёт в руки инструмент.
Ле Мур 15.04.2015 22:33 Заявить о нарушении
Отсюда такое стремление пожалеть и оправдать Цветаеву, найти в ней хоть что-нибудь хорошее.
Ле Мур 15.04.2015 22:34 Заявить о нарушении
Православие даёт потрясающий ответ на этот вопрос. Жалко, конечно, всех. Но есть одна грань, которая разделяет человечество, как небо и землю. Если человек сознаёт свои грехи, свою неправоту, то у него есть шанс ко спасению и ему надо помогать. А если не сознаёт и упорствует, то пускай идёт своим путём.
И есть ещё третье состояние, гораздо хуже. Многие грешат по незнанию. Но если кто-то пришёл и объяснил, а они не послушали, то спасения им уже не будет. Ибо знают. Так Иисус говорил фарисеям: "Если бы Вы не знали меня, то не было бы на Вас греха. Но я пришёл, и Вы узнали меня, а посему грех Ваш велик".
Ле Мур 15.04.2015 22:42 Заявить о нарушении
Ле Мур 16.04.2015 00:03 Заявить о нарушении
Она пишет для тех, кто для того придёт через сто лет, чтобы её любить.
В основном это касается мужчины, который предпочтёт её, мертвую, живым женщинам, в общем, некому зараженному некрофилией поклоннику.
И вопреки здравому смыслу, такие поклонники есть, каждый день повторяющие её имя, готовые «порвать, как тузик грелку», (так писала мне одна читательница) каждого, кто захочет высказать свое негодование по поводу случая с детьми в Кунцевском приюте. Обожатели этих «костей» любым способом готовы обелить то, что черным черно, становясь под знамя со словами:
«— … Все мертвы вы!
Она одна жива!»
И превратив тем самым это поклонение поэтессе в своеобразную религию. Те, кто эту религию не исповедует, бичуются без всякого на то основания самым непотребным образом. Сама через это прошла. И потому говорю о Вашей смелости, Александр.
Нина Лёзер 16.04.2015 11:05 Заявить о нарушении
Ле Мур 16.04.2015 11:31 Заявить о нарушении
Пылающие мне в могилу — в ад, —
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад.
Про своё будущее в аду она правильно написала. А в остальном - всего лишь плагиат. Все поэты обращались к своим будущим читателям. И Пушкин, и Лермонтов, и Есенин - все. У Есенина мне больше понравилось - там душа есть, любовь есть, отчизна есть, а у Цветаевой - ничего, кроме смерти.
Нина, Вы очень правильно подметили, что Цветаевщина - самая настоящая религия. Похоже, что так оно и есть.
Ле Мур 17.04.2015 01:24 Заявить о нарушении
Христос воскресе из мертвых!
Смертию смерть поправ,
И сущим во гробех живот даровах!
С праздником, дорогая Нина! Здоровья Вам и Вашей счастливой семье. И благополучия.
Ле Мур 17.04.2015 01:32 Заявить о нарушении
Достаточно задать всего один вопрос, причём любой служительнице культа Цветаевой: Дорогая, а где твой муж?
Ле Мур 19.04.2015 12:59 Заявить о нарушении
Так они любят и воспевают смерть и могилы, что они входят в их жизнь по-настоящему. И судьба тут ни при чём. "Такая жизнь" тоже.
Судьба - это не то, что даётся свыше. То, что даётся свыше, мы получаем при рождении. А дальше - судьба уже в наших руках. Судьба - это чёткая математическая функция от нашего мировоззрения, мыслей, слов и поступков. Это реакция окружающего мира и людей на нас.
Поэтому, если ты ведёшь себя, как стерва, то и в ответ получишь то же самое.
Никакой муж не будет жить со злобной и упрямой женой. Все разбегутся.
Всё то же самое относится и к мужчинам.
К такому характеру и мировоззрению культ Цветаевой подходит, как нельзя лучше. В ней они ищут оправдание своей непутёвой жизни. Вместо того, чтобы меняться, идти в церковь, покаяться и взяться за ум.
Покаяние, по-гречески Метония, означает изменение ума.
А кто кричит, что он с Богом, и Цветаева с Богом, пусть ответит на второй простой вопрос:
А когда ты последний раз исповедовалась(ся)? Когда последний раз причащалась (ся)?
Ещё не поздно начать. Пойдём со мной, вместе?
Ле Мур 19.04.2015 13:15 Заявить о нарушении