7 18

7. Инновации и их ЖЗ. Инновационный лаг. Процесс. Инфраструктура
Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
Его роль заключается в следующем:
  • вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.
  • определяет необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.
  • является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.
Жизненный цикл инновации - процесс создания и использования новшества. В жизненном цикле инновации можно четко выделить следующие стадии: исследования, производства и потребления. Каждая из этих стадий содержит несколько обязательных этапов.
  1. Стадия исследования
  - Фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы
  - Прикладные исследования и экспериментальные модели.
  - Экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование, изготовление, испытание, и доводка изделий.
  2. Стадия производства
  - Первичное освоение и подготовка производства.
  - Запуск и управление освоенным производством. Полномасштабное производство
  3. Стадия потребления
  - Поставка продукта на рынок и его потребление.
  - Послепродажное обслуживание
  - Утилизация продукта после использования - финишная стадия жизненного цикла продукта.
  - Устаревание продукта и ликвидация устаревшего производства. Этот этап наступает тогда, когда на-лицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов.
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
• зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
• рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
• зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
• насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
• упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).
Инновационный лаг - период времени от появления новации до воплощения ее в практическую дея-тельность, приносящую эффект.
Инновационный процесс - процесс создания, распространения и использования новшества (т.е. сово-купности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии мас-штабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения).
Инфраструктура инновационной деятельности – совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов.
Структура:
1. Производственно-технологическая: Технопарк, центр коллективного пользования обору¬дованием и др.
2. Консалтинговая: Центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, кон¬салтинг в сфере экономики и финансов, технологий, маркетинга, внешнеэкономической деятельности.
3. Финансовая: Бюджетная организация, внебюджетные фонды, венчурные фонды
4. Кадровая: Система подготовки специалистов в области технолгического и научного менеджмента; система повы¬ше¬ния квалификации персонала в области инноваций
5. Информационная: Государственная система научно-технической инфор¬мации, региональные информационные сети, Ин¬тер¬нет
6. Сбытовая: Внешнеторговое объединение, специализированная посредническая фирма, Интернет, выставка.





18. Основные виды нововведений  в туризме: научно-технические, управленческие
Активное развитие туризма в ХХ веке продолжается и поныне. Его резервом стали непрерывные инновационные процессы: Стимулирующее развитие на инновационные процессы оказывают различные факторы.
Во-первых, это появление новых технологий и новые направления в науки и техники.
Во-вторых, это изменение ситуации на рынках: изменение уровня спроса, появление новых требований к качеству туристского продукта со стороны потребителей, несоответствие предоставляемых услуг запросам потребителей, появление новых туристских направлений.
В-третьих, это экономическая и политическая ситуация в различных странах и отдельных регионах.
В-четвертых, это нововведения, вводимые международными организациями, правила экономических взаимоотношений, устанавливаемыми Всемирной торговой организацией (ВТО), новые формы сотрудничества, внедряемые Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), 28 решения, принимаемые международными или региональными туристскими организациями, ассоциациями; получение новых знаний о туристских ресурсах в различных регионах земного шара и информации о дополнительных возможностях туристских поездок.
В-пятых, это стремление компаний укрепить свою позицию на рынке.
В-шестых, это государственные законы и другие правовые акты, определяющие политические и экономические принципы функционирования туристского предприятия, таких как, принятие нормативно-правовых актов по социально-экономическим вопросам, разработка государственной концепции развития туризма.
И, наконец, в-седьмых, это события не зависящие от воли людей, террористические акты, экологиче-ские и техногенные катастрофы.
Следует выделить следующие факторы, определяющие степень инновационного развития туризма:
• рыночная конъюнктура рынка и конкуренция (на внутреннем и внешнем рынках);
• внешняя среда (уровень развития науки и техники, усовершенствование законодательной и юридической базы, политическая и экономическая стабильность);
• кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);
• ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура)

По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые.

Инновации, внедряемые в компании, можно классифицировать как организационные, предполагаю-щие развитие компании; технические, вызванные внедрением передовых технологий; продуктовые, связанные с ассортиментом и качеством продукта; управленческие, требующие совершенствования методов управления компанией; маркетинговые; социальные, связанные с полезностью для потребителя и сотрудников компании; экономические и финансовые, направленные на улучшение устойчивости компании.
Основными организационными активами являются структура, система, культура, гибкость. Структура компании изменяется постоянно под влиянием внешней среды управленческом и организационном поведении. Динамичная среда требует, чтобы максимально использовался эффект сфер применения. Их расширение становится инновационным инструментом, обеспечивающим конкурентное преимущество.
На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние следующие факторы:
; экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);
; политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);
; организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупае-мость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикаль-ных потоков информации);
; социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).
Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.
При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:
; общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;
; действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законода-тельного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;
; интенсивность и масштаб конкуренции;
; состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернатив-ных способов связи);
; возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);
; период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.
Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это:
; политика и стратегия туристской компании;
; наличие в коллективе работника-инициатора;
; безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;
; всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;
; использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;
; наличие специализированного подразделения по реализации новшеств;
; необходимый уровень финансовых возможностей;
; развитые коммуникационные системы;
; организационно-техническая готовность к реализации новшества.


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →