Пасха

  Продолжение,   
начало "Медитация"               

    На следующий  день мы с внучкой  взяли яйца и  пошли к Марье Степановне  на перемирие.
  Марья Степановна  уже обо всём забыла и была очень рада нашему подношению,  так как скоро Пасха и яйца пригодятся. Правда, она попыталась нам заплатить, но мы отказались и сошлись на том , что она покрасит яйца  и нам, и себе. Так и договорились. Я тактично не стала напоминать про "медитацию".  Марья Степановна  со смехом призналась , что всё это ерунда и книжку уже отдала и, что она нашла себе другое занятие - решила связать модную безрукавку «кимоно» и  стала распускать старую  жакетку, которая ей теперь мала. 
 Мы дружно  решили , что надо собрать все немодные вязаные вещи , распустить и Навязать что-то модное.  Внучка,  конечно же стала первой на очередь, сказала,  что принесёт журнал моды.Потом мы размечтались , что откроем фирму  и будем вязать людям и заработаем кучу денег. Кто теперь не мечтает стать успешным предпринимателем? В мечтах мы уже «положили в карман первый миллион». И  тут  Марья  Степановна  сказала , что лучше отдать,  если у вас есть лишние вещи в церковь , а  там отдадут бедным , особенно нужны детские вещи многодетным. Тем более скоро Пасха и надо  сделать подарки детям.  Это была неплохая  идея и мы решили , что внучка поговорит дома и привезёт , что-нибудь и  Марья Степановна отнесёт в церковь.
    -А вы раньше справляли Пасху?- спросила внучка у Марьи Степановны.
    -Конечно,  и куличи  пекли, и яйца красили.
    - Вы же коммунисткой были, вам разве разрешали?
 Марья Степановна усмехнулась:
    - Официально Пасху  не отмечали,  а в семьях, кто хотел тот и отмечал.  И в церковь ходили,  и куличи святили, кто верующие.  Мы, конечно, в церковь не ходили, я и сейчас атеистка.  Я свои взгляды как перчатки не меняю.  Это  после "перестройки" от безысходности  все разом верующими стали. Народ стержень , основу потерял,  не знает где защиту искать. Сколько от этих реформ трагедий было в семьях , до самоубийств доходило . Люди свои трудовые сбережения потеряли, работу потеряли.
   Заводы специально  банкротили и, будто бы по конкурсу, за бесценок скупали воры. Вот так  за год миллионерами  заделались . Неправильно это , не честно , не по божески. А кто из священников  голос  в защиту трудового человека поднял?  Я  слышала один раз по телевизору воскресную проповедь, где на письма отвечал какой-то священнослужитель,  так на вопрос о внезапном обогащении тех, кто у кормушки стоял в это время и властью воспользовался, отвечает: «Грех в чужом кармане деньги считать и завидовать».
 У меня просто оборвалось всё внутри.  Конечно,  теперь "нувориши" несут  в церковь  мзду-благотворительность , чтоб им грехи отпустили, при жизни себе индульгенцию покупают.    А ещё мода пошла, свои дворцы - хоромы, лайнеры да яхты  освящать и ведь идут и служат богачам лишь бы платили.-
    Марья Степановна распалилась не на шутку,  на любимую мозоль наступили, Ну, думаю,надо менять тему,а то у неё  давление подымется. Я, чтоб не раздражать  её поддакнула пару раз и говорю ласково:
    -Ты тесто для кулича, по какому рецепту ставишь, очень они у тебя в том году были вкусными  и не черствели долго?
 Сдобное тесто - это  любимый конёк Марьи  Степановны. Она, переключилась на другую волну, как на другой канал в телевизоре.  Стала рассказывать мне про  разные рецепты. В конце концов, успокоилась и даже подобрела так , что предложила, чтоб я принесла продукты , а она сама всё напечёт и чтоб я шла на работу и не беспокоилась .  Вот так  мы довольные друг другом разошлись по  своим квартирам. 
 Внучка моя растерялась от такой агрессивной речи Марьи Степановны.
   -Бабуль, а чего это Марья Степановна разозлилась?
   - Как не разозлиться? Они с мужем  до 1991 года  в  Читинской области и на  Севере  служили. Мечтали, после демобилизации   вернуться  в свой город. Копили деньги  на  мебель , одежду , посуду ,  а тут счета в сбербанке закрыли и они остались без рубля. Хорошо, что  квартиру получили. И то,  столько выстрадали, что муж её  заболел и рано умер.   
   Через несколько дней наступила  Пасха.  Приехали мои детки , накрыли стол, пригласили Марью Степановну и мы все вместе  дружно и весело отметили праздник и, неважно, атеисты или верующие,  Пасха всегда была в нашем сознании весенний, весёлый и очень вкусный праздник.
 Дети остались у меня ночевать, и перед сном я решила рассказать, как справляли Пасху в пору моего детства
    В Баку в конце апреля - мае уже настоящее лето.  Спали мы во дворике на своей многоместной деревянной кровати под  виноградником.   Дети младшего возраста  с вечера  готовили  мешочки  и просили их разбудить пораньше. Уже с шести  утра  в воскресенье  весь наш огромный общий двор пробуждался. Дети обходили каждую квартиру и с калитки кричали: «Иисус  воскрес»!  Их приглашали  в квартиру,  давали яйца, куличики. Уходили  одни, у калитки сталкивались с другими, показывали друг другу, кто сколько яиц набрал, хвастались  разноцветными , яркими. Крашеные на луковой кожуре не очень ценились, хотя были самые безопасные. Выбора красок пищевых тогда не было. 
   И так часов до девяти детишки бегали , собаки лаяли,  калитки стучали.  Набрав яйца , ребятишки проверяли их на  крепость , бились , менялись , объевшись,  отдавали родителям и всё шло на салаты «Оливье».   
   Мама уводила  нашу собаку Тарзана на задний двор и запирала там , под калитку подкладывала камень, чтоб не закрывалась. 
 Хорошо помню, как  не хотелось вставать. Но на мне была обязанность  принимать ребят и подавать им гостинцы. Малышня  прибегали то по одному , то группками. Кричали: « Христос воскрес!" Я отвечала: «Воинственный воскрес»,- думала, что так надо  отвечать. Наша семья в этом дворе единственные  татары, то есть не христиане. Мама была  верующая , мусульманка. Она соблюдала все мусульманские обычаи и религиозные обряды. На «русскую» Пасху яйца она не красила и куличи не пекла, но покупала конфеты и печенье. Когда прибегали детки , она раздавала печенье и конфеты. Я слышала,  как дети разочарованно друг другу говорили: «Здесь яйца не дают». Но не проходило и часа, у нас набиралась полная тарелка крашеных яиц, это наши соседи  приходили   поздравить нас, каждый считал своим долгом принести нам яйца и куличи
 И вот уже ребятня, кто прибегал к нам позже, получали яйца и уходили довольные. 
    Вот такое  у меня воспоминание о Пасхе. Никто не запрещал и не притеснял , кто хотел, тот и справлял религиозные праздники у себя в семье. 
 Думаю, осталось это воспоминание  от  более поздних лет, если дети не радовались печенью и конфетам , значит жизнь была не такая уж плохая .
    Между прочим, осталось у меня в памяти  и  печальные ритуалы .
 Так как двор был у нас общий, всё было на виду. Я хорошо помню, как заезжала во двор  легковая машина, что было редкостью, выходил священнослужитель  в чёрной рясе , в руках кадило , происходило отпевание покойного .  Однажды, мы детвора, гурьбой стояли в сторонке и видели весь ритуал, так как происходило это летом во дворе , потом справляли поминки, за длинными сбитыми столами. Запомнилось , что давали полный обед,  кашу рисовую с изюмом, называлась "кутья", блины и компот, не могу сказать пили ли  водку взрослые , но на столе бутылок не было.
   Наша мама справляли свои мусульманские праздники обязательно. В такие дни в доме был аврал всё очищалось до блеска , драили полы , пеклись пироги, домашняя лапша, рис с мясом с курагой и черносливом. Заваривали большой чайник с индийской заваркой.  разливалось по пиалам варенье. 
   И вот появлялись гости,  в основном, пожилые  бабушки и дедушки .Мы по такому случаю надевали косынки, встречали гостей , поливали из кумгана- специальный металлический кувшин с длинным носом, гости обмывали руки.  Потом все рассаживались , а молодёжь и дети стояли у открытых дверей и слушали . Молла читал из своих книг нараспев соответствующие  молитвы , потом все родственники подавали  гостям   и друг другу милостоню-садака по 20 копеек, заранее приготовленную мелочь.После этого приступали к трапезе, при этом разговаривали тихо. В основном молла рассказывал разные притчи,  а все слушали и кушали. Мы стояли наготове подать- отнести. , вымыть срочно посуду, подогреть чай, чтоб, не дай бог, не остыл, заварить свежую заварку потемней. Когда расходились  пожилые  гости, подходила наша очередь , отмывали посуду , подогревали снова обед и все рассаживались,мы снимали косынки.Мама доставала салаты и соленья.
   Позже , когда мы уже замужем были,  собирались с мужьями, на столе  появлялась и бутылочка , уговаривали маму выпить для аппетита , она немного пригубляла и  запевала песни, потом  мы все веселились и пели, танцевали, игры  играли.   Так , что все праздники и русские и мусульманские мы отмечали с удовольствием.
   Но случались и курьёзы.  На такие праздники  посуды не хватало , брали у соседей. Однажды мама взяла огромную эмалированную кастрюлю у соседки , тёти Шуры –«бешенной», так её называли все во дворе , так как характер у неё был скандальный. Как назло, мы после праздника не доглядели и при подогревании  обеда кастрюля эта подгорела. Для мамы  это была трагедия, купить такую кастрюлю было дорого. Она очистила её, как могла , но тётя Шура заметила. Был скандал на весь двор с  криком и очередным тёти Шуриным «концертом». Она стояла посреди огромного двора и своим громовым голосом орала , что придёт в голову, хлопала себя по боками даже припадала на колени. Мама  отвечала односложно от своей калитки , за спиной у неё стоял настороже Тарзан и рычал. 
 После этого я стала бояться тётю Шуру  и,  каково было моё удивление , когда я через некоторое время увидела, как тётя Шура мирно беседовала  с мамой у нас  дома и мама угощала её чаем.
 Я, думаю, тётя Шура и мама пришли к мирному соглашению по причине заказа .
 Моя мама была отменная портниха .  До войны она не работала , а отец купил ей в подарок швейную машинку после рождения сына. Во время войны  мама устроилась на швейную фабрику, там они шили перчатки для солдат, там она научилась кроить и шить. Постепенно она нас стала  обшивать , а когда заставила нужда, стала брать заказы. Удивительно, не умея читать , умудрялась из журналов по внешнему виду перенимать фасоны. Шила она не простые платья  ,а из очень дорогих тканей. В то время на «кубинке» ( рынок) состоятельные люди покупали отрезы : бархат, помбархат, крепсатен, шифон, крепдешин.Спекулянты  продавали всё, что хочешь,  но тайком,  открыто продавать можно было только старые вещи.
    Моя старшая сестра уже работала учительницей  в селе (тогда после получения диплома надо было отработать в сельской школе три года)  почти на полном колхозном  обеспечении.  Квартиру ей с  подругой- математичкой предоставил колхоз. Хлеб пекли в тандерах( специальные печи для выпечки хлеба на улице  в сельской местности) и приносили учителям  родители детей по очереди . Председатель обеспечивал мясом и дровами. Сестра  преподавала русский язык и литературу , сама отлично знала азербайджанский язык. Была уважаемая на селе , даже  почитаемая, как "учёный". Называли её Рафига-муаллим.(учитель) Получала она очень хорошую зарплату , тратить там было некуда  и вот на летних каникулах мы шли в "поход на кубинку" , она выбирала самые дорогие отрезы и разную одежду.
 Дома мама ей шила платья, костюмы , а мне из остатков комбинировала очень модные,красивые платья . От сестры мне доставались обувь и пальто.
 У мамы была старая машинка «Зингер» она могла шить всё, вплоть до обуви. Когда мы остались без отца и ещё учились , мама на ней шила бурки, из старых суконных, драповых пальто . Перелицовывала , прострачивала клеточкой. Надевали их на калоши. Зимой было тепло и не сыро. Портфель у меня тоже был сшит из материи ,а  сбоку висела в мешочке, затянутая веревочкой  чернильница, а мы ещё "форсили" какой-нибудь  аппликацией на «портфеле». Соседи тоже  заказывали маме бурки и "портфели"..
    Мы себя обездоленными не чувствовали, так как  почти  все жили одинаково. Конечно, выделялись семьи учителей , инженеров, врачей, рабочие тяжёлых профессий или высокой квалификации зарабатывали хорошо. Но , главное, была стабильность. Каждый знал. что его никто не посмеет уволить ,о сокращениях и понятия не имели, если желаешь учиться , то все тебе условия будут созданы и бесплатно, а заболеешь будут лечить и посещать в больнице, а потом  дадут в санаторий  льготную путёвку  или бесплатно.
   Ещё вспомнила про бурки. Однажды в Баку выпал  большой снег , такое случалось очень редко. Обычно снег выпадал под Новый год , как подарок и на следующий день всё таяло.  Из-за снега отменили  занятия в школе  для младших классов. Старшие ушли в школу, а я не могла, видимо, понять как это не пойти в школу и после них пошла  одна. Я никогда не пропускала  уроки.  Даже болеть боялась, так любила ходить в школу.  Посередине дороги, была глубокая  выбоина,  и я провалилась в сугроб, а  вылезти не смогла. Это я хорошо помню , стою в сугробе и ору. Хорошо, что пятиклассников вернули из школы . Они увидели меня и вытащили , а мои бурки остались в сугробе. Потом вытаскивали бурки и калоши. Двое мальчишек  сделали из свои рук  сиденье , посадили меня и понесли   домой.


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →