Пасха
начало "Медитация"
На следующий день мы с внучкой взяли яйца и пошли к Марье Степановне на перемирие.
Марья Степановна уже обо всём забыла и была очень рада нашему подношению, так как скоро Пасха и яйца пригодятся. Правда, она попыталась нам заплатить, но мы отказались и сошлись на том , что она покрасит яйца и нам, и себе. Так и договорились. Я тактично не стала напоминать про "медитацию". Марья Степановна со смехом призналась , что всё это ерунда и книжку уже отдала и, что она нашла себе другое занятие - решила связать модную безрукавку «кимоно» и стала распускать старую жакетку, которая ей теперь мала.
Мы дружно решили , что надо собрать все немодные вязаные вещи , распустить и Навязать что-то модное. Внучка, конечно же стала первой на очередь, сказала, что принесёт журнал моды.Потом мы размечтались , что откроем фирму и будем вязать людям и заработаем кучу денег. Кто теперь не мечтает стать успешным предпринимателем? В мечтах мы уже «положили в карман первый миллион». И тут Марья Степановна сказала , что лучше отдать, если у вас есть лишние вещи в церковь , а там отдадут бедным , особенно нужны детские вещи многодетным. Тем более скоро Пасха и надо сделать подарки детям. Это была неплохая идея и мы решили , что внучка поговорит дома и привезёт , что-нибудь и Марья Степановна отнесёт в церковь.
-А вы раньше справляли Пасху?- спросила внучка у Марьи Степановны.
-Конечно, и куличи пекли, и яйца красили.
- Вы же коммунисткой были, вам разве разрешали?
Марья Степановна усмехнулась:
- Официально Пасху не отмечали, а в семьях, кто хотел тот и отмечал. И в церковь ходили, и куличи святили, кто верующие. Мы, конечно, в церковь не ходили, я и сейчас атеистка. Я свои взгляды как перчатки не меняю. Это после "перестройки" от безысходности все разом верующими стали. Народ стержень , основу потерял, не знает где защиту искать. Сколько от этих реформ трагедий было в семьях , до самоубийств доходило . Люди свои трудовые сбережения потеряли, работу потеряли.
Заводы специально банкротили и, будто бы по конкурсу, за бесценок скупали воры. Вот так за год миллионерами заделались . Неправильно это , не честно , не по божески. А кто из священников голос в защиту трудового человека поднял? Я слышала один раз по телевизору воскресную проповедь, где на письма отвечал какой-то священнослужитель, так на вопрос о внезапном обогащении тех, кто у кормушки стоял в это время и властью воспользовался, отвечает: «Грех в чужом кармане деньги считать и завидовать».
У меня просто оборвалось всё внутри. Конечно, теперь "нувориши" несут в церковь мзду-благотворительность , чтоб им грехи отпустили, при жизни себе индульгенцию покупают. А ещё мода пошла, свои дворцы - хоромы, лайнеры да яхты освящать и ведь идут и служат богачам лишь бы платили.-
Марья Степановна распалилась не на шутку, на любимую мозоль наступили, Ну, думаю,надо менять тему,а то у неё давление подымется. Я, чтоб не раздражать её поддакнула пару раз и говорю ласково:
-Ты тесто для кулича, по какому рецепту ставишь, очень они у тебя в том году были вкусными и не черствели долго?
Сдобное тесто - это любимый конёк Марьи Степановны. Она, переключилась на другую волну, как на другой канал в телевизоре. Стала рассказывать мне про разные рецепты. В конце концов, успокоилась и даже подобрела так , что предложила, чтоб я принесла продукты , а она сама всё напечёт и чтоб я шла на работу и не беспокоилась . Вот так мы довольные друг другом разошлись по своим квартирам.
Внучка моя растерялась от такой агрессивной речи Марьи Степановны.
-Бабуль, а чего это Марья Степановна разозлилась?
- Как не разозлиться? Они с мужем до 1991 года в Читинской области и на Севере служили. Мечтали, после демобилизации вернуться в свой город. Копили деньги на мебель , одежду , посуду , а тут счета в сбербанке закрыли и они остались без рубля. Хорошо, что квартиру получили. И то, столько выстрадали, что муж её заболел и рано умер.
Через несколько дней наступила Пасха. Приехали мои детки , накрыли стол, пригласили Марью Степановну и мы все вместе дружно и весело отметили праздник и, неважно, атеисты или верующие, Пасха всегда была в нашем сознании весенний, весёлый и очень вкусный праздник.
Дети остались у меня ночевать, и перед сном я решила рассказать, как справляли Пасху в пору моего детства
В Баку в конце апреля - мае уже настоящее лето. Спали мы во дворике на своей многоместной деревянной кровати под виноградником. Дети младшего возраста с вечера готовили мешочки и просили их разбудить пораньше. Уже с шести утра в воскресенье весь наш огромный общий двор пробуждался. Дети обходили каждую квартиру и с калитки кричали: «Иисус воскрес»! Их приглашали в квартиру, давали яйца, куличики. Уходили одни, у калитки сталкивались с другими, показывали друг другу, кто сколько яиц набрал, хвастались разноцветными , яркими. Крашеные на луковой кожуре не очень ценились, хотя были самые безопасные. Выбора красок пищевых тогда не было.
И так часов до девяти детишки бегали , собаки лаяли, калитки стучали. Набрав яйца , ребятишки проверяли их на крепость , бились , менялись , объевшись, отдавали родителям и всё шло на салаты «Оливье».
Мама уводила нашу собаку Тарзана на задний двор и запирала там , под калитку подкладывала камень, чтоб не закрывалась.
Хорошо помню, как не хотелось вставать. Но на мне была обязанность принимать ребят и подавать им гостинцы. Малышня прибегали то по одному , то группками. Кричали: « Христос воскрес!" Я отвечала: «Воинственный воскрес»,- думала, что так надо отвечать. Наша семья в этом дворе единственные татары, то есть не христиане. Мама была верующая , мусульманка. Она соблюдала все мусульманские обычаи и религиозные обряды. На «русскую» Пасху яйца она не красила и куличи не пекла, но покупала конфеты и печенье. Когда прибегали детки , она раздавала печенье и конфеты. Я слышала, как дети разочарованно друг другу говорили: «Здесь яйца не дают». Но не проходило и часа, у нас набиралась полная тарелка крашеных яиц, это наши соседи приходили поздравить нас, каждый считал своим долгом принести нам яйца и куличи
И вот уже ребятня, кто прибегал к нам позже, получали яйца и уходили довольные.
Вот такое у меня воспоминание о Пасхе. Никто не запрещал и не притеснял , кто хотел, тот и справлял религиозные праздники у себя в семье.
Думаю, осталось это воспоминание от более поздних лет, если дети не радовались печенью и конфетам , значит жизнь была не такая уж плохая .
Между прочим, осталось у меня в памяти и печальные ритуалы .
Так как двор был у нас общий, всё было на виду. Я хорошо помню, как заезжала во двор легковая машина, что было редкостью, выходил священнослужитель в чёрной рясе , в руках кадило , происходило отпевание покойного . Однажды, мы детвора, гурьбой стояли в сторонке и видели весь ритуал, так как происходило это летом во дворе , потом справляли поминки, за длинными сбитыми столами. Запомнилось , что давали полный обед, кашу рисовую с изюмом, называлась "кутья", блины и компот, не могу сказать пили ли водку взрослые , но на столе бутылок не было.
Наша мама справляли свои мусульманские праздники обязательно. В такие дни в доме был аврал всё очищалось до блеска , драили полы , пеклись пироги, домашняя лапша, рис с мясом с курагой и черносливом. Заваривали большой чайник с индийской заваркой. разливалось по пиалам варенье.
И вот появлялись гости, в основном, пожилые бабушки и дедушки .Мы по такому случаю надевали косынки, встречали гостей , поливали из кумгана- специальный металлический кувшин с длинным носом, гости обмывали руки. Потом все рассаживались , а молодёжь и дети стояли у открытых дверей и слушали . Молла читал из своих книг нараспев соответствующие молитвы , потом все родственники подавали гостям и друг другу милостоню-садака по 20 копеек, заранее приготовленную мелочь.После этого приступали к трапезе, при этом разговаривали тихо. В основном молла рассказывал разные притчи, а все слушали и кушали. Мы стояли наготове подать- отнести. , вымыть срочно посуду, подогреть чай, чтоб, не дай бог, не остыл, заварить свежую заварку потемней. Когда расходились пожилые гости, подходила наша очередь , отмывали посуду , подогревали снова обед и все рассаживались,мы снимали косынки.Мама доставала салаты и соленья.
Позже , когда мы уже замужем были, собирались с мужьями, на столе появлялась и бутылочка , уговаривали маму выпить для аппетита , она немного пригубляла и запевала песни, потом мы все веселились и пели, танцевали, игры играли. Так , что все праздники и русские и мусульманские мы отмечали с удовольствием.
Но случались и курьёзы. На такие праздники посуды не хватало , брали у соседей. Однажды мама взяла огромную эмалированную кастрюлю у соседки , тёти Шуры –«бешенной», так её называли все во дворе , так как характер у неё был скандальный. Как назло, мы после праздника не доглядели и при подогревании обеда кастрюля эта подгорела. Для мамы это была трагедия, купить такую кастрюлю было дорого. Она очистила её, как могла , но тётя Шура заметила. Был скандал на весь двор с криком и очередным тёти Шуриным «концертом». Она стояла посреди огромного двора и своим громовым голосом орала , что придёт в голову, хлопала себя по боками даже припадала на колени. Мама отвечала односложно от своей калитки , за спиной у неё стоял настороже Тарзан и рычал.
После этого я стала бояться тётю Шуру и, каково было моё удивление , когда я через некоторое время увидела, как тётя Шура мирно беседовала с мамой у нас дома и мама угощала её чаем.
Я, думаю, тётя Шура и мама пришли к мирному соглашению по причине заказа .
Моя мама была отменная портниха . До войны она не работала , а отец купил ей в подарок швейную машинку после рождения сына. Во время войны мама устроилась на швейную фабрику, там они шили перчатки для солдат, там она научилась кроить и шить. Постепенно она нас стала обшивать , а когда заставила нужда, стала брать заказы. Удивительно, не умея читать , умудрялась из журналов по внешнему виду перенимать фасоны. Шила она не простые платья ,а из очень дорогих тканей. В то время на «кубинке» ( рынок) состоятельные люди покупали отрезы : бархат, помбархат, крепсатен, шифон, крепдешин.Спекулянты продавали всё, что хочешь, но тайком, открыто продавать можно было только старые вещи.
Моя старшая сестра уже работала учительницей в селе (тогда после получения диплома надо было отработать в сельской школе три года) почти на полном колхозном обеспечении. Квартиру ей с подругой- математичкой предоставил колхоз. Хлеб пекли в тандерах( специальные печи для выпечки хлеба на улице в сельской местности) и приносили учителям родители детей по очереди . Председатель обеспечивал мясом и дровами. Сестра преподавала русский язык и литературу , сама отлично знала азербайджанский язык. Была уважаемая на селе , даже почитаемая, как "учёный". Называли её Рафига-муаллим.(учитель) Получала она очень хорошую зарплату , тратить там было некуда и вот на летних каникулах мы шли в "поход на кубинку" , она выбирала самые дорогие отрезы и разную одежду.
Дома мама ей шила платья, костюмы , а мне из остатков комбинировала очень модные,красивые платья . От сестры мне доставались обувь и пальто.
У мамы была старая машинка «Зингер» она могла шить всё, вплоть до обуви. Когда мы остались без отца и ещё учились , мама на ней шила бурки, из старых суконных, драповых пальто . Перелицовывала , прострачивала клеточкой. Надевали их на калоши. Зимой было тепло и не сыро. Портфель у меня тоже был сшит из материи ,а сбоку висела в мешочке, затянутая веревочкой чернильница, а мы ещё "форсили" какой-нибудь аппликацией на «портфеле». Соседи тоже заказывали маме бурки и "портфели"..
Мы себя обездоленными не чувствовали, так как почти все жили одинаково. Конечно, выделялись семьи учителей , инженеров, врачей, рабочие тяжёлых профессий или высокой квалификации зарабатывали хорошо. Но , главное, была стабильность. Каждый знал. что его никто не посмеет уволить ,о сокращениях и понятия не имели, если желаешь учиться , то все тебе условия будут созданы и бесплатно, а заболеешь будут лечить и посещать в больнице, а потом дадут в санаторий льготную путёвку или бесплатно.
Ещё вспомнила про бурки. Однажды в Баку выпал большой снег , такое случалось очень редко. Обычно снег выпадал под Новый год , как подарок и на следующий день всё таяло. Из-за снега отменили занятия в школе для младших классов. Старшие ушли в школу, а я не могла, видимо, понять как это не пойти в школу и после них пошла одна. Я никогда не пропускала уроки. Даже болеть боялась, так любила ходить в школу. Посередине дороги, была глубокая выбоина, и я провалилась в сугроб, а вылезти не смогла. Это я хорошо помню , стою в сугробе и ору. Хорошо, что пятиклассников вернули из школы . Они увидели меня и вытащили , а мои бурки остались в сугробе. Потом вытаскивали бурки и калоши. Двое мальчишек сделали из свои рук сиденье , посадили меня и понесли домой.
Свидетельство о публикации №115041204338