От Лондона до Высоцкого

Когда в 1972 году киносъёмочная группа "Мосфильма"(режиссёры Альберт Мкртчян и Леонид Попов)приступила к съёмкам фильма "Земля Санникова" по одноимённой книге Владимира Обручева, Владимиру Высоцкому было предложено написать песни для этого фильма. Сам он проходил кинопробы на роль Крестовского. Однако на эту роль был утверждён Олег Даль. И песни в фильм не вошли.
 Чуть позже, в 1976 году режиссёры Сергей Данилин и Евгений Татарский на студии "Ленфильм" сняли картину "72 градуса ниже нуля" по повести Владимира Санина, куда и была включена песня Высоцкого "Белое безмолвие", не попавшая в фильм "Земля Санникова".
Суть данной песни заключается в воспевании мужества и упорства людей, ищущих не лёгкой и тихой жизни, а борьбы со стихией в жёстких, тяжёлых условиях Севера,Арктики.
                Почему ж эти птицы на Север летят,
                Если птицам положено только на юг?!
                ..................................
             Север - воля, надежда - страна без границ.
Собственно говоря, всё творчество Высоцкого наполнено подобными мотивами.В данном же случае наглядный пример переклички такой же темы севера, темы борьбы со стихией, льдами и морозами в известном рассказе американского писателя Джека Лондона ... с таким же названием: "Белое безмолвие". Нет сомнения, что Высоцкий был знаком с творчеством автора "Белого клыка", "Морского волка" и т.д.Он как известно даже играл в радиоспектакле Анатолия Эфроса по роману Джека Лондона "Мартин Иден", где исполнил главную роль.Запись спектакля, к слову, была выпущена фирмой "Мелодия" на грампластинке.
     Вряд ли Высоцкий назвал свою песню совпадающим названием с рассказом американского писателя случайно. Хотя сюжетная линия в этих двух произведения разнится, суть - одинаковая:жизнь в борьбе ради достижения своей цели.

             Как давно снятся нам только белые сны,
             Все иные оттенки снега замели.
             Мы ослепли давно от такой белизны,
             Но прозреем от черной полоски земли.(В.Высоцкий)

Читаем у Джека Лондона:"...подавленные величием Белого Безмолвия путники молча прокладывали себе путь. У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее — Белое Безмолвие в его бесстрастности".

                Наше горло отпустит молчание,
                Наша слабость растает, как тень.
                И наградой за ночи отчаянья
                Будет вечный полярный день.

Связь между суровой музой Высоцкого и не менее волевой - Джека Лондона может показаться едва уловимой, но на лицо идея двух художников и душевное состояние их героев. Хотя у Высоцкого в песне нет конкретных имён, поступки подразумевающихся героев эдентичны лондоновским.

                Кто не верил в дурные пророчества,
                В снег не лег ни на миг отдохнуть,
                Тем наградою за одиночество
                Должен встретиться кто-нибудь.

Возможно, что и в морских песнях Высоцкого можно отыскать влияние произведений Джека Лондона.

11.04.2015 г.


Рецензии