Уважаемый Писака! 3. Ладон

 Начну-ка я эту историю как сказку: в прекрасной стране Элиде в городе Писе жили писаты. Правил писатами сын бога Ареса царь Эномай. По крайней мере, на этом сходятся все греческие авторы.

    Матерью его названа  Стеропа (Астеропа) -  «вспышка, молния». Вообще-то, «стар,  аст-ра, Аст-ар»  – это «звезда» и, по аналогии с Кат-ар, множественное (уважительное) число. Очевидно, поэтому Астеропа – одна из плеяд. По другим авторам, она названа женой Эномая. Короче, с этого момента начинается активное мифотворчество. Почему? Не потому ли, что началось завоевание этих земель ахейцами?
   
    Гигин матерью Эномая называет Еварету, дочь Акрисия. Пишу об этом, потому как здесь намечается интересный иудейский след. Имя Еварета (Ева-Рета)… А знаете, что такое Книга Руфь?  Мегилат Рут (Свиток Рут) — 31-я часть Танаха, 5-я книга Ктувим, книга Ветхого Завета Библии. Это история маовитянки Руфи (Руты). Сам Акрисий – это один из царей Аргоса (города, который первоначально, до прихода Даная, был связан с пеласгами.) Вот только Гесиод дочерью Акрисия называет не Еварету, а Данаю.

    Из списка царей Аргоса я знаю, что Акрисий (династия Данаиды, Египтеады) правил в 1344 — 1313 гг. до н. э.

     А с Данаей вот какая получилась история… Так как Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, то он заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку. Зевс, пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя. И родился у Данаи сын Персей.  Даная впервые упомянута в «Илиаде» (XIV 319).

   Акрисий заключил Данаю с ребёнком в ящик и приказал бросить его в море. Волнами ящик принесло к острову Серифу (Киклады), царь которого, Полидект, вскоре воспылал страстью к Данае. Освободившись от его преследований благодаря сыну своему Персею, Даная, на беду Акрисию,  вернётся в Аргос.

    По италийскому сказанию, ящик с Данаей и Персеем прибило волнами к берегу Лациума. Здесь Даная вышла замуж за Пилумна и вместе с ним основала город Ардею. Поэтому Турн, царь рутулов, потомок Пилумна, называется у Вергилия происходящим от древних героев Аргоса и Микен. К чему такие подробности? Чтобы понять, что в последствии происходило между этрусками и латинами.

    Акрисий оставил Аргос и бежал в Пеласгиотиду, воздвиг храм Деметры в Фермопилах, определил устройство амфиктионии Дельф, с которыми связан культ Аполлона Дельфийского.

    Интересный казус вышел с «амфиктионией». Поясню, что амфиктиония  - это «жители окружающих областей, соседи».  Дельфийский союз — название союза греческих племён, живших по соседству со святилищем общего высшего божества, объединявшихся для его защиты и общего жертвоприношения. Почему-то термин «амфиктиония» в специальной литературе стал широко употребляться в библеистике для обозначения совокупности иудейских племён, объединённых общим монотеистическим культом (XII-XI века до н. э.). Указанный период соответствует времени после Троянской войны. Напомню (http://www.stihi.ru/2015/02/12/1193), что по свидетельству египтян, в это время иудеев по близости от Египта не наблюдалось. Вопрос, где после Троянской войны пребывали евреи? Оставлю пока  без ответа. Вернёмся к славному племени писатов во главе с царём Эномаем.

    В общем, по отцу Арею Эномай связан с лелегами. По матери, возможно, связан с ахейцами, но… слишком большая здесь у древне-гречесаких авторов неразбериха. Предполагаю, что врут.

    Кстати... Пе-ласги, ле-леги... Сильно ли велика разница между этими самоназваниями? Думаю, интересно было бы изучить ещё и культуру лезгинов... Для наглядности предлагаю сравнить пе-ласгов и ле-легов, например, с майя или толтеками, или с теми же псыхъуэ. Хотя, если учесть греческое имя "Психея", то смело могу утверждать, что псыхъуэ - это "Одухотворённые" (санскритские "пс, пас" и "гху"). Вот вам и "наглядность"...

    И была у царя красавица-дочь Гипподамия. Получил однажды Эномай предсказание, что погибнет от руки своего зятя, и поэтому всем претендентам на руку Гипподамии устраивал он испытание: скачки на колесницах. Нужно было проехать от Писы до жертвенника Посейдона на Истме Коринфском. Но кони Эномая, подарок Ареса,   были быстрее ветра Борея. И никто не мог царя обогнать. Перед состязанием приносил жертву Зевсу Арею. Далее следует череда всяких домыслов, выставляющих Эномая в неприглядном свете. Очевидно для того, чтобы хоть как-то облагородить поступок положительного героя Пелопса.

    Обращаю внимание, что царь Эномай – не грек. Он сын Ареса. Бог Арес рождён на земле лелегов. Напомню, что пеласги и лелеги – это догреческие племена, населявшие Древнюю Грецию. Греки-ахейцы проникают на Пелопоннес в начале 2 тысячелетия до н.э. Насколько я понимаю, поддерживали их в этом пеласги (о чём я писала в «Истории Кадма»).

    Элида (Elis) - древняя область на северо-западе Пелопоннеса. На территории Элиды находилось общегреческое святилище в городе Олимпия. В микенскую эпоху здесь господствовало племя писатов. Первоначальное святилище находилось у подножия холма, который позже был назван Кронион, и было посвящено богине земли Гее. Общее почитание в тех местах богини плодородия позже было связано с культами Геры, Деметры и Гипподамии, в то время как муж сей богини впоследствии отождествлялся с Зевсом, Гераклом Ахейским и Пелопсом. Итак, первоначально писаты поклонялись Богине-Матери и её мужу. Вопрос: как первоначально звали богов Элиды? О высоком положении писатов говорит ранг  самого Олимпийского святилища как общегреческого.

    Когда вместе с дорийцами в эту местность пришли эолийцы (XII век до н. э.), им удалось достаточно быстро подчинить себе плодородную равнину. Олимпия вошла во владения полиса Илида в VII в. до н. э., и элейцы установили в ней прочный культ Зевса, в который влились остальные местные культы.

    Знаете, как звучит Элида по-эолийски? Валида (долина). Знакомый корень, не правда ли? Кстати, идол славянскому богу Велесу тоже ставился в долинах, внизу.

    Я же Элиду расшифрую несколько иначе: Эли-да, Или-даа (с учётом санскритского «да» (давать) с долгой «а». Получается, как и Даждьбог). Кстати, по-гречески Элида звучит «Илиа», т.е. «страна Или».


    Однажды на берег Элиды высадился Пелопс. И тут же решил посвататься к Гипподамии. При этом он оказался осведомлён о наиболее вероятной перспективе своего предприятия и подкупил возничего Эномая по имени Миртил, который чего-то там «подшаманил» с колесницей царя. И Эномай погибает. А Пелопс после положенного траура получает и невесту, и царство в приданое. Власть Пелопа распространилась позднее на Олимпию, Аркадию, Аргос и весь полуостров, получивший от него своё имя Пелопоннес.

    Вот ещё что вычитала в Википедии:

    «То, что Пелоп в Элиде почитался наряду с богами и что ему приносили в жертву черных баранов, позволяет предполагать, что Пелоп был местным хтоническим божеством, утратившим свое значение при создании общегреческого пантеона…»

    Ничего по этому поводу сказать не могу. Имя, кстати, у Пелопа (Пелопса)  интересное…

    Но и историю ему греки придумали тоже захватывающую! Отец Пелопа – это Тантал, сын Зевса. Избаловал Зевс своего сына и многое ему прощал. Однажды Тантал решил испытать, действительно ли боги всезнающи? Убил он своего сына Пелопа, разрезал на куски и предложил это блюдо олимпийским богам. Такого Зевс ему не простил и обрек своего сына на танталовы муки. А Пелопа боги заново сварили в котле и таким образом воскресили. Популярнейшая была тема, как оказывается, в древности…

    Вырос Пелоп на Олимпе и был возлюблен богами. Особенно Посейдоном. Если бы ещё только жил Посейдон на горе Олимп, а не в море.

    После смерти Тантала Пелопс спустился с Олимпа и стал править в городе своего отца. Утверждается, что правил Тантал Сипилом во Фригии (Турция, Анатолия). Но Сипил (Сипилус, Спил-Даг) – это гора, считающаяся «сердцем» Лидии (раньше называлась Мэонией). В пяти км. от горы расположен город Маниса. Историческое имя города — Магнесия у Сипила. Античный город, существовавший уже в V в. до н. э., был стёрт с лица земли неоднократными землетрясениями. Позвольте! Троянская война разразилась гораздо раньше: где-то в середине 13 века до н.э. Вопрос: каким Сипилом правили Тантал и Пелопс?

    Интересно, что в 19 км. от Сипила расположена гора Яманлар (Ям-ан-лар; лары – это духи-хранители, почитавшиеся у этрусков, а затем и римлянами). Так что Ям – это не только яма, но ещё и гора!

    Что касается самой Лидии, то своего расцвета как государство она достигает в  VII—VI вв. до н. э. Примерно VII в. до н.э. датируется возраст столицы Лидии, города Сарды (по-лидийски Сфарда, др.-перс. Спарда). Забавно, только одна буковка отличает персидскую Спарду от Спарты, прославленной дорийцами. Опять-таки, Троянская война отгремела гораздо раньше!

    Жители Лидии принадлежали к неопределённой расе, родственной тирсенам, торребам и сарданам и подвергшейся сильному влиянию хеттов; одна из царских династий Лидии принадлежала, как предполагают, к племени хеттов. Языком населения был лидийский, относящийся к анатолийской группе индоевропейских языков.

    Тирсены, насколько мне известно, отождествляются с этрусками. А ещё их отождествляют с одним из «народов моря». Так откуда тирсены появились в Лидии?

    А знаете, почему Пелопс оказался в Элиде? Потому что когда он правил в Сипиле, царь Ил (основатель легендарного Илиона, отождествляемого с не менее известной Троей) пошёл на Пелопса войной, и тот бежал. А теперь вернёмся за ним в Элиду.

    Вообще-то присутствует небольшая путаница. Писатида – это средняя часть Элиды, причём сперва она была совершенно самостоятельной, и жили там писы (писаты). Основным населением Элиды считались кавконы и эпейцы. Ничего не скажу про эпейцев. А вот кавконы у Гомера, вместе с лелегами и пеласгами — союзники троянцев; народ неизвестного происхождения (скифы или македоняне, или пеласги). Были кавконы и в Греции — кочевой аркадский народ в Элиде (на берегах Алфея). Позже кавконы исчезают. По крайней мере, хоть какой-то славянский след учёные наметили.

    При переселении греческих племён в Пелопоннес, Элида была занята этолянами, которые составляли господствующий класс в стране. Очевидно, к этому классу и следует относить следующую фразу из Википедии: «Несмотря на высокий престиж области, заключавшей в своём центре всеэллинскую святыню, элейцы пользовались дурной славой, вследствие наклонности к пьянству, лжи и педерастии и полного несоответствия идеалу воинственного и крепкого населения…»

    Я же по доброй традиции предлагаю вам познакомиться с реками Элиды. Вот они:   Ларис, Селлеент, Пеней с притоком Ладоном, Алфей с притоками Левканием, Кладеем, Гарпиннатом, Энипеем, Селинунтом и Диагоном, Анигр и  Неда. У вас никаких вопросов не возникает? А у меня возник.

    Диагон – это Дагон. Ладон – это имя титана, который после поражения в титаномахии был превращён в дракона и отправлен Герой стеречь сад Гесперид. Т.е., Ладон - это один из грозных противников Громовержца. А вот реки с именем Зевс на греческой земле возле святилища Зевса Олимпийского нет… Парадокс!
 
    Наивысшая точка Пелопонесса – гора Айос-Илиос. (Интересное соедство Эя-Дагона и Или).

    Олимп - наиболее высокий горный массив в Греции. Три самые высокие вершины Олимпа называются Митикас (2917 м), Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м). Зевс где? В слове Олимп я вижу только Оли-Или. Ага! Вот: на северном склоне находился город-святилище македонян — Дион, то есть город Зевса. Македоняне – это греки?

    Дион был культурным и религиозным центром Древней Македонии. Название города является альтернативным именем греческого бога Зевса («Dias» — «Зевс»). При раскопках были найдены прекрасно сохранившиеся античные термы, греческий театр (построенный при Филиппе V), храм Зевса, вилла Диониса с красивой мозаикой, святилища богинь Деметры и Исиды, часть стадиона, многочисленные статуи, колонны, мозаики, мощеные улицы. Не знаю, когда правил Филипп V, но Филипп I Македонский правил в 640 — 602 гг. до н. э.  Не то что Титаномахия, а и Троянская война отгремели гораздо раньше. Отсутствие имени Зевса в топонимах указывает на то, что и Дагон-Эя, и Или гораздо древнее культа Зевса.

    Возле Афин течёт река Илисос (ныне «спрятана» в трубы). Вернее, это Афины стоят возле Илисоса. А впадает он в Эгейское море. Там же, возле Афин, бежит река Эридан (созвучие с Иордан), в неё упал Фаэтон. Туда же, в Эгейское море впадает река Инахос. Я могу рассказать, кто такой Инахос.

    Инах – это основатель династии царей города Аргос (1857—-1807 до н. э.). Также  в древнегреческой мифологии  - это речной бог. По преданию, Инах был рекой и вместе с Кефиссом и Астерионом решал спор между Посейдоном и Герой о владении страной. Также отцом Инаха-основателя Аргоса называли Ойнея (созвучно с Оанесам-Дагоном, который представлен в Элиде речкой Диагон). Также Инах поразительно созвучен с Енохом…

    Есть в Греции две реки Пиньос: одна в Фессалии, другая на Пелопонессе. Пиньос, Пи-Ниос (Питатель-Сын).

    На полуострове Халкидики есть озеро Волви. Это в дополнение к рекам Вильвам и Велвам…

    На осторове Крит есть озеро Вулисмени, а рядом город Айос-Николаос (Агиос-Николаос, но местные жители  обычно говорят просто Айос или Ялос). Интересно, критяне не картавят?

    Есть в Греции озеро Илики. Или-ки (земля Или). А в 10 км. от него расположен город Фивы. Те самые Фивы, которые основал легендарный Кадм! Итак, там есть Или, Зевса - нет!

    А ещё есть гора Илопанго (Ило-па-ан-го). Правда, она далековато от Кадмеи. В Сальвадоре. Республика Эль-Сальвадор (от исп. El Salvador — Спаситель). Сальвадор, Се-Ль-Ва-Даа(р) или Са-Ал-Ва-Даа(р). Вот кем является Спаситель. И рассказывает об этом протосанскрит. Правда, до испанцев эта земля называлась Кускатлан. Меня же интересует долина реки Рио-Пас. Город Чальчуапе у горы Илопанго. К сожалению, гора оказалась вулканом. И однажды засыпала плодородные земли толстым слоем пепла. Народу, проживавшему здесь, пришлось уйти. Учёные считают, что это были майя. Раздаются голоса и в пользу сапотеков.

    Интересно, что Википедия про Рио-Пас в Сальвадоре мне ничего не хочет рассказывать. Зато поведала о реке Пас (Rio Pas) в Испании.  Ещё в X веке она носила имя Гуруэва (Го-Ра-Хава?). Лишь в XI веке, в записях монастыря Сан-Сальвадор-де-Онья (за 1011 и 1084 годы), впервые река упоминается под современным именем. Существует несколько теорий происхождения названия реки. Так, есть версия, что слово происходит от латинского Pax (мир), как намёк на возможный мир между римлянами и кантабрами.

    Перечислю некоторые притоки Гуруэвы: Альдано (аль-Дано), Барселада (Бар-се-Ладо, Медведь-это есть-Ладо?), Харал (Хар-ал), Писуэнья, Йера.

    Но давайте вернёмся в Элиду.

    Там течёт Алфей - главная река в Пелопоннесе, ныне Руфия (так пишут в Википедии и во многих других словарях).  Знаменит тем, что несколько раз на своём пути уходит под землю.  На участке от Тегеи назывался Саранда (Сар-ан-даа). Долго я пыталась разыскать хоть одну карту, где бы было написано Руфия вместо Алфея! Пока не нашла. Как пишется Руфия? Я знаю, что «Пифия» латиницей запишется как Pythia. В греческом варианте используется буква «тета», которая в древне-греческом была ближе к «тх»(th), чем к современной греческой «с»и латинскому буквосочетанию «th».  Rоuthia (моё предположение). В латинском прочтении – Русиа (Русь?). В древне-греческом, как и в этрусском варианте, Рутья (Руть). Вспоминаете Книгу Руфи (Книгу Рут)? Кстати, греческая Афина – это в наиболее раннюю греческую эпоху микенская Атана.

    По легенде, когда нимфа Аретуса, преследуемая богом реки Алфеем, бежала на остров Ортиджию близ Сиракуз и там превратилась в источник, Алфей сделался рекой, которая, протекая под морем, наконец соединилась с этим источником. Так вот. В имени Аретуса для обозначения звука «т», как и в имени Пифия для обозначения звука «ф» используется тоже буква «тета».

    А вот Алфей пишется через «фи», но в древнегреческом эта буква читалась как «пх»( ph), а вовсе не как современная греческая «ф»… Алфей, Ал-пи?

    И что же значит Рута? Мне вспоминается только «Червона Рута», очень красивая песня. По-русски это «красная рута». Червона рута - цветок семейства рутовых.

    Рута —  название золотистого цветка, пряное растение. Существует поверье, что раз в 20 лет этот цветок цветет красным цветом и тогда с его помощью можно приворожить кого захочешь. Согласно легенде, пока цветок неприметен — ничего поразительного не происходит, но однажды в ночь на Ивана Купала происходит чудо.  В русском языке тоже говорят об «аленьком цветочке, краше которого нет на свете».  София Ротару в одном из интервью объяснила название цветка так: «Рута — это золотистый цветок, который в ночь на Ивана Купала становится красным».

    Рудый… Это и есть красный, бурый, рыжеватый. Устаревшее значение – кровь. В русском, украинском, белорусском. В санскрите следующие соответствия: родас – земля (русский язык - Родина), родхра – красный, рудхира – кровь, индуистский бог Рудра (яростный, ревущий, красный), руд – рыдать (почти полное совпадение с русским вариантом). Вопрос: на каком языке говорили в Элиде? И почему в Олимпии открыты славянские захоронения? В этом плане интересна статья в Википедии про Морею (ещё одно название Пелопонесса). Нет, ребята! Славяне не исстребляли греков на Пелопонессе! Просто до греков там жили лелеги...

    Осталось самое главное. Река Ладон. В «Реальном словаре классических древностей» от 1914 года - http://dic.academic.ru/dic.nsf/lubker/273/ Я почерпнула интересную информацию, что это Ладон в древности назывался Руфиа, а по нему так теперь называется и Алфей.

    Что значит Ладон? Ла Дон. Почему так? Попробую аргументировать.

    Сначала вспомнила про «Ла Скалу». Teatro alla Scala или La Scala. Здание театра было построено на месте церкви Санта-Мария делла Скала. Церковь, в свою очередь, получила название в 1381 году не от «лестницы» (scala), а от покровительницы — представительницы рода правителей Вероны по фамилии Скала (Скалигер) — Беатриче делла Скала (Regina della Scala). Конечно, это Италия. Но в Италии жили этруски.

    Потом вспомнила про Ласити. Ласити - ном в Греции, в восточной части острова Крит. Столица — Айос-Николаос, другие крупные города — Сития и Иерапетра.  Местные жители считают себя потомками самых первых критян, выживших в ходе извержения вулкана Санторин, погубившего Минойскую цивилизацию 3600 лет назад.

    Интересное сочетание: ном Ласити, дим (это меньше, чем ном) Сития и город Сития… Как я поняла, della, alla, La – указывают на принадлежность, могут входить как в состав прозвища, так и в состав фамилии. Это примерно как наше отчество. Поэтому Ласити – это ла Сития;  то, что относится к области Сити. А чем знаменита Сития? Поблизости находится Като Закрос, руины минойского дворца. И Палекастро (в древности — Палеокастро), руины минойского города. Расположены вблизи пальмового пляжа Ваи в 28 км к востоку от Ситии.

    Итак, Ладон – это Ла Дон. Дон… Знакомое название, не правда ли? А что такое «дон»? Дон для итальянцев – это огого! Мне же вспоминается «Доннн!» - "гхудит" колокол. А вот и связь с ветром - дуновение (вот вам и Дунай). А ещё «день» (т.е. светлое небо) и «дно» (самый низ падения). И ещё «доню», доченька. Не отсюда ли вышли племена богини Дану? А также "донна"? А ещё «днесь» (устаревшее) – теперь, нынче, сегодня (се-го-День). И кто же всё-таки такой Посейдон, дед сидонского царевича Кадма?

    Донна, Дон-на. Жена, the-на. В этом плане интересно рассмотреть слово "зенки"(зёнки). Понятно, что это "глаза, глазёнки, глазоньки". Множественное число почему? Потому что: the-он-ки. "Ки" я традиционно толковала как "земля". Очевидно, уместнее говорить "область" (в смысле не только почва, но и сфера влияния). Вот это "ки" и даёт нам в слове "зенки" множественное число. А вовсе не то, что глаза - два... А жена-то тут при чём? А это я просто про Маму Окльо, жену Манко Капака, вспомнила. Вот и подумалось...

    А ведь только о писатах собиралась рассказать! Ну и кто такие писаты?

    Интересная судьба у слова Руфия...
 
    Во-первых, это деньги на Мальдивах. Причём 1 руфия - это 100 лари. Напомнить, кто такие лары? Надеюсь, уже знаете.

    Во-вторых, в Тоскане есть город Руфина. Тоскана - это земля этрусков. Ничего в Википедии про эту Руфину не нашла. Зато вышла на "в-третьих". 

    В-третьих, есть имя Руфина. Это женская форма имени Руфин (разг. Руфим): римское личное имя Руфинус происходит от латинского слова «руфус» — золотисто-жёлтый, рыжий. Руфина — однокоренное с именами Роза, Русана, Росита. В переводе с латинского это имя означает: рыжая, рыжеволосая, золотая, рута (название травы), с греческого — рыжеватая.   

    Выводы: Название реки Руфиа действительно происходит от "руты". Язык писатов, основавших Олимпию, и этрусков построен на одних и тех же правилах!

    А поскольку начинала я эту статью с города Писа, то и закончить её хочу тоже Писами.

    Первая Писа - это река в Польше, которая вытекает из озера Рось у города Пиш.
Интересно, что в санскрите слово "пиш" употребляется в значении "писАть". Вот и получается, что "писатель" и "питатель" очень тесно взаимосвязаны. И я не вижу у древних примитивизма. Напротив, упрощение произошло уже ближе к нашему времени. 
Крупнейшим притоком Писы является Крутыня, который вытекает из озера Белданы. Наводит на размышления, не правда ли? Одиноки ли были писаты, проживавшие в Элиде?

    Вторая Писса - это река в Калининградской области. Исток - Виштынецкое озеро (Вышень?). У города Черняховска впадает в Анграпу. Крупнейшие притоки - речки
Красная и Русская. Русская - это бывшая Свентайна. А Красная - это польская Роминта. Интересна этимология Анграпы. Название реки имеет древнепрусское происхождение, от слов anguris — угорь и app — река. Опять РыБа! Я же предлагаю более древний вариант: Ан-Гхора-Па.

    Третья река - Пис. В Канаде. Проистекает в Британской Колумбии, у расположенного в Скалистых горах озера Уиллистон. Правда, этот "Уилли" назван в честь Рэя Джиллиса Уиллистона. Случайность? Или синхронность? По Чьему замыслу Или опять соединился с Писом? Озеро искусственного происхождения (водохранилище).
При затоплении пострадали земли индейского племени секани (тсай-ке-дене). Похоже, что это ещё одна "территория Данов"...

    А теперь давайте вернёмся в Сидон. Да, я помню, что Сидон - это современная Сайда, связанная с понятием "сейд", святое место. Но, с другой стороны, почему город Сидон связан с Посейдоном? Сидон. Се Дон. Сидонский царевич Кадм точно был финикийцем? Что его отличает от писатов Пелопонесса? Только то, что в Олимпии говорили "Ла...", а в Сидоне - "Се..."! Похоже, что это ещё одна "территория Данов".


Рецензии