Дуэль... Между нами - поэтами
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
......................
Пусть сосны бурей омамаены
И тучи движутся Батыя,
Идут слова, молчаний Каины, –
И эти падают святые.
(В.Хлебников)
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей, –
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей...
(О.Мандельштам)
-------------------------------
«Усадьба ночью чингисхань!» –
Кондовой Азией дохнуло.
В собольи жаркие меха
Степей сибирских запахнуло
Былинный эпос.
Мандельштам
Бросает Виктору перчатку.
А на Крещатике каштан
Зацвёл черёмухой курчаво.
И заратустрится заря
В Ярилицу, в день Красной горки.
И хлеб пасхальный для мирян
Не сладким кажется, а горьким.
9.04.2015
PS:
Мандельштам – западник, европеец, эллинист. Хлебников – восточник, архаист-новатор, неоязычник.
Кстати, отец Осипа Мандельштама Эмилий Вениаминович (Хацкель Бениаминович) (1856 –1938) был мастером перчаточного дела и купцом первой гильдии. Сам ОЭ крестился у методистского пастора (методисты ещё в XVIII веке отложились от англикан). Был близок с футуристом Бенедиктом Лившицем (вероятно на почве увлечения французской поэзией, чем прочие футуристы особо не «страдали»).
И Хлебникова и Мандельштама многое связывает с Украиной. Первый и вовсе считал себя украинцем. Большую часть 1909 года (вплоть до августа, с небольшим перерывом в мае) поэт провёл в Святошине, пригороде Киева, где жили его родственники – семья Варвары Николаевны Рябчевской (Вербицкой). Мандельштам в 1919 году встретился в Киеве со своей будущей женой (Надеждой Яковлевной Хазиной). С Хлебниковым в Киеве произошёл мистический случай, который он воспринял как призыв к раскрещиванию.
«Во время купания в Днепре потерял подаренный ему крестик. Вот этот бытовой, пустяковый, казалось бы, эпизод Хлебников мгновенно, несколькими словами превращает в миф громадной бытийственной значительности. Погружение в воды Днепра, где некогда происходило крещение Руси, приобретает у него соотнесённый с этим обрядом, но противоположный ритуальный смысл: тогда крест, так сказать, был дан, теперь – отобран. Потеря крестика осмысляется как обряд «раскрещивания», сопоставимый по значению с давним обрядом крещения. И происходит это по воле – не более, не менее – самого мифологического «отца», Днепра-Славутича…» (М.Петровский. Святошинские вакации Велимира Хлебникова).
В.Шкловский: «Хлебников в «Бродячей собаке» (27 ноября 1913 г.) прочёл антисемитские стихи с обвинением евреев в употреблении христианской крови, там был Ющинский и цифра «13». Мандельштам сказал: «Я как еврей и русский оскорблён, и я вызываю вас. То, что вы сказали – негодяйство»...».
Дуэль не состоялась (якобы благодаря Филонову, который сказал: «Я буду бить вас обоих (то есть Мандельштама и Хлебникова), покамест вы не помиритесь»). Есть, правда, и иные версии этого скандала.
Хлебников не любил поэзию Мандельштама (да и самого ОЭ). Последний же, напротив, питал к творчеству Хлебникова (и к самому ВВ) нескрываемую симпатию. Несмотря на тот эпизод.
«Усадьба ночью чингисхань!» – замечательный образ! И - грозный!
Усадьба…Усадьба (от «садить», «сажать») – в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий (Википедия). – 1) отдельное поселение, комплекс построек + парк. 2) дворянское владение.
«Чингисхань»… Чингисхан – имя (титул), которое получил Тэмуджин, как основатель Империи. Великий хан (каган, князь). – Тогда «чингисханить»: 1) превращать «усадьбу» (отдельное поселение) в Империю. Ввводить в состав Империи, разрастаться до Империи, поглощаться Империей…2) уничтожать дворянские владения (гори синим пламенем!) и дворянство как класс.
Чингисхан – кочевник. Кочевье против «оседлой жизни»? – Против «Усадьбы». Против о-севших. Дорога против Дома. Бездомье.
Кочевники – люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни.
Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников – кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (музыка, театр), наёмный труд или даже грабёж либо военные завоевания. Если рассматривать большие промежутки времени, то каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место, ведут кочевой образ жизни, то есть могут классифицироваться как кочевники (Википедия).
Хлебников – воин Времени. Воюет со Временем. Отвоёвывает прошлое и будущее. Кочует во времени.
Усадьба... Чин-гис-хань (здесь ещё и ритмика!). Ночью!
Ночью... - Ночь. Ночь Тютчева? Родимый хаос. Путешествие во времени (для поэта - во-ображение). Выход в четвёртое измерение.
Свидетельство о публикации №115040903060
У Вас в этом году юбилей? Когда, если не секрет? Или я что-то перепутал?
Здоровья и добра!
Михаил Стронгин 13.09.2015 15:43 Заявить о нарушении
В этом... Накапало - не заметил даже. А аккурат в один день с Иосифом Виссарионычем угораздило (правда, родители умудрились переписать на Новый Год: видать, годок от армии думали уберечь).
А Ваш очередной проскочил годом-двумя раньше?
Вольф Никитин 13.09.2015 16:00 Заявить о нарушении
Добра!
Михаил Стронгин 13.09.2015 16:58 Заявить о нарушении
Добра и здоровья!
Вольф Никитин 13.09.2015 17:03 Заявить о нарушении
Об этом в песне хорошо петь, а жизнь - совсем другое дело.
Добра!
Михаил Стронгин 13.09.2015 18:42 Заявить о нарушении
Однако, ещё "повоюем". С теми же болячками (будь они неладны!).
Вольф Никитин 13.09.2015 18:50 Заявить о нарушении