Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть
Господи, твоя власть:
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть.
«Молитва» (Баллада Франсуа Вийон) Булат Окуджава
Одна из наилучших песен Окуджавы, по моему скромному мнению.
Не без огрехов, ведь это -- творение смертного слабого человека, а не компьютера, запрограммированного на гениальные произведения и только.
«Как верит солдат убитый
Что он ПРОЖИВАЕТ в Раю...»
Проживают в некой квартире согласно прописке. В Раю – ОБИТАЮТ!
Часть первая.
Но "зацепило" меня сегодня не это.
А фраза, вынесенная в заглавие.
Какой же Окуджава добрый, просит у Бога дать понемногу всем то, чего у них нет или недостаточно.
По ассоциации вспомнился хороший рассказик Станислава Лема из его серии «У роботов свои сказки».
«Путешествие седьмое или как Трурля собственное совершенство к беде привело».
Название не вполне точное, не Трурля, а созданный им мир привело совершенство Творца к беде.
Там тоже описывается нечто схожее с просьбой Окуджавы. В своих путешествиях по Космосу Трурль встречает некого очень жестокого правителя, которого восставшие подданые свергли и посадили на некий астероид или микропланету. И Трурль, желая его как-то успокоить и понимая, что помогать ему с возвращением в мир, где он был правителем, нельзя, аморально, сооружает для этого короля Экзилия микромир в неком ящике с выведенными ручками управления. И Экзилий начинает там командовать парадом. А Трурль, вернушись, с гордостью рассказывает об этом своём подвиге совершенства другу Клапауциу. Но Клапауций, вместо восхищения, доказывает логически Трурлю, что тот совершил ужасное преступление по отношению к созданным им ЖИВЫМ существам, ввергнув их в бездонную жестокость Экзилия. (Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть!) Трурль сначала пытается возражать, говоря, что, де, мир этот ненастоящий, игрушечный, ХОТЬ И РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ. Клапауций приводит контрдоводы, один из которых звучит так: А гле у тебя уверенность, что МЫ тоже не такие же игрушечные существа в нашем стеклянном ящике? Который воображаем нашим большим миром! Под давлением весьма основательных доводов Клапауция Трурль тоже начинает понимать, ЧТО за кошмар он сотворил. Друзья срочно вылетают к этой микропланетке, дабы исправить страшную ошибку. Тут тоже Лем в своей неудержимой, но весьма адекватной и логически обусловленной фантазии, создаёт дополнительную проблему: А как исправить этот мир? Ведь по мышлению, созданные им существа находятся в глубоком Средневековьи. Демократические выборы? А ЧТО ЭТО ТАКОЕ???
Но время там, в ящике Трурля, течёт во много раз быстрее, чем для наших героев. И Лем завершает этот рассказик счастливым концом: Жители умственно прогрессировали так, что вырвались из ящика, заселили эту планетку, а Экзилия жестокого свергли и сделали Луной своего мирка!
Часть вторая.
Рассказ Миши Болеславского.
Многие годы был я в добрых приятелских отношениях с профессором Болеславским (Мишуней, как звали его домашние), который несомненно оказал на меня сильное влияние. Во время одной из наших частых бесед он упомянул повесть Марка Твена «Таинственный незнакомец». Я признался честно, что не читал её. Он рассказал кратко о фабуле этой повести. В некой деревушке в Австрии, под названием Эзельдорф (Ослинная деревня) в конце 16го века появляется некий прекрасный молодой человек, творящий чудеса. Сдружившись с мальчиками этой деревни, он им показывает разные невероятные вещи, на которые способен, угощает их сладостями и прочее. На вопрос, как его зовут, спокойно отвечает: Сатана. Но дети видят с его стороны только добрые дела по отношению к ним. Раз он начинает лепить из глины и песка фигурки животных и птиц, которые тут же оживают под его пальцами и ведут себя как настоящие живые существа. Между своими рассказами Сатана лепит и людей, несколько сотен маленьких человечков, которые, ожив, начинают трудиться, строить какую-то крепость, в которой они живут. Пока я пересказываю саму повесть Твена.
Дальше – рассказ Болеславского об этом же.
Мальчики с необыкновенным интересом наблюдают за жизнью этого микромира-крепости. Слышат голоса этих человечков, видят как они трудятся, общаются... Но вдруг Сатане этот мир чем-то надоедает. Он сгребает своей рукой этих людишек, сжимает в кулак и из кулака льётся кровь раздавленных им сотен живых существ! Дети в ужасе! Как может такой добрый и ласковый Сатана безжалостно уничтожить весь этот ЖИВОЙ мирок??? Но Сатана говорит им: Да это же просто песок! Разжимает ладонь и дети видят, что никакой крови нет, а с ладони сыплется ПРОСТО ПЕСОК!
Так, вот, я купил два экземпляра этой книги. Разных, ибо, оказывается Марк Твен написал ТРИ варианта этой повести!!! Хотя под одним и тем же названием.
Этого, рассказанного мне эпизода, в повестях НЕТ!!!
В одной из повестей есть нечто похожее: Сатана хватает двух дерущихся человечков и раздавливает их. Отерев пальцы от крови носовым платком, продолжает беседовать с детьми. Но священник микромира, пришедший отпеть этих двух раздавленных Сатаной рабочих, своими монотонными молитвами вызывает раздражение у Сатаны. Тот берёт длинную тяжёлую доску, которая служила мальчикам сидением качелей, и бросает её на построенный городок, раздавливая крепость и всех её обитателей.
Вот, что написано у Марка Твена!
Болеславский запамятовал эту повесть и рассказал её мне так, КАК ОН её видел и воспринял!
Признаюсь, что на меня его рассказ произвёл бОльшее впечатление, чем подлинник Твена!
Ведь это так созвучно Сатанинскому вИдению мира: Какая кровь? Какие живые человечки? Это же просто ПЕСОК!!!
Жаль, что Окуджава не подумал об этом, призывая Господа дать «рвущемуся к власти...»
8 IV 2015
Свидетельство о публикации №115040901030