Стихотворение месяца 26 - Обзор Ланы Степановой
На меня это стихотворение произвело хорошее впечатление. Трогательная парочка любителей поэзии изображена. Язык и техника хорошие, немало интересных образных выражений. Но всё же есть некоторые моменты, которые не дают мне полностью насладиться чтением:
*А колокол звал ко всенощной,/отравленные стихами,/зима им казалась немощной/
со всеми ее мехами». –
«А колокол звал ко всенощной» - это отдельное предложение, а дальше внутрифразовые связи потеряны.
* «В союзе том не было плотского» - может быть, бытового не было? Ну не были же отношения этих двух чудаков совсем платоническими?))
* Очень огорчила рифма «виртуальный-реальный». Для меня это что-то вроде «ботинки-полуботинки». Может быть, можно как-то перефразировать это место, чтобы избежать её?
Техника – 4
Художественность - 5
2. "Ночной город"
Признаюсь в своей любви к таким типам рифм, которые использует в этом стихотворении автор - корневым, открыто-закрытым и т.п. Очень приятные для моего слуха созвучия. И вообще стихотворение звучит приятно. Но по смыслу – довольно стандартная городская зарисовка. Серая вуаль сумерек, цокот каблучков, вступивший в свои права Морфей, плывующая Селена, кровавая заря, красочный наряд – всё это читано неоднократно. Теперь о том, что вызвало недоумение или несогласие:
* «горят глазницами домов слепые окна» - слепые окна в моём понимании – это окна неосвещённые. А как неосвещённые окна могут гореть? С глазницами, мне кажется, можно сравнить только тёмное окно, т.к. глазница – это не глаз, а впадина в черепе для него.
*«лишь птица поздняя парит во тьме беспечно» - что за птица летает по городу ночью? Совы, филины, козодои и прочие ночные птицы в городах не живут. Кроме того, они не парят беспечно: ночь для них – время охоты.
*«всегда нетленна» - очевидно, имелось в виду, что Луна – вечна и неизменна. Но на эпитет накладывается первое, более употребимое значение слово «нетленный» - «не подверженный тлению, разложению». Лично мне это мешает.
* «Но лишь кровавая заря покажет норов -/наденет красочный наряд цветущий город» - здесь, мне кажется, не очень удачно совместились две фразы противоположные по эмоциональной окраске. «Кровавая заря», показывающая норов – это нечто зловещее, за ним должно бы последовать описание каких-то ужасов. Но вторая картинка идиллична. Несоответствие режет глаз/слух.
Техника – 4 балла
Художественность – 3 балла
3. "Тирану"
Против содержания как бы нечего возразить: тирания – это плохо. Но мне кажется, что тему можно было бы раскрыть глубже, например, попробовать написать о взаимоотношениях тирана и народа, как народ творит себе кумира и т.п.
* «Тиран – как много в слове этом» - эта фраза вызывает в памяти другую: «Москва! Как много в этом звуке…». Мне не кажется, что это хорошо.
*«Мир-кумир» - эта рифма уже во времена Пушкина была довольно затёртой.
*С пунктуацией не всё в порядке.
Техника – 4
Художественность – 3
4. "Твоя первая весна"
Трогательная тема, после чтения остаётся светлое чувство. Нравится также необычная схема рифмовки, мне кажется, что она здесь подходит. Теперь о том, что не нравится:
*«Капель-апрель» - очень банальная рифма
*После «удивлялась» и после «щуришься» должны быть запятые.
* «И ты судьбу свою сама твори,/ведь целый мир лежит у ног твоих» - эта фраза мне кажется очень расхожей, по настроению не очень подходящей (какая-то назидательная она), да и по смыслу тоже. «И ты судьбу свою сама твори» - что-то рановато для младенца. Может быть, это же самое выразить в будущем времени, а не в виде прямого обращения?
Техника – 4
Художественность – 3
5. "По ту сторону экрана"
Каждый раз, когда я читаю сетования по поводу «ненастоящести» и «бездушности» виртуальной жизни, чувствую в этом неискренность. Нам ли, сетевым стихотворцам, ругать виртуал? Благодаря сети на наши тексты хоть кто-то обращает внимание, а так они лежали бы в столе. Если речь идёт о сайтах знакомств или соцсетях, то тоже не поняла в чём проблема: это просто место для знакомства, никто же не мешает переписывающимся встретиться реально. Что многие и делают. А чтобы виртуальный диалог не был бездушным, однообразным и безэмоциональным, надо учиться умению точно и красиво выражать свои мысли. Не эпистолярный электронный жанр виноват, а косноязычие собеседников.
Язык этого стихотворения беден, выражения банальны, логика повествования и синтаксические связи нарушены. Разбирать детально многочисленные погрешности не хочу, поскольку их очень много.
Техника – 2
Художественность – 2
6. "Осень жизни"
Начну с конца. Я думаю, что когда нас не будет, читать будет только те стихи, которые обладают «лица необщим выраженьем», индивидуальностью. Только тогда они будут интересны читателю. К сожалению, это стихотворение к таким не относится. Оно очень типичное. Я предлагаю искать не новую тему, а иной способ выражения. «Листья, как птицы» - у меня Гугль выдаёт 846 000 ответов на этот запрос, «проститься с теплом» - 458 000 и так далее.
* «Лишь выпросил жалкое право/Собою самим в жизни быть» - сомневаюсь я, что это право можно выпросить: оно даётся всем от рождения, только не все им пользуются. И жалким его я тоже бы не назвала…
* «уж» - эта сокращённая форма наречия архаична. У меня она вызывает мысли об ужах или о том, что надо было чем-то заполнить ритмическую пустоту.
Техника – 3
Художественность - 3
7. "Нежно-южное"
* В основном у меня претензии по эпитетам. Составные («нежно-южная») мне кажутся несколько жеманными – простите автор, ничего не могу поделать со своим субъективным восприятием! «Ветер шальной» - где он только не пролетел – 437 000 результатов в поисковике Gоogle.
*Генацвале – обращение. Мне кажется, что в именительном падеже это слово употреблять неправильно.
* «Мини-подарки в виде» - это сочетание кажется чужим стихотворению по стилю, какой-то привкус канцелярщины в этом ощущается.
* «и просто другие миры» - слово «просто», ничего не добавляющее к смыслу, мне кажется «ритмической затычкой».
* «Это был путь исканий, забудешь который едва ли,/Мы с конями прощались в предгорьях кавказских хребтов» - этот отрывок я разделила бы на два самостоятельных предложения.
*Про «путь исканий» - я не поняла. Загорание, игру в покер и конные прогулки я исканиями бы не назвала.
Окончание понравилось.
Техника – 4 балла
Художественность – 4 балла
8. "Эффект плацебо"
*Это стихотворение я не воспринимаю единым. В первой его части преобладает лиризм (которому мешают только «витамины» – нарушают стиль), а вторая и третья – более ироническая. Возможно, так и было задумано, но мне больше понравилось бы, если бы всё было выдержано в одном стиле. Лучше – ироническом, потому что темы «огней неземные», души с её любовью и сны-весны, по-моему, исчерпали поэты «серебряного века».
*На рифму «вновь-любовь» у меня аллергия. «Сны-весны» скоро тоже начнёт её вызывать. Ну почему эти слова ходят только парами?
Техника – 4 балла
Художественность – 4 балла
9. "О нём"
Традиционная женская лирика. Что приятно – современная. Написано хорошо, даже придраться не к чему. К сожалению, душевного отклика у меня это стихотворение не вызвало. Должно быть, не хватило какой-то особенности, «изюминки», того, что отличало бы это стихотворение от множества ему подобных, которые мне довелось читать.
Техника – 5 баллов
Художественность – 4 балла
10. "Поэт и соловей"
Пожалуйста, не надо раздобывать штук двести слов! 50-70, то есть 3-4 четверостишия вполне достаточно для того, чтобы тренироваться в версификации. «Лучше меньше да лучше» (с)
Не хотелось бы разбирать подробно это стихотворение, так как ошибок и нелепостей в нём невероятно много. Один стилистический разнобой только чего стоит – когда «певец весенний» соседствует с «не парься».
Выпишу только те места, которые произвели на меня самое неприятное впечатление:
- Заодно воспел подругу
- Мозговал, чтоб сделать песню
- Мне же только буквы с ручкой
- Помолчи, шальная цыпа
- Жалость в перьях зазвучала
- Не жалей да и не парься
Техника – 2
Художественность – 2
11. "Солнечный удар"
*Может быть, надо было бы закавычить цитату или лучше вынести её в эпиграф?
*«Солнце-донца» - одна из рифм, которые вызывают у меня резкое неприятие. Почему, если в стихотворении есть солнце, тут же донце появляется или оконце?
* «Всю воду вылакав до донца,/Как инквизиторский палач» - а что, только «инквизиторским палачам» свойственно лакать до дна?))
*Дальше – интересно. Всё такое тягучее, вязнущее, растаявшее. Очень зримо. Шахматная терминология мне незнакома, но погуглила – по смыслу вроде бы подходит.
* «Устроить бы закат вручную!» - хотела восхититься этой замечательной фразой, но, к сожалению, узнала, что это не авторское выражение, а общеупотребительное. Жаль.
Техника – 4 балла
Художественность – 4 балла
12. "Фемине"
Неожиданный финал, после него сразу же перечитываешь стихотворение уже другими глазами. По-моему, приём сработал. Написано тоже хорошо. Мне, правда, стихотворение показалось довольно затянутым. Или просто не очень увлекло. Двоеточие почему-то получилось двойным, а прямую речь для удобства чтения я бы выделила авторской разбивкой, например:
(только тут отмечать нужно с самого начала стихотворения)
— Простите, закурю. Сбиваюсь с мысли.
Вы тоже? Неожиданно. Нет-нет,
я ничего не думаю. Забылись
сегодня комплименты. Так что мне
придётся формулировать без фальши:
"Я вас хочу!"
— Вы плут?
— Не без того.
На самом деле, что случится дальше
не так уж важно.
— Правда, ничего?
— Не знаю. Говорю же, что сбиваюсь.
и т.д.
Техника – 5 баллов
Художественность – 4 балла
13. "Рай"
Стихотворения, в которых ностальгируют по детству, давно пора выделить в особый жанр, так их много написали) У каждого свои дорогие сердцу подробности и эпизоды, которые иногда становятся дорогими и читателю, а иногда –нет. В данном случае у меня не получилось проникнуться. Возможно, помешало то, о чём скажу чуть ниже:
* «Будто разведан брод/Между вчера и сегодня нынешним,/Вырвавшемся из рук» -
Что такое «сегодня нынешнее»? Вырвалось из рук, я так понимаю, настоящее время. Только не понимаю, почему именно оно, если герой сейчас живёт в нём. Правильно – «вырвавшИмся».
*«Где же ты добрый и мой стариннейший/Самый заветный друг» - многовато эпитетов подряд, мне кажется.
* «Эдак могет любой!» - не уверена, так ли говорили пацаны 20 века? Что-то древнекрестьянское в этой фразе есть))
* «В то, что судьба… и не выйдет встретиться./Может быть это – рай?» - рай заключается в том, что судьба не выйдет встретиться? Так получается по тексту.
Техника – 3 балла
Художественность – 3 балла
14. "Ком"
В целом впечатление хорошее. Особую живость и достоверность стихотворению придают конкретные детали. Есть некоторые непонятности:
* «Ушедший, не слыви моей утратой!» - не быть и не слыть – разные вещи. Если ли разница для героини, чем герой где-то слывёт, т.е. в качестве кого он известен кому-то? Речь же идёт об отношениях двоих.
* «уважив нервный профиль» - как это? И почему именно профиль уважит героиня, а не другой какой-то ракурс?
Техника – 5 баллов
Художественность – 4 балла
15. "Я хотел бы..."
Хорошо и по языку, и по образности, и по смыслу. Ритм несколько ломаный, но я при чтении не испытывала дисгармонии. Не уверена, что из «инфодыр» течёт именно сладкий крем, но таково видение автора.
Техника – 5 баллов
Художественность – 5 баллов
16. "Без тебя"
Бойко написанное ироническое стихотворение о взаимоотношениях стихотворца и музы.
К сожалению, не впечатлило, т.к. читала огромное количество вариаций на эту тему, и все они мне кажутся похожими. «Завтрак-мансардам» - не слышу рифмического созвучия.
Техника – 4 балла
Художественность – 3 балла
17. "Успеется"
Если я правильно поняла, это стихотворение возникло потому, что нужно было как-то использовать эпиграф. Задание выполнено, а получилось ли хорошее стихотворение, я не знаю. Мне оно не по вкусу.
*«Белый и пушистый» - мне каждый раз досадно, когда я в стихах встречаю какой-то распространённый мем. Если он только не использован как-то особенно…
*Кто такие «мы»? Обобщение – это ещё одна вещь, которая в стихах мне не нравится
С основной мыслью стихотворения согласна: мечта требует усилий для её осуществления. А для чего возник и тут же исчез мотив самоутверждения, не поняла.
Техника – 4 балла
Художественность – 4 балла
18. "Спектакль шута"
* «Сам палАч-дОка, жертвами клят» - тяжеловато произносится из-за спондея.
* После «момент» лучше запятую, а то предложение обрывается как-то неестественно.
* «Безымянна обитель» - это выражение мне не очень нравится. А до этого обитель, т.е. царская резиденция была именной?
Всё понятно: шут молодец и герой, царь – злыдень, так ему и надо. Но народ ведёт себя совершенно по-идиотски, мне кажется. Или так и было задумано?
Техника – 4 балла
Художественность – 4 балла
Свидетельство о публикации №115040804188
.
спасибо, ну конечно о музах писалось много:)
.
Разворота с шантажом я, правда, не встречал :)
.
Да и ЛГ интересен, ИМХО.
Среди советских писателей измены в мансардах, и в то же время (вернее, не в то же:) ) в дворницкой дают практически однозначную отсылку на прототип ЛГ.
А если ещё вспомнить "мяч футбола" и "бомбу"...
Игорь Брен 09.04.2015 09:59 Заявить о нарушении
Единственное, что могу сделать, это повысить оценку за технику до 5 баллов, поскольку вы с Олегом убедили меня, что рифма всё-таки есть, и она даже особо ценная)). Но ещё раз подчеркну - хотя совпадение букв я вижу при чтении, на слух она для меня совершенно несозвучна. Хотя, если бы стихотворение меня увлекло, я бы, скорее всего, даже не обратила внимание на окончания этих строк.
Лана, можно внести изменение в бюллетень? Оценка 5/3.
Лана Степанова 09.04.2015 11:44 Заявить о нарушении
Игорь Брен 09.04.2015 16:45 Заявить о нарушении
здравствуйте, господа)))
Сноу
Тм Гуси-Лебеди 10.04.2015 06:25 Заявить о нарушении
Тм Гуси-Лебеди 10.04.2015 06:30 Заявить о нарушении
Лана Степанова 10.04.2015 09:48 Заявить о нарушении