Стихотворение месяца 26 - Обзор Нигилиста

. "В трущобе на площади Ленина"
Техника: 5
Строфа - катрен
Размер – дольник
Рифма – перекрестная (дактилическая и женская); в основном разнородная, точная.
Есть и авторские находки: «прОСТЫНИ - мОСТ ОНИ»; «Окского - Маяковского»; «плотского- Бродского»
Есть и затертые до дыр, но органически вплетенные в текст: «прозою-розою»; «реальный – виртуальный»; «ошпаривал - заваривал», и посему не коробящие ухо.

Художественность: 5
Описательное стихотворение на тему: «Он и ОНА» с экскурсом к любимым поэтам и с риторической эпифорой (начало – повторяет окончание).
Читается легко, песенно, напомнило Макаревича «Он был старше ее, она была хороша». В общем -!
***

2. "Ночной город"
Техника: 5
Строфа - катрен
Размер – 6-ти стопный ямб
Рифма – парная, женская. В основном разнородная и довольно точная, хотя без изысков.

Художественность – 5
Добротное описание ночного города с метафорическими аллюзиями к «Незнакомке» Блока.
***

3. "Тирану"
Техника: 4
Строфа - катрен
Размер – 4-х стопный ямб
Рифма – перекрестная, женская-мужская. В основном однородная и довольно банальная: кумир-мир; дорогу-бога; грудь-путь; шагать-предстать

 Художественность – 4
Стихотворение – посвящение, похожее на мажорную эпитафию, но несколько затянутую.
Стихо без метафор и аллегорий –  с явной моралью. Но вот с терминологией не совсем  удачно получилось. Я понимаю, что автор имел ввиду диктатора, вождя, властителя … но тиран – это пришедший к власти насильственным, кровавым путем и ему незачем «парить как птица,
и жечь сердца огнём речей» - у него для власти есть армия и деньги.
***

4. "Твоя первая весна"
Техника: 5
Строфа - секстина
Размер – 5-6-ти стопный ямб
Рифма – abbacc. В основном разнородная и точная … хотя поток-листок слишком детсад.

Художественность – 5
Лирическое рассуждение о вечных ценностях. Довольно мило и не приторно.
Понравилось сочетание: «невинно-радостным подснежником лесным»
***

5. "По ту сторону экрана"
Техника: 3
Строфа - катрен
Размер – гуляет: то дольник, то ямб
Рифма – или очень слабая или отсутствует напрочь.

Художественность – 2
Монолог «Пьеро»: унылый и с кучей анаколуфов (логических нестыковок)
***

6. "Осень жизни"
Техника: 4
Строфа - катрен
Размер – 3-х стопный амфибрахий
Рифма –  в основном разнородная:
- есть очень приличная: птицы-проститься; пути-запасти; судьбы-быть;
- есть халявные: поверить-проверить; хотел-успел;
- а есть вообще ужас: усадеб-взгляды

Художественность – 4
Минорное рассуждение на тему: «что жил все зря». Довольно избитая тема без находок и аллегорий, хотя первый катрен порадовал … а далее рифмованный вариант завещания.
***

7. "Нежно-южное"
Техника: 5
Строфа - катрен
Размер – 5-и стопный анапест
Рифма –  перекрестная, разнородная, точная.

Художественность – 4
Воспоминание и пейзажное описание, но с излишними вкраплениями «бытовухи», портящей общий романтизм.
Сейчас покажу: начало романтическое, с красивой аллитерацией «нежно-южное», далее пошли «мини-подарки» (нафига тут литота?), «линь», прудовая рыба (на Черноморье), покер – слишком приземлено (после «других миров»), «путь исканий» (философское) и прощание с конями (реальное), «красивых и трепетных» нас (нескромно )))… в общем ход мыслей ясен, надеюсь
Хотя окончание нас возвращает к романтическому началу  и практически спасают все стихо.
***

8. "Эффект плацебо"
Техника: 5
Строфа – катрены, но сгруппированные в октавы
Размер – симбиоз амфибрахия и дольника, но ритм везде упорядочен и посему читается легко.
Рифма –  перекрестная, разнородная, точная, мужская, но местами затертая до банальности: «сны-весны», «вчера- вечера», «вновь-любовь» …

Художественность – 5
Парадокс получается (опять но ))): мужская рифма предлагает мажорный ряд, но само стихо (по смыслу идет в миноре) – эффект плацебо! По Фрейду – это сублимация. А от стихо – веет свежестью, несмотря на «горчинки»
***

9. "О нём"
Техника: 5
Строфа – катрен
Размер –  дольник 5 и 6 стопный
Рифма –  перекрестная, разнородная,  мужская и женская, довольно точная, но без изысков

Художественность – 5
Антитезное описание отношений и взглядов на жизнь. Очень явственно и ярко прописаны отдельные эпизоды - «с темнотою шепчется тишина» и черты характера «прожженный циник из дамских фильмов». Начально–конечная эпифора – усиливает драматизм отношений.
***

10.  "Поэт и соловей"
Техника: 4
Строфа – катрен (14 шт!!!)
Размер –  4-х стопный хорей
Рифма –  перекрестная, в основном разнородная, (хотя есть глагольная),  не особенно точная,  чаще акустическая.
Ритм – кое где сбит: «Так тревожить мОё сердце». Куча вставленных искусственно служебных слов и местоимений для соблюдения размера.

Художественность – 4
Ироническое повествование с историческим экскурсом во времена «очакова и покоренья крыма», вариант «что вижу то и пою», хотя автор здесь явно иронизирует над собой: «Слов штук двести раздобуду» - и не шутя раздобывает аж 235 слов ))
***

11. "Солнечный удар"
Техника: 5
Строфа – катрен
Размер –  ямб 4-х стопный
Рифма –  опоясывающая, мужская как и положено, опоясывает женскую )) довольно точная.

 Художественность – 5
Стихо, я так понимаю, опять написано  по аллюзиям к Блоковской «Незнакомке» (Над скукой загородных дач). Написано живо, красиво, развитие темы тоже, но … вот как быть с логикой отдельных мест?
«Повисло огненное солнце, Всю воду вылакав до донца, Как инквизиторский палач.»  Получатся солнце вылакало воду, как палач.
«Мы - жертва!  Солнечный гамбит!»  По логике (шахматной) «солнечный гамбит» - жертва со стороны солнца. А реально солнечный удар у нас ))
А вообще – зачот!
***
 
12. "Фемине"
Техника: 5
Строфа – катрен
Размер –  5-ти ст. ямб
Рифма –  перекрестная, разнородная в большинстве своем и глубокая. Мне оч. понравились: «фемина –мимо», «нет-мне», «талий-усталый», «рисовать-резковат» (авторская)

Художественность – 5
Легко читаемый монолог (хотя есть вкрапления диалога) – посвящение. Фривольно-задорный, но  саркастическо-минорным окончанием …
***

13. "Рай"
Техника: 5
Строфа – катрен
Размер –  разностопный дактиль, но без сбоев.
Рифма –  перекрестная, дактилическая и мужская, точная.

Художественность – 5
Описание – аллюзия к утраченному. Написано просто, и одновременно сильно. Сопереживание  возникает сразу  … но мне лично вывод не совсем понятен: рай – это воспоминания или ближайшее будущее?
***

14. "Ком"
Техника: 5
Строфа – катрен
Размер –  5-ти ст. ямб
Рифма –  перекрестная, женская и мужская, разнородная, точная.

Художественность – 5
Описание одного эпизода, в котором виден жизненный этап. Автор свободно (профессионально) ведет эмоциональное описание внутренних переживаний, вклеивая бытовые (кухонные) картинки, которые вторым планом (иносказательно) повторяют эмоции.
Окончание – сильное, построенное на антитезе устойчивых выражений.
***
 
15. "Я хотел бы..."
Техника: 4
Строфа – катрен
Размер –  дольник, со разными долями, короче – как бог на душу положит.
Рифма –  перекрестная, дактилическая и мужская, кстати, глубокая и точная.

Художественность – 4
Патриотическое рассуждение на известную тему. Не очень вяжутся импортные словечки, типа: «дежавю», «инфодыры», «плебс» с патриотическим, а значит, читай, народным русским призывом …
***

16. "Без тебя"
Техника: 5
Строфа – катрен
Размер –  4-х ст. ямб
Рифма –  перекрестная, женская и мужская, разнородная, точная.

Художественность – 5
Ироническое описание «душевных переживаний» ЛГ с раскрывающейся интригой в самом конце!
***

17. "Успеется"
Техника: 5
Строфа – катрен
Размер –  5-ти ст. ямб
Рифма –  перекрестная, мужская и женская, разнородная и точная.

Художественность – 5
Великолепное обыгрывание одной строки классика в собственном прочтении и с самоиронией!
***

18. "Спектакль шута"
Техника: 5
Строфа – катрен
Размер –  3-х ст. анапест
Рифма –  перекрестная, женская и мужская, большей частью разнородная, довольно точная.

 Художественность – 4
Условно историческое повествование с моралью в конце. На мой взгляд, излишне затянутый пересказ известного анекдота про «мелкого политика Брежнева, жившего во времена Пугачевой»
---------------------------

Олег Nigilist


Рецензии
Спасибо, Олег - от 16го

Игорь Брен   09.04.2015 09:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.