Россия. Восток и Запад
Принято считать, что Киевская Русь была языческой вплоть до 988 года, пока не состоялось её крещение, но это не совсем так.
Дело в том, что крещение 988 года было не первым, а уже ВТОРЫМ по счёту. А первое состоялось ещё задолго до образования "официальной" Киевской Руси под управлением Рюрика. По летописной хронологии, в 882 году князь Олег, родственник Рюрика, захватив Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства, а язычеству ВЕРНУЛ ОБРАТНО статус господствующей религии, потому что Киев при Аскольде и Дире уже не был языческим. А перестал он быть таковым вскоре после 860 года, когда Русь провела первый известный поход на Константинополь. Согласно Повести временных лет поход этот возглавляли Аскольд и Дир. Вот после него-то и состоялось первое крещение Руси, известное благодаря византийским источникам. Тогда же на Руси возникла и первая епархия.
Христианство приняла правящая верхушка Киевской власти во главе с Аскольдом. Возможно, что захват Киева и убийство братьев Рюриком как раз и явились расплатой за принятое ими христианство. Но, тем не менее, от язычества, в конце-концов, потомки Рюрика отказались сами, без давления с чьей-либо стороны.
Крещение Руси, которое совершил правнук Рюрика, князь Киевский Владимир в 988 году, совершено было согласно строгим канонам единого и признаваемого христианами всего мира Символа веры. Церковь тогда ещё была единой равноапостольской, т. е. не разделённой на католическую и православную.
Символ веры – это краткое и точное изложение основ христианского вероучения. Он постоянно уточнялся и редактировался вплоть до седьмого Собора. Вероятнее всего, совершенствование его и уточнения продолжались бы и дальше, но седьмой Вселенский Собор 787 года (Никейский Собор, созванный при императрице Ирине, вдове императора Льва Хозара, состоящий из 367 отцов) стал последним в истории единой и равноапостольской христианской церкви. Последующие Соборы проводились уже разделёнными церквями. Неизменным же с тех пор Символ веры остаётся и поныне только в догматах церкви Православной.
Первый в истории Христианской Церкви Вселенский Собор открылся 20 мая 325 года в Никее (ныне — город Изник на территории Турции), откуда и возникло название «Никейский» или «Первый Никейский Собор». А созван он был последним римским императором Константином I вынужденно, а точнее, с целью сохранения Империи, раздираемой спорами между христианами вокруг «арианской ереси».
Чтобы положить конец раздирающим римскую церковь распрям, Константину пришла мысль о созыве епископов со всей империи и, даже, из других стран, в том числе из Армении, Персии, Скифии, хотя до этого соборы проводились исключительно поместные.
Итогом Собора были утверждённые единые и бесспорные основные догматы христианской веры, получившие в дальнейшем ёмкое название – Символ веры.
Главной задачей создания Символа веры было единство в толковании всеми поместными соборами основных догм христианской веры.
Что же касается самого учения Ария, которое и послужило главным поводом для созыва такого масштабного собрания христиан всего мира, то на нём, чтобы понять основную суть раскола церкви, следует остановиться отдельно.
Не секрет, что различные ереси соблазняли христиан и до Ария, но «арианство» отличалось от прочих тем, что искажало саму суть христианства и низводило его смысл до уровня остальных монотеистических религий.
Основоположником этой ереси стал александрийский пресвитер Арий. Он начал распространять мысль о тварности Иисуса Христа, т. е. утверждать, что если Христос, как и Адам, сотворён Богом, то, значит, также не может быть равен и единосущен Всевышнему, а только, как и человек, подобосущен ему, т.е. лишь подобен его образу.
По версии христианского учения, принятого до утверждений Ария, Иисус – Святой Дух в равной степени со своим Отцом, всегда существовавший вместе с ним, однажды воплотился в человека для того, чтобы добровольно приняв смерть на Кресте, искупить ею человеческие грехи. Именно поэтому христианство и называется «религией искупления». В этом, по мнению христиан тогда ещё единой церкви, а сегодня – православия - и заключается главный догмат веры и главное её чудо.
Только в искуплении (или очищении души верующего от грехов) христианская церковь и видела свою миссию, через учение об Иисусе, как посреднике между Богом на небе и человеком на земле, способствовать очищению человеческой души от греха и подготовке её к жизни вечной после смерти телесной.
Все же прочие трактовки Иисуса, по их мнению, ни чем не выделяли бы христианство от остальных религий, в которых и без того заложены все прочие, схожие с христианскими, моралистические установки.
По версии православия, не всепрощение Господа, а только искупление способно освободить душу от греха. Только оно, вместе с Откровением исповеди, отличало христианство (а теперь православие) от иудаизма, ислама и всех остальных религий.
Однако, принятый за основу на первом Вселенском Соборе Символ Веры Ария не остановил. И, вопреки решению Собора, он продолжал утверждать на проповедях свою (отличную от официальной и общепризнанной) трактовку значения и роли для церкви Иисуса.
В среде отступников его версия набирала всё большую популярность. Немаловажную роль в этом сыграло и то, что за это его даже не отлучили от сана и не лишили права проповеди. Кроме того, популярности его трактовки способствовали выдающиеся ораторские способности и самого пресвитера. Главным его оппонентом выступал епископ Александрийский Александр.
Рассудить спорщиков решил Константин I, который не терпел раздоров в империи.
Любопытны в этой связи сохранившиеся высказывания Константина, которые характеризуют его отношение к этим противоречиям: «Ведь это же пустые слова, споры по ничтожному вопросу. Для умственной гимнастики специалистов, может быть, и неизбежны такие споры, но нельзя же смущать ими слух простого народа. Виноваты оба: и Александр и Арий. Один задал неосторожный вопрос, а другой дал необдуманный ответ».
Более того, император просил спорщиков: «Возвратите мне мирные дни и спокойные ночи».
Разве кто либо мог подумать тогда, что такой незначительный на первый взгляд религиозный спор, однажды возникший в Восточной части Римской Империи, сначала приведёт к расколу Великой Империи на Восточную и Западную, а вслед за этим заставит поделиться и всё остальное человечество на два непримиримых лагеря под названием: Восток и Запад?
Сначала, после смерти в 337 году Константина у Рима появляются два императора. Аркадий в 394 году был объявлен правителем Востока, а Гонорий в 395 году - императором Запада Римской Империи. И на месте некогда могучей и обширной Империи сначала формально, а затем и фактически, рождаются две новые – Римская, со столицей в Риме и Византийская, со столицей в Византии (Константинополе).
Затем такое же деление в 1054 году претерпевает и Христианство, разделившись на Римскую (или Папско-Католическую церковь) и Византийскую (или Православно ортодоксальную).
Поскольку Россия, в 988 году принимала крещение по Византийскому (православному) обряду, то продолжала этим традицию Восточного христианства, или православия. И уже, после падения Константинополя в 1454 году – она становится прямой династической и духовной наследницей Восточного Рима. Навсегда связав свою судьбу с православием Византии, Россия противопоставила себя сначала Западной Римской Империи, а после её распада - и всей Западной Европе.
Так, вслед за Россией, в дальнейшем, и все остальные страны оказались невольно вовлечёнными в этот глобальный религиозно-политический процесс бесконечной и неуправляемой реакции деления мира, государств и народов на пресловутые геополитические понятия: "Восток" и "Запад".
Свидетельство о публикации №115040700325