Результаты полемик о Ларисе, Татьяне, Лолите

О бесприданнице, Карениной, о Татьяне, я беседовал с женщинами, о Лолите с мужчиной.
Приведу цитаты моих собеседников из полемик, выражающие общее мнение.

"Ларису, мне не жаль, её использовали, как игрушку для показа, и при этом не было любви, не было чувств!"

"Лариса не противится потугам матушки устроить «торг», в котором на кону – дочкина красота). Святотатство! Иначе не назовешь».

"«Нет в этой пьесе ни одного светлого луча, ни одного положительного героя! Лариса ВИНОВАТА в том, что согласилась играть по правилам мира чистогана  и проиграла.» - нет Ларису я не уважаю"

" Анна бросила ребенка - значит не женщина, не мать - туда ей и дорога"

" Лариса за ночь любви требует чтобы Паратов женился хотела платы -  за свое грехопадение - безнравственна"

" Лариса говорит - "я вещь" с этого момента у нее нет души, она продается"

" Лолита развратный демон, хищница, соблазнившая Гумберта и потом вытягивала из него деньги и подарки"

" Лолита" – разве есть невинная жертва, а не циничная, наделенная подростковой жестокостью недоросль, которая, если бы не с этим сорокалетним, то с каким-нибудь двадцатилетним – уж наверняка то же самое замутила? Тогда не было бы элемента скандала"
*
В целом Лариса бесприданница  охарактеризована как расчетливая женщина, сострадания к ней нет.
В своем несогласии с этим мнением опираюсь на слова Островского.
Он работал над «Бесприданницей» 4 года это его сороковая пьеса, он наделил главную героиню духовными качествами, которые большинство напрочь игнорируют, упростив  и характер Бесприданницы, и само произведение..
Островский показывает гордость в Ларисе как самоуважение, потому что оскорбленная Паратовым, она принимает смерть.
Так же и Достоевский в «гордой» Настасья Филипповне ценил достоинство.

В образ Ларисы Островский вложил глубочайшие духовные аспекты:
- Прежде всего это борьба женщины с угнетением ее личности, ее права на самоопределение своей судьбы!
И то, что читательницы не понимают того, что писатель  поднял тему общечеловеческих ценностей в патриархальном посткрепостническом обществе,
а сводят свои оценки к тому, что Лариса меркантильна, говорит о том, что для них самих эти ценности не слишком значимы.

Островский акцентировал внимание  на  человеческом достоинстве женщины, попираемом в России во все времена!

А читатели уткнулись в тему: она хочет денег и не сдинутся с этого интереса - хотеть денег - это плохо - она плохая.

Между тем - жених Ларисы - небогатый, точнее бедный чиновник,почему все о деньгах, о ее расчетах говорят?
Почему закрывают глаза на то обстоятельство, что она дала согласие на брак, в котором не было и тени денежных интересов - это брак - жертва, а не выгода.

Хочу отметить, что, давая говорящие фамилии:
Кнуров - означает свиной хрящ, Паратов - зверь - охотник, Лариса - чайка, Островский одним этим уже  и обличает и выражает свое отношение.
Тема гордыни как порока души волновала и Островского, и Достоевского, но они оба показали, что гордость гордости рознь.
У их героинь: Бесприданницы, Катерины, Настасьи Филипповны  гордость выражается в стремление женщины отстоять человеческое достоинство.
А  характеристики большинства читательниц зациклены  на нравственном аспекте сексуальной продажности.

Любовь-нажива имеет место в драме Островского, но, во-первых, это исходит не от Ларисы, которую в этом обвиняют.
Во-вторых, это не тот ключ, которым вскрывается главная ценность пьесы и личности героини.
Поэтому считаю, что такой подход обкрадывает идею автора, опримитивливает само произведение.
Вот цитата - так мне трактуют:
«В пьесе она поёт «Не искушай меня без нужды». А искусить и соблазнить можно лишь того, кто не имеет внутреннего стержня! Изъян нравственного воспитания привел к трагедии!»
*
Должен обратить Ваше внимание на то, что в пьесе Лариса впервые предстает после того,
как ее мать принимает от Вожеватова в подарок 500 рублей ко дню рождения дочери.
Кнуров сулит за Ларису десятки тысяч, как он выражается, «даром», но эти сделки происходит без Ларисы.
Как раз в этот момент она с гитарой напевает про себя, будто мечтает:
*
«Матушка, голубушка, солнышко мое, пожалей, родимая, дитятко твое!»
*
И слова этого романса звучат, как просьба о сочувствии, помощи, защите, обращенные к матери.

(С) «Лариса не противится потугам матушки устроить «торг», в котором на кону – дочкина красота.»
*
Но это неправда! Лариса стремится к тихой жизни в селе - «отдохнуть душой».
Но мать, выступая как сообщница и единомышленница циничного Кнурова, иронически-одобрительно говорит ей:
«Сделай милость, отдыхай душой» - хотя меньше всего ее волнует душа.
Узнав, что приехал какой-то богач, она хочет втравить дочь в погоню за богатым женихом.

Обратите внимание на слова Ларисы!:
- Опять притворяться, опять лгать!
Мать говорит ей:
- И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.
Счастье, которого надо добиваться самой! Вот Лариса и пойдет на «Ласточку» за Паратовым.
Да не потому, что выгоды искала, а потому, что любила, поверила, идеализировала его, не подозревая, что он недостоин ее, что его духовный мир примитивнее, чем ее душа, что он никогда и ни за что не променяет миллионершу на бесприданницу!
*
Это Кнуров и Вожеватов знали ему цену, они с ним одного поля ягоды, вот их разговор:
«Тут не без обмана, он опять словами поманил ее».

А Лариса, восхищенная его решительностью, горящим взглядом, поверила в эту любовь и пошла за ним.
Да она бы не только на «Ласточку» пошла - а на край света! Какой уж тут расчет? Это готовность на все без всяких расчетов!
О приезде Паратова сообщает выстрел, которого она испугалась, – символ предстоящих событий. Как ведет себя Лариса? Если она столь меркантильна,расчетлива, играет в игры мира наживы, она должна интересоваться встречей с кандидатом на свое благополучие, строить планы, плести интриги, готовиться к броску – это логичные действия для расчетливого игрока.

Но Лариса просит Карандышева поскорее уехать, «бежать отсюда». Разве в этом стремлении уйти, исчезнуть есть какой-то низкий умысел?

Лариса хочет найти тишину и уединение, избежать роковой встречи, покинуть все это общество - не желает участвовать в их играх, находиться среди них.
А ее искушают все:
1. Паратов, который обручен, и с самого начала знает, что ломает ее жизнь
2. Кнуров, который нацелился купить ее.
3. Мать, которая стоит, как за «прилавком» для продажи дочери.
4. Жених Карандышев, который не хочет уезжать, решительно протестует.

А  почему он протестует?
Потому что желает хвастаться ею перед теми, кто колол его самолюбие.
Отмечу важную деталь его личности:
 в меру своих душевных возможностей Карандышев любит Ларису, но через формы попрания человеческого достоинства!
Он любит  ее, но как свой трофей!

Кроме того, будучи и слабее, и духовно беднее Ларисы он к ней снисходит,
 только в силу мужского приоритета.
Мне говорят, что это пьеса, придуманные герои - нет, драматургия - это отражение жизни и то как люди к этому относятся выявляет их суть, так они и строят свою жизнь. 

В чем проявляется желание жениха Ларисы, повелевать ею, подавлять и хвастаться?
В том как он ведет себя на  званном обеде.
Гости упрашивают ее спеть.
Речь Карандышева:

- Нельзя, господа, нельзя, Лариса Дмитриевна не станет петь (он заявляет это без всяких оснований, доходя до полного фанфаронства.)
- Уж коли я говорю, что не станет, так не станет.
Он хочет обладать лучшим, чем он сам и при этом унижать это лучшее, чтобы самому возвышаться!
Он распоряжается Ларисой, как своей вещью, демонстрирует свою власть над ней:
«Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю».

И под наконец с беспредельной заносчивостью: «Нет, нет! Я положительно запрещаю!»

Это бутафорское «запрещаю» предопределило весь роковой ход событий.
Он спровоцировал  весь тот протест, который толкнет ее на "Ласточку"

Как омерзительно он хвалится ею, одновременно унижая ее!
Вот его слова:
 «главное достоинство Ларисы Дмитриевны это - ее умение «выбирать людей». Не прельщаясь мишурным блеском, она искала человека «достойного».
Что он этим говорит?
Что она нашла  его Карандышева – такого достойного - это его камень в огород Паратову, сопернику: ты мишура - пустой блеск а я достойный.

В ответ Паратов спаивает этого дурака и уводит из-под носа его невесту - это борьба двух амбициозных самцов.
 Никто и не думает о Ларисе, она только средство для удовлетворения их амбиций!
И все женщины, осудившие ее, тем самым поддержали этих мужчин и осудили самих себя, потому что каждая из них в той, или иной степени, была вовлечена в подобные модели отношений.

Карандышев:

- Да, господа, я не только смею, я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем.

Лариса, вопреки запрещению, поет - это протест против подавления, который потом пойдет дальше, до судьбоносной поездки с Паратовым и доведет до убийства.
«Не искушай меня без нужды» - слова романса звучат просьбой:
- Не мучай, не зови.

Романсом «Не искушай меня без нужды…» Лариса как бы хочет сказать «нет» своим чувствам к Паратову, ибо уже ничего не изменить, она помолвлена, она смирилась.

И ей чужда мысль сделать свое пение орудием обольщения, она выражает себя в музыке, вкладывая в  романс боль неосуществленной любви.

Она бы уехала, но не может без Карандашева. А он не хочет, ибо намерен через Ларису самоутверждаться и во что бы то ни стало удовлетворить самолюбие.

Но она не подыгрывает ему, не лжет, а напротив, отрезвляет правдой.
Что на это отвечает ей лицемерный жених Карандышев?

-  Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен.

 (Это  имитация жизни, сделать вид, пусть думают - такова схема  мноних судеб)

Лариса:
- Зачем это? ( она не видит смысла в притворстве)

Карандышев:

 - Как зачем? Разве вы уж совсем не допускаете в человеке самолюбия? (а он готов притворяться, лишь бы пыли напустить).

1. Мать требует от дочери лицемерия, имея свои виды.
2. Жених того же требует от нее  в своих целях.
3. Паратов лжет, желая заполучить ее.
4 И купцы, и самые близкие люди - все до единого лгут!
 и от нее ТРЕБУЮТ лжи, желая манипулировать ею!

И знаете, что думаю о Карандышеве и Паратове?
Один блестящий сердцеед, второй неказистый чиновник, но как они похожи!
Что же их  объединяет?!
А   объединяет их -  великая ПОШЛОСТЬ!
Потому что оба хотят предстать перед людьми не такими, каковы они есть на самом деле - оба  хотят казаться, сделать вид - имитация личности, которой нет,
как имитация семьи, которой нет, любви которой нет, таланта которого нет - это и есть пошлость.
 Потому что все настоящее, честное - даже если оно не приглядело -
не пошло.
 Пошлость занята внешней стороной, вывеской, потому и гламур выглядит пошло и рекламы, и плохие стихи...
 "ибо пошлость — это не только явная, бездарность, но главным образом это ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность.
Но особая разновидность пошляка в России - это сочетание деспотизма с поддельной культурой."  -  рудементарный инстинкт насиловать чужой мозг своими
понятиями.
Пошлость встречается  чаще всего, в том числе на интернете,  как внутрення вульгарность + показное глубокомыслие, намек на свое превосходство на пустом месте, на свою особенность, на какую-то несуществующую значимость.

Да, и Лариса тоже хотела бы казаться не той, что есть – но не в смысле фальши, как все они, а в смысле благородства и достоинства.
В чем это проявлено по существу?
В том, что она  скрывает, что любит Паратова, желая предстать свободной, независимой от любви.
А «проиграет» Лариса вовсе не из-за алчных интересов,  а именно потому, что останется искренна и честна в мире лжи и пошлости.
Она погибнет  из-за того, что правдива.
Это ясно показано в  диалогах.
Паратов приехал обрученным, попрощаться со своей свободой, ничто  не предвещало последующих событий.
Сила драматургии Островского в том, что никто не ожидает трагедии.
К ней приводят слова и поступки, кажущиеся незначительными, но в результате
каждый герой поступают не так, как хотели бы, а поступает так, как не мог ожидать даже для самого себя - это и есть коллизии судьбы - драматургия самой жизни.
Паратов и не думал о Ларисе не строил планов.
Но он узнает, что она выходит замуж.
Задета его мерзкая гордыня, мелкое самолюбие  - "Как она предпочла другого?
Кто это лучше меня любимого-неотразимого?"
 - да, не нужна ему особо никакая любовь - он попросту уязвлен и теперь хочет встречи с ней, желает самоутвердиться так же, как Карандышев.

Вот его диалог с бесприданницей:

«Паратов. - Не ожидали?

Лариса. - Нет, теперь не ожидала. Я ждала вас долго, но уж давно перестала ждать.
Паратов. - Отчего же перестали ждать?
Лариса. - Не надеялась дождаться. Вы скрылись так неожиданно, и ни одного письма…»
( Вначале Паратов признался Кнурову и Вожеватову в своей вине перед Ларисой. Но увидев ее, он переходит к нападению – это уже не тот человек, что намедни каялся, на нее набрасывается охотник, паратый – хищный зверь, он становиться обвинителем. Хотя никаких оснований обвинять у него нет. )

«Паратов. - А позвольте вас спросить: долго вы меня ждали?

Лариса. - Зачем вам знать это?

Паратов. - Мне не для любопытства, Лариса Дмитриевна; меня интересуют чисто теоретические соображения. Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека.

Но на Ларису, упрек нанесенный лично ей не действуют.
 Тогда этот гад обрушивается на всю женскую природу! Просто и огульно обвиняет всех женщин как низкую породу, на основе гендерного превосходства:

Паратов: - Об вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих.
 (Он провоцирует, задевает, ловит ее, хочет, чтоб она доказывала обратное).

Лариса. - Да какой мой поступок? Вы ничего не знаете.

Паратов. - Эти «кроткие, нежные взгляды», этот сладкий любовный шепот, — когда каждое слово чередуется с глубоким вздохом, — эти клятвы… И все это через месяц повторяется другому, как выученный урок. О, женщины!

(Сволочь хитрая - прошло два года с момента, как он исчез, ни письма, ни объяснений, а не месяц – это наглый, пустой упрек - провокация)

Лариса. - Что «женщины»?

Паратов. - Ничтожество вам имя!

( Пустое оскорбительное обвинение, украл у
Шекспира и сгустил краски, ибо в первоисточнике – Вам имя вероломство!)

Лариса. - Ах, как вы смеете так обижать меня? Разве вы знаете, что я после вас полюбила кого-нибудь? Вы уверены в этом?

Паратов. - Я не уверен, но полагаю.

Лариса. - Чтобы так жестоко упрекать, надо знать, а не полагать.

Паратов. - Вы выходите замуж? (будто забыл, что сам обручен).

Лариса. - Но что меня заставило…»

 Она была полна решимости не отвечать Паратову, но от первоначальных намерений и следа не осталось, его язвительные колкости, обвинения задели ее, и она неосторожно раскрылась, как мишень для выстрела.

«Паратов. - Лариса, так вы?.. (давит на нее, загоняет в капкан)

Лариса. - Что «я»? Ну, что вы хотели сказать?

Паратов. - Извините! Я виноват перед вами. Так вы не забыли меня, вы еще… меня любите?
Лариса молчит.
Ну, скажите, будьте откровенны!
Лариса. - Конечно, да. Нечего и спрашивать. ( Вот ее откровение – правда)

Паратов - (нежно целует руку Ларисы). Благодарю вас, благодарю.

Лариса. - Вам только и нужно было: вы — человек гордый».

Да он и впрямь кажется и себе, и ей гордым. И эту позу — гордого, не терпящего поражения героя - он хочет сохранить во что бы то ни стало! И в следующих репликах он выступает не как гордый, а как болезненно себялюбивый, непорядочный человек.

Паратов. - Уступить вас я могу, я должен по обстоятельствам, но любовь вашу уступить было бы тяжело.

Лариса. - Неужели?

Паратов. - Если бы вы предпочли мне кого-нибудь, вы оскорбили бы меня глубоко, и я нелегко бы простил вам это.

Лариса. - А теперь?

 (Она хочет сказать: не разлюбила, не оскорбила, не такая, как те, имя которым ничтожество!
Значит есть надежда! - ведь она не обманула, она по-настоящему любит! Он поймет, что она другая, что способна на истинную любовь и верность!

Паратов. - А теперь я во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся как лучшие друзья.

Лжет подлец! Потому что ей, как другу, о невесте и помолвке — ни слова. Но пока, на этом этапе его удовлетворило признание Ларисы. Он еще ничего гнусного не замышляет.
Лариса же получила удар. Она доверилась, открыв свое чувство – взамен от него всего лишь красивые слова, ее это задело.

Лариса. - Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас?

Паратов. - В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать.

Себя, конечно, он исключает из числа тех, что могут «иногда и плакать»,
Лариса, сделав признания, просит:

«Сергей Сергеич, я сказала вам то, чего не должна была говорить, я надеюсь, что вы не употребите во зло моей откровенности».
( У нее такие же понятия о мужском достоинстве и благородстве, как у Татьяны Лариной: «Но мне порукой Ваша честь и смело ей себя вверяю»).
Паратов подтверждает ее мнение о его порядочности:

- Помилуйте, за кого же вы меня принимаете! Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня дело священное. Я этого вольнодумства терпеть не могу!
( Какое фальшиво благородное возмущение)
На самом деле хитрыми уловками он выпытал ее тайну и теперь может использовать это, не боясь быть отвергнутым. Он уже знает, что она любит и пойдет за ним – поражения быть не может, достаточно дать ей надежду, выразить взаимность – сказать любящему «люблю», заверить… Вот она, замаскированная ловушка опытного охотника, расставленная неискушенной девушке!
Как он распорядится ее тайной?

Паратов. - Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами? (переходит к сопернику, теперь здесь прощупывает почву, выясняет, с кем ему придется иметь дело).

Лариса. - Нет, одним только.

Паратов. - Немного.

Лариса. - Зато дорогим.

(Она не набивает себе цену тем, что ее выбор не хуже самого Паратова, не разжигает его, не играет с ним, не провоцирует, не расставляет сетей, ни о какой выгоде не думает, она совершенно искренна и прямодушна)

Паратов. - А именно?

Лариса. - Он любит меня.

Паратов. - Действительно дорогим - это для домашнего обихода очень хорошо».

Вот новый удар, который он наносит ей.
Теперь он знает не только то, что Лариса по-прежнему любит его, но и то, что она ценит в Карандышеве способность любить.
И Паратов тут же пытается принизить это достоинство в своем сопернике, обесценить, объявляя любовь пригодной всего лишь «для домашнего обихода», хотя только что сам добивался от нее признания.
Он пускает пыль ей в глаза, тешится.
Правда, и то, что «пусканием пыли в глаза» занимаются оба - и Карандышев, и Паратов — каждый в меру способностей, но Лариса безупречно честна по отношению к обоим.
Должен сказать, хотя Паратов тешится более умело, изощренно чем его соперник, Паратов позиционирует себя как барин которому дано карать и миловать.
 Но за всей его позой есть скрытая потребность вымещения.
 Ему надо на ком-то выместить зло от своих провалов и поражений в жизни. Ведь он вынужден жениться на деньгах, чтобы спастись.
ЧТо на деле происходит в чем подлость и пошлость Паратова?

1. За счет одной женщины он решает свои материальные дела - женится на деньгах.
2. За счет другой, удовлетворяет тщеславие и похоть.

 – Но при этом он выражает презрение всему женскому роду!
 Будучи сам без женщин ничтожеством, он дает им имя – ничтожество,
 вымещая раздражение, от спрятанного ощущения собственной ничтожности.

 Ведь по существу Паратов гораздо ниже призираемых им женщин, ибо он мужчина – сильный пол, повелитель, - а на деле поступает, как жалкий альфонс.
 Он живет за счет женщин, женится на деньгах, получает любовь за счет своей непорядочности и обмана.
Неадекватность общих норм и оценок для меня заключается в том,
 что в корысти, лицемерии и безнравственности обвиняют Ларису, которая выходит замуж за бедного чиновника, переклеивающего дешевые наклейки на винных бутылках.
 А ничем неприкрытое ничтожество Паратова никому не мешает восхищаться его «пылью в глаза», пыль у него работает лучше, чем у Карандышева, потому что как человек он хуже его.

Паратов прибыл не один, при нем незначительный человек по кличке Робинзон - это спившийся актер провинциального театра.
Паратов его подпаивает и использует как шута - «Короля играет свита».
Паратов играет в короля – Робинзон его свита.
Но Позеру-Паратову далеко до величия, ибо истинные владыки держат шутов, позволяя им насмехаться над собой, а он позволяет своему шуту только смешить, он не насмехаться!
 Паратов тешит себя, властвует, наслаждается хвастовством, поднимает свою самооценку за счет унижения другого.  Ему нужен Робинзон, как боксерская груша - а тот за стакан будет терпеть барское пренебрежение.
Он его рекомендует без имени и отчества. Обращается так:
«Ну, ступай, черт с тобой!» - и вызывает зависть у Вожеватова, тот говорит: «Кажется, ничего б не пожалел за такого человека».
И у Карандышева есть общее с Паратовым, и у Вожеватова, все они из одной стаи, одного поля ягоды.
Что общего между ними?
Паратов позиционирует себя как человек широкой души.
Вожеватов - купчик, осмотрительный и практичный, но строящий из себя барина, короля жизни.
 Паратов говорит - «за выгоду все продам» - такой же купчик  - этими словами – тот и другой связаны, как родственные души, и до Ларисы им всем, как до небес.
Она не только сказать такое, но и подумать неспособна. Какая уж тут игра с миром чистогана?
В этом мире и купчик, и барин нуждаются в шуте, но не в таком, чтоб колол им глаза правдой, а в обезличенном и приниженном, чтобы раздувал иллюзию их значительности, их избранности.

А что для Робинзона шутовство? Это средство существования.
И он делает это профессионально, в отличие от Карандешева, который становится шутом поневоле, потому что унижает себя именно тем, что намерен возвеличиться.

А сам Робинзон так ли уж «не обидчив», как утверждает Паратов - мол этот человек не чувствует оскорблений.
Нет, он делает вид, что не замечает, на самом деле он топит свои обиды в вине – алкогольная зависимость. Кроме того, именно  Робинзон - самый "не обидчивый" и  незначительный человек  сыграл самую решающую роль в случившейся трагедии - он по факту отомстил за свои унижения, ведь это Робинзон сказал разлепившему с бадуна зеньки Карандешеву, что Лариса с Паратовым и свитой на "Ласточке".
Никого не было вокруг, когда он проснулся с пьяну.
И Юлий Капитоныч  не узнал бы где они, не будь услужливого Робинзона, обиженного  на то, что его бросили  не взяли с собой - потому что Паратов уже покал себя  - шут ему больше не нужен, теперь нужна королева - Лариса.

В подоплеке у всех действующих лиц разные формы зависимостей:
1.Робинзон поставлен жизнью в рабское положение, но ничего переменить уже не в силах.

2.Мать Ларисы сама хотела бы попасть в зависимость от богача ради своей материальной независимости.
 Но ведь расплачиваться не ей, а дочери, она только пользоваться хочет.

3.Карандышев духовно зависим от других лиц, хотя стремится доказать обратное, чем еще больше усиливает эту зависимость.

4.Паратов зависим от своего самолюбия: его победа над женихом Ларисы ничего не стоит. Он сначала навел о нем справки, «прощупал почву», увидел, что соперник слабее, и сломал его без всякого для себя риска.

Спаивая Карандышева, Паратов понимал, что причиняет Ларисе боль, терзает ее, но ему все равно, он уже узнал, что любим, может завлечь ее, и спокойно преследует свою охотничью цель.

 Лариса - это его добыча, трофей и месть за все неудачи.
И хотя Лариса тоже зависима от своих чувств, от любви, в ней не только нет игры, но даже нет тех изъянов воспитания, которые ей приписывают, ибо если б она усвоила воспитание Хариты Игнатьевны, то не было бы никакой трагедии.
А как бы поступили многие женщины, которые осуждая Ларису, этим приподнимают себя, в собственных глазах.
А что бы было, будь она как они?

1. Карандышев был бы ширмой.
2. Кнуров – спонсором.
3.Паратов - источником взаимного удовлетворения…

 И Все были бы довольны! Понятно вам, что такое расчет?!
ИБО:

1.Кнуров получил бы утеху за свои деньги.
2.Харита - безбедную старость.
3.Лариса бы ни в чем не нуждалась.
4.А Карандышев удовлетворился бы возможностью хвалиться ею, он готов лицемерить и любовника бы стерпел, лишь бы шито крыто.

Если б Лариса была столь расчетлива, то все можно было бы обстряпать с помощью мамаши как это обычно и бывает в жизни.

Трагедия не в изъяне воспитания, а в том, что Ларисы не коснулся этот изъян!

На протяжении действия драматическая перемена происходит в самом Карандышеве, это выражено в его посталкогольном монологе.

«Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной»
Но несмотря на то, что он снял маску, перестал топорщиться, показав искаженное страданием лицо, все же «ешьте мою еду, пейте мое вино»

– упрек мелкой души, будто его благодеянием воспользовались, а потом обидели, а на деле он никого не одарил своей щедростью, и вино его не пили, и еду его не ели – ушли голодными, насладившись только пением Ларисы.

Он получил обиду, но не за добродушное гостеприимство, как ему хотелось все представить, обострив свою боль, а за хвастовство, лицемерие и заносчивость.

И поворот произошел как раз в тот момент, когда Лариса пела свой романс-прощание, хоть романс не содержал в себе призыва, вопреки ее намерениям пение привело к действиям, о которых изначально они оба и думать не могли.
Он возбужден ее пением – зверь выходит из укрытия и идет в атаку.

Паратов: - Очаровательница!.. Как я проклинал себя, когда вы пели! Ведь я не дерево, потерять такое сокровище, как вы, разве легко?
Что чувствует после этих слов Лариса? Что он вновь покорён, не в силах скрыть любовь.

Лариса. - Кто ж виноват?

Паратов. - Конечно, я, и гораздо более виноват, чем вы думаете. Я должен презирать себя.
В сравнении с первым диалогом, когда он нападал и обвинял, заставив ее оправдываться и признаться в любви, теперь он разыгрывает прямо противоположное - винит самого себя.
Его признания не могут не тронуть, не всколыхнуть ее уже похороненные надежды.

Паратов. - Зачем я бежал от вас! На что променял вас?
И это признание затягивает на ней петлю.

Лариса. - Зачем же вы это сделали?

Паратов. - Ах, зачем. Конечно, малодушие. Надо было поправить свое состояние. Да бог с ним, с состоянием! Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я

и сам страдаю, и вас заставил страдать.
Лариса. - Да, надо правду сказать, вы надолго отравили мою жизнь.
После его откровения Лариса открывает ему свои страдания.
Паратов. - Погодите, погодите винить меня! Я еще не совсем опошлился, не совсем огрубел; во мне врожденного торгашества нет; благородные чувства еще шевелятся в душе моей. Еще несколько таких минут, да… еще несколько таких минут…

Лариса (тихо). - Говорите!

Паратов. - Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью.
Вот у кого происходит борьба: торгашество, расчеты, опошление чувств в схватке с душой.
На вопрос Ларисы: «Чего же вы хотите?»

Паратов. - «Видеть вас, слушать вас… Я завтра уезжаю».

Лариса (опустя голову). Завтра.

Паратов. - Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве.

Лариса (тихо). - О каком?

Паратов. - О блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног!.
Его слова «забывать весь мир», «быть рабом», «быть у ног» «Видеть вас, слушать вас, ваш очаровательный голос …» - покоряют ее своим восторгом.

Лариса. - Но как же?

Паратов. - Послушайте: мы едем всей компанией кататься по Волге на катерах — поедемте!

Лариса. - Ах, я не знаю, право… Как же здесь?

Паратов. - Что такое «здесь»? Сюда сейчас приедут тетка Карандышева, барыни в крашеных шелковых платьях; разговор будет о соленых грибах».

Существование Карандышева он игнорирует, говоря не о нем, а о его тетке, но и Лариса не может думать о пьяном опозорившимся женихе, после этого обеда, его унижающих команд и приказов. Своим «запрещаю» Карандышев из соломинки, за которую она схватилась, хотел превратиться в ее повелителя, в ее господина, которому она обязана повиноваться.
Да с какой стати?! - Лариса из тех натур, что повинуются себе и тем повелителям, которых они сами избирают!

Лариса. - Едемте. Куда вам угодно.

Паратов. - Ну, признаюсь, выше и благородней этого я ничего и вообразить не могу. Очаровательное создание! Повелительница моя!

Лариса. - Вы — мой повелитель.

Слова Паратова «Повелительница моя!» побуждают ее к мысли, что он, подобно ей, тоже готов пренебречь «условностями», подняться над силой обстоятельств, над прозой жизни, над выгодой и расчетом во имя любви.
Она уже в этот момент отдается ему – себя вверяет. Психологически эта сцена похожа на диалог Катерины и Бориса из «Грозы»: в нем выражена хрупкая женская сущность и сама природа женственности.
Не знаю, какую надо иметь силу, чтобы переломить в себе саму природу, ее призывы, ее незыблемые законы - это уже будет не силой, а какой-то аномалией женской сущности.

Паратов в это время уже остыл и спокойно сообщает Кнурову и Вожеватову, что дело сделано: «Она поедет».
Затем он подоночно предлагает тост «за здоровье счастливейшего из смертных, Юлия Капитоныча Карандышева» - это последний плевок человека, отлично понимающего, что погубит и ее, и его – партия проиграна ими обоими, уже не нужно коварство, и все-таки на прощанье он кидает свой кусок подлости в этот тост - издевка просто ради удовольствия.
Вот так за внешним изяществом скрыта внутренняя бесчеловечность, в нем нет и тени подлинной страсти. Сила увлечения и Ларисы, и Катерины никак не соответствует достоинствам их избранников – это только мечта о настоящей любви.
Паратову таких чувств вообще не дано познать, для него главное - иметь деньги как средство вырвать у жизни наслаждения для себя.
Если Лариса видит смысл жизни в любви, то для Паратова смысл существования - в физических удовольствиях. Он хищный, циничный потребитель жизненных благ и по сути неудачник, скрывающий это. Отсюда в нем мстительная жестокость, потребность выворачивать чужую душу, властвовать, торжествовать.
*
Ларисе противопоставляют  Татьяну, как верную и цельную.
Но по молодости Татьяна первая написала Онегину.
Он не охотился за ней, не соблазнял как Паратов и не воспользовался
ее доверием, потому что деревенская Татьяна была не интересна ему, столичному щеголю и он не только не взял ее, а напротив усмирил:

Учитесь властвовать собой!
НЕ каждый Вас как я поймет
К беде неопытность ведет.

 А через годы, когда Онегин встретил эту провинциалку в блеске света богатую замужнюю он воспылал к ней страстью, но Татьяна дала отпор.
 не то, что Лариса, как говорят многие!
 А на самом деле Татьяну и Ларису, их поступки не учитывая ни возраст, ни опыт и сравнить нельзя.
Ибо отпор Татьяна дала, будучи женщиной, женой, имея зрелость чувств.

Зачем у Вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна,
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор,
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

Это слова зрелого человека, отлично понимающего психологию другого, Татьяна знает, каков свет в конце тунеля, она стала женщиной, и когда дала эту мудрую отповедь Ларисы уже давным давно и в живых не было.
До такого понимания Лариса просто физически не доросла, а ее рассматривают как женщину, требуя поступков, немыслимых в ее годы.
У Ларисы нет такой проницательности, потому что нет опыта взаимоотношений.
За всю ее жизнь у нее была всего одна ночь любви, с одним мужчиной, и за этим смерть.
Идя за любимым человеком, Лариса не имеет никаких расчетов и никакой уверенности, она даже готова к поражению, готова если что броситься в Волгу, и говорит об этом матери, уезжая – такова юность, страсть, надежда, любовь и женственность, готовая покориться, отдаться, принадлежать, служить, любить и жертвовать.
Зрелость, в которой Татьяна проявляет выдержку, обладает другими качествами, с опытом появляется и осмотрительность, и рассудительность, и понимание чужих намерений - качество, которое показала Татьяна.
Нельзя такие вещи путать или смешивать - слишком разные исходные точки.
Кроме того, и характеры, и условия жизни разные. Татьяна у Пушкина более флегматична, чем Лариса:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иний в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

Она больше томилась и мечтала, ее никто не искушал. И то она при появлении щеголя на горизонте тут же первая написала ему. Хотя Онегин вовсе  не расставлял ловушек, не подстерегал.
И в отличие от яркой артистичной Ларисы, Татьяна писала:
«В глуши, в деревне все вам скучно, а мы, ничем мы не блестим…»
А Лариса блестела, она жила в кругу страстей, и этот круг постоянно сжимался.
Татьяна о таких испытаниях понятия не имела, она не пела, как Лариса, желания и надежды той и другой не сводились к требованиям «естественной» человеческой природы, обе хотели служить любви, а не плоти. И восхищаясь Татьяной, ее жертвой -
"Но я другому отдана и буду век ему верна" -
ею любуются, но мало кто думает о цене такой жертвы, о том, что такое жить с воякой- генералом, ложиться в эту нелюбимую, постель, слышать эти запахи, храпы, у нее даже нет детей.
Лариса, которая и за бедняка дала согласие пойти и готова в село уехать, а не блистать в высшем свете - меркантильная, а Татьяна, отхватила генерала и не заметила - бескорыстная, но б Лариса поступила, как Татьяна, ее бы назвали продажной вещью, по накатанной дорожке вбитых в голову клише.
Конечно, люблю Татьяну и не утверждаю, что она корыстна. Но факты ее биографии можно трактовать по-разному.
 Мудрая отповедь Татьяны - это не только благородство, но и темперамент  зимний, и инстинкт самосохранения. Она живет удобно, приятно, зачем ей все это разрушать, связываясь с дуэлянтом Онегиным?

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?

– она его все же упрекает, вот была моложе, а ты ноль внимания,
но и благодарит за то, что не увлек ее на «Ласточку».

Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной,
я благодарна всей душой.
А нынче, что к моим ногам
Вас привело, какая малость?
Как с Вашим сердцем и умом
быть чувство мелкого рабом?

Татьяна отлично понимает, как Онегин относится к любви, чего можно от него ожидать.
Понимает, что он уязвлен, упустил возможность, наверстает и снова заскучает.
 Такая же ситуация, как у Паратова только тот не упустил.
 Деньги не интересуют Онегина, о нем дядя позаботился честных правил и вообще он наследник всех своих родных, может заниматься исключительно чувствами.

У Татьяны, когда она была моложе и лучше, кажется… был стиль жизни другой и другие идеалы, она как сонная муха зависала в окне и глядела на зимушку.
А Ларисе близок стиль отношений, что выражен в романтической поэзии.
Связав Ларису с романсом, Островский опоэтизировал ее личность, дал ей талант, наделил духовным миром, в котором присутствует резкое неприятие пошлости окружающей жизни.
Идеалы Ларисы вступают в борьбу не с крепостническим бесправием, какое было у няни Татьяниной, а с миром денег и бездушия, не менее жестоким. Недаром Лариса хочет вырваться из дома матери, уйти от общества.
О чем она думает после удара, нанесенного Паратовым, стоя у решетки, в последние минуты жизни, какие мысли проносятся в ее потрясенном сознании?
«Вот хорошо бы броситься!», «Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь…»
Ее ужас и страх понятны.

Лариса. - Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! — Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет… Не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… (Вздрогнув.) Разврат… ох, нет. Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно.

Она говорит с правдивостью, свойственной ей, почему же ее обвиняют в игре, в лицемерии, где это в тексте Островского? Она отвергает даже в мыслях, в момент высшего отчаянья, готовая покончить с собой, роскошь, блеск Кнурова – отвергает словами – НЕТ, НЕТ! (почему этого не видят, не слышат? ПОЧЕМУ?)
Лариса ведь, как на исповеди, говорит сама с собой – не рисуясь ни перед кем. У решетки, на грани самоубийства она высказывает мысль «всем простить и умереть».
И тут поваляется Карандышев со своим повелительным «Я вас прощаю».
Да была б в ней хоть капля расчета, могла бы все поправить, наладить и жить.
Но она не хочет, не может, ей невыносимо больно, она оскорблена ими всеми.
Тут его слова: Кнуров и Вожеватов Вас в орлянку разыгрывают!
Да, Вы не человек - Вы вещь!
И от обиды, от оскорбления Лариса восклицает:
«Я вещь, вещь - вот слово для меня и найдено, но если быть вещью, то не Вашей! Ну-ка позовите ко мне Кнурова!»
Но ведь только что она на исповеди сама себе говорила:
«… Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет…»
Это же протест, слова вопреки! - почему такую явную боль, обиду, гордость трактуют, как расчет? –
Карандышев со словами:
« так не доставайся же ты никому!» - убивает ее.
Он зациклен на вещизме общества, на этой мерзкой дележке - "не доставайся никому" - игрушка, вещица!
Почему для тех кто обвиняет Ларису ничего не значат ее последние слова?!

Умирающая Лариса:
«О, какое же благодеяние Вы для меня сделали».
«Это я сама», - берет на себя его преступление, спасает его! – это катарсис, очищение души, всепрощение.
Лариса, угасая: « Никто не виноват… Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Но эти полные великодушия слова должны в человеке вызвать осмысление, желание что-то изменить в этом мире, потому что в нем не могут жить такие души, как ее душа.
Вместо ненависти к своим мучителям, в состоянии духовного озарения, она по-христиански прощает тех, кто виновен в ее страданиях и гибели она идет еще дальше
потому что взяв на себя чужое убийство она не только спасает это ничтожества
жениха но и обрекает себя на осуждение церкви.
Самоубийцу не отпевают! — но они никогда не признают и не почувствуют своей вины – не способны! - Но и читатели не слишком способны.

*
Если даже не вникать в детали общей полемике о литгероинях - то мужчина в этом споре - я один,остальные участники - женщины.
И по сути - Анну Каренину, Ларису бесприданницу и даже "Анну на шее" - защищал один я - остальные доказывают мне, что эти "женщины плохие - не достойные".
Непонятно, где женская солидарность, что ж удивляться, когда мужчины так относятся...
Чтобы понимание и сострадание получить, надо самому научиться сострадать и понимать - это высказывание относится к общей тенденции, а не к определенной личности.
Понятия о детях, о матерях в мужчинах, формируют в первую очередь женщины.
они- то  и осуждали, защищал и Каренину, и Бесприданницу - один я...
Потому что - одну убил пьяный жених из ревности, другую довел до самоубийства ревнивый муж, шантажируя ребенком.
…но ЧЕРНЫМ по БЕЛОМУ - все собеседницы мне доказывали, что Каренина - плохая,
Бесприданница тоже - они и такие и сякие не достойные -
и никто не осудил ни убийцу Ларисы, ни черствого старика-мужа, который довел Анну до суицида.
Никого не тронуло, что двое детей Анны остались сиротами ее Сын и Дочь - наоборот Каренина оправдывали.
В результате, единственного мужчину, который хотел вступиться за женскую долю, жалел, защищал отвратили, больше  защищать не хочу!
- я понял - то что понял.
Но когда озвучил мысль:
Если уж Лариса заслужила и Анна - они плохие, то чем каждая из собеседниц лучше Ларисы или Анны? - ни чем!
Значит все кто получил от мужиков - заслужили.
И некоторые тут же как обиделись -  себя жалеют, а других осуждают. Пусть это всего литература - но она отражает саму жизнь.
Конечно я не повлиял ни на кого, но на меня повлияли - температура моего сострадания к женщинам резко упала, я понял почему мужики так относятся - может я был последний из могикан, кто боролся за их право самим свою судьбу решать.
Но согласиться легче, пускай Лариса вещь, а Анна плять.
Но их судьи, отнюдь не лучше и осуждая этих героинь они осудили самих себя
- коль таково мнение большинства - таков их выбор, потому и судьбы у них такие, какие они имеют.

Но результат моего дискуса о Лолите с мужской частью совершенно другой.

Так же как бабы осуждают, мужики тоже уверены, что Лолита плохая:

(с)"Санто, ну разве Лолита есть невинная жертва, а не циничная, наделенная подростковой жестокостью недоросль, которая, если бы не с этим сорокалетним, то с каким-нибудь двадцатилетним – уж наверняка то же самое замутила? Тогда не было бы элемента скандала, но… греховность связи от этого меньше?"

И в данном случае мой ответ поменял мнение, все же надо отдать должное, мужчины
судя по этому эпизоду, способны думать, а не пылить пустыми эмоциями:

Вы пишете: «Шокирует, в основном, разница в возрасте. Хочется натоптать герою. Но «она» – разве есть невинность, которая, если бы не с этим сорокалетним, то с каким-нибудь двадцатилетним – уж наверняка то же самое замутила? Тогда не было бы элемента скандала»?

Эта мысль рассчитана на один ход, если сравнивать с шахматами.
На первый взгляд она кажется справедливой, но она останавливается на свершившемся факте, не идет дальше – а жизнь идет.
Вы не хотите видеть, какой стала Лолита после того, что с ней сделал взрослый мужчина, и вы никогда не узнаете, какой бы она была без него

Знаете, что самое СТРАШНОЕ из того, что он с ней сделал? – Он  украл у нее то, кем она могла бы стать. Он украл у нее ее саму – будущую женщину.
Он разрушил ее. Она никогда не сформируется в то, во что  должна была вызреть.
Поэтому она – жертва, а не «циничная, наделенная подростковой жестокостью недоросль».
Она насилованный подросток – и страшен даже не сам факт физического воздействия.
Люди переносят переломы, со временем забывая о них, но переломы психики чинятся годами и не забываются.
«Господи, душа сбылась – умысел твой самый тайный» – помните?
Её душа не сбылась – он забрал у нее возможность созревания в человека, которым она была задумана.

Ибо тот, кто имеет стаж, и тот, кто стоит в начале развития, – идут разными путями.
Есть вещи, которые ты должен открыть для себя сам – эти вещи, человек познает в процессе жизнедеятельности.
Ребенок сначала по капле пьет молоко, а не ест сандвич с водкой, понимаете?
Он в первом классе пишет корявые палочки, а в десятом строчит конспекты, не замечая этого.

То, что она проделывала бы со своим ровесником, есть путь познания для обоих.
Когда два подростка «елозятся», они получают оба соответственные впечатления, на них не обрушивается весь спектр взрослого опыта.
В юности мечтают о поцелуях, испытывают волнение от прикосновений, а через 20 лет этого почти не замечают.

Детям свойственно влюбляться и желать, но это не означает, что взрослый может этим пользоваться, просто потому, что он сильнее, опытней.
Для ее юной сексуальности с головой хватило бы впечатлений от ровесника.
Она может влиять на него, а взрослым она просто подавлена, раздавлена его превосходством.
Задача взрослого человека – опекать ребенка, а не развлекаться им, потому что взрослый для детской психики – авторитет.
Когда ребенок совершит проступок, он смотрит на старшего, что тот скажет, и ему говорят: это плохо.
А в данном случае взрослый говорит: делай так – это хорошо! И еще, и еще! Ребенок же разгорается.
Сексуальное начало присутствует в каждом человеке, есть и сексуально активные дети, так что, всех их тащить в постель, я не понимаю?
 
Особенно руководствуясь таким аргументом, как: «Та... они все равно между собой…»
Давайте воровать их души, развращать, все равно ведь кому-то достанутся – Так?
И все воры, полагая себя порядочными людьми, думают так же: не я украду, так другой, уж лучше я – Да?
 
Думаю, что и вы, будучи подростком, интересовались многими вещами, но если бы зрелая тетка взяла Вас в оборот, мне бы захотелось ее придушить, и мне бы не пришла в голову мысль: ну все равно – не она, так другая разговеет этого любопытного мальчика.
Всему свой час, мой друг. И то, что преждевременно, так же разочаровывает нас, как и то, что слишком поздно.
В данном контексте, считаю мысль: если не я, то другой – порочной:  эта мысль пытается оправдать подлость.
А циничного подростка, и всякую развратную недоросль, надо пытаться улучшить, а не усугубить.
Вы уж простите меня за горячность и переход на личные примеры, но поцеловаться в юности с девочкой или с женщиной – две совершенно разные вещи, определяющие ход дальнейшей судьбы и понятий.
Потому что разрыв в возрасте от 15-ти до 40-ка, больше чем от 40-ка до 80-ти.

Невольно сравниваю Набоковский ход с Бальзаковским.
Первый не просто художественно описал явление, имеющее место быть, он оправдал его, сделал естественным. И появился термин – нимфетка.
А второй – раскрыл свое отношение к зрелой женщине.
И появилось понятие: дама Бальзаковского возраста.


(с)Санто, заветный мой наставник и душеприказчик, каким волшебным умением Вы перевернули моё восприятие, всколыхнули, взбудоражили застоявшиеся воды утлого моего сознания; ответьте, кто после этого на Вашем фоне Макаренко? Шкидо-пигмей с чахлыми ивовыми прутиками?!
Поклон и почтение Вам, чей талант воспитателя воссиял новой гранью …
Палад:

Ночь ворожила желтооково.
Завёлся ветер и опал.
Я тихо выкопал Набокова.
Избил. И снова закопал.

Стоял. Вертел в ладони биту.
Сочилась мысль, по биту – бит:
«За кражу детства, за Лолиту,
за сотни, тысячи Лолит!»

И раздухАрясь, пущей силой
пылая средь холодных плит,
я снова занялся могилой,
дабы развратник был добит.

Санто:

 ну  насмешили, упрямец вы этакий, уж отвоевали «Лолиту», как кусок литературы, что сказать, роман – хорош.
Да мы все о разном. Достоевский (опять же о нем), сделал любимыми героями всея Руси – проститутку и убийцу.
Нет светлее человека, чем Соня Мармеладова, нет симпатичней души, чем Раскольников, нет добрее и чище, чем идиот Мышкин.
А Раскольников-то – от слова расколот. Раздираем надвое, натрое, на сто частей…
Думаете,  Набокова не ценю? Еще как! Только не укладывается весь спектр чувств и отношений в одном параграфе.
Стиш смешной же ну…

Санто:    

Ночь желторотой луной говорит:
Спи, успокойся, несчастный пиит!
– Знаешь, Луна, мне не спитца…
– Что так?
– Лолита мне снитца…

Вижу кладбИще – могилки квадрат,
С сапкой в руках выступает Палад:
«Фатит! – кричит лежебокам,
Фстаньте, товарисч Набоков!

Что же вы с Лолой не шли под венец?
Ждет Вас от Санто великий пипец!
Слишком уж многа порокав!»
Тут и заплакал Набоков.

Каецца, лобиком бьецца апгроб:
– Чтоб я пропал, провалился я штоб!
Сапку хватает костлявой рукой…
 Стыдно, но славно смеяться с тобой!

Юмор все сглаживает:))


Рецензии
Хочется горько вздохнуть от Ваших обобщений в адрес женщин.)) А мне всегда казалось, что понимать другого человека - его слова, поступки - это значит, что порицать его уже не получится. Так как, чтобы понять, примеряешь ситуацию на себя. А себя, любимого, ругают люди не так уж и часто.))
Быстренько перебрала в уме все, что могла вспомнить из русской классики, и нашла персонаж, который не вызывает у меня ни сострадания, ни понимания, ни оправдания. Чехов, "Попрыгунья". Не переубедите Вы меня, что Ольга Ивановна - положительная героиня.))

Юлия Харакк   06.04.2015 22:29     Заявить о нарушении
Ненене, Юленька я уже на переубеждался:)
И потом, это не она, а Дымов погиб - она пустая.
И дуэт Базаров -Одинцова - тоже не в ее пользу.
Но Лариса… впрочем, я уже сказал - не хочу ввязываться!
ненене:))
у меня в умственных карманах есть много шуточек и всякого остроумия и мне хватит этого с головой, для общения со слабым полом:).

Сан-Торас   06.04.2015 22:38   Заявить о нарушении
Бог с Вами, Санто! )) Я слишком сильно люблю Островского, чтобы читать его поверхностно. Мне приходится молчать, потому что Вы уже высказали мою точку зрения на "Бесприданницу".)) А самое ужасное (для учителей литературы), что такое отношение у меня к этому произведению с первого прочтения-просмотра (уж и не помню, что было первое).
Было очень приятно читать Ваш развернутый анализ произведения. Спасибо.

Юлия Харакк   06.04.2015 22:51   Заявить о нарушении
Знаешь, Юленька, я никому не мешал выразить свое мнение.
И очень хотел поддержки, потому что мне приятней думать о людях лучше, чем они меня вынуждают.
Но это не относится к кому-то конкретно, просто поменялся общий фон,
но индивидуальные чувства остались прежними.
Я не могу поменять отношении к человеку из-за его взглядов на литературу.
Но могу поменять отношения из-за взгляда на автора, поэта - живого человека.

Сан-Торас   06.04.2015 23:14   Заявить о нарушении
Вот, Юль, что мужики думают пра дамс-поэтесс:

Трактат о любви. Сергей Клино.

"Не любите поэтесс, мужчины"

Мужи младые и не очень,
Опасен стал амурный бес,
Страшней Вальпургиевой ночи
Толпа российских поэтесс.
Их одержимые натуры
Алкают страсти каждый час.
Чего с них взять: все бабы - дуры.
И эти дуры - среди нас!
Они ушиблены октавой
(Эх, не спасти, увы, девчат).
Добро бы ради денег, славы,
Так нет, ведь для души строчат!
Неудержимей диареи
Их страсть всё применять к стишу.
Вот, кстати, рифма к слову "геи"
(Чтоб не забылось, запишу).
Лишь на бумаге сексапильны,
Когда ж вас плющит страсти спазм,
Она над ямбом чахнет сильно,
Ища эпитеты к "оргазм".
Что этой жертве Серафима
Любовной неги вашей раж?!
Она всегда стихом томима
И даже в позе "а ля важ".
К тому ж ветвистыми рогами
Украсить может ваш союз.
Вы: "Кто здесь был?! Клянусь богами…"
- Так, муза. А точнее муз.
У ней стихов уже, как грязи,
Готова ими задолбать!
Корпит над "клавою" в экстазе,
А вы не кормлены опять.
И ей, опухшей от хореев,
Чихать на дел домашних гнёт.
Упс! Снова рифма к слову "геи".
(Ишь, вдохновение прям прёт)…

Прости мне равнодушье, слоник.
Вон - сколько женщин! Не тужи…
Вся жизнь - игра, точнее томик
Стихов, написанный за жизнь.

Сан-Торас   06.04.2015 23:24   Заявить о нарушении
Живого человека нужно беречь.)) От мертвого мало проку - только хлопоты.
Думаю, людям просто не верится, что Вам нужна поддержка - в этом проблема сильных личностей. А поддержка нужна всем. И одобрение, и понимание. Или чтобы пришел кто-то, наговорил банальностей, десять раз извинился и вновь перешел в разряд молчаливых читателей.))
Извините, умолкаю.))

Юлия Харакк   06.04.2015 23:39   Заявить о нарушении
Да, я еще парочку приличных стихов на эту тему встречала.)) Литература - не женское дело. Вот шпалы укладывать - это пожалуйста, всегда рады.)) (шучу, не подумайте, что приняла близко к сердцу и вытираю слезы)

Юлия Харакк   06.04.2015 23:47   Заявить о нарушении
Ненене:))) Юль, ты крепкий орешек!
Но скажу тебе то, что меня задело :
Островский хотел своей литгероиней, ее гордостью, чистотой, талантом, поднять достоинство женщин, а быбы затоптали все это, своим (с)"А, Ларису я не уважаю" - никто, ничего не понял.

Сан-Торас   07.04.2015 01:20   Заявить о нарушении
А мне всегда было жаль Ларису, как и Катерину, и Анну Каренину. Может быть, от того, что во всех трех случаях женщину рассматривали, как собственность, которую за ненужностью можно и выбросить. Вот видите, Вы все уже сказали за меня.))
А данная ситуация... Очень часто человек видит в рамках когда-то усвоенного - на уроках литературы, в семейном кругу или видел что-то подобное у соседей. Вы и сами об этом частенько говорите. Штампы ведь не только в литературе - в поведении тоже. Есть категория воспитателей по призванию.)) У них твердые принципы, они морально устойчивы и в связях, порочащих их, замечены не были. И в силу всего этого они не принимают многих вещей. Они ни на секунду не могут представить себя в какой-то неприемлемой для них ситуации. И, надо сказать, такие ситуации и не случаются с ними.)) Это хорошие люди. Но почему-то они любят Сонечку Мармеладову, но не любят Анну Каренину.))
Но Вы хотите оставить эту тему, а я невольно подкидываю хворост в костер.)) А все потому, что с Вами интересно разговаривать.))

Юлия Харакк   07.04.2015 08:17   Заявить о нарушении
Пираньи социализма, акулы империализма.
После Рубцова, страшно с поэтессами мутить. Улыбнитесь!
У Отца всё оцифровано.

Алексей Малышев 5   07.04.2015 11:18   Заявить о нарушении
А может просто не стоит мутить, Алексей? )) Ведь неизвестно, какую рыбу поймаешь в мутной воде.))

Юлия Харакк   07.04.2015 11:41   Заявить о нарушении
Леш, Рубцова Колю, по пьяни всеж бабуинша задушила,
он хрупким был, а ты гигант - не бойся - Юльк она хорошая:)))

Сан-Торас   07.04.2015 18:22   Заявить о нарушении
И незнакомых мужчин не душит)))

Юлия Харакк   07.04.2015 20:05   Заявить о нарушении
Немедленно, знакомимссо ближе:)

Сан-Торас   07.04.2015 22:12   Заявить о нарушении
Заходите, знакомьтесь :-)

Юлия Харакк   07.04.2015 22:26   Заявить о нарушении
Нет, это небо никогда не повторится –
И терпкий вкус березового сока,
Спасибо, пролетающая птица
Над кронами, над речкой, над осокой…. :))))

Сан-Торас   07.04.2015 22:48   Заявить о нарушении
Не, Санто, это уже Ваши стихи.)) Их даже можно в раздел "пейзажная лирика". А у меня другая история))

Юлия Харакк   07.04.2015 22:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.