Слайды. Подсолнух - карманное зеркальце солнца

или

О ТОМ,  КАК ПРОИСХОДЯТ НЕСЛУЧАЙНЫЕ ВСТРЕЧИ…


По «Культуре» шла передача о судьбе книги.  Сквозь льющийся поток слов прозвучала фраза,  которую захотелось записать: «Как сказал один известный француз,  «Книга  -  спасательный круг,  брошенный в одиночество».  Не то,  чтобы мысль была нова,  но поразила конструкция построения образа,  метафоричность. И стало любопытно,  кто же этот «известный француз».  Но увели другие дела,  и листок с записью остался лежать на столе среди кипы книг.

Спустя какое-то время,  мне понадобилось что-то ещё срочно записать,  я потянула торчащий из книги листок и в глаза бросилась та,  первая запись…

«Известный француз»  оказался неизвестным мне испанцем с длинным красивым именем  Рамон Гомес де ла Серна,  -  весьма неординарным писателем-авангардистом с фантастически насыщенной биографией, придумавшим жанр г р е г е р и й.

Грегерия  -  это коротенькая зарисовка о мире,  о жизни,  о предметах и явлениях.  Это сконцентрированное в одной фразе наблюдение,  часто парадоксальное,  но всегда  -  как маленькое самостоятельное произведение,  из которого раскрывается удивительный мир.
Сам Рамон Гомес де ла Серна  сравнил грегерию с хокку в прозе.  «Грегерия — это оттенок, оттиск,  словцо — красное словцо! — штришок,  промашка,  галочка,  невнятица — пусть даже несуразица! — осколочек,  чёрточка,  камушек,  цифирка,  штучка, ошибка… Грегерия — это порыв определить неопределимое,  схватить ускользающее. Так вскрикивают,  столкнувшись невзначай,  вещи и души,  и не надо делать эти крики поэтичнее,  чем они есть.
Грегерия существует в противовес афоризму. Афоризм утверждает правило,  грегерия ищет исключение;  афоризм констатирует мировой закон,  грегерия радуется случайности…»   -  писал он.

Ну,  а теперь насладимся этими солнечными брызгами …
 
Будильник  -  домашний телефон времени
Ветер не умеет читать - и листает книгу с конца
Карандаш пишет тени слов.
Книга - спасательный круг,  брошенный в одиночество
Кофе - краска, которой сердце закрашивает седину
Небо такое, будто сотня художников вытирала об него кисти.
Не спорь с эхом: последнее слово всё равно будет за ним.
Ночь плакала от холода.
Объятие - ожерелье без застежки.
Охотник убивает не птицу - он убивает полет.
Паук штопает ветер.
Пещера — зевок горы.
Писатель сочиняет ложь, а пишет правду.
Подсолнух – карманное зеркальце солнца.
Почему улыбается Джоконда? Да потому что живёт в Париже!
Птицы на тротуаре играют в классики.
Просыпать соль не к добру, ведь соль - это высохшие слезы.
Радуга - ленточка, которой природа повязывает волосы после купания.
Ракушки - кастаньеты моря.
Сирень – батистовая блузка весны.
Страус - жирафа среди птиц

***

Но вот что удивительно...
По прочтении грегерий де ла Серна,  меня не покидало чувство,  что я уже знакома с этим необычным жанром литературы,  хотя твёрдо знала,  что читала о нём впервые.  И тут мне вспомнилось,  как года три назад начала писать однострочия,  окрестив их «Ночными мыслями»...

Осмелюсь привести некоторые из них здесь,  рядом с гениальными творениями Рамона Гомеса де ла Серны.


Ночь светла от окон неспящих.
Меж двух родных душ   -  блюз замерзающих луж.
Новый вид из окна  -  уходящее лето.
Музыка осени печальна,  но слушать её  -  радость.
Молчание  -  разновидность разговора.
Вечер воскресенья похож на старость:  всё лучшее  -  в прошлом.
Обещание придает уверенности  -  ничего не произошло,  а настроение меняется.
Несостоявшееся свидание   -  отобранный подарок.
Несбывшееся ожидание   -  пощечина душе.
Слово  «люблю» похоже на два поцелуя.
Снова дождик нагрянул, от дерзких его поцелуев вздрогнула лужа.
Лица прохожих светлеют от лика снежинок летящих.
Вышивкой ришелье расцвели на снегу проталины.
Лесной фиалки лепесток,  как стрекозы крыло,  -  прозрачен.
Прохлада ночи залечит раны  -  солнца поцелуи.
Звон цикад  —  любимая музыка ночной тишины.
Когда никто не ищет и прятаться нет охоты.
Дождями из звезд и фруктовыми ароматами густ месяц август.
Горстью изюма гроздь винограда явилась  -  старости грусть.
Ангелы тоже линяют, и в это время они не летают.
Закончился праздник, нелепо блестит мишура.
Как же хрупко мироздание, родившее снежинку!
Время зенита истекло, солнце ходит по небу околицей.
Прожитый день фиолетовой тенью в проеме окна исчезает.





—————–——–——
* Названии миниатюры   -  грегерия Рамона Гомеса де ла Серны
в коллаже использованы фото Роберта и Шаны Паркехаррисон и фото неизвестного автора из Инета


Рецензии
Из какого бесчисленного множества удивительных мгновений спрессована наша жизнь, сколько вокруг нас восторженного света, почему же мы живём с закрытыми глазами?

Саша Веселов 2   21.07.2016 18:11     Заявить о нарушении
как же хорошо ты сказал, Саша!

Светлая Ночка   22.07.2016 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.