Мастер и Маргарита

     Меня, в буквальном смысле, прожгла мысль о том, что на фоне всех споров вокруг романа вдруг проступила явственно и незабвенно основная мысль – основной целью.
Вот же она: роман этот не только посвящение Елене Сергеевне, скромное (нет, не скромное, а великое) спасибо за любовь от автора, это сам гимн Любви, прославление её, как ЕДИНСТВЕННОЙ спасающей и утешающей сущности на свете. Как «Идиот» Ф.М. Достоевского роман- воззвание к любви (мало, мало любите  вы друг друга, ни простить, ни понять, ни пожалеть другого не умеете!), так булгаковский о том,  что в любом обществе, при любом тиране, возможно пусть невозможное, сказочное, в этом смысле,   существование, если есть любовь, если она ВОПЛОТИЛАСЬ, если встретились двое и стали одним. Не человек спасает, а чувство, состояние, божественная сущность. Не тёмные силы во главе с Воландом спасают Мастера, а Маргарита одним желанием своим.      
Допустим на миг, что желание могло быть другим: власть над миром, вечная молодость, все деньги мира, неувядающая красота, любовь Мастера, бессмертие, наконец. Пожелай  она чего-нибудь этакого. Женщина, в конце концов, да к тому же – ведьма. Да, она приговорена сюжетом. Мы ждем от неё одного желания. Иначе роман рассыплется.
Но не также ли ждем мы утешения от Иешуа Га-Ноцри для Пилата? Рассыплется иначе вся вера, да и жизнь наша!  Ибо любовь одна на свете – свет, одна она спасительна, спасающая и утешающая. И идут по лунному лучу две равновеликие, по сути, пары. Крамола? Ересь вопиющая? А разве сама затея Бога с Раем не для двоих? Не для вместилища любви? И попранному ему взамен чистилище. Жизнь наша! Вот искупление! В Раю всегда были двое. Самый романтичный на земле сюжет – Рай до изгнания человека.

   Христианский мир живет у подножия распинаемого Христа, в преддверии гибели и воскресения, находя в этом и значительность жизни своей и утешение, и оправдание страданиям: «Бог терпел и нам велел». Грубо? Только цинизмом грубости можно спастись от разрушающего осознания дикости произошедшего в мире 2000 лет назад. Безвинно страдающий и умерший на кресте Иисус воскрес милостью Бога,  явился примером и обещанием жизни вечной каждому.  Каждому, но любящему сердцу! Любящему хоть когда – нибудь, хоть кого – нибудь,  хотя бы как – нибудь.


Рецензии