ПОЭТ Я ИЛИ МОЙ ОФИС - БАНЯ?
"Вы артист или банщик? Может, Вы все эти годы умело морочили публике голову?"
из культового фильма "Покровские ворота"
Речь пойдёт, главным образом, о поэтах-лириках. Есть поэты-драматурги и другие. Автор эссе не лирический поэт по складу души. Он многогранник, среди граней которого есть стихотворчество. Профессия редактора бизнес-издания оформлена записью в трудовой книжке. Известен ряд коллег, не думающих о том – поэт он/она или нет. Читая их, ощущаешь общение с интеллектуально и эмоционально близкими душами. Какими автору эссе видятся критерии, отличающие большого поэта от поэта рядового, от начинающего стихотворца?
01. =========
Как правило, лирический поэт – графоман в хорошем смысле: он плодовит, он в упоении рифмой, поэтическими тропами, его ритмическое чутьё, как правило, абсолютно, как абсолютен музыкальный слух у дирижёра. Стихи легко читаемы. Они мелодичны или же несут энергичный, упругий ритм тонического стиха. На высоком уровне образность, точность лексики, владение поэтическими тропами и языком. В день такой автор может написать до семи крепких стихотворений. Процент нетленок при этом высок.
.
02. =========
Однажды Александр Пушкин схитрил, написав: "А поэзия, прости Господи, должна быть глуповата". Сам он явно не потакал примитивному вкусу, а в лирике сыпал крылатословиями. Важнейший критерий, по которому можно отобрать поэтов из просто стихотворцев – несущая новизну животворящая крылатая мысль, облачённая в одежду метафор, смыслонаполненных эпитетов.
.
03. =========
Важный критерий это народность поэзии. Под народностью надо понимать тематику, форму, язык, которые понимают широкие слои народа, не только салонные снобы. Пример – Пушкин, вопреки утончённому аристократизму и незаурядному уму. Блок, Есенин - само собой. Список можно множить и множить. Советский период взять – Александр Твардовский. Владимир Высоцкий. [Конечно, часть текстов Владимира Семёновича для андерграунда, проще – для зеков, но кто сказал, что зеки не люди?]
.
Взять Андрея Вознесенского, одного из тех, кто, будучи членом СП, хлопал Высоцкого по плечу. Часть его произведений экспериментальна, с усложнённым языком и не понятна широким слоям. Но только часть. Взял же он исторический сюжет о двух влюбленных и написал поэму, ставшую музыкальным спектаклем, всем ясным и бессмертным как сама любовь. Все, кто включён в школьные хрестоматии, народны, включая ставшего не модным Владимира Маяковского. Его и в советский период половина тёток учительниц литературы недолюбливала, а уж в наш меркурианский век стало модно кидать камни в выдающегося поэта-новатора… :-)
.
О коллегах по сайту. Из тех, кто стал победителем стихирских номинаций и достоин места в школьной хрестоматии, автору знаком Михаил Анищенко. Читал других победителей номинаций stihi.ru — стало неловко. Вкусовщине не подвержен. Думаю, дело, как и в случае рейтинга, в том, что погоду делает "неквалифицированное, но активное меньшинство" через малопригодный для социологического анализа механизм SMS-голосований.
.
Ведь SMS-механизм – для молодёжи. Пенсионное поколение и в компьютере чайники, а уж планшетки, айфоны, смартфоны и просто сотки вызывают фобию: как бы чего не вышло, ещё электронные мошенники заберутся! На взгляд автора, итоги номинаций отражают усреднённое мнение активных стихирян до 40-45 лет. Мнение, что итоги подтасовываются должно опираться на факты. Таких данных у автора нет. Голосует, в основном, молодёжь. Она может иметь талант, но мастерство и понимание приходит позже. Ещё молодёжь западает на специфически возрастные моменты...
04. =========
Большого поэта (не только лирика) выделяет самобытный круг тем и новаторство в форме. На это без разбора западают все читатели, нередко не отличая гармонию от дисгармонии, а бриллиант от страза.
05. =========
Без такого качества как пассионарность [проще говоря - страстность, пронзительность интонаций] нет лирического поэта. Откуда это берётся? Индивидуальность. Поэт может и не ставить восклицательных знаков, а взволнованность его интонаций передаётся читателю и побуждает делать умные машины и детей или взять в руки АКМ, чтобы отстреливать тех, кто мешает нам жить, но с этим успешно борются цензоры и модераторы, кастрируя живое слово, дабы не смущать покой дураков, а то они дел наделают! ;-)
06. =========
Большой поэт имеет лица необщее выражение (Баратынский). Стоит прочитать пару строф и угадываешь самобытного автора.
РЕЗЮМЕ
Примерно такие же критерии отличают большого писателя-прозаика от среднего... Автор прикинул критерии самобытного поэта-лирика и в какой-то мере прочих разных писателей. Начинающему нужно понять свои критерии и сравнить с выше приведёнными критериями. Во всяком случае нужно равняться по критериям. Если есть дефицит таланта, оригинальности, это надо принять как стимул для роста или для консервации. Здесь на stihi.ru 90% просто общающихся друг с другом рифмоманов. И ничего страшного в том нет. Потребность в общении с себе подобными заменяет еду и секс. :-)
Свидетельство о публикации №115040309155