Послание Византии

Поведай нам, наследник славный Рима1,
Свою историю трагедии великой…
О славе государства Константина2
И гибели кровавой и столь дикой…

Когда нашествие Европу поразило
Воинственных германцев и вандалов3,
Тогда же императора настигла
Благая мысль, что Рим среди завалов

Опасности подвержен со дня на день,
В сохранности же не было гарантий,
И император Константин покоя ради
Столицей сделал городок Византий.

Германцы же добились своей цели:
И Вечный город4 погребен был в пепле…
Но римляне спасти себя сумели –
Осели на Востоке и окрепли.

И Римская империя восстала –
Из года в год росла и развивалась,
Хозяйство шло, торговля процветала,
Христианство все сильней укоренялось…

И обрела империя свободу:
В центральной городской периферии5
Юстиниан Великий6 для народа
Воздвиг во славу Храм Святой Софии7.

Забыв чуму8, восстания и войны9,
Переработав право Рима по-иному10,
Он свод законов создал, и спокойно
Жила страна до первого разгрома.

Помимо войн, серьезные волнения
Ромеев11 государство сотрясали –
На образы священные гонения12
Меж императорами редкостью не стали…

Когда же почитанье утвердилось,
Опасность с полуострова настигла –
В болгарском хане дума утвердилась13
Взять город, только смерть его постигла.

Но с македонским воцарением на троне14,
Расширились границы и деянья…
Империя забыла об уроне
И берегла благое состоянье.

Росло влиянье ценности афинской
Развития по мере веры в Бога,
Тогда как отмирание латинской
Вело к формированию итога15 –

В одиннадцатом веке в Божьем храме
Не поделив отдельные понятия,
Возник раскол между двумя мирами,
И главы церкви преданы проклятью16.

Но страшным плодом нравственной отравы
Была вражда в народе меж купцами,
И латинян была резня кровавой17,
И город весь покрытый мертвецами…

Тогда же Иннокентий, Римский папа,
Не получив согласья унии церковной,
Замыслил путь крестовый в два этапа18
Чтобы стереть с лица позор греховный…

Под флагом грозного, четвертого похода
Тринадцатого века в год четвертый
Византий пал, была резня народа,
И с карты Византии грани стерты…

Латинскую империю создали
Под управлением Венеции лукавой,
Но греки все ж смогли, отвоевали,
И Палеолог завладел своей державой19.

Да, был расцвет и возрождение являлось,
Но угасала Византия понемногу…
А между тем, все сила утверждалась,
Открывшая османам20 впредь дорогу…

И сотрясаемую турками, налетом,
Империю, что церковь защищала21,
Принудила Флоренция под гнетом
На унию, что догмы упраздняло22…

Быть может, Византии – Божья кара,
За то, что православие признало
Главенство папы, горькая расправа…
Часы свои столица доживала…

И после изнурительных попыток
Неверные, приверженцы ислама,
После тяжелых и кровавых пыток
Разрушили врата святого храма23.

Османскую империю создали
На месте, истекавшем верных кровью…
И образ свой столице передали,
Собор переиначив в Айя-Софью24…

О, Византия, сквозь века слышны стенания!
И по земле твоей захватчики ступают…
Надежды были зря на воссоздание,
Но плод твой до поры сей пожинают!

Хоть погубил тебя мир ложных предпочтений,
Пусть Запад смерть во тьме твою ускорил,
Взамен духовности избрал путь истреблений25,
Пускай давил и всячески позорил,

Но ты терпела, ты снесла все муки,
Наследие великое оставив!
И это все тебя одной заслуги,
Что указала нам26, на верный путь наставив…

Россия сберегла твою культуру,
И православие звездой ей в небе светит,
И, сохранив духовную натуру,
Себя не даст в обиду и ответит!

О, Небо, нас храни от злого плена!
Господь, дай снова силы возродиться!
Земля, о, помоги нам встать с колена,
Чтобы могли тобою мы гордиться!

Когда-то Филофей-монах писал:
И строки никогда нам не забыть –
«Москва стоит, второй Рим, первый – пал,
Четвертому впоследствии не быть»27.

© Валерия Веронская, 2014

___________
Примечания

1 Символическое обращение к римлянину или ромею (как называли себя жители Византийской империи).
2 О славе и падении Византийской империи.
3 С началом Великого переселения народов, вызванного, главным образом, вторжением в Европу гуннов, германские племена (готы, вандалы) стали расселяться по всей Европе. Вследствие захвата и разграбления Рима вандалами в 455 году, слово «вандал» стало нарицательным, обозначающее человека, уничтожающего все культурные ценности. Здесь употреблено в этом значении.
4 Римский поэт Альбий Тибулл когда-то так назвал Рим, так как город несмотря на потрясения, продолжал свое существование.
5 Единица административного деления в Греции.
6 Юстиниан I – византийский император, один из наиболее выдающихся монархов античного периода и византийской истории.
7 Собор Святой Софии – Премудрости Божьей, построенный при императоре Константине, но сгоревший во время народного восстания в 404 году и восстания Ника, крупнейшего бунта в истории Византии, при Юстиниане I в 532 году. Был отстроен заново Юстинианом.
8 Впервые в истории зарегистрированная эпидемия чумы – Юстинианова чума, охватившая всю территорию тогдашнего цивилизованного мира. Проявлялась отдельными эпидемиями в течение двух веков с 541 по 750 год.
9 Правление Юстиниана было отмечено многочисленными войнами: с персами, лангобардами, остготами, вандалами.
10 Поручив пересмотреть римское право, Юстиниан приказал создать новый свод законов, который получил название кодекс Юстиниана.
11 Государство римлян – Восточную Римскую империю.
12 Иконоборчество – религиозно-политическое движение в Византии в VIII-начале IX веков, направленное против почитания икон и образов, которых считали идолами. Императоры Византии в этот период то боролись с иконопочитанием, то восстанавливали его, пока, наконец, оно не утвердилось.
13 Болгарский хан Крум (803-814) вел войны с Византией и решил взять Константинополь, но умер при загадочных обстоятельствах. Во времена правления его сына, хана Омуртага (816-831) был подписан 30-летний мирный договор с Византией.
14 С приходом к власти в 867 году Василия I Македонянина, родоначальника Македонской династии, в период правления которой отмечался расцвет науки, искусства, шло строительство монастырей и храмов. Период правления Македонской династии в Византии с 867 по 1056 год называют Македонским Ренессансом.
15 Хотя Византийская империя называлась Римской, латинский язык постепенно выходил из употребления, на ее территории происходила эллинизация – все большее усвоение греческой культуры. Основным языком стал среднегреческий или, как его еще называют, византийский язык. Переняв черты греческой культуры, Византия постепенно отошла от латинской и приобрела свой неповторимый облик.
16 Следствием отдаления от латинской культуры, распространением православия, возникновением собственных религиозных воззрений и усиления обострений с Римской церковью, в 1054 году произошел раскол христианства, в результате которого окончательно произошло разделение церкви на Римскую католическую на Западе и Православную, а патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и Папский легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.
17 Резня латинян – одно из крупных массовых убийств в истории. Убийства латинян, в особенности, купцов, проживающих на территории Константинополя, вызванные увеличением торговых привилегий итальянским купцам, что подавляло отечественную торговлю. Помимо этого, причиной также стало высокомерное отношение латинян к византийцам, а также религиозные различия.
18 После резни латинян отношения между народами еще более обострились. Иннокентий III направил послание византийскому императору, побуждая его к участию в походе и одновременно напоминая о необходимости восстановления церковной унии, что практически означало прекращение самостоятельного существования греческой церкви. Император отверг предложения папы, отношения между ними стали крайне напряженными. Неприязнь папы к Византии в немалой степени предопределила превращение византийской столицы в цель похода крестоносного воинства. Когда же в 1192 году дожем Венеции стал Энрико Дандоло, возникла мысль, что наилучшим средством для разрешения кризиса и удовлетворения накопившейся ненависти латинян, так и для обеспечения интересов Венеции на Востоке было бы завоевание Византийской империи. Озлобление всего католического мира после кровавой резни предопределило тот факт, что четвёртый крестовый поход (1202—1204) обратился вместо намеченного похода на Палестину против Константинополя. Он был предпринят в два этапа – сначала взятие города Задара, затем – взятие Константинополя в 1204 году. После падения Константинополя Византийская империя была упразднена, а на ее территории создана Латинская империя, которая просуществовала до 1261 года, когда греки все же сумели вернуть себе земли. 25 июля 1261 года, во время отлучки венецианского отряда, Константинополь попал в руки греков.
19 15 августа император Михаил VIII Палеолог торжественно вступил в древнюю столицу. На троне Византии воцарилась новая и последняя династия Палеологов.
20 Запад стал тайно помогать туркам-османам в военных походах на Византийскую империю.
21 Византийскую империю, находившуюся под защитой Православной церкви.
22 Флорентийская уния - соглашение, заключённое на соборе во Флоренции в июле 1439 об объединении Западной и Восточной (православной) Церквей на условиях признания Православной Церковью латинской догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов. Подписали унию все греческие епископы присутствовавшие на соборе, кроме Марка Эфесского и патриарха константинопольского Иосифа, который к тому времени умер. По возвращении в Константинополь многие греческие епископы которые согласились на унию во Флоренции, отказались от нее, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Греческое духовенство и народ, узнав об унии пришли в раздражение; униатов считали за еретиков. Образ Византии как хранительницы заветов православия исчез. Последующее падение Константинополя (1453) было воспринято православным миром как Божия кара за отпадение от веры.
23 Врата Константинополя – центра Православной веры.
24 После торжественного вступления 30 мая 1453 года в город Мехмед II приказал переделать центральный собор города — собор Святой Софии — в мечеть.
25 Здесь: рассуждение о том, что под давлением Запада была уничтожена Великая империя, хранившая духовные ценности и Православную веру.
26 Народу России. Далее: Россия воспринимается как преемница Византийской культуры, православия и концепции устройства империи. Россия, несмотря на все притеснения Запада, должна выстоять, чтобы не повторить трагическую судьбу Византии.
27 В XVI веке старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монах Филофей выразил следующую мысль: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», которая стала основой сакральной концепции государства: «Москва – Третий Рим».

Автор: © Валерия Веронская, 2014
При составлении примечаний использовался сетевой ресурс Википедия.


Рецензии