Уважаемый Писака!
Ха! – отвечу вам я, - а вы знаете, что разговариваете сейчас протосанскритом?! «Пи» - пить, поить (отсюда «питар» - отец, кормилец). «Са» - он, это (не отсюда ли слово «эта-л-он» - образец для подражания?). «Ка» - один из смыслов «как, подобный». Вот и выходит, что «писака» - это тот, кто подобен Отцу-Питателю… По определению – должен быть Уважаемым (если справляется со взятой на себя миссией).
Слово «писатель» морфологически разбивается так: корень «пис», суффиксы «а» и «тель». Отглагольная форма от праславянского «пьсати» (писать). Восходит к праиндоевр. «peik» - «писать, пестрить». Вот чего «нарыли» лингвисты.
Интересны литовские соответствия: piёsti (рисовать углём) и piёsos, pa;sоs, pu;sоs (в значении «сажа»). А также древнеперсидское ni-pista - «записанное». На каком генетическом уровне мы, русские, употребляем «не пизdi» или наоборот «попизdi - попизdi» в смыслах «не ври!» или «давай, поговори ещё…»? (Кстати, догадываетесь: от каких корней происходит наше слово "посиделки"? Корни "пи" (поить) и "сад" (собрание, святое место)... Вот и вышли "посиделки" и "беседа".)
Само слово «врать, вранье» связано с «вар»: говор (говар), варвар (говорящий непонятным языком). Но и «вар, варево, пища». Почему так? Кто-то сказал, что труд создал человека… Враньё! До сих пор человека «делает» только язык! Помимо простой еды ребёнку нужна и духовная пища: разумным он будет только если с ним постоянно общаться, разговаривать и играть. Это неоспоримо доказывает феномен детей-маугли. Недостаток человеческого общества в раннем детстве позже уже ничем не компенсируешь. Теперь вам понятно, кто такой Отец-Питатель? Отец-Небо? Он не только тот, кто поливает землю дождём. «Слово есть Бог». Кстати, случайно ли варварами назвали кочевников?.
Интересно, когда древнее «го» разделилось на славянское «говорить» и арийское «идти, говядина»?
Интересно, когда появились варианты смысла «казать». 1. Казать, кажу, сказ, сказитель (сравните с английским ask – спрашивать, просить; наверное, и русское «скулить»). 2. Указать, показать – разъяснить что-либо. 3. Показать направление (рукой). 4. Указ – принудительное побуждение к определённым действиям. 5. Наказание – кара за неподчинение. А мне милее вариант, когда у нас была бы не жизнь, а просто сказка!
В санскрите есть слово «пиш», что значит «писать, вырезать». Почему вырезать? Потому что когда не было бумаги, шкрябали (корябали) по чём попало, будь то камень, дерево, глина или береста… Вот и мы, русские, до сих пор «пишем», но при этом ещё и умудряемся ходить пешком, пеше… Плюс понятие «пища». С какой стороны ни зайди, одна и та же развилка!
А ещё я вспомнила слово «пищать». Ведь оно тоже, как и мышиный «писк», происходит от peik. Например: сидеть, не пикнув. Интересно, что наблюдается чередование второй согласной в корне (пис, пиш, пик, пищ). Получается, что всё это производное от «пи» - пить, поить, питать? Или от «п»?
Ещё один вариант «говорения»: лепет, лопотать. И тут же напрашивается: лапа, лапать, лепить (руки). Лапоть, улепётывать, улепетнуть (ноги). Лапочка (хорошенькая, хорошенький). И лепота (красота). И… лапша, лепёшка (от «лепить»). Вот только с «липой» непонятно получается… Давайте договоримся: липа – это дерево и очень красивое женское имя – Олимпиада. Потому как божественное. Ли-па, Или-па (между прочим, «да-а» в санскрите означает «дать, давать»).
Итак, дотошные учёные выяснили, что «писатель» через праславянское «пьсати» восходит к праиндоевропейскому слову peik - «писать, пестрить». Интересно, что родственным слову «пьсати» является русский пёс (от старославянского пьсъ ). А собачья шерсть так и называется – псовина. В санскрите пёс будет «пса», кроме того, есть ещё и второе значение – «голодный».
Но у корня «п-с» есть ещё одно значение, с которым я постоянно сталкиваюсь, изучая различные толкования названий рек. Так, в переводе с абхазского река Псоу – это «длинная река». Схожее толкование у названия реки Псекупс – в переводе с адыгского это «голубая вода». В бассейне реки много сернистых источников, придающих воде зеленовато-голубой цвет. Поэтому «пс» - это никакое не ругательство. Просто созвучно и родственно санскритскому «пасас», который однозначно принадлежит папе. Ну вот, я почти добралась до Колхиды!
Открою маленькую тайну: Псекупс (Пшекупс, Псакупс, Пшикупс, Пшукупс, Псеккупс, Пскупс)
для меня не случайная река – я родилась в городе Горячем Ключе, который ещё с 1864 года является известным бальнеологическим курортом – и всё благодаря Псекупсу. До второй половины XIX века на месте города находилось адыгское поселение Псыфаб (на адыгейском языке означает «горячая вода»). А вот у названия реки есть ещё одно, менее известное толкование. Д. Н. Коков в своей книге "Адыгейская (черкесская) ономастика» переводит Псекупс как «река балки черноклёна».
Есть и такой вариант толкования: река (долина) псаков (не путать с Псаки; хотя, отец Джен Псаки – выходец из греческой провинции Мессения… Ох, бывали греки в Колхиде!). Жаль, но кроме Джен Псаки Гугл мне о псаках ничего рассказывать не хочет. Саки – пожалуйста! Тогда я сама пару слов скажу, кто это может быть.
Жили раньше в междуречье Мзымта – Бзыбь племена то ли абхазов, то ли черкесов, которые в 1864 году в полном составе (около 20 000 человек) выселились в Османскую империю вместе с черкесами. Убыхи называли эти племена «джихи». Абхазы джихов и убыхов называли «садзы». До 17 века упоминаний о садзах нет. Но известно, что в 1223 году джики были в составе грузинской армии. С 17 по 18 века между р. Хоста и р.Бзыбь жили псухвцы (псыхъуэ) – верховья Бзыби и Апста, аибга – верховья Псоу, ачипсы (агучипс) – верховья Мзымты, чушгуча – на реке Чужипсы. Все они объединялись под названием адыгского (черкесского) происхождения «мдажьюи». Варианты: мудавей, мдавей, медозюй. Русские их звали «медовеевцы». Есть в городе Сочи район Медовеевка. Так что память осталась. Странно, переводят «мдажьюи» как «люди, рождённые в снегах». Но ведь русские правильно расслышали: медовеи, медведи значит. В Медовеевке до сих пор пчеловодством занимаются...
Кстати, в районе реки Мзымта находится Ахштырская пещера. 70 000 лет назад здесь жили неандертальцы. А 35 000 лет назад пустующую пещеру облюбовали кроманьонцы. Долина реки Псекупс заселена людьми ещё раньше – со времён палеолита, примерно 300 000 лет назад. Это уже археологи «раскопали». Интересно, как они (люди) тогда разговаривали?
Хотелось бы мне ещё о писатах рассказать, но это уже во второй части будет.
Свидетельство о публикации №115040200233
они возникли после распада прошлой цивилизации
и каждая вновь возникшая семья
стремилась выдумать свой язык
для внутреннего общения между своими!
При том есть естественные языки,но они
мало чем отличаются от синтетических,
потому что тоже придуманы позднее!
И есть общий язык,корни которого иногда прослеживаются,
а сам язык утерян в поколениях недоумков и хитрящих
жрецов языка!
Это очень давняя история....
Понравилось произведение,
здесь я попытался ответить на ваше замечание
к моему произведению и написать рецензию заодно!
При внимательном чтении,не во всём соглашаясь,
я почерпнул массу сведений полезных!
Вы очень толково и доходчиво предлагаете
вам верить,приводя необходимые примеры,но ещё
здесь нужен Испанский,Итальяно-Французский
и Германские языки,а также языки Латинской Америки
для полного обоснования вашей мысли,
не говоря об островных языках!
Хорошая компьютерная программа нужна для сравнения
в поисках истинных значений!
Ум человеческий идеолог,а осмысление в деталях
тут необходим механизм посильнее!
С уважением!
Леонид Якутович 16.04.2015 09:01 Заявить о нарушении
История что? Это больше политика, чем правда! А за Державу, между прочим, обидно...
Светлана Каплун 17.04.2015 00:50 Заявить о нарушении