Читаю Прозу

   Сижу, читаю.
   Прошлый год случилась промашка. Я это понял в поезде, возвращаясь из
Москвы. В руках - 150 финалистов, а в грудной клетке - спокойная радость. И от
того, что оказался в славной компании, и от того, сколько же у нас много
достойных поэтов. Но на донышке пряталась досада: "Что же ты, глупец ещё
и финалистов Прозы не приобрёл?"
   Сижу, читаю. Двухтомник. 100 писателей. Довольно непросто это делать. Не
роман, который в юности мог, да и сейчас могу за половину ночи проглотить.
Калейдоскоп. Стилей, географии, времён. Жанров: от сказки до очерка. Нет,
не все тексты одинаково хороши, где-то "Ах", а что-то недотянуто сюжетно.
Одно объединяет - во всех твёрдая рука и приличная русская речь. И читать
ещё долго. От двух до шести авторов за вечер, больше не осилишь. Надо
оторваться, подумать, посмотреть на повествования со стороны.
   Отрываешься, чтобы чаю попить, поговорить, своё что-то черкнуть.
И постепенно проявляется от этого двухтомника аромат саги. Да, да той самой
Саги, которой (IMHO) наша литература не ведает. Скажем, Война и Мир.
Энциклопедична? Да, без всяких сносок. Сага? Нет, срез нарождающегося
русского социума нового времени. Можно рассматривать в лупу книги Шолохова
и Булгакова, Толстого (другого). Это - мы, точнее, наши деды на переломе.
Эпоха. Но саги нет.
    Дальше будут (простите) 4 абзаца трюизмов, литератураведам будет
неинтересно. Четыре абзаца исключительно собственного мнения и наскоро.
О двух эпохах русской словесности.

                Первая.
   Пушкина ждали. Широкой публике не известно, ждал ли сам Гавриила
Романович, но то, как он встрепенулся, услышав звуки молодого сильного
голоса, говорит о многом. Наверняка предполагал. А вот, Никлолай Михайлович
(это хорошо известно) радовался взрослению будущего солнца. Обычно говорят
о влюблённости, как причине частых визитов юного Саши. В хозяйку дома.
Наверное, не без того, но главное - не это. Всякий пишущий скажет, что
покинуть дом, в котором живёт, пульсирует точная и красивая русская речь
очень трудно. Не говорю уж о Василие Андреевиче, этот и вовсе - опекун.
   Ожидание Пушкина говорит о характере первой эпохи современной русской
словесности. Это было соединение изящной культуры и учёности высшего
общества с культурой глубинной, народной. Соединение в одну общую основу
нашей цивилизации, в русский язык. Цензоры Гончаров и Лесков, исследователь
Даль, список можно продолжать долго. Суть одна. Становление русской речи.
Точку этой эпохе ставит поэт Гумилёв, ставит Бунин. Полностью совершенный
язык.

                Вторая.
   Улица безъязыкая - безусловно метафора. Всё не настолько печально. Уже
издана суворинская "Дешёвая бибиотека", а у культурного крестьянина
за божницей рядом с Библией хоронится и томик Пушкина. Уже Есенин живёт
в Москве, а скоро поедет на службу в госпиталь в Царском. Тамбовский
крестьянин выписывает в свой "отруб" (по Столыпину) журналы по коневодству.
Народ уже вполне готов взять в пользование тот самый общий для всех
русский язык. Притом, полуязыка хватает. И два класса церковноприходской -
считаешься грамотеем.
   Но ни Шолохов, ни Климентов - не дикари. Пусть незаконченные, гимназия и
реальное училище для нижних чинов - вполне образование. В настоящее же
образование за ними устремляется множество мальчишек и девчонок. В конце
этой эпохи, эпохи освоения народом всего полного русского языка мы видим
"шестидесятников" и "деревенщиков". Мажоров и мальчиков "от сохи". Но уже
со школой. И в одной, и в другой линии - писатели и поэты мирового класса.
Нет, про регалии не надо. Надо просто открывать книгу и читать. И видеть
главное - у нас к 70-ым сложилась неведомая ранее в России реальность:
читающий народ.

   Не один раз я слышал, да и сам так думал: ждём нового Пушкина. Нет ребята,
уже не будет. Не будет того символа становления языка нового времени. Потому,
что язык уже есть. Один на всех. Но осмысление нового нарождающегося мира
нам необходимо так же, как в начале 19-го века. И новая речь, новые тексты -
на подходе.
   Мы вступаем в новую эпоху. Нас ждёт обрушение авторской гордыни, и
появление невиданного в истории явления. Нас ждёт явление теперь уже
ПИШУЩЕГО НАРОДА.
   И пишем мы Сагу. О себе.


Рецензии
Раз Вы такой дока в прозе, посоветуйте что-нибудь интересное. Только не занудное, не нравоучительное, и, Боже упаси, не религиозное.
А насчет "нового языка"... А нужен ли он, когда и старый-то не многие знают?
http://www.stihi.ru/2014/05/27/4399

Наталия Коненкова   23.04.2015 23:15     Заявить о нарушении
Я - не дока в прозе, более того, будучи человеком естественнонаучного образования, больше интересуюсь лингвистикой, нежели литературоведением.
Я не имел в виду каких-либо гуру, "властителей дум" и т.п. Вообще само слово "гуру" не люблю. Повторюсь, в данном тексте содержится соображение о новом состоянии писательства в русском языке, о явлении Пишущего Народа.

О рекомендациях. Мои вовсе Вам не нужны, на сайте прозару приводится список финалистов премии Писатель года. Убеждён, что профессионалы выбрали замечательных авторов, весьма различающихся по стилю. Того, кто Вам интересен, Вы там найдёте.
О новом состоянии (развитии) русского языка. То, что он развивается и будет развиваться, нам с Вами не подвластно. Динамика языка - закон природы. И язык - не субстрат культуры (минералы и органика), а живая плоть, почва для выращивания плодов и культур.
Будущее русской речи, на мой взгляд - окказионализмы, непрерывное создание новых понятий по законам лингвистики. Интонационная полнота нашего родного языка, думаю, приведёт к тому, что русский станет международным языком интеллектуалов. А до предместья (шанхая) мне и дела нет...

Спасибо!

Владимир Емельяненко   24.04.2015 20:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.