Давайте дружить, зайцы!

Сценарий для детского театра по мотивам русской народной сказки "Сказка о козу лупленой". Автор: ТА Литвинова.
Действующие лица
Дедушка Мазай
Заяц Серый
Заяц Белый
Коза
Дети

Раздается птичье пение, звуки леса. Дети постепенно выходят на сцену, оглядываясь, глядя вверх,взмахивая руками, подражая птицам, поют закличку, сначала один, затем добавляя голоса к общему хору.

Ой вы пташечки, жаворонушки, 
Прилетите к нам во ладонушки.

Принесите к нам весну красную, 
Весну красную, тёпло летечко! Ууу!

Дети: - Здравствуйте, дети! Как же великолепно, что наступила весна, а скоро станет еще теплее! А вы Ребята, хотите, что бы лето поскорее наступило? Тогда, выходите к нам, поднимайте руки повыше к солнышку, как будто расправляете крылья и пойте вместе с нами весеннюю волшебную закличку и не забудьте в конце пропеть, как настоящие птички! (Каждая строчка заклички пропевается дважды сначала её поёт запевала а потом все дети хором.) 

Ой вы пташечки, жаворонушки, 
Прилетите к нам во ладонушки.

Принесите к нам весну красную, 
Весну красную, тёпло летечко! Ууу!

Дети: - Мы не просто к вам пришли, мы вам сказку принесли. А вы сказки любите? Ну что ж, тогда сидите да посиживайте, смотрите да посматривайте, слушайте да послушиваете, а коли мы вас играть позовём, играйте, да поигрывайте! (Во время этих слов дети выставляют атрибуты стол со скатертью лежанку с покрывалом и подушкой, стул, ведро с капустой и морковкой внутри.)
- Во далёкие времена, в стародавние жил да был в одной деревушке дедушка...
На сцену выходит дедушка и тащит за собой двух зайцев, держа их за уши. Зайцы не сопротивляются, но громко айкают и ойкают. Дедушка отпускает зайцев и обращается к зрителям, зайцы прячутся за ним. 
Дедушка: - Здравствуйте, ребята. Зайчата, поприветствуйте ребят. (Зайцы здороваются, после того , как дедушка слегка их подталкивает вперед. Зайцам понравилось здороваться с детьми и они продолжают это делать, пока дедушка их не останавливает. )
Дедушка: - Представляете, ребята, что эти зайчата сотворили! Зайцы снова прячутся за деда. Я сажал картошку, а эти проказники положили в моё ведро (поднимет ведро ) с семенными картофельными клубнями капусту (достаёт капусту, заяц серый её у него забирает и смотрит на неё с аппетитом) и морковку ( дедушка достаёт морковку, заяц белый её у него забирает и смотрит на неё с аппетитом) !
- А ну-ка, длинноухие, признавайтесь, кто это сделал? (Дедушка придвигается, глядя в глаза то одного, то другого зайца. )
Зайцы: - Это не я! Да я, да никогда! Не помню за собой такого! (зайцы активно отнекиваться. )
Дедушка: - Напроказничали, стало быть, и забыли! Ой! Кажется, я и сам что-то забыл... (Обращается к зрителям.)
- Ну конечно же, я же не представился! Ребята, Дедушкой Мозаем меня на деревне кличут, а эти проказники, как вы догадались, мои зайчата. (Дедушка слегка шлёпает зайчат по очереди, те ойкают и айкают так же по очереди и продолжают это делать, пока он их не останавливает.)
Дедушка: ( обращается к зайцам) - А теперь озорники, рассказывайте, зачем вы это сделали? 
Заяц серый: - Дедушка Мазай, капуста дюже вкусная.
Заяц белый: - Дедушка Мазай, морковка очень вкусная! (Зайцы начинают громко спорить друг с другом, что вкуснее их спор переходит в потасовку.)
Заяц серый: - Капуста вкусная !
Заяц белый: - Морковка вкуснее !
Заяц серый: - Капуста вкуснее! (зайцы мутузят друг друга быстро перебирая вытянутыми вперёд лапами, а головы держа подальше друг от друга. )
Дедушка: - Опять вы за свое! (Дедушка за уши разнимает зайчат, те ойкают и айкают. )
Дедушка: - И вот так всегда, чуть что - спорят, дерутся. ( Дедушка отпускает зайчьи уши. )
- Вот озорники, нельзя от них отвернуться! Сколько раз я вам говорил, ЗАЙЦЫ, ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ! (Зайцы мирятся, обнимаются, пляшут, повторяя эту фразу 3 раза, под конец подпрыгивают, обращаются к зрителям.)
Зайцы : - Давай дружить, зайцы! (на руках складывают пальцы зайчиком: большой, безымянный, мизинец вместе, указательный и средний вверх, демонстрируя их зрителям)
Дедушка: - Вот и молодцы, что подружились. Так значит, вы хотели, чтобы я посадил капусту и морковку прямо, как картошку, закопав их в землю.? Ребята, а вы, как думаете, выросли бы плоды в таком случае? (выслушивает ответы детей.) А что же нужно, что бы вырастить урожай моркови и капусты? Правильно ребята, чтобы посадить капусту и морковку, зайчишки, нужны семена.
 Зайцы:  - Дедушка Мазай, а что такое семена? 
Дедушка: (достаёт мешок) - Ну ладно, ладно, длинноухие, так и быть покажу вам. Вот у меня семена всех овощей (лезет рукой в мешок не раскрывая его шарит в нем.)
- А где же семена, нужно нет?! Стало быть, надо мне на базар за ними отправляться. А вы, зайчата, дома оставайтесь, порядок наводите да обед готовьте. (Обращается к зрителям втайне от зайцев)
- Ребята, если эти озорники опять ссориться начнут, скажите им, пожалуйста: «Зайцы, давайте дружить!», они тогда про ссору и думать забудут. (Дедушка уходит. Зайцы машут ему лапами и ушами. )
Заяц серый: Я буду наводить порядок. 
Заяц белый: Я буду наводить порядок!
Заяц серый: Нет, я!
Заяц белый:  Нет, я лучше тебя порядок наведу. 
Заяц серый: Я лучше наведу порядок! (сбрасывает с лежанки подушку на пол) и обед лучше тебя приготовлю!
Заяц белый:  Я лучше тебя умею готовить ! (Зайцы ссорятся наводя беспорядок побуждая детей произнести  «Зайцы давайте дружить» .  Если зрители так и не догадываются подружить зайцев, то возвращается дедушка, потому что забыл взять свой мешок и мирит зайчат, обращаясь к зрителям за помощью, так как рассерженные зайцы его не слышат.) 

Зайцы : (Зайцы мирятся, обнимаются, пляшут, повторяя эту фразу 3 раза, под конец подпрыгивают, обращаются к зрителям.) - Давай дружить, зайцы! (на руках складывают пальцы зайчиком, демонстрируя их зрителям).
Зайцы: - Спасибо, ребята, что помирили нас!
Заяц белый: - Заинька, а давай вместе порядок наводить! (зайка серый соглашается. Зайцы дружно наводят порядок, раскладывая то, что раскидали, по местам).
Заяц серый: - Заинька, а давай теперь вместе приготовим что-нибудь вкусное-превкусное (мечтательно), капусту, например!
Заяц белый:  - Это почему это капусту, (рассерженно) давай приготовим морковку, она вкуснее! (зайцы снова начинают спорить и устраивают потасовку, побуждая зрителей снова их помирить. Как и раньше зайцы мирятся, благодарят зрителей).
Зайцы: - Ребята, но что же нам делать, что же приготовить, посоветуйте! Какие вы знаете вкусные блюда из моркови и капусты? (Зайцы выслушивают советы детей благодарят и решают приготовить квашенную капусту. )
Зайцы: - Ребята мы будем с Заинькой готовить, а вы нам помогайте! (Зайцы рассказывают стишок и выполняют с детьми действия согласно тексту. )
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

Заяц серый: Я буду рубить капусту!
Заяц белый:  А я - тереть морковь! Вот дедушка Мазай обрадуется. Начинаем! (Зайцы вместе с детьми в соответствии с текстом выполняют каждый свои действия, затем один солит другой жмет настоящие капусту и морковь. Стишок повторяется три раза. Зайцы демонстрируют салат детям, благодарят детей за помощь. 
Зайцы: -  Ай да мы все! Ай да молодцы! (Раздается стук в дверь. )
- Дедушка Мазай вернулся!
Дедушка:  - Зайчишки, помогите мне скорей! (Зайцы уходят возвращаются с дедушкой помогая ему вести козу. Укладывают её на лежанку.)
Дедушка:  Присяду-ка я отдохну. 
Зайцы: (обращаясь друг к другу) - Какие семена тяжелые и какие большие!
Заяц белый:  - За то, какая огромная вырастит морковка!
Заяц серый: - Это не морковка вырастит, а капуста! (косятся в сторону козы. Начинают спорить и конечно опять устраивают потасовку. Д их за уши разнимает. )
Дедушка: (вместе со зрителями) - Зайцы , давайте дружить! Ну что же вы опять не поделили? 
Зайцы: - Дедушка, а это семена морковки или капусты? (показывают на козу.)
Дедушка:  Вот смешные зайчата! Это не семена а коза. А семена разные я принес вот в мешке (демонстрирует его зайцам.) Но сначала, давайте попробуем вашу стряпню. (Зайцы радостно вместе несут ему квашенную капусту. Дедушка пробует.) 
Дедушка: - Чего то не хватает... 
Зайцы: -Мы все положили! Мы с ребятами тебе квашенную капусту приготовили, правда ребята. 
Дедушка:  - Понятно! ваша квашенная капуста еще не успела скваситься! Только после этого её можно кушать. Не расстраивайтесь зайчата, мы её потом съедим! А сейчас давайте семена для посадки выбирать. (Дедушка раскладывает на столе мешочки с семенами берет решето садится на стул. )
 - Посажу ка я...
Заяц серый: - Капустку!
Дедушка:  _Ну ладно, давай посадим капустку, клади семена в решето. (Заяц с радостью кладет семена в решето.)
Дедушка: - Посажука я...
Заяц белый:  - Морковку!
Дедушка:  - Ну ладно, давай посадим морковку, клади семена в решето.  (Заяц с радостью кладет семена в решето. )
Дедушка:  - Посажу-ка я свеклу...
Заяц серый: - А может капустку? (Заяц серый предлагает дедушке семена капустки.)
Дедушка: - А я говорю свеклу! 
Заяц серый: - Ну ладно. (Руку с семенами капусты заяц прячет за спину, достает из мешочки семена свеклы, кладет в решето. Дедушка его хвалит, гладит по голове.  В это время Заяц с кладет в решето семена капусты, которые прятал до этих пор за спиной. )
Дедушка:  - Посажу-ка я репку... 
Заяц серый: - А может морковку.? (Заяц белый предлагает дедушке семена моркови.)
Дедушка: - А я говорю репку!
Заяц серый: - Ну ладно. (Руку с семенами моркови заяц прячет за спину, достает из мешочка семена репы, кладет в решето. Дедушка его хвалит, гладит по голове. Вэто время Заяц с кладет в решето семена моркови, которые прятал до этих пор за спиной. )
Дедушка: - Посажу-ка я огурцы...
Зайцы: (одновременно) - А может капустку и морковку? ( Зайцы предлагает дедушке семена капустки и моркови.)
Дедушка:  - А я говорю огурцы!
Зайцы: (хором) - Ну ладно. (Руки с семенами капусты моркови прячут за спину, достают из мешочка семена огурцов, кладут в решето. Дедушка их хвалит, гладит по голове,  в это время Зайцы кладут в решето семена капусты и моркови, которые прятали за спиной. )
Дедушка:  (смотрит в решето) - Чудеса в решете! Это почему же у меня столько много семян моркови и капусты? (Обращается к зайцам Зайцы активно отнекиваются, прикладывая пальцы к губам просят детей их не выдавать.)
- Да я же не сержусь! Кто провинился, сам пусть и признается. (Зайцы сознаются, извиняются.)
Заяц серый:- Дедушка Мазай, капуста дюже вкусная.
Заяц белый:  - Дедушка Мазай, морковка очень вкусная! 
Дедушка: - Так и быть, посадим и эти семена, только тогда нам помощь понадобится! Просите ребят пусть с нами в хоровод встают старинный обрядовый чтобы на славу уродился наш урожай. А вы ребята слушайте слова повторяйте с зайчатами, но самое главное в хороводе руки не расцепляйте, тогда и урожай наш будет крепким, богатым и вкусным. (Проводится игра «Капустка»).

Уж мы вьем мы вьем капустоньку,
Да завиваем золотой кочешок,
Да завиваем приговариваем:

Вейся завейся капустка,
Вейся завейся белая.
Как мне капустке не виться,
Белою вилою не ломиться -
Выпал частый дождик 
Сильно поливает,
Белую капустку питает.

Вейся развелся капустка,
Вейся развелся белая.
Как мне капустке не виться, 
Белою вилою не ломиться -
Солнышко сияет,
Ясное согревает,
Белую капусту поднимает.
Вейся завейся капустка!

Дедушка и Зайцы благодарят детей, все садятся на свои места.
Дедушка:  - Зайчата, берите сито с семенами, идем теперь на огород. (Уходят. Коза встаёт, тревожно мекает, озирается по сторонам, испуганно обходит лежанку, стол и всем своим видом даёт понять, что она очень хочет пить и очень хочет есть. При этом Коза рассказывает свою приговорку с эмоцией страха.)
Я коза-дереза
Ножками топ топ,
Глазками хлоп хлоп, 
Рожками заколю,
Хвостиком замету. Ме-е-е!

Коза: - Закроюка я дверь. Чик-трак. (Коза прячется за лежанкой, выглядывая из-за нее. Возвращается Заяц  серый, ищет свой совочек, находит, ищет свои грабельки, находит, ищет свою леечку.)
Заяц серый: - Где же моя леечка? А, я же её оставил за дверью! (Заяц подходит двери, руки заняты совочком и грабельками, боком пытается толкнуть дверь, та не поддается.  Заяц удивленно хмыкает, пытается толкнуть дверь сильнее, дверь опять не поддается. )
Заяц серый: - Странно! (заяц поворачивается спиной к двери и со всего маху пытается её открыть, дверь не поддается.)
Заяц серый: - Дверь закрыта... Кто же мог её закрыть? А, может быть, заинька! 
Заяц серый: - Заинька! (серый заяц несколько раз зовёт Заиньку белого, глядя на дверь. Заяц белый в это время к нему подходит и трогает за плечо.) 
Заяц белый:  - Ты меня звал? (Заяц серый подпрыгивает от неожиданности.) 
Заяц серый: - Разве ты не дома? 
Заяц белый:  (в недоуменнии оглядывает Зайца серого) - А, так тебе дверь помочь открыть. (Точно так же, как и серый Заяц  Заяц белый пытается открыть дверь - у него тоже не получается.)
Зайцы: (хором) - Закрыто! (обращаются к зрителям)
- Ребята, кто закрыл дверь?
Зайцы: (хором) - Коза? 
Заяц серый: - Ну коза, погоди! Тебе не сдобровать!
Заяц белый:  (обращается к зрителям) - Как же нам открыть дверь? (Заяц серый идёт направо и спрашивает у зрителей совета, озвучивая негативные советы детей, например «Сломать дверь», «Разбить окно», выбирает самых активных помощников и идет с ними к двери.  Заяц белый идет в левую сторону и расспрашивает детей о Козе, наводя их на мысль о том что, коза может быть испугана, может быть голодной и испытывать жажду.) 
Заяц белый:  Ребята а она веслая или испугана? Что коза делает, может она очень хочет пить, может она хочет есть?
Заяц серый:  - Заинька иди к нам помогать! Сейчас мы будем ломать дверь! Смотри сколько я помощников привел!
Заяц белый:  - Нивкоем случае! А как же мы тогда будем жить?! В доме без двери будет холодно!
Заяц серый: (обращается к своим помощникам) Ребята дверь ломать не будем! Как же мы будем жить в доме без дверей, нам же будет холодно?! (ломатели садятся на свои места.)
Заяц серый: Я придумал! Ребята, я буду стучать стучать в дверь, а вы - хлопайте из-зо всех сил! Коза испугается и откроет дверь! Договорились! (заяц стучит в дверь, а дети хлопают в ладоши.)
Заяц серый: (кричит ) - Коза, открой дверь!
Коза: (испуганно выглядывая изза лежанки) — М-е-е-е, не открою.
Заяц серый: - Опять не открыла! Ребята, я буду в дверь стучать, а вы - хлопайте и топайте, тогда коза еще больше испугается и точно откроет! (Дети с Зайцем серым шумят, коза всё так же не открывает.)
Заяц серый: - Заинька, коза не открывает!
Заяц Белый: - Конечно не откроет. Мне ребята сказали что коза очень напугана, вот и не открывает. Может быть надо с ней ласково поговорить? Ребята а как же ласково можно попросить козу? (Заяц белый выслушивает советы детей, благодарит, обращается к козе, повторяя их слова.)
Заяц белый:  Козочка, милая, хорошая, открой, пожалуйста, дверь! (произнося свое обращение к козе Заяц белый делает какое-либо действие, например, реверанс или складывает ладони перед грудью.)
Коза: (выглядывая) -  Никакая я не Милая и никакая я нехорошая а неумытая и нерасчесаная.
Заяц белый:  - Козочка, а ты набери водицы в ушате, умойся а рядом с ушатом гребешок лежит - можешь расчесаться!  (Коза умывается, расчесывает свою бородку, довольная собой любуется в зеркальце.)
Заяц белый:  - Козочка милая хорошая ты умылась?
Коза: -  Умылась!
Заяцы: Козочка, милая, ты рас чесалась?
Коза: - Расчесалась!
Заяцы: Открой пожалуйста дверь
Коза: - Не открою
Заяц серый:- Вот видишь, коза твоя, (передразнивает Зайца белого, выполняя то же самое движение, но преувеличивая) милая, хорошая, не открывает! Придётся дверь ломать!
Заяц белый:  - Подожди ломать. Ломать легко, построить куда труднее. Ребята мне сказали, что коза голодна и пить хочет, может поэтому она такая упрямая.
Заяц белый:  - Козочка, милая, а ты сегодня пила ли, ела ли?
Коза: - Ме-е-е. Нет, не пила, не ела!
Заяц белый:  - Козочка, там на скамеечке кувшин с водою ключевой, можешь попить. А под скамеечкой моя морковка, очень вкусная, можешь, (вздыхает с сожалением) можешь её скушать. (Коза находит кувшин пьет. Находит морковь съедает.)
Заяц белый:  (обращается к Зайцу серому) — Заинька, коза большая, а морковка маленькая - она не наестся!
Заяц серый: - Эх, ну ладно. Коза, там под лежанкой капуста лежит, очень пре-очень превкусная. Её тоже можешь съесть.
Заяц белый:  -Козочка, милая, хорошая, ты попила, поела? (коза дожевывая соглашается) Открой, пожалуйста, дверь.
Коза: -  Ме-е-е, не открою.
Заяц серый: - Коза твоя, (опять передразнивает Зайца белого, выполняя то же самое движение, еще больше преувеличивая) милая, хорошая, не открывает!
Заяц белый: - Не открывает! А может быть, ей все еще страшно и грустно, она же там одна-одинешенька. Ребята, а может нам с ней поиграть? Когда я играю, то мне всегда весело! Девочки, какие вы знаете игры, а вы, мальчики, какие любите игры? (дети называют игры Заинька Белая предлагает эти игры Козе.)
Заяц белый:  - Козочка, милая, а давай поиграем в прятки, салки, жмурки, кошки мышки... (коза отказывается).
Заяц серый: (сердито) -У,  коза-дереза!
Заяц белый: ( думая, что это название игры, обращается к козе) — Козочка, милая, хорошая, а давай поиграем в Козу-дерезу?
Коза: -  М-е-е-е, давайте! (выходит из-за лежанки, открывает дверь. Зайцы убегают в сторону, коза весело рассказывает свою приговорку.)
Я коза-дереза
Ножками топ топ,
Глазками хлоп хлоп, 
Рожками заколю,
Хвостиком замету. Ме-е-е!
Заяц белый: - Ребята, давайте с козой поиграем, будем её ласково спрашивать!
- Козочка милая а ты сегодня спала?
Коза: -  Спала!
Зайцы: (вместе с детьми ближе подходят к козе) — Козочка, милая, а ты сегодня пила?
Коза: -  Пила!
Зайцы: (гладя козу по спине, плечам)  - Козочка, милая, а ты сегодня ела?
Коза: -  Ела!
Зайцы: - Козочка, милая, а зачем ты к нам пришла?
Коза: -  Чтобы с вами поиграть, чтобы вас догонять! (Коза догоняет детей бодая их руками сложенными козой (указательный и мизинец прямые остальные пальцы подогнуты).
Зайцы: - Дети убегаем от козы и садимся на свои места! (Игра повторяется второй раз. Коза выбирает водящего. Он сердито произносит приговорку. Играющие убегают подальше от водящего, затем, задавая вопросы и предлагая козе что-то хорошее, подходят ближе, гладят её.)
Все:- Козочка, милая, а ты сегодня спала?
Водящий:  - Нет, не спала!
Все: - Козочка, милая, вот тебе подушечка. Козочка, милая, а ты сегодня пила?
Водящий: -  Нет не пила!
Все: Козочка, вот тебе водичка ключевая. Козочка, милая, а ты сегодня ела?
Водящий:нет не ела!
Все: - Козочка, милая, вот тебе морковка, капуста. (Зайцы и дети подходят к Козе гладит её.) - Козочка, милая, а зачем ты сюда пришла?
Водящий: -  Чтобы с вами играть, чтобы вас догонять! (Догоняет детей, бодая их козой, сложенной из пальцев.)
Коза:  - Спасибо вам ребята, Спасибо вам, зайчата, очень весело с вами играть! Простите меня, что я вам не открывала дверь! Очень мне было страшно, а теперь я вас не боюсь! Вы очень хорошие зайчики!(Дедушка возвращается)
Дедушка:  -Это кто это тут хорошие зайчики?
Заяц серый: - Дедушка Мазай, это я хороший заяц!
Заяц белый:  Вот уж нетуж-ки ,это я хороший заяц!
Заяц серый: - Я лучше! (зайцы снова устраивают потасовку.)
Дедушка и коза: - Опять вы за своё! Зайцы, давайте дружить! (Зайцы снова мирятся еще каким-нибудь новым способом)
Зайцы: - Дедушка, а мы с козой подружились!  (Зайцы берут козу за руки, вместе приплясывают)
Дедушка: - Вот и молодцы, потому что сказка наша подошла к концу. Нам пора прощаться с ребятами.  Козочка, зайчата, может хотите пожелать что-нибудь детям на прощанье?
Зайцы и коза: - До свидание ребята, с вами было весело! Дети, давайте дружить! Давайте дружить! Давайте дружить! (общий поклон).
Конец.


Рецензии