Петроградская Мадонна
(поэтические философемы,
Реплики, эссе)
28.03.2015
Петроградская мадонна
(штрихи к портрету времени)
Эпиграф:
Но лишь коснусь стекла рукой
И тут же тает образ твой, Мадонна.
Глаза закрою, снова мне
Вода рисует на окне печаль твою, Мадонна.
Но небесный образ твой
И бесплотный, и живой
Зря рисует эта ночь, Мадонна.
Как прекрасен этот сон,
Сквозь безмолвие времён
Ты всю жизнь ко мне идёшь, Мадонна.
Музыка Игоря Крутого, слова Риммы Казаковой, песня «Мадонна», 1987 год.
***
Петроградская мадонна,
Киевлянок дерзкий лад –
Минск любезен под короной
Звезд…осенний листопад
Белоруссию украсил,
Дуб грустит, но весел ясень.
Праздничные мысли просят,
Что б никто им не мешал
Влиться в ангельскую осень,
Ближе к звездам стать
И с ними в срок попасть на карнавал.
Резюме:
У замечательного художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина есть картина – это «Петроградская мадонна». Зритель и время – что он видит? На него смотрит женщина – в ее руках дитя, но за спиной огромный город – высокое здание и множество людей. Да, Мадонна не существует в пустоте, ее современники уже приняли революцию и живут ею.
Да, революция творит новый сильный характер, новый труд, новую « картину мира», новые отношения, новую красоту и справедливость.
Советский человек – оттуда. Против него будут бороться капиталисты всех стран.
Уточним, что собой представляет современный капитализм? Ответ дан в «Петроградской Мадонне». Капитализм – уходящая эпоха – хитрая, коварная, лицемерная композиция из вещей и машин, из пустоты денежной и собственнической лихорадки.
По вине капитализма человеческий род опаздывает в будущее, уничтожает недра планеты, обрекает ее бедное большинство на интеллектуально-физическую деградацию. Как же все это совместить с благополучными имиджами Парижа, Вашингтона, Сиднея? Никак.
Капиталистический монополизм преступен в своих биржевых ажиотажах и лицемерном парламентаризме, что раскрывается на примере дисбаланса в жизни двух сотен государств, существующих на планете Земля.
Только одни Соединенные Штаты потребляют 40% полезных ископаемых планеты и 70% электроэнергии, вырабатываемой на Земле. Нетрудно подсчитать, что же приходится на долю других стран и народов. Как могло получиться, что тысячелетия не научили людей нравственному максимализму?
По сей день одни живут за счет других, исповедуя принцип «шайки». На это обратил внимание великий Тагор, раскрывая низменную сущность эксплуататорского кодекса. Подчеркнем, что это кодекс шайки. Тагор прав:
Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга.
Рабиндранат Тагор (1861 – 1941) – индийский писатель и общественный деятель.
Р.S.
«Петроградская Мадонна» К. С. Петрова-Водкина (1878 – 1939) и ее предтеча «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти ( 1487 – 1520) – два прекрасных образа, которые живут в мировом пространстве, как шедевры гения любви, как чудесная философия проницательности. Женщина создает мир людей.
Любовь – это интересная книга, которую пишут двое, в их числе – Мадонна, воспетая гениями Ренессанса и других эпох.
Высокий образ женщины вдохновляет философа, музыканта, поэта, драматурга, историка, художника. Джоконда и Дульцинея, Лаура и Ассоль – кто они?
Счастливец пишет:
Я знаю, жребий мой измерен,
Но что б продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Александр Сергеевич Пушкин.
Счастливец пишет:
Тусклое здесь электричество,
С крыши сочится вода,
Женщина, ваше величество,
Как вы попали сюда.
Булат Окуджава.
Счастливец пишет:
Вижу тень наискосок,
Рыжий берег с полоской ила
Я готов целовать песок,
По которому ты ходила.
Владимир Маркин.
Счастливец пишет:
Я вас любил,
Любовь еще быть может
В моей душе угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем…
Александр Сергеевич Пушкин.
Культ прекрасной дамы возвращает нас к самим себе, к настоящему времени. Новые влюбленные творят новые культы красоты, любви, счастья.
И все это благословляют образ и тайна загадочной Мадонны.
1.04.2015
Свидетельство о публикации №115040103661