Такое не забывается
Я закончил исторический факультет ХГУ и получил направление в одну из школ Луганской области. Представился директору школы. Она мне сообщила, что мне предстоит преподавать за отсутствующих двух учителей. Один историк ушёл из школы, а другая – инвалид Великой Отечественной войны – легла на обследование в госпиталь и пробудет там до нового года. «Ничего, - успокоила она, - больше денег заработаете».
И вот мой первый урок истории в 11-А классе. Зашёл, поздоровался, представился. Все девушки в школьной форме – коричневые платья, белые фартушки, в волосах бантики… Залюбуешься!
Взял список класса в руки, знакомлюсь персонально. Их всех 27 – разве сразу запомнишь. А они тоже изучающе смотрят на меня… Ну да ладно, разглядывайте – куда от вас денешься?
Сообщил о том, как собираюсь строить уроки. Конспекты вести обязательно потому что буду давать материала больше, чем даёт учебник. Кроме того, конспект вам пригодится для рецензий. Один отвечает у доски, а все сидящие на местах должны следить за ответом по своему конспекту и по учебнику. Когда ваш товарищ закончит ответ, я подниму любого из вас сказать, что сказано верно, что нет, что вообще упущено. За это рецензент тоже получит оценку. Вижу удивление на глазах. Что за ним?
Изложил новый материал и спросил есть ли ко мне вопросы. Смотрят и молчат.
Точно так же прошёл первый урок и в 11-Б классе.
- 2 –
Через два дня я пришёл проводить второй урок истории в 11-А класс. Волновался – выучили ли урок мои новые ученики. Задал вопрос и предложил получить первую оценку. Добровольцев не оказалось Тогда я начал вызывать по списку. Попало так, что первые восемь девушек были первыми в списке. Ни одна из низ не была готова отвечать. Я смотрел на них с непониманием, они на меня с каким-то любопытством. Тогда я обратился к ребятам с такими словами:
-- Ребята, девичий батальон, видимо, не желает, чтобы у меня сложилось приятное впечатление о школе, в которую я прибыл работать. Надежда на вас. Выручайте.
И вдруг замечаю, что все девушки повернули головы в сторону одного юноши. Он понял, что от него хотят и пошёл «добровольно» отвечать. Я понял, что тут есть какие-то хитрости. Ну да ладно. Поработаем – увидим. Лёша ответил на твёрдую четвёрку. И тогда я обратился к девушкам:
-- Я мог бы всем, кто не выучил урок, поставить двойки. Но мне гораздо приятнее ставить пятёрки, тем более, что это первая пятёрка, которую я поставлю в своей учительской работе. И я поставил Лёше пятёрку. Наблюдаю. Все довольны, все улыбаются. Значит, я поступил правильно.
-- 3 –
Следующий 11-Б класс. Что меня ждёт здесь? Я понял, что от этих почти взрослых людей можно ожидать подвохов. И я внутренне приготовился к этому.
Когда я на прошлом уроке знакомился с этим классом, я обратил внимание, что из 13 девушек четыре Светы. Этот факт меня тогда побудил запомнить где они сидят. Начал урок. Вызываю отвечать Чередник Раю. Я её не запомнил. Но вот поднимается Света и идёт отвечать. Что это значит? Как мне на это реагировать?
А может я ошибся… Ладно, спокойно, молодой учитель… Пока отвечала Света под видом Раи, я прошёл между рядами парт, якобы проверяя как готовятся рецензенты. Остановился на секунду возле Светиной соседки и увидел дневник Чередник Раисы. Всё верно. Буду подыгрывать. Света закончила ответ. Я не стал выслушивать рецензента, а позвал соседку Светы к доске.
-- Итак, девушки. Ситуация такова – ответ девушки отличный. Да вот неувязочка. Она Света, а не Рая. У Светы расширились глаза и стали пунцовыми щёки. Она, как рыба, хватала ртом воздух. Видимо, заговорила совесть. И я коротко подвёл итог:
-- Вот теперь, девушки, вас всю жизнь будет мучить совесть, что вы хотели обмануть учителя, который пришёл дать вам знания. Пришёл к вам с добрым сердцем, а вы... Ты, Света ответила на отлично, но я тебе оценки не поставлю. А ты, Рая, могла бы перед уроком предупредить меня, что была причина не выучить урок. Я бы тебя понял. Садитесь.
Девушки только сели, сразу обе подняли руку. Я выслушал их. Они просили простить их. Я простил. И вдруг голос юноши из предпоследней парты.:
-- А как вы догадались, что это не Рая, а Света?
Я сказал, что ничего в этом сложного нет и рассказал правду, как я это узнал. Многие удивлённо смотрели на меня. В классе стояла гробовая тишина.
-- 4 –
Постепенно всё наладилось. Я выдержал экзамены у своих учеников. В конце сентября установилась прекрасная погода, и два одиннадцатых класса предложили мне провести с ними выходной на поляне за посёлком. «Уж не отлупить ли меня хотят», - мелькнула мысль. Но я согласился. По пути на поляну комсорг 11-А Нина обещала рассказать мне что-то интересное. Пришли на поляну. Разложили костер. Смотрю Саша несёт картошку бросать в костёр. Я остановил его и спросил, что он собирается делать. Он ответил, что хочет напечь картошки. Я объяснил, что картошка так только обуглится и научил как делать это правильно. Они были удивлены, а я удивился их удивлению. Это как-то ближе расположило их ко мне. И вот они расселись около меня и та же Нина стала рассказывать обещанное:
-- До вашего появления в нашей школе у нас преподавал историю Василий Васильевич. Мы его очень не любили. Он был, как мешок с опилками. Одежда всегда измята. Часто не бритый. Иногда несло перегаром. Нас он не знал ни по фамилиям, ни по имени. Именно поэтому Аня ходила отвечать вместо Зины и т.д.
А преподавал он нам так – садился за стол, брал в руки учебник, читал абзац параграфа и «объяснял» Он никогда не успевал «объяснять» потому что раздавался звонок с урока. И вот за всё это мы решили поиздеваться над ним. Мы мелом написали на его стуле слово вверх ногами. Он сел «объяснять» материал. На его штанах отпечаталось слово «ТЮФЯК». Завуч нас за это сильно журила, но зато мы больше не видели этого учителя в школе. А когда пришли вы, мы решили проверить какой вы есть. Не пришёл ли к нам новый Василий Васильевич. Потому и отвечать отказывались и Света пошла отвечать вместо Раи… Но вы нас своими действиями убедили, что вы не Василий Васильевич, и мы обещаем вам старательно учиться. Слёзы навернулись на мои глаза и комок застрял в горле, но я сдержался.
-- 5 –
Прошло пять лет после окончания школы моими экзаменаторами. Они собрались на встречу. Я уже работал директором школы в другом посёлке, но они нашли меня и пригласили на встречу. Я поехал и, как оказалось, не зря. Я узнал ещё о двух фактах до того не известных мне. И снова слово взяла бывший комсорг 11-А класса Нина.
-- Помните ли вы, - обратилась она ко мне, - как восемь наших девчат отказались отвечать урок? Все мы отлично знали материал, но проверяли вас. Василий Васильевич сразу бы нам поставил двойки, а вы сказали, что вам приятнее ставить пятёрки, а не двойки. Вы этим нас покорили. Мы влюбились в вас. А одна из нас сказала, что хотела бы иметь такого учителя своим мужем. Но «разведка доложила точно», что вы женатый и у вас есть семимесячная дочурка. И мы поутихли. Но это ещё не всё. По окончанию школы мы по три человека от класса поехали в Воронеж поступать в пединститут на исторический факультет. Приёмная комиссия была удивлена, что сразу шесть человек из одной школы поступают на истфак. Не всем нам повезло. Поступило двое, а остальные не набрали нужных баллов. Остальное каждый расскажет о себе. К сожалению, нет сегодня здесь той, что хотела иметь своим мужем такого учителя. Она как раз на днях родила уже третьего ребёнка.
Да, такое не забывается.
31 марта 2015 года.
Белгород.
Свидетельство о публикации №115040102179
История в меня никогда не вмещалась, но как-то на четвёрку набралось в аттестат. Любила математику.
Харьков - мой родной город. ХГУ - знаком...
Спасибо за интересные произведения.
Всего доброго,
Антонина
А.Назаренко 12.07.2020 05:24 Заявить о нарушении