Иди по воде!

ИДИ ПО ВОДЕ!
(ХАБАРОВ)

Третий рукотворный храм
С виду – в точности Ковчег.
Ной был пьяницей. Но Хам
ввёл нас в двадцать первый век.

Стабильный, как Чен Сар Хусейн -
он входит в храм, который
погружается в бассейн.

Хор поёт.
Слеп и горд народ.
Но рано или поздно
волна пробьёт борт.
Суть камней –
уверенность в завтрашнем дне…
Ей-ей!

Кто всех судил,
будет сам осуждённым.
Не трать зря сил,
не верь мертворождённым.
Страхи к могиле ведут,
а гнев и злоба к беде…
Выброси посох и кнут,
иди по воде!

Встретил Лота Авраам:
- Ну как Гоморра? Как Содом?
- Эх! Нет конца моим слезам.
Море соли. Тьма кругом.

Зыбучий, словно Нил и Рейн –
на шторм и бурю скорый,
поглотивший храм – бассейн.

Нефть и грунт.
Лгут и там и тут.
Гунны в коммунах
луки гнут.
Суть чумы –
уверенность в силе войны...
Увы!

Кто был первым,
тот будет последним.
Не растрачивай нервы,
не верь всяким бредням.
Душу нельзя уберечь
без милости на суде.
Выброси жезл и меч,
иди по воде
к Тому, кто может спасти;
кто выше любых властей;
к Тому, чьим плодам расти;
чей путь – это путь страстей,
любви и радости.

Иди по воде!

****

(март 2015)





Вера – наука хождения по воде
(Алексей Хабаров)

Я не хотел бы сейчас говорить о том, как брахман аксиоматического платонизма децентрализует исламский детерминизм мировоззренческого вакуума космологической деструкции ассоциативного хаоса антологии, посредством лингвистического генетического древа схоластической дисфункции центрального аппарата детского церебрального паралича адогматического эволюционизма философского суждения о креационизме с позиции дедуктивного метода Холмса, выкалывающего одиссеевскому циклопу его единственный индуктивный глаз катастрофической структуры сознания великих предков. Ибо это архи тривиально, рационально постижимо, а по правде говоря – бессмысленно и бесполезно. Согласитесь, что это какой-то высокопарный бред!..
Я же – хотел поговорить о другом.
Я хотел бы поговорить о вере, как о науке хождения по воде.
Поговорить о покаянии, как об изменении жестоковыйного многоразумного ума, который утверждает, что ходить по воде невозможно.
Я хотел бы поговорить об умалении себя до состояния младенца, до состояния tabula rasa, дабы в своём сердце дать сотворить Богу всё новое. Чтобы, прося у Него мудрости «с верою нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой»(1), возрасти во Христе для поклонения и служения Отцу в Духе и Истине.

Итак, вера – наука хождения по воде.

- Что же это, Господи?! Земля разверзлась, и из глубин её хлещут наружу потоки воды.
С мрачных, тяжёлых небес беспрестанно льётся сильный дождь. Жестокий ветер свирепо гудит и завывает сердито. А я, раб ничего не стоящий, тщетно пытаюсь найти опору для ног своих, дабы устоять! Вот он – жалкий клочок земли, оставшийся от былого величия грандиозного материка! Но смотри, Господи, и он затопляется водой, и я тону!
Господи! Спаси меня! - кричу я.
- Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, товарищ! - слышится чей-то знакомый картавый голос, который тут же, будто бы захлебнувшись, замолкает.
- А ты не ной, друг Мой… - доносится голос Господа из среды бури.
- Да уж, Господи, я не Ной… - бултыхаясь в воде, печально восклицаю я.
- Ха! Хватит ныть, говорю! – Смеётся на это Господь. – Ободрись, маловерный и держись за руку!

Я хватаю Его руку, и Он вытаскивает меня из водной пучины. Несколько минут мы молча идём по волнам к лодке, в которой сидят несколько человек.
Когда же вошли мы в лодку, ветер утих.

- Спасибо Тебе, Господи! Спасибо Тебе! - нарушаю я благословенную тишину.
- Садись, обедай. - Говорит Господь, берет хлеб и рыбу, и передает мне.

Когда же обедали, я с отверстым сердцем обратился к Нему:

- Знаешь, Господи, «одна милая преподавательница в семинарии написала на меня донос, что я рассказываю студентам про теорию эволюции в положительном ключе: содержательно и аргументировано. Вот кажется ей, что это противоречит позиции Православной Церкви...
В общем, сегодня мне запретили разговаривать со студентами о теории эволюции. Сказали, что думать я там могу, что угодно, но с семинаристами на эту тему говорить не должен»(2).

- Жаль, что такое происходит, - сказал Блаженный Августин, сидевший со мной рядом, - ведь «весьма часто случается, что даже и нехристианин знает кое-что о земле, небе и остальных элементах видимого мира.… Знает притом так, что защищает это знание не только очевиднейшими доводами, но и опытами. Между тем крайне позорно, даже гибельно и в высшей степени опасно, что какой-нибудь неверный, едва-едва удерживается от смеха, слыша, как христианин, говоря о подобных предметах якобы на основании христианских писаний, несет такой вздор, что, как говорится, блуждает глазами по всему небу»(3).

- Да уж…. Печально, что эти яростные поборники «Божьей воли», - говорю я, - у которых стёрлись все различия между духовной и научной литературой, поэзией и прозой, театром и жизнью, кинематографом и политикой, с самоуверенностью Незнайки на Луне, заявляют: «В Библии – главном источнике Божественного Откровения, не только нигде нет указаний на какое-либо движение или вращение Земли, но напротив – Библия утверждает совершенно иную космологию, а именно: Земля – это неподвижный центр и ось вращения Вселенной»(4).

- Вот она – слепая вера в Библию! – Восклицает Барт Эрман. – А ведь это новомодное «создание концепции веры в Библию (что предполагает в какой-то степени безошибочность Писания) является одним из радикальных отступлений от идей традиционных утверждений христианского вероучения. Христианские мыслители на протяжении большей части истории смотрели бы на такое учение, как на теологическую бессмыслицу. Или богохульство. Библия никогда не была объектом веры. Таковым был Бог через Христа. Быть христианином значит верить во Христа, а не в Библию...»(5)

- «Если и есть различие между явно исповедующими православие и отрицающими его, то не в пользу первых. – С болью в голосе продолжает Лев Толстой. – Явное признание и исповедание православия большею частью встречается в людях тупых, жестоких и безнравственных, но считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречаются в людях, признающих себя неверующими»(6).
- Это всё потому, – Проговорил Александр Шмеман, – что «в наши дни очень часто говорят о вере, о религии, о христианстве прежде всего в плане безличном, объективном, догматическом. Между тем вера по самой природе и сущности своей есть нечто глубоко личное, и только в личности и личном опыте она и живет по-настоящему. Только тогда, когда то или иное учение Церкви, тот или иной догмат, то есть утверждение некой истины, становится моей верой и моим опытом и, следовательно, главным содержанием моей жизни, только тогда вера эта живет. Враги же её пытаются свести спор о вере и о религии к какому-то научному спору, разбить верующих научными аргументами. Но веру нельзя доказать, о ней можно рассказать. И таким рассказом о вере, а отнюдь не научной сводкой о фактах, является, в сущности, Евангелие. Это передача именно своего опыта теми, кто видели и слышали Христа, и поверили Ему, и полюбили Его так, что Он стал их жизнью»(7).
И тогда Господь спросил меня:
- Друг мой! Любишь ли ты Меня?
- «Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя»(8), - ответил я. – Ты помнишь, Господи, как я, подобно Августину, кричал «с искаженным лицом, в смятении ума: «Что ж это с нами? Поднимаются неучи и похищают Царство Небесное, а мы – вот – с нашей бездушной наукой – и валяемся в плотской грязи!»(9)
Тогда Господь сказал:
- «Паси овец Моих»(10).
- «Господи, Ты Царь мой и Бог мой, и да служит Тебе всё доброе, чему я выучился…, да служит Тебе и слово мое и писание и чтение и счет»(11), - воскликнул я, и в этот момент лодка уткнулась носом во что-то твердое. Обернувшись, я увидел, что мы причалили к какому-то берегу.

И, вытащив лодку на берег, последовали за Ним. И «тотчас жители, узнав Господа, обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он находился. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы прикоснуться им хотя бы к краю одежды Его; и те, которые прикасались к Нему, исцелялись»(12).

(1) Иак. 1:6
(2) Реальный случай, произошедший со священником Самарской Духовной Семинарии в 2014 году
(3) Августин Блаженный «О книге Бытия»
(4) Дмитрий Энтео, лидер организации «Божья Воля»
(5) Барт Эрман «Jesus Saves, Not the Bible»
(6) Лев Толстой «Исповедь»
(7) Александр Шмеман «О личном опыте веры»
(8) Ин. 21:17
(9) Августин Блаженный «Исповедь»
(10) Ин. 21:17
(11) Августин Блаженный «Исповедь»
(12) Мк. 6:54-56

****
март 2015


Рецензии