Низвержение Перуна

 
               
Въ л;то ;ѕ; ;; ч; ѕ; • Блгс;нъ Гс;ь Іс;съ Хс;ъ иже
възлюби новъ;; люди Рускую землю и
просв;тити ю кр;щениємь ст;мь

Благословен Господь Иисус Христос,
возлюбивший Русскую землю
и просветивший ее крещением святым.

Повесть временных лет.               
               


 
Тени давних времен не расскажут о том,
Не призвать их ристалищ к ответу,
Как Владимир и Ольга мечом и крестом
Мрак Перунов низринули в Лету.
Где кончается сказка, где кроется быль?
Не сыскать нам в золе диамантов,
Скрыла истину тысячелетняя пыль
На страницах седых фолиантов.
Русь Старинная. Капищ  древлянских стволы.           (1)               
Словом Божьим Андрей Первозванный               
Крепость мрака крушил, жуть языческой мглы,               
Избавленьем от тьмы окаянной.               
Он до Нового Града, ученье Христа
Повторяя без устали снова,
Через веси донёс людям правду креста,                (2)
Просвещая их верой Христовой.
Он жестокому веку спасенье искал,
Тьме людской, между раем и адом.
Он на киевских холмах  тогда предсказал
Основанье великого града.                (3)
Деревянных богов златоусую рать
Храмы Ольги, святые витии,                (4)(5)
Светом истинной веры смогли осиять
Под священным крестом Византии.
Только ведают повести временных лет
О годах нищеты и забвенья,
Когда волхвы и веды не зрили ответ                (6)(7)   
На скрижалях Христова ученья.                (8)
Над убогостью хижин, над блеском палат,
Прорицаньем  жестокой судьбины,
Громовержец  Перун свой языческий плат               (9)
Над бескрайнею Русью раскинул.
Там, на капище, сбросив корзно и ферязь,             (10)(11)(12)
Где насечены древние руны,                (13) 
Освящённым клинком опоясался князь,                (14)
Справив жертвы и тризны Перуну.                (15)

Булава и копьё, русский шлем до бровей,
Звон жарыни над степью полынной.
Горький ветер крылатый, степной суховей,
Гложет путь миллионноаршинный.                (16)
Стон горячих копыт, плавит солнечный жар
Призрак тени в степном монолите,
То десницей Перуновой огненный шар
Брошен в высь в раскалённом зените.
Серый коршун, владетель пустынных границ,
Охранитель чужих талисманов,                (17)
Режет воздух тревожный, простёршийся ниц
Над урезом могильных курганов.
Под цветистыми стягами движут полки                (18)    
Неразумные внуки Сварога.                (19)
Им начертана слава у полной реки               
Вдалеке от родимых порогов.
В багрянице пожаров Червенская Русь,   
Перемышль порублен на стенах.                (20)
Вороньё над полями,  где воин и трус
Полегли при лихих переменах.
Не узрил русский кесарь свою Иордань,                (21)      
Как пленил он ятвягского  друга.
В то же лето, чрез брань, взял он с вятичей дань,    (22)
Как отец  его, с каждого плуга.
Сто племён  разметав правотою меча            
По чертогам Сварожьего круга,                (23)
Он чеканом нанёс родовую печать
От Варяжского моря до Буга.                (24)
Так  закончил Владимир великий поход,       
Жизнь и смерть, между битвой и пиром,
Возложив, в тот поганый языческий год,
На алтарь кровожадных кумиров.                (25)
Воротяся с когортами верных дружин
Из военного смрадного тлена,      
Знаком власти верховной престол заложил
На крутом берегу Борисфена.                (26)
Столп могущества, рыцарь державной казны,
Хлеб и благость народам несущий.
Гений мира, как равно и гений войны,
На веку лишь великим присущий.

Сгусток жертвенной крови на каждую пядь...
Ариманов  застывшие лица                (27)
Судьбоносной гурьбой оставались стоять
На холмах обновлённой столицы.
Против веры Христа вышел жертвенный нож,
Заблужденья, что хуже угара.
И вели христиан на жестокий правёж               
Толпы варваров в пекле пожара.               
Чтоб без крови открылись Святые врата,
Нет в Истории боле примера.
Тем, кто бренную жизнь положил за Христа,
Божьей волей отмерена мера.
Гром потряс этот дом и языческий свод
Раскололо ударом зарницы.
К новой вере и князь, и заблудший народ
В одночасье пришли обратиться.

Приходили послы бесерменов-болгар,                (28)
Иноземцы из дальнего Рима.
Не склонили Владимира речи хазар,                (29)
Покорителей древнего Крыма.
Лишь из греков на Киев философ седой
Суд Господень принёс на холстине.
Не прельстился властитель судьбиной худой,               
Правду веры постигнув отныне.
Мудрый грек изъяснил христианский закон,
И бояр на совет собирая,
Мыслил князь утвердить православный канон
На просторах подвластного края.
Скоро сказку сказать, да не скоро дерзать,
Сила статуй в умах закоснела.
Тяжко тёмному люду на свет выползать
Из глухих вековечных пределов.

От поганых болгар  пораженье приняв,               
Поклонился в исканьи  союзов
Римский негус, крутую гордыню уняв,                (30)
Просьбой помощи конунгу русов.
Внял Владимир мольбам цареградских светил,            (31)
Обещавшим сестру свою в жены.               
Ходом быстрых полков он врагов поразил,
Орд мятежных сломив легионы.
Изничтожил стратиг басурманскую рать
В воплощеньи её многоликом,
Но Василий, теперь, не спешит отдавать
Дочь царей полуночным владыкам.
Глас времен - ветхих рун праславянская вязь...
Славный Корсунь воюя со други,
С Византии ответа потребовал князь -
Он царевну замыслил в супруги.
Злая воля, порой, рушит твёрдый алмаз,
Нет защиты от сглаза-недуга.
Взор орлиных очей,  острость огненных глаз            (32)
Князь оставил в таврийских яругах.                (33)
В изумрудном имперском венце золотом,
И горда, как стрела из колчана,
Чудотворной молитвой, крестом и перстом
Исцелила воителя Анна.                (34)
Образ Царствия Божья к нему снизошёл,
Благо радости Горнего мира.
Православный рассвет Божью искру зажёг
На останках истлевших кумиров.               
С молодою женой на родные холмы,
Полон Духа Святого и веры,
Он вернулся и лики проклятой чумы
С пьедесталов зелёных низвергнул.

Лик Перуна повержен с днепровской скалы,
Укрощенный железным арканом.
Идолищ  деревянных снесли за валы,
Изрубив  на костёр истуканов.
Так уверовал люд в Божью правду одну,
Сила духа скрепила свободу.
И язычество русское камнем ко дну
Вместе с идолом кануло в воду.
С православною верой врагов сокрушив,
Вышла Русь из пучины забвенья.
Стала вера Христова для русской души
Счастьем, мудростью и исцеленьем.               
Русь пленилась великой идеей Христа,
Силой Господа близкой народу.          
Русь Святая с крестом от венца до конца,
До последнего самого года.
Снова точит клыки иноземная гнусь,   
Клан врагов неуёмных и ярых.               
Но не стронут вовек Златоглавую Русь
Волчьи тризны на капищах старых.


Ссылки и пояснения:

(1)  ДРЕВЛЯНЕ - союз восточнославянских племён в 6 начале 12 вв. в Полесье на правобережье Припяти и в бассейнах её правых притоков Горынь, Уж и притока Днепра р. Тетерев.
С конца 9 в. данники Древнерусского государства. Среди древлян в этот период была распространена  языческая религия. Характеристика верования древлян, которую дал римский историк Прокопий: "Они считают, что только один бог, творец молний, является властью над всем, и ему приносят в жертву быков и осуществляют другие священные обряды... Они поклоняются и рекам, и нимфам, и всяким другим демонам, приносят жертву всем им и с помощью этих жертв проводят гадание".
(2)   ВЕСЬ — древнерусское слово для обозначения деревни.            
(3)   АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ - апостол, один из 12-ти, брат апостола Петра, священномученик, святой покровитель Русского государства. После сошествия Св. Духа на апостолов св. Андрей отправился с проповедью слова Божия в восточные страны. Он пересек Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до того места, где теперь стоит Киев. Русские летописи сохранили предание о том, что апостол Андрей благословил это место и воздвигнул крест на Киевских горах.
(4)   "ЗЛАТОУСАЯ РАТЬ" - образное обобщённое наименование языческих богов Древней Руси.
По преданию, изваяние Перуна обладало серебряной головой и золотыми усами.
(И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.)
 СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ОЛЬГА была супругой великого князя Киевского Игоря. Массовое крещение славянороссов про¬изошло во времена святой равноапостольной княгини Ольги, после ее крещения. Святая Ольга построила на Руси много христианских храмов.
(5)   ВИТИЯ  (от др. рус. вет совет, слово, ветити говорить) оратор, человек, искусный в красноречии, мастер слова устного или письменного.
(6)   ВОЛХВЫ (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») — славянские жрецы осуществлявшие богослужения и прорицавшие будущее.
(7)   ВЕДЫ СЛАВЯНСКИЕ – одно из древнейших писаний, которые существуют на Земле. Древние люди оставляли свои послания будущим поколениям, делясь с ними тайными знаниями и диктуя им истинные добродетели которых стоит придерживаться чтобы сохранить чистоту духа. Арийские веды не были исключением, они были начертаны первыми жрецами, хотя слово «писались» не совсем к ним подходит, каждый символ был аккуратно выведен, а в некоторых случаях и вырезан на металле, который не брала ржавчина и в которых скрывались знания, не предназначенные для оглашения общественности. Славяно-арийские веды представляют собой наставления древних Богов посланных людям, чтобы они придерживаясь их не теряли своей духовности и стремились к гармонии между собой и природой, чтобы каждый человек осознавал свою ответственность за совершаемые им поступки.
(8)  СКРИЖАЛИ - по библейской легенде: каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями.
(9)    ПЕРУН - в восточнославянской мифологии - грозный бог, повелевающий небесными явлениями (громом и молнией), бог-мироправитель, покровитель князя и дружины (бог войны), один из главных божеств славянского пантеона, верховный бог Киевской Руси в IX-X вв. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. Статуя Перуна-громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира.
(10)   КАПИЩЕ - древнеславянское слово, которым обозначается пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капей (статуй, изображающих богов) или иных сакральных предметов.
(11)   КОРЗНО (стар.) - княжеская мантия или плащ, который накидывался сверху и застегивался большей частью на правом плече запонкой с петлицами.
(12)   ФЕРЯЗЬ (от араб. f;r;;;) — старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Применялась как парадная верхняя одежда.
(13)   РУНЫ СЛАВЯНСКИЕ (руница) — письменность, существовавшая у славян до их крещения и изобретения кириллицы и глаголицы.
(14)   БУЛАТНЫЙ КЛИНОК - гибкость булатных сабельных клинков позволяла носить их вместо пояса. Они не ломаются, даже если их согнуть под углом 90;-120;.
 (15)  ТРИЗНА - часть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами. Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих. По тексту стихотворения - исполнение поминального обряда по погибшим воинам-дружинникам.
(16)   АРШИН - старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; устаревший инструмент для измерения длины.
(17)   В КУРГАНАХ и некрополях Северного Причерноморья сохранилось большое количество предметов из золота и серебра. Очень своеобразны бронзовые "навершия" с головами животных и птиц. По-видимому, эти навершия помещались на колесницах и сбруе лошадей; многие из них играли роль колокольчиков. Это апотропеи (то есть талисманы), назначение которых заключалось в магическом действии — отгонять злые силы.
(18)   СТЯГ— воинское знамя в Древней Руси в виде шеста с укреплённым на нём пучком конских волос, клином яркой ткани, фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека, что в летописях называлось чёлкой становой.

(19)   СВАРОГ - Бог Неба, Небесный кузнец; почитался как Держатель Прави и Небесный Владыка - повелитель Светлых Небесных Богов. (Правь – это место обиталища светлых Богов. Вход тёмным Богам и злым сущностям туда заказан)
Перун Сварожич (Громовержец) - Сын Сварога.
(20)    ЗАВОЕВАНИЕ Владимиром Червенской Руси с городами Червен и Перемышль.
(21)    "НЕ УЗРИЛ СВОЮ ИОРДАНЬ" - не склонялся к христианству.
(22)    ПОХОД ВЛАДИМИРА против литовского племени ятвягов и овладение речными путями по Неману, Бугу и Висле в направлении Балтийского моря. Тогда же он подчинил себе племена радимичей и вятичей.
(23)     СВАРОЖИЙ КРУГ – астрологическая система, используемая древними славяно-арийскими родами. Сварожий Круг делится на шестнадцать Чертогов. По тексту - Владимир определил каждому народу место и положение в своём государстве.
(24)    ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ - древнерусское название Балтийского моря.
(25)    КУМИР - изваяние языческого божества, идол.
(26)    БОРИСФЕН — греческое название реки Днепр.
(27)    АРИМАН – Дух бедствий. Бог зла в религии древнего Ирана.
(28)    КАМСКИЕ БУЛГАРЫ - магометане (бесермены-басурманы).
(29)    ХАЗАРСКИЕ ЕВРЕИ.  В VIII—IX вв. часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм. С предложением принять иудаизм они и приходили к Владимиру.
(30)     РИМСКИЙ НЕГУС - византийский император. НЕГУС (абиссинск. Negus Negesti, букв. царь царей). Титул абиссинского монарха.
(31)     ЦАРЕГРАДСКИЕ СВЕТИЛА - соправители Византийской империи Василий II и Константин VIII. Царьград - древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбул).
(32)     ОСТРОСТЬ - в древнерусском языке - острота.
(33)     ЯРУГА - овраг.
(34)     АННА - сестра византийского императора Василия II, отданная  в жёны князю Владимиру.


Рецензии
Исчерпывающе. Изысканно! Столь уполненно! Гигантски! Высокая качественность Работы!

Сергей Рар   17.06.2018 11:12     Заявить о нарушении
Благодарю! Старался раскрыть тему.

Владимир Соркин   17.06.2018 12:49   Заявить о нарушении