Вавельский замок
В старинной церкви тишь и полумрак,
Сквозь витражи струится тусклый свет.
Здесь время замедляет мерный шаг,
Здесь реют тени легендарных лет.
Здесь королевы повергались ниц.
Здесь их следы еще видны в пыли.
На ложах каменных своих гробниц
Почиют рыцари и короли.
Бесстрастно выражение их лиц,
Доспехи, шлемы и венцы в пыли,
Пыли веков.
Короны их в затейливых зубцах,
И складки мантий ниспадают с плеч.
Им снятся сны о битвах и пирах,
И каждый свой в руках сжимает меч.
***
Гробница королевы Ядвиги.
На прохладной каменной постели –
Нежен мрамор белоснежный –
Молится с закрытыми глазами.
Слишком этот юный лик спокоен,
Не бывает так на деле.
Но ее объял покой безбрежный
Ей одной лишь ведомыми снами.
Тот, кто райской розы удостоен,
Может так заснуть.
Благоговели
Люди шесть столетий перед нею –
Дивной королевою своею.
2010г.
***
Размышления у гробницы королевы Ядвиги.
Вавельский замок в Кракове – старинная резиденция польских королей. Здесь, в костеле Святых Станислава и Вацлава, проходили их коронации, здесь расположены их гробницы, в том числе и гробница королевы Ядвиги.
Брак наследницы польского престола Ядвиги и великого князя Литовского Ягайло Ольгердовича (вступил на польский престол как Владислав II Ягелло) означал объединение возглавляемых ими государств путем личной унии (1385-86 гг), что позволило Польскому королевству и Великому княжеству Литовскому перейти от конфронтации к сотрудничеству и далее выступить единым фронтом против агрессии прусского государства Тевтонского ордена. В результате Орден потерпел сокрушительное поражение, проиграв союзному войску битву при Грюнвальде 15 июля 1410 года.
Грюнвальдскую битву называют Битвой народов – так много в ней участвовало воинов разных национальностей. Одним из важных этапов битвы стал героический подвиг трех русских конных бронированных полков, сформированных в Смоленске, которые прикрывали королевскую ставку и правый фланг польского рыцарского войска. После того, как в ходе ожесточенного сражения один из смоленских полков был полностью уничтожен крестоносцами, последние получили возможность покончить с польским королем, причем спас его только случай, – в пылу битвы немцы не разобрали, кто перед ними находится, и не стали тратить время на схватку с успевшей замаскироваться, свернув королевский штандарт, горсткой рыцарей.
Ян Длугош, польский хронист 15-того века, труд которого «Анналы или хроники славного королевства Польши» содержит самое полное описание Грюнвальдской битвы: «В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу. Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены и знамя их было втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобало мужам и рыцарям, и, наконец, соединились с польскими войсками; и только они одни в войске Александра Витовта [великого князя Литовского] стяжали в тот день славу за храбрость и геройство в сражении; все же остальные, оставя поляков сражаться, бросились врассыпную в бегство, преследуемые врагом».
Мнение, высказанное Длугошем в отношении литовского войска, историки склонны считать предвзятым. Отступление правого литовского крыла скорее всего было тактическим приемом и сыграло положительную роль в общем ходе битвы, заставив немцев рассредоточиться, нарушив фронт, однако подвиг смолян имел место вне всякого сомнения.
В 2010 году в Польше, Литве и Беларуси проходило широкое празднование 600-летия Грюнвальдской битвы. К сожалению, потомки участников судьбоносного сражения не всегда объективны и часто предвзяты в оценке вклада воинов разных народностей в победу над тевтонами. Что-то выводится на первый план, о чем-то не упоминается вовсе. Какие там еще смоленские герои… Такую позицию в публицистике окрестили «заговором молчания». Между тем Тевтонский орден угрожал жизни и благополучию польского, литовского и русского народов наравне и победить его возможно было только совместными усилиями, - что, собственно, и оказалось осуществлено на практике. Иначе река истории устремилась бы совсем по другому руслу…
«Ужели здесь лежит весь Орден?» - вопросил, согласно преданию, польский король, обозревая поле битвы. И еще много лет спустя в интерьере Вавельского костела в Кракове можно было видеть трофейные немецкие знамена, - там, где сохранялись и сохраняются поныне многие старинные реликвии…
Краков – древняя столица Польши, один из самых интересных и красивых европейских городов. А ведь этот чудесный город со всеми своими достопримечательностями мог бы сегодня и не существовать вообще. Не было бы ни Вавельского замка, ни главного польского собора Святого Станислава, ни королевских гробниц, ни гробницы святой королевы Ядвиги – ничего.
В начале 1945 года в виду наступления Красной Армии немецкое командование приняло решение заминировать Краков, мосты через реку Дунаец и Рожновскую плотину. Водный разлив и отсутствие мостов должны были стать серьезным препятствием для наступательной операции и позволить отошедшим немецким воскам закрепиться на новом рубеже. Краков в результате серии взрывов погиб бы неминуемо – сначала взорванный, потом затопленный. В находящемся неподалеку городе Новы-Сонч Краковского воеводства, в старинном Ягелонском замке находился немецкий склад боеприпасов, потенциала этого огромного склада должно было хватить для задуманной акции.
Однако немцев переиграла русская разведка. Диверсионно-разведывательная группа, засланная в немецкий тыл, сумела получить важные сведения и устроила взрыв склада в замке Новы-Сонч, лишив фашистов запаса взрывчатки. Немцы успели заминировать только Вавельский замок, там все уже было готово для взрыва, но диверсанты и тут не подкачали, собрав необходимые разведданные и успев переправить их в штаб. В ходе стремительного наступления смертоносный кабель, тянувшийся в заминированный Вавель, был обезврежен советскими войсками.
В связи с тем, что диверсионная группа благополучно уцелела, и ее члены в обстановке строгой секретности продолжали нести свою службу и далее, подробности этой тыловой операции долгое время не раскрывались. В советское время о спасении Кракова был снят художественный фильм, по мотивам книги Юлиана Семенова, но рассказанная в нем история майора Вихря и его соратников правдива лишь отчасти. Подлинная история поражает воображение куда сильнее, ведь у нее (а это такая редкость) конец хороший во всех отношениях.
Краков был сохранен от тотального разрушения и освобожден от фашистских оккупантов советскими войсками 19 января 1945 года. С тех пор прошло 70 лет, многое изменилось, кроме одного – прекрасный старинный город цел и невредим, его памятники по прежнему составляют гордость поляков и привлекают тысячи туристов.
За освобождение Польши от фашистских захватчиков отдали свои жизни больше шестисот тысяч советских солдат и офицеров. Прах их покоится в польской земле.
В 2015 году исполняется 70 лет Победе над фашистской Германией. Польский президент Бронислав Коморовский отказался прибыть на празднование в Москву 9 мая. В современной Польше (и не только в ней одной) отрицается освободительная роль Красной Армии, с выдвижением обвинения в адрес Советского Союза как агрессора и оккупанта. Неблагодарность – скверная черта, нагнетание националистических и реваншистских настроений – преступление. Что же касается такого неприятного качества, как спесь, то тут и вообще говорить не о чем, – глупость она и есть глупость, до добра не доведет.
Нынешнее польское правительство всеми силами и средствами раздувает вражду между Польшей и Россией, желая заставить поляков окончательно забыть о том, что кроме разделяющей многовековой вражды в истории польского и русского народов были общие, связывающие их победы и достижения. Честное слово, все зашло так далеко, что об этом даже странно думать и писать. Но если идти по пути возрастающей ненависти, помнить только плохое (сколько бы этого плохого не накопилось за века) и упорно игнорировать то позитивное, что в самом деле также имело место, то тупик, причем кровавый тупик, обеспечен. Неужели нам недостаточно страшных историй о прошлом, и мы хотим новых ужасных войн? А ведь если пролистать запятнанные кровью страницы, то мы снова можем прочитать строки средневековой польской хроники, в которой говорится, что когда-то в давние времена, в Великой битве при Грюнвальде русские и поляки дрались плечом к плечу против общего врага – и победили.
Связь между деятельностью средневекового Тевтонского ордена и деятельностью нацистов Третьего рейха довольно часто отрицается. Однако орденские идеи в Третьем рейхе играли весьма значительную роль, и тому есть немало доказательств. Тема поражения от войск союзников-славян 15 июля 1410 года в Грюнвальдской битве была использована гитлеровской пропагандой как мотивация для похода на Польшу (1 сентября 1939 года).
Заинтересовавшись историей битвы при Грюнвальде, я прочитала немало статей, посвященных самому сражению и всему, что с ним связано, и просмотрела массу фотографий. В конце концов мне стало казаться, что я побывала и на Грюнвальдском поле, и в древнем Кракове, в Вавельском костеле… стояла возле беломраморной гробницы королевы Ядвиги, размышляя о судьбе этой средневековой королевы и о многих других вещах…
Ядвига дала свое согласие на бракосочетание, хотя Ягайло был старше ее в два с лишним раза и по своим личным качествам вряд ли мог рассматриваться как завидная партия для юной девушки, какой она тогда была, и ее добрая воля в этом жизненно важном для Польши деле снискала ей благодарную память польского народа. Она отказалась от надежды на личное счастье ради благополучия своей страны, став образцом самопожертвования во имя благих целей. Предание приписывает Ядвиге доброту, милосердие, щедрость. Она помогала беднякам, просила за приговоренных к смертной казни, основала несколько больниц, вела простой и скромный образ жизни, избегала роскоши, обходилась без пышных нарядов, а лицо закрывала фатой, так как не хотела хвалиться своею красотою, считая это грехом. Согласно народной молве, вокруг нее еще при жизни происходили чудеса. Если больные облачались в одежду, которую она носила, они получали исцеление. Ее благочестие вошло в легенду, и однажды с нею заговорил Христос с распятия, перед которым она молилась. Кроме того, она была пророчицей и предсказывала события будущего…
Зачем я думала обо всем этом, зачем теперь об этом пишу? Казалось бы, какое мне дело до этой чужой монархини, со свадьбы которой, уж счастливая была эта свадьба или нет, началось создание Речи Посполитой, могущественного и враждебного по отношению к России государства. Но этой благородной женщине были присущи лучшие человеческие качества, и душа у нее была светлая. В первую очередь она думала о людях, зависевших от ее поступков, а не о себе. Такие вещи вызывают уважение.
Умерла королева Ядвига молодой, в возрасте 26 лет ( 1373 — 1399), успев передать все свои драгоценности Краковскому университету, которому покровительствовала, поэтому ее похоронили не с золотыми, а с деревянными королевскими регалиями.
Согласно преданию, Ядвига была чудом красоты. Конечно, портретное сходство не могло быть придано изваянной значительно позднее беломраморной эффигии на ее гробе в Вавельском костеле (ведь прижизненных изображений Ядвиги не существует), но она и там утонченно-красива, в резной короне поверх окутывающего ее голову покрывала, с нежным профилем, с руками, согласно традиции скульптурных изображений умершего, молитвенно сложенными перед лицом… и служители костела вкладывают в мраморные ладони статуи живые цветы…
На протяжении веков королева Ядвига почиталась в Польше как святая. По своему символично, что Католическая церковь снизошла до канонизации этой настоящей народной героини только в 1986-97 годах (причем сначала ее причислили к лику блаженных, а уж потом – святых). Как тут не подумать о том, что близкое и дорогое народу не всегда импонирует власть предержащим и получает-таки признание на официальном уровне поздно и со скрипом.
«Долго же ты ждала, Ядвига», - произнес канонизировавший королеву папа римский.
Верующие люди не сомневаются, что святая королева и поныне, пребывая на своих лучезарных небесах, молится за свою страну и свой народ. А неверующие могут вспомнить, что при жизни, в том своем средневековом далеком-далеке, где, однако, были заложены основы будущего, Ядвига принимала активное участие в политике, всеми силами выступая за прекращение внутренних междоусобиц и внешних распрей. Католики подчеркивают, что благодаря Ядвиге в католицизм был окрещен языческий народ и превозносят ее именно за это, но если бы не насущная необходимость договоренности и сплоченности между Польшей и Литвой, которая и являлась залогом безопасности и преуспевания этих государств, не состоялось бы и обращение в христианство римского обряда литовцев. Ядвигу выбирали посредницей в решении споров, и она даже сумела оттянуть начало открытого военного противостояния с Тевтонским орденом. Проживи она дольше – кто знает – может быть, обошлось бы без кровопролития и на этом фронте. Не обошлось бы? Зло сильнее добра, а война обычно разрушает мир? Но ведь всегда есть надежда, и не всегда эта надежда обманывает. Отсюда вопрос: с кого же всем нам нужно брать пример? С тех, кто толкает народы и страны в огненное горнило новых войн, - или с тех, кто, не скупясь на личные жертвы, стоял на страже мира?
30.03.2015
***
Иллюстрация: - Польша, Краков, кафедральный собор св.Станислава и Вацлава на Вавеле (южный фасад);
- Эффигия королевы Ядвиги;
- Фон – фотография военного времени. Каким мог бы стать Краков.
***
Интернет-ресурсы:
«Грюнвальд. Битва у Зеленого леса»
http://www.proza.ru/2015/03/30/2220
***
Сайт «Восточная литература». СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА
ДЛУГОШ, ЯН «Анналы или хроники славного королевства Польши»
«Новые подробности операции в Кракове в 45-м». Константин Капитонов.
История спасения и освобождения Кракова в 1945 году.
http://www.agentura.ru/dossier/russia/people/kapitonov/alesha/
Свидетельство о публикации №115033012156