Скрипка XXI века. Транссибирский Арт Фестиваль

«Скрипка XXI века»
Транссибирский Арт–Фестиваль 2015


«Писание буквально бытийный процесс: оно использует мышление для своих целей, поглощает идеи, темы и т. д., не наоборот. Именно язык диктует стихотворение, и то, что в просторечии именуется Музой, или вдохновением, есть на самом деле диктат языка...»
Сын цивилизации. Иосиф Бродский


    В минувшее воскресенье, 22 марта, Новосибирская государственная филармония открыла Второй Транссибирский Арт-Фестиваль 2015.
    В течение 15 фестивальных дней – концерты с участием звезд мировой сцены, таких как дирижеры Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Дмитрий Юровский, Гинтарас Ринкявичус, Дмитрий Лисс; скрипачи Вадим Репин, Акико Суванаи, Иври Гитлис, Захар Брон и его юные ученики – лауреаты международных конкурсов; пианисты Жан-Ив Тибоде, Рудольф Бухбиндер, Константин Лифшиц; альтист Максим Рысанов; виолончелисты Александр Князев и Александр Бузлов, а также коллективы: Квартет имени Бородина, Уральский академический филармонический оркестр, ансамбль Lendvay&Friends. Всего в программах фестиваля заявлено более 200 участников: дирижеры, композиторы, художники, режиссеры, ансамбли. Транссибирский Арт-Фестиваль соберет в Новосибирске мировых звезд и молодых артистов из 16 стран, а его программа включит симфоническую и камерную музыку, документальное кино, балет, вокал, кроссовер и изобразительное искусство. (1)
    27 марта в рамках фестиваля состоялась мировая премьера: в исполнении Вадима Репина и Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Дмитрия Юровского прозвучал Концерт для скрипки №3 De Profundis, написанный композитором с международной славой, признанная самым исполняемым автором своего поколения, Лерой Ауэрбах специально для Вадима Репина. Исполнение совершенно новой музыки является неотъемлемой частью концепции фестиваля.
    Валерия (Лера) Львовна Ауэрбах – композитор и концертирующая пианистка, поэтесса и писательница.
    Площадкой для ее дебютного выступления послужил, не много не мало, а Карнеги-холл; Лера вместе с оркестром «Кремерата Балтика» и Гидоном Кремером исполнила «Сюиту для скрипки и фортепиано с оркестром», которая являлась творением ее собственного таланта. Данное выступление послужило своеобразной точкой отсчета, с которой популярность Леры Ауэрбах приняла общемировые масштабы. Начиная с 2002 года, ни один музыкальный сезон в Карнеги-холле не проходит без выступления Леры.
В 2005 года Лере Ауэрбах была присуждена престижная премия Хиндемита, которая вручается в Германии в земле Шлезвиг-Гольштейн на местном Музыкальном фестивале. В числе тех, кто заказывал и исполнял ее произведения: Гидон Кремер, Королевский датский балет, Гамбургский балет, Дэвид Финкель и Ву Хан, Вадим Глузман, оркестр «Кремерата Балтика» и оркестровый ансамбль «Каназава». В числе престижных заведений, которые принимали Леру Ауэрбах в качестве соло-пианистки: Центр Кеннеди в Вашингтоне, Чикагский симфонический зал, Концертный зал в Осло, Геркулес-зал в Мюнхене, Центр Линкольна в Нью-Йорке, токийский «Опера-Сити», Московская консерватория и Большой зал.
    Кроме музыкальной деятельности, Лера Ауэрбах заявила о себе на литературном поприще. Она пишет стихи и прозаические произведения. Пишет на русском языке; ее литературное дарование было отмечено званием «Поэт года русского зарубежья», которое присваивается Международным обществом пушкинистов. (2)

    Музыку Леры Ауэрбах характеризует полистилизм и совмещение тонального и атонального языков.
    De Profundis – молитва угнетенных, возлагающих на Бога свою надежду на спасение, человеческий крик о помощи, который свойственен каждому человеку, каждому народу независимо от вероисповедания. Это плоть и кровь Вечного диалога со Временем. Произведение трагическое, полное чувственных контрастов и внутренних человеческих противоречий. Глубокое и интенсивное, с ясной мыслью и вереницей образов, которые находятся в едином порыве, на одном, возможно, последнем дыхании по форме без разделения на части. Кроме максимального накала страстей для слушателей этот Концерт №3 – напряженная работа ума и сердца.
    Столкновение двух миров – таинственного, мистического, потустороннего с миром эпохи, глобальной трагедии, крушения всего. Нежность и любовь, рождающиеся на преодолении страхов и ужасов войны. Пространство и объем самого произведения не оставляет свободного места для какого-либо домысливания фактурной идеи, это масштаб предельной откровенности о бездне. Здесь Бездна есть нечто определяющее и соединяющее эти два мира и, в то же время, устанавливающая связь со Временем, рождающая собою крупное насыщенное эмоционально динамическое полотно. Бездна беспощадно надвигающаяся, сметающая все на своем пути и поглощающая ныне живое, привычный нам мир. Она исчезает точно так же, как и появляется – из ниоткуда в никуда.
    De Profundis – расплавленная, излившаяся магма, фонтан огненной лавы невообразимых глубин, оставляющая позади себя лишь пепельный шлейф, погружающий в вечный сон землю. Здесь нет ничего обыденного, привычного человеческому глазу: все, что есть – есть для нас неизведанное, безымянное, но болезненно остро ощутимое. Явственно только для нашего подсознания. Колокольный звон одного из миров и скитания душ, щемящих сердце своим мучительным тяготением в иной мир преломляет гармонию светом, где даже сама тьма из света и есть свет. То, что было до нас независимо от нас – останется и после нас.
    Диалог скрипки-соло и струнных оркестра породил впервые в жизни  такое зрительное образное сравнение, где инструмент и перпендикулярно направленный смычок в одно мгновение перерождается в символический образ креста.

    Здесь и сейчас каждый артист является своего рода зеркалом Времени.
    Новосибирский академический симфонический оркестр – гордость и культурное достояние не только Новосибирска, сибирского региона, но и России в целом, коллектив прошедший большой творческий путь и являющийся одной командой ярких профессиональных музыкантов с невероятным энтузиазмом, которые вместе способны воплощать любые задумки и улавливать малейшие намеки дирижера.
    Дирижер Дмитрий Юровский – самый младший из знаменитой российской дирижерской династии, талантливый музыкант редкой изысканности и чуткости. Незаурядное мастерство оперного дирижера проявил в театрах Генуи, Венеции, Палермо, Болоньи, Пармы, Рима, Мартина-Франка, Валенсии, Тель-Авива, Сантьяго, Монте-Карло, Уэксфорда, Льежа, берлинских «Комише опер» и «Дойче опер», Баварской государственной опере, с сезона 2011/12 - художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». (3)
    Солист Вадим Репин – художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля (с 2013 года), один из лучших и наиболее востребованных скрипачей мира постоянно выступающий на всех значительных концертных площадках мира. В его репертуаре — скрипичные концерты XVIII–XXIвв. Записи Репина удостоены многочисленных призов. Репин — кавалер L’Ordre des Arts et des Lettres Франции; наряду с Мстиславом Ростроповичем, Монсеррат Кабалье, Евгением Кисиным и Анне-Софи Муттер — лауреат престижной французской национальной премии Les Victoires de la Musique Classique. Играет на скрипке Lafont Гварнери дель Джезу (1736). (4)

    Во втором отделении концерта прозвучало музыкальное посвящение Петру Ильичу Чайковскому – его Пятая симфония, одно из величайших сочинений трагического русского гения, его творческий манифест. Тонкое, рафинированное исполнение оркестром симфонии сочетало в себе драматизм и патетику в идеальных пропорциях музыкальной формы.

    Десять лет отделяют время создания Четвертой симфонии от Пятой. Чайковский многое пережил, изменились его взгляды на жизнь, на религию. Он метался в поисках нравственных устоев, размышлял о мере греховности великих художников в жизни. Осенью 1887 года он переживает смерть двух близких ему людей: смерть друга Н.Д. Кондратьева и скоропостижную трагическую смерть в расцвете лет племянницы Т.Л. Давыдовой. Сам пишет завещание. В дневнике записывает свои размышления о символе веры, о необходимости и потребности молиться.
Но так или иначе мысль Чайковского вращается вокруг "вечных вопросов бытия". В записной книжке появляется запись литературной программы для симфонии: "Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения... Ропот, сомнения, жалобы, упреки к ...ХХХ. не броситься ли в объятия веры".
Тяжелые раздумья и душевные метания прерываются другими всплесками эмоций: триумфальной первой гастрольной поездкой в Европу в качестве дирижера. Чайковский возвращается и пишет Пятую симфонию. 
    Музыкальный критик В. В. Ястребцев, писавший о сочинениях Петра Ильича и советовавшийся с ним по вопросам композиции, отмечал, что «Чайковский как композитор был, несомненно, одним из даровитейших выразителей своей эпохи. В современности его музыки, мне думается, и скрывается основная причина, пожалуй, даже тайна, его громадной популярности... Чайковский всецело проникся духом времени и со всею нервностью и горячностью своей глубоко чуткой и впечатлительной натуры откликнулся на зов его, и вот, воплощая в звуках образы прошлого: эпоху наших дедов и прадедов, он всегда оставался верен себе и, быть может, сам того не замечая, – «изображал лишь нас самих» с нашими неразгаданными сомнениями, нашими скорбями и радостями». Петр Ильич не отрицал того, что «как человек своего века» он «надломлен, нравственно болезнен». Оттого же, по его словам, так тянулся ко всему прекрасному, светлому, особенно в искусстве, к тому, что выражает «жизненные радости», испытываемые «здоровой, не разъеденной рефлексом натуры», и в своем творчестве запечатлевал эти «жизненные радости», создавал сочинения, выражающие безграничную любовь к природе, полноте и красоте чувств.
    Невзгоды, мучительные противоречия, упорная борьба с жизненными препятствиями, как и любовь и жажда жизни, преклонение перед красотой и поэзией природы, благородством и возвышенностью лучшего из человеческих чувств – любви – отчасти нашли отражение в новой, Пятой симфонии, масштабной, глубоко психологической лирико-инструментальной драме. (5)
   
    По окончанию первого и второго отделений плененная прекрасным исполнением и восхищенная публика долго аплодировала артистам оркестра, солисту, дирижеру и, конечно же, композитору впервые представленного на суд слушателей концерта.

    Транссибирский Арт-Фестиваль продолжает радовать своей яркостью, удивлять контрастностью новых программ, оставляя в памяти самые сильные, приятные и незабываемые впечатления.





М. Мендель. Март, 2015 г.









Источники:

(1) Официальный сайт Новосибирской государственной филармонии http://www.philharmonia-nsk.ru/
(2) Неофициальный сайт Леры Ауэрбах http://lera-auerbach.ru/
(3) Информация со страницы исполнителя, официальный сайт Транссибирского Арт-Фестиваля (4)  Информация со страницы исполнителя, официальный сайт Транссибирского Арт-Фестиваля (5) П.Е. Вайдман/ Биография Чайковского. «Выразитель своей эпохи»


Рецензии
Большое Спасибо, Маргарита, за обстоятельный обзор.
Я и в прошлом году посетил несколько концертов этого фестиваля,
и только что вернулся домой, побывав на выступлении Л.Ауэрбах
и на концерте квартета им. Бородина. Всё очень впечатляет.
С большим удовольствием услышал от Леры, что у неё дома нет телевизора.
У меня тоже.
Сильно и приятно удивился тому, как же это она так много успевает.
И должен отметить, что, несмотря на свою давнюю привязанность
к классической музыке, само название "Арт-фестиваль" для меня звучит
особенным образом, поскольку вырос я в военной семье.
С уважением,

Владимир Голубятников   29.03.2015 18:24     Заявить о нарушении