Календарь

Сначала несколько слов о происхождении "новой эры", в которой мы живем. Придумал ее в 525 году папский архивариус Дионисий Малый, а счет в ней ведется от "Рождества Христова". Нововведение Дионисия позволило усовершенствовать технику расчета даты Пасхи. Если вас интересуют подробности этого или вы захотите узнать, почему начало новой эры отнесено именно к выбранному году, обратитесь к книге профессора И. А. Климишина "Календарь и хронология" ("Наука", 1985). Нередко встречаемое обозначение АD - это аббревиатура латинских слов Anno Domini ("год Господа"). Но обычно просто говорят о том или ином годе "нашей эры".
С XVIII века стали еще употреблять счет лет "до нашей эры" (а. D. - ante Deum - "до Господа"). Этот счет лет, его называют историческим или хронологическим, имеет одну важную особенность. Первый год до нашей эры (1 г. до н. э.) вплотную примыкает к первому году нашей эры (1 г. н. э.). Между ними не оказалось промежутка в виде нулевого года. Ведь, наверное, никто никогда не слышал о каком-либо событии, происходившем в 0 году. Разграничивая две эры, Дионисий Малый просто не мог использовать нуль как рубежную точку, потому что в VI веке европейские математики не знали понятия "нуль". Итак, получается, что 1 января 1 года н. э. наступило сразу же после 31 декабря 1 года до н. э., разделяет их только "мгновение".
Календарь (лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях.
Календарь возник в древнем Египте. Причиной его появления были разливы Нила — регулярно происходя примерно через один и тот же участок времени, равный году, они губили урожай, если его вовремя не собирали, и приносили плодородную землю после разлива. Человеку требовалось этот промежуток времени рассчитать, иначе он не смог бы себя прокормить.
Существуют календари, имеющие в своей основе не Солнце и Луну, а другие астрономические объекты: например, в древнеегипетском календаре год — это промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса. Но такие календари весьма редки.
Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне — с начала правления каждой следующей династии. Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно византийскому календарю, идёт 7523 год от Сотворения Мира (c 14 сентября 2014 года), в исламе — 1436 год Хиджры (c 25 октября 2014 года), по буддийскому календарю идёт 2558 год эры Нирвана, по календарю бахаи — 171 год.
Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.
Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 году до н. э. (юлианский календарь). В 325 году юлианский календарь был принят Византией. На Руси с 1492 года началом года стало считаться не 1 марта, а 1 сентября.
Юлианский календарь установил среднюю продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) — 366 дней.
Современный календарь назван григорианским (новый стиль). Он введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля). Реформа, которую провёл Григорий XIII и признали в большинстве католических стран, состояла из двух частей:
1) Была устранена ошибка в 10 дней, накопившаяся со времен I Вселенского собора (325 год), на котором были установлены правила вычисления христианской Пасхи. Бытует неверное мнение, что папа Григорий XIII исправил ошибку, накопившуюся с момента введения юлианского календаря. Но тогда это было бы 12 дней. Цель у реформы была иная: «вернуть» дату реального весеннего равноденствия (пасхальную границу) на 21 марта, как это было во времена Никейского собора, установившего пасхалию.
2) На будущее же была введена поправка, обеспечивающая более точное соответствие с солнечным исчислением, которая заключается в том, что из каждых 400 лет должны были быть исключены три високосных года. Таким образом, ошибка в один день накапливается лишь через 3333 года. Исключение трёх високосных лет за четыре века достигалось следующим правилом. Если номер года заканчивается не на два нуля, то он считается високосным тогда, когда номер года кратен четырём (например, 1996, 2004, 2008 годы). Если год заканчивается на два нуля, то он високосный только тогда, когда число сотен в нём также кратно четырём (например, 1600, 2000, 2400 годы). Во всех остальных случаях год считается невисокосным (например, 1900 и 2100 годы). Правило определения «високосности» года, заканчивающегося на два нуля, является одной из отличительных особенностей григорианского календаря по сравнению с юлианским.
Разница между старым и новым стилями составляла в XVI—XVII веках 10 суток, XVIII веке — 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX—XXI веках составляет 13 суток. С 15 марта 2100 года она составит 14 суток.
В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей.
После установления христианства в 988 году счёт лет стали вести по византийскому календарю от «сотворения мира», точнее — от «сотворения Адама» — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.
Во времена Ивана III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября. Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 года Иваном Фёдоровым.
Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.
Разница между двумя системами летоисчисления, для периода времени с 1492 года по 1700 год, составляет 5508 лет для периода с 1 января по 31 августа, а с 1 сентября по 31 декабря — 5509 лет, поскольку новый год по старому летоисчислению наступал с сентября. (1 сентября 7208 года от «сотворения мира» = 1 сентября 1699 года от Рождества Христова. 7208-1699=5509 лет. А 1 января 7208 года от «сотворения мира» = 1 января 1700 года от Рождества Христова. 7208-1700=5508).
Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.


Рецензии
Спасибо за ваши исследования.
А что известно об Истинном КАЛИ ?
С уважением.

Илия Прохожий   01.04.2015 21:45     Заявить о нарушении
Что это всё инфернальная ***ня.какой больной мозг мог такое выдумать???все религии-для умалишенных.то у них собаки лают,то у них руины говорят:)

Анфиса Третьякова-Федина   03.04.2015 13:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.