Стихоград. Звук - источник энергии для ума

Звук - источник энергии для ума

                «Звук является неординарным источником большой энергии»

                «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать,
                но и чтобы питать энергией разум и тело. Клетки мозга
                работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они
                заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью
                энергии звуков»

                «Некоторые звуки действуют как пара чашек хорошего кофе»   

                «Чего не слышит ухо, голос воспроизвести не может»               
                Французский ученый, врач-оториноларинголог ,
                Альфред Томатис (1929-2001гг)



В теме произведения Мамы Песни «Афоризм» (21.02.2019г.):

–  Вариант петь, подойдет? – Кат Алекс [r].
–  Вполне! Любой звук в пространство гораздо полезнее, чем невыраженная мысль в голове. Лучше сотрясать воздух, чем собственный мозг. Личный опыт))) А Вы тоже вокалист?!)) Здравствуйте, коллега! Мой Вам восторг. – Мама Песня [ri].



Я - звук
 Автор: Евгений Шиляев


 Звук.
Еле слышный, тихий,
Где-то в районе сцены.
Я - звук,
Я появляюсь
 И заполняю все твои тонкие вены.
Я проникаю в каждое кресло,
В длинную стойку бара.
Шелест страницы - бросает курить парень
 Способом Аллена Карра.

Я - звук
 Во всех твоих мыслях,
Я заполняю пространство.
Я отражаюсь от стен,
Отражаюсь от окон,
Я в каждом из вас как гражданство.
В быстром движении, скрипе дверей
 В душном набитом трамвае,
Первый звонок в сентябре на линейке
 И заключительный в мае.

Я - звук,
Низкий, басящий, до боли знакомый,
Встречавшийся где-то в парке.
Я - звук
 В каждом твоем сообщении другу,
В каждой твоей аватарке.
Сто сорок пробелов на белой бумаге,
Картинка из паблика "Вечность".
Я - микрофон всех простуженных улиц,
Грусть / пустота / бесконечность.

Я - звук
 На лестничной клетке
 Связки ключей от квартиры.
Я - звук,
Гитарное соло
 В песне любимой Земфиры.
Ты загружаешь меня в Apple Music.
Наушники. Громкость. Включаешь.
Слушаешь. Снова. И снова сначала.
Часами. И не замечаешь.

Я - звук.
И стены домов, светофоры все
 Мне не преграда.
Ни шепот и стоны,
Твои поцелуи,
Ни все эти "можно", "нельзя" и "не надо".
Дождем по карнизам, раскатами грома
 Пишу оркестровые пьесы.
Вы всюду со мной, даже если у нас
 Вразрез с вами все интересы.

Я - звук.
И заставляю тебя я в начале концерта
 Заткнуться.
Я - звук.
Я могу подлететь и к твоим оголенным плечам
 Прикоснуться.
Я в проводах, мониторных коробках,
Меня точно слышишь ты, знаю.
Я остаюсь, буду частью тебя.
Приготовься. Я начинаю.

11 - 12 сентября 2015
© Евгений Шиляев, 2015


 _______________________
Авторские страницы:
 [r]   Кат Алекс   http://www.proza.ru/avtor/rolleaux
 [ri]  Мама Песня   http://www.proza.ru/avtor/rigaya01

Мама Песня "Афоризм"   http://www.proza.ru/2019/02/21/534
Евгений Шиляев "Я - звук"   http://www.stihi.ru/2015/09/12/609



О взаимопонимании без лишних слов?
Автор: Сергей Таллако
 Авторская страница: http://www.stihi.ru/avtor/svetlost


Проводилось как-то раз международное соревнование автомобильных фирм. В тот день сравнивали простоту монтажа однотипных моделей каждой фирмы и мастерство команды сборщиков. Выглядело это примерно так. На площадку выкатывали стеллажи с деталями будущего автомобиля фирмы, выходила команда – бригада сборщиков, судья давал отмашку и включал секундомер. Завершив сборку, капитан команды давал знак судье: секундомер останавливали.
Команда Тойоты собрала автомобиль за, скажем, 20 секунд. Мерседес собрали за 19 секунд – капитан команды был чёток, называя номер очередной детали или узла и имена исполнителей конкретного этапа сборки.
Команда Форда не уступила в чёткости сборки и повторила результат команды сборщиков Мерседес. На площадку выходили команда за командой, и становилось ясно, что призовое место будут решать десятые доли секунды, столь совершенны были модели автомобилей и мастеровиты сборщики. Наконец подошла очередь команды Советского Союза. Выкатили стеллажи с деталями и узлами «Волги-24», вышла команда в помятых спецовочках. После отмашки судьи капитан в промасленой кепочке начал: «Эту ху**ину – туда, эту ху**ину – сюда, эту ху**ину - тут, эту ху**ину - здесь...» Волгу собрали всего за десять секунд.
Как было отмечено в итоговом протоколе соревнований, команда Советского Союза победила, благодаря унификации терминов.
©  Сергей Таллако, 2014
Первоисточник:   http://www.stihi.ru/2014/03/22/8374


Рецензия на «О взаимопонимании без лишних слов?» (Сергей Таллако)

Слышала как-то историю, в спортзале тренируется мужик, гирю большую поднимая и матюкаясь сочно при этом. Интеллигентная женщина, балуясь маленькими гантельками, подходит к нему и просит культурно выражаться, без мата. "Ты что, мать, - возмущается мужик - без мата я такой вес не осилю. Это и наукой доказано." Женщина идёт в свой угол, берёт гантели намного больше и с громким матом легко поднимает. "Прошу прощения, - говорит мужику. - действительно, помогает!"

Уж не знаю, доказано ли наукой, но на практике не раз проверено: мат и силу, и скорость работе придаёт! И, главное, кратко и доступно пониманию.

Спасибо, Сергей, за улыбку и чудесную Миньку,
Ирина Петал   02.08.2019 11:21 

 
Всё же не зря "математика" начитается со слова "мат". Ух, это организация!
Ирина Петал   02.08.2019 11:33   


Глубже смотрите, Иринушка! Пётр и Феврония, Ромео и Джульетта, Мат и Матика!
 : ))))
Благодарю за содержательный вклад в копилку современного фольклора!
Сергей
 Сергей Таллако   02.08.2019 11:45   


Ну да, союз (звуковой) нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь :))
Ирина Петал   02.08.2019 12:09   



___________________
Часы и вентилятор
Сергей Таллако


Как и многое другое, эту байку мне поведали в электричке. Хотите – верьте, хотите – не верьте! В какой-то новый союз писателей попало несколько лиц с исследовательским дотошным характером. Девиз: «Наука начинается с числа и количественного измерения!» - они сочли руководством к действию в сравнительной оценке доли непотребных слов в разных языках. Был придуман прибор, замаскированный под настенные часы. Не вызывая подозрения – часы как часы – его стали вешать в общественных местах. Каждое непотребное слово фиксировалось сдвигом минутной стрелки на одно деление. Исследователь, войдя в зал (например – пивной), глядел на настенные часы в зале и, вычитая из их показания показание своих наручных часов, получал количество бранных слов, произнесённых в зале за определённый интервал времени. Задавшись определённым назначением зала (например – пивного), временем дня и периодом измерения, оказалось возможным сравнивать засорённость языков непотребными выражениями. Вскоре начали поступать сведения из залов (например – пивных) из разных стран. Организаторы эксперимента потирали руки – наносили точки на графики и заполняли таблицы. В германском «пабе» в час было зарегистрировано три «матюка», в английском – шесть, в финском – десять, и так далее. Задерживалась информация из России. Когда же в российский зал (например – пивной) приехали с вопросом: в чем дело – где ваши настенные часы, хозяева зала долго не могли понять, о чём их спрашивают эти очкарики? Уразумев вопрос, они ответили, что этот вентилятор они сразу выкинули, потому что он, неистово вращаясь, не давал прохлады, вероятно, из-за несовершенства лопастей.
©  Сергей Таллако, 2017
http://www.stihi.ru/2017/11/28/11483



Рецензия на «Часы и вентилятор» (Сергей Таллако):

Ой, развеселили. Вот, оказывается, каков двигатель прогресса - русский мат! Колличественное ядрёное русское высказанное слово! Недаром математика начинается с "мат".
Ирина Петал   28.11.2017 23:33   


Ирина, добрый день, рад отклику. В последние годы я оказался в условиях, где окружающие меня вполне достойные люди часто пользуются матом для характеристики негативных обстоятельств и поступков. Причём многие из них ранее мат не употребляли. Появление такого анекдота, на мой взгляд, – сигнал его рассказчика об общем ухудшении образа жизни в наши дни. Может быть, я ошибаюсь?
Сергей
Сергей Таллако   29.11.2017 13:19   


Вы правы.

Когда началась война, треть нашего городка выехала... Дочкина учительница по физике уехала жить в Киев. Женщина очень интеллигентная, матом никогда не ругалась. У нас в городе всё компактно, под рукой, в одном месте на рынке, если что надо купить. И всякого удобного сервиса хватает. В Киеве не так просто найти нужный магазин, чтобы купить требуемую мелочь для домашнего ремонта, например. Исколесишь вдоль и поперёк мегаполис, пока найдёшь то что надо. Разговаривали с женщиной по телефону. Жаловалась, что тяжело ей в Киеве, трудно ориентироваться, от этой неразберихи начала ругаться матом.

Конечно, от хорошей жизни матом не ругаются...
Ирина Петал   29.11.2017 16:16




_______________________________
Цвет, звук, образ в стихах
Галина Кадетова 2


Зачем люди пишут стихи?В первую очередь – ради интересной мысли, которую они хотят изложить в поэтической форме.

Во-вторых, что бы найти баланс найденной формы с идейным содержанием своей мысли, а это и трудно и интересно. Это как  логическая игра для ума. Тренинг мышления.

В третьих - с каждым стихотворением поэт совершенствует себя, оттачивает свою грамотность и, добиваясь ясности изложения, добивается лучшего взаимопонимания с близкими по духу людьми. Согласитесь, стремление к своему духовному совершенству и комфортное общение это не мало, это всегда приветствуется!
 
Идея, главная мысль стихотворения может быть и новой, и увлекательной, но всю её оригинальность сведет на нет отсутствие техники написания стиха, хромающий ритм строчек, неуместное употребление банальных рифм, абсолютное невнимание к структуре, к символике и смыслу звука.

Слово... Без него нет ни одного стихотворения. Но иногда наблюдая за падающим снегом, за громадами тающих облаков или за осенним листком, что кружится над садом, можно и без слов ощутить в душе сложную гамму чувств. Можно записать в своей памяти зыбкое, неясное и невыразимо прекрасное стихотворение без слов. Пережив подобную минуту однажды, ты будешь искать людей, которые подобно тебе умеют писать и слышить стихи без слов. Но ваше молчание будет говорить о многом только вам. Что бы твоё стихотворение заговорило со всеми - нужен либо талант, вдохновение либо знания и трудолюбие.

Как и любое творчество, стихосложение не может обойтись без знания элементарных правил теории. Начав с азов, (без которых невозможно браться за перо), поэт  должен разобраться в таких понятиях как - стопа, рифма, композиционное решение стихотворения, образ, стиль.

                Структура слова.
Итак, основа основ стихосложения - буква! Умеете ли вы чувствовать смысл буквы, звука, слова? Суть буквы в русском языке заключается в чувственной информации, которая сквозит за начертанием. Пробуя хорошую пищу,  человек непроизвольно закрывает глаза и восклицает «О»! Его душа устремляется вверх на крыльях божественного вкуса. Любой иностранец поймет смысл этого восклицания без перевода.

Буквы (их звучание) основаны на единстве звука, цвета, запаха (на чувственной информации исходящей от них), как результат присущего людям животного совершенства. Звук – это один из, невидимых «кирпичиков», которые строят новый образный мир человека – мир духовный. Не все люди способны понять научные достижения современного мира, тем более всех сложностей образного мира человека творческого, одержимого подчас странной мечтой.

Действие, заключённое в словах - «писать стихи» - поднимает человека на новый уровень эволюционного развития. Большая роль при совершении этого действия принадлежит пониманию смысла начальной буквы стиха (и связанной с ней гласной), а так же  первой строчки стихотворения. Все поэты очень дорожат первой строчкой своего стихотворения! Именно в ней скрыто смутное видение того о чем пойдет речь дальше.

Последующее присоединение букв, количественный рост слогов усложняет смысл слова. Новые гласные и согласные буквы, сливаясь в слоги, постепенно раскрывают глубинную основу слов. Гласные звуки – выражают чувственную идею, заложенную в букве, а согласные наполняют её свойствами  конкретной ситуации, действия. Таким образом, проходя через значение других букв (слогов), смысл всего слова распускается подобно бутону цветка.

Поэты интуитивно схватывают звуковые колебания каждой буквы и  создают из невидимых «кирпичиков» живые, образные картинки, которые способны телепатически переносится в сознание других людей, формируя у них ответные образные миры. Суть стихотворчества таится именно в умение создать образный мир словом, которое было в Начале и которое было у Бога. Это умение  и держит талант - дар божий, эволюционный виток в духовном развитии человека.

«Кирпичиками» для художника становятся краски. Для музыканта – ноты. Для балерины – движения тела. Артист использует голос и т. д. «Кирпичиками» философии являются мысли. Творческие люди, владеющие всеми видами «кирпичиков», выходят на путь вселенского образного творчества. Выходят на уровень бессмертной жизни – ведь великие творения рождаются в душах, где сформирован совершенный Дух, который просветлён чувственной мудростью - жертвенной, милосердной Любовью к людям, к миру. Только такое творчество будет соответствовать уровню бессмертия. Ибо Бытиё и Злодейство – не совместимые вещи.

Структура стихотворения, его составные части, наличие звука, слога и т. д.- это лишь  видимые части  - это форма стиха. Они хранят  смысл стиха, как кувшин для вина  хранит само вино. Но важно не вино, а удовольствие, которое оно дает человеку. Конечно,  нужно уметь строить форму стиха. Здесь важен опыт и мастерство. Здесь рождается – Мастер золотые руки. Ремесленник с большой буквы! Но важнее - понимать душу, фактуру (мякоть!) слова.

Вот здесь обычно вспоминают о таланте – и правильно делают! Ибо, научиться этому крайне трудно, ведь теперь речь идет о труде художника – а это больше чем простое ремесло.  Художники говорят, что структура даёт форму телу, а фактура выявляет содержание вещи, несёт её душу. Они передают суть фактуры цветовыми пятнами или умелыми штрихами. А поэт?

Чем может подчеркнуть  фактуру слова поэт? Звуком! И только звуком – его силой, повтором нужных букв, слогов. Как музыкант резким, сильным или слабым звуком, так и поэт, создаёт души стихотворных образов - мелодию, ритм стихотворения.

Мелодия стиха способна вызывать отклик в душе читателя, вызывать вихри определённых чувств, эмоций. Взывать к совести,  вызывая эмпатические слёзы. Она утверждает идеи гуманизма - настоящий поэт приносит душам  этическое очищение (катарсис). Именно в этом и заключается высокое предназначение искусства!

                Звуковая фактура слова.

На сегодняшний день в русском языке  33 буквы.
Гласных букв - 10. Согласных букв всего 21.
А вот звуков насчитывается - 42 . Буквы Ъ и Ь звуков не имеют.

Гласных звуков в русском языке всего 6 -  А, И, О, У, Э, Ы.
Буквы Я, Ю, Е, Ё - это сложные гласные буквы, которые состоят из двух звуков. Мы уже их называли ранее: Й -А, Й-У, Й-Э, Й-О.
Звук Й – чрезвычайно краткий вариант звука И.
Букву Й относят к полусогласной или полугласной букве.

Согласные буквы русского алфавита образуют 36 согласных звуков.  Это происходит  вследствие того, что  буквы - Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х образуют по 2 звука каждая: есть твёрдый звуковой вариант [Б, В, Г и т. д.] и мягкий вариант произношения этих букв [Бь, Вь, Гь и т.д.]. Буквы  Ч, Щ имеют только мягкий вариант  звука, а буквы Ж, Ш, Ц образуют лишь твёрдый  звук. Буква Й произносится только твёрдо и кратко (икраткое!) в отличие от долгого, мягкого звука И.

О звуковых соответствиях слов и  звуковых видений глаза говорили многие поэты – Маллармэ, Бодлер, Набоков и т. д. Многие размышляли о смысле букв  - В.Хлебников, А. Крученых, Брюсов. Великий поэт  А.С.Пушкин,  С. Есенин, И. Бунин, М. Цветаева, А. Блок и многие другие не размышляли - они просто родились в гармонии с миром букв, звуков! Родились и жили, купаясь в звуковых волнах слов, постоянно чувствуя их гармонию и рождая её своими строчками.

Звуковой окрас фразы складывается из своеобразного цветового декора буквы. Он  таится в энергии  звука  каждой гласной буквы стихотворения. Именно гласный звук летит в слоге к вершине. Например – мА, свЕт, мИр и т.д. У каждого гласного звука своя задача, возможность, свой смысл, своя степень чувственного воздействия на слушателя. Согласные звуки подхватывают заданную энергию гласной буквы и, волнуя души, создают тайный смысл поэтических строк.
 
Гласный звук дает словам энергию тяжести или полета, пронзительность или глушь, вязкость, напевность, утонченность, тоску. Родившись в душе поэта, звуковая вибрация окажет чувственное воздействие на состояние души читателя. Мы физически чувствуем синий цвет при вибрации гласного звука «И-И-И», чувствуем глухую мрачную зеленую тоску звука «У-У-У». Словно камертон на подсознательном уровне энергия гласного звука настраивает волны чувств и образов (в пространстве наших душ) на свою волну, которая соответствует настроению поэта.

Задумайтесь над значением почти одинаковых по начертанию слов. Например – «свЯт» и «свЕт». Разница в буквах «я» и «е». Огонь, посланный наружу – сила трёх горизонтальных лучей идущих от одной вертикали - буква «Е». В эзотерике  буква «Е» основная для начертания имени Христа (ИЕШУА). В ней таятся духовные силы. Слово «свет» – являет огонь, посланный наружу, и он видим в реальном мире. «Свят»– огонь внутри личного «Я» (лучи идут от вертикали в другом направлении - внутрь) и мир его не видит, но чувствует.

То есть волны, возникающие от произношения гласных звуков, выражают разные виды энергии, разный духовный смысл - как и разные цветовые волны - они несут определённую информацию. Гласным звукам  принадлежит чёткий «ГЛАС», идея звука, в которой живет её чувственная информация. Гласный звук, способен выступать в роли ядра слога, объединяя вокруг себя буквы согласные с его ИДЕЕЙ (!), подчёркивая ударением свой первоначальный звуковой тон. В  отличие от согласных гласные звуки возникают без участия шума (без неясности – «то есть без духовного колебания - сомнения»!) и эта четкость (энергия чистого звука) дает им возможность (подчиняя себе согласные буквы) образовывать новые слова – новые смысловые идеи – сохраняя свой тон, при слоговых слияниях. 

Согласные звуки окрашиваются цветовой энергией гласных звуков. Своей духовной энергии они не имеют, ибо символизируют конкретные грани Бытия, выражая многообразие земных действий, событий. Согласные буквы сливаясь с гласными обретают мягкость или твёрдость звука, образуя смысл слогов, слова! Именно шумовая неопределённость звука - двуликость некая! - позволяет выбрать смысловую окраску слова. Поэтому сами по себе согласные звуки не могут иметь цвета. Их окрас всегда зависит от соседнего гласного звука.

1) Святой Кирилл первой поставил в русском алфавите букву «Аз». То есть «А» - «первой буквой явлена и  дана от бога роду славянскому, чтобы открыть для знания учащих буквы уста, возглашается она широко раздвигая губы, а другие буквы возглашаются и произносятся с малым раздвиганием губ.” (Черноризец Храбър «О письменах»).

В этой первейшей букве – страсть, желание быть, чувствовать! Она крик, кипение  страстной энергии жизни! «А-А-А!» - энергия рождения, явления. И цвет её – красный, огненный! Яростный!
- «Выткался над озером алый цвет зари!» - из черноты нутряного звука «Ы» льётся красный цвет рождения «А», перемешиваясь с синевой звука «И» и сложной символикой светлого, духовного звука «Е» (вспомним слова «свЕт» и «свЯт»).
 
Слово «зАпАд» пронизано агрессивной энергией красного цвета, который таится в двойной букве «А».
Вся смысловая аура этого слова, символика цвета характеризует воинственный, страстный дух западных народов.

2). Тонкая, одухотворенная гласная - И – вибрирует тайной, задумчивостью, она выражает разумную энергию, утонченный мир мечты. Её уходящая в себя, самоуглубленная, сосредотачивающаяся энергия излучает синий цвет:
- «вижу синий цвет, сиянье в синеве их глаз». Здесь синева физически ощутима через звук - «И. .И…И!»

3) Энергия звука «О» надёжная, ровная. В ней горит солнечный, щедрый, золотой цвет жизни - радость Бытия! Он  ликующий, простой и полновесный. В нем любовь, которая обрела окрас щедрой мудрости – отдай, пожертвуй, подари. В отличие от втягивающей энергии звука «И», она изливает себя, свою энергию в мир, как солнце.  Обычно, слова, построенные с использованием этой буквы, рисуют мир реальный, постоянный, оптимистичный. Звук «О» демонстрирует обновление, щедрое повторение состояний и событий жизни. 
Например: - слова «порог», «молоко», «воротник», «солома», «корова», «дом», «гром», « стол», «ворон», «дорога» и т.д. несут осязаемость формы,  реальность её существования.

Спокойны и полновесны строки со звуком «О»:
- «сонно в осинниках квохчут дрозды», « стоит и медлит, робко входит в зал», «море ровной синевой», « спокойно голову отсёк ». Чувствуете, как взлетел звук «Ё»? Он состоит из суммы звуков «Й» и «О», в нем максимум тонкости, нервного напряжения действа. Вы словно видите этот взмах и резкий звук клинка над покойными ритмами «О», после безысходности «У». По-моему, эти строки И.А.Бунина гениальны с позиций звуковой образности!

Слово «восток» пронизано постоянно изливающей энергией солнечного жара. Изменчивое, текучее состояние - живое и радостное - характерная особенность психики людей с темпераментного Востока.

4) Печальная, связанная, однообразная тоска гласного звука – «У»- создает монотонность и печаль в любой строке стихотворения. Этот звук полон густого, зеленого цвета тоски, уныния покоя и монотонности. Звук летит ровно, его вибрация по сравнению с дрожанием других звуков самая низкая. Он страшен своей неизменной обязательностью. Словно выполняя чью - то волю, звук тоскует. Он не в силах сбросит неумолимый гнёт тяжелого рабства. Помните у Некрасова:
- «идёт, гудет тяжелый шум, весенний шум, зеленый шум». Образ шумящего леса встает перед глазами как живой благодаря однообразной монотонности звука – «У».

5) Звук – «Э» - его энергия светлая, она воздушная, чистая, словно эхо рассыпает радость жизни, множит её. В ней сбалансированное сияние гармоничного Белого света. Это мудрость! Здесь - оптимизм жизни!
- «Этот мир сотворен для веселья!» Звук «Э» летит, сияет, множится в пространстве!
- «этот мир придуман не нами, этот мир» - все тайны бытия (как слияние всех цветов в спектре белого цвета) переливаются в этой строке - и синева неба (и), и солнце (о), и шум ночи (у), и активность дня (е, а)!

6) Грубый гласный звук – «Ы» - мрачная, нутряная, плотская суть. В нём пустота, в нём нет цвета, это царство мрака, холода и тоски. Смысл слов с этим звуком полон невероятных усилий души и плоти, в нем телесное, внутреннее напряжение и черный тяжелый цвет мертвой, неодухотворенной материи.
 - дыр - был - рыл – грыз – порыв - крыл – стыл – отмыл - «дым за дымом, бездна дыма».

- «Ты был…». Здесь вибрация первого ударного звука «Ы» пытается высказаться до конца, до донышка и всё в этой строке говорит о напряжении невероятном, внутреннем.

Эти 6 основных гласных звуков – выражая конкретную цветовую энергию и опираясь на конкретику согласных букв - рисуют в подсознании множество образов. Звук и цвет сливаются в цветомузыку Образа.

Как и в живописи, мы можем проследить в звуках два базовых цветовых контраста. Первый заключен в паре красного цвета – звук «А» и зеленого цвета - звук «У». Они взаимно гасят страсть и кипение красного цвета «А» монотонностью и тоской зеленого «У».
Вторая пара – синий цвет (звук «И»). И  желтый цвет (звук «О»). Здесь таятся  движение внутрь - сжимающий звук долгого выдоха звука  - «И – И - И». Прессование своего «Я». Обретение твердой сути собственного духа –
 Личности.
И движение наружу (расходящееся движение вовне).  Долгое вхождение «Я - личности» в окружающее пространство звук «О - О- О».

Попробуйте произнести эти звуки, поменяв дыхание. Тяжело? Не комфортно? Эти звуки четко ориентированы на  действие « вдох – выдох». На «собираю/отдаю». На  - «размышляю/сжимаюсь и чувствую/расширяюсь» то есть, соединяюсь с миром меня окружающим.
Можно смело утверждать, что их энергия связана с действием, движением. Вполне вероятно, что дыхание, ритмический пульс и их связь со звуком и цветом действительно лежат в основе Вселенского языка, о котором страстно мечтал поэт В. Хлебников.
И, что во Вселенной можно действительно говорить цветомузыкой звука!

Сложные звуки остальных гласных букв - «Я», «Ю», «Е», «Ё» - формируют смысл слов за счет двойного звукового влияния  базовых звуков. Они имеют сложный цветовой окрас. Ведь их энергия составная! Два звука формируют её!

7) Буква «Я» - сложный звук «ЙА» - слова с этим сложным звуком «Я» противоположны по смыслу словам со звуком «А». Слово «ад» – шумное место, куда попадают мертвые души, вариант «СНАРУЖИ». И слово «яд» - медленное (как правило) действие внутри чего-либо живого, вариант -«ВНУТРИ».  Ад – внешнее понятие, яд – внутреннее понятие. Буква «д» обеспечивает прочность, фундамент этим понятиям. Как меняется цвет? Могу дать подсказку – слова со звуком «Я»  теряют яростную красноту звука «А» от которого произошли, они  как бы «обесцвечиваются».

8) Буква «Ю» - сложный звук «ЙУ» - создаёт богатейшие тоновые  переливы, тонкую, нервную, влажную символику хрупкости. Тоска звука «У» утончена до невесомости. Но здесь нет конкретного зеленого цвета "У" - опять призрачное обесцвечивание. Сюсюканье сквозит в двухсложном гласном звуке «Ю». «ЙУ» - это царство  дымки, зыбких образов:
 - плюнь, глюки, «вьюги холод», «и тюль гардин и люстр стеклянный блеск ».

 9) Буква «Е» - сложный звук  «ЙЭ» - невесомый, призрачный звук  «Э» лежал в основе образования. Этот звук хранит  очень тонкие понятия! Белый цвет и здесь становится дымкой, бесцветной дымкой. Можете подумать на досуге над словами – «мечта» и « мачта». Их разделяют две буквы «Е» и «А». То, что переносит духовный груз (мечта) и то, что перевозит материальный груз (мачта). Или «мяч» и «меч». Да мало ли какие слова заинтересуют вас! Главное понять суть, которая есть в каждом звуке.

10).  Буква «Ё» состоит из  двух звуков -  «ЙО». Вариант энергии желтого звука «О». Но слова с буквой «Ё» тонки  по смыслу и более призрачны, трепетны что ли... - «светлеет ночь», « «мерцанье звезд», «зеленая берёза», «грёзы» и т.д..

 Сложные звуки  создают новые варианты слов с базовыми шестью гласными звуками, но с более легким настроем слов и рождают более тонкую смысловую фактуру стиха. Если вы и в дальнейшем будите вслушиваться в вибрацию звуков – вы найдете более точные различия между ними. Но в целом все гласные звуки (и простые и сложные) изливают конкретную духовную энергию.
 
Чуть ли не первый опыт поэтической «звукописи» в русской поэзии -  это стихотворение Хлебникова  «Бо-бэ-о-би). Движение губ, повторяющих эти звуки, словно выплывает из абстрактного  пространства небытия. За внешней артикуляцией звуков скрыт цвет. Он таится в гласных звуках – «О», «Э», «И». На читателя обрушивается поток информации, которая льётся с губ. Вы сами сможете почувствовать её смысл, проследив цветовую суть звуков. Это стихотворение воистину написано  «звукописью»!

А теперь о согласных звуках:
11) Сухая, свободная или собирающая вибрация у звуков «Б», «В», «Л», она несёт описательную ноту:
- «баранов гонят на базар», «эти лодки, барки, маслянистый блеск воды»
- «вон чайка села в бухточке скалистой», «над лесом облако и вдруг».

12) Особый смысл скрыт в звуках «Г», «Н». Это движение, путь. Это постоянство, пульс сильных, ясных  ритмов, напор. За «Г» сквозит направление, за «Н» - устойчивость действий, понятий.
- нога, гость, норов, град, гроза, грусть, « небес осенних глубина», «где небеса заголубели».

13) Тяжелая фактура слов проявляется при использование тяжёлых согласных звуков – Ж, Ш.
Или при твердом произнесении букв Б, Д, К, М, П, Т, Х. Эти согласные звуки цементируют своей властью гласные звуки, придавая слову ауру  определенной силы. Звуки основательные сами в себе. Вот почувствуйте как звук У, переплетаясь с согласными Ш, Ч, рождает монолит тяжести:
- «шум, гул шагов, чугун, жесть табун слонов».

Оттенок пугающего шума сохраняется при слиянии твердого звука Ш с гласными А, У, О:
- «там шалаш, в шалаше прокаженный» или « пощади, свежесть душ, ждут палачи, ты идёшь, твёрже стали», «страшно воздухом этим тлетворным молодому дышать». Даже не зная этого стихотворения И.А.Бунина, вы поймете его тоскливый смысл по этим мрачно-тёмным звуковым окрасам.

14) Интересен  звук «Ф». Он дает ряд легчайших слов! Влажно-нутряная, задумчиво-синяя аура слова - «флюиды». Утонченные слова - филе, филигрань. Неуловимые, трепетные - фокус, фонарь, фокстрот. Синевато-влажное слово - «филюги» (рыбацкие лодки). При этом звуке часто проскальзывает презрительный оттенок – фраер, суфлёр, салфетка, конфетка, фи-фи или фу-фу!

Основательный Тютчев, почти не использовал звук «Ф». А поэтические куражи Игоря Северянина обожали его - фиоли, фиалки, фиалы, фланели, фарфоры и буфеты, рифмы и т.д.

15) Резкая, сильная, пронзительная  символика у согласных звуков -  «З», «В», «Ц», «Р», «С». Они требуют усилий плоти и души в сочетании со звуком «Ы»:
- Цып-цып, Зыркнул, Цап - царап, Зарница. Звуками «З» и «Ц» можно быстро создать резкое (и чаще) неприятное движение. В них скрыты визг, лязг, завируха позёмок, мороз, злость, зависть, любой зигзаг. Какие - то цепляющие моменты - въедливость жизни.

Например:
- «жил-был зудень, жена — его зудыня и дети — зуденыши!» (Крученых)
- «за изгибом изгиб», «сабля взвизгнула», «солнце зычно цыкнуло» - (Маяковский).
Нарастание звуков С – З - Ц характерный приём многих символистов прошлого века.

16) Звуки - Ч, Щ, Ж – ползучие, тяжелые, пугающие, неясные.  В них клубятся глухие коричнево- черные - лиловые цвета:
 - «черный шмель прожужжал», «шумела буря», «и тучи жарким горят пожаром»

Каждый поэт поклонник определённого звука. Великий Пушкин построен на многозвучие гласных и согласных! Поэтому он так колоритен! Бунин – это все гласные и, чаще, мягкое звучание согласных. Маяковский одержим звуками - «З»-«Ж»-«Р»-«Щ»-«Г» - режь, рушь, жги, зги, зыркнул и т.д. Печальный Блок в лучших стихах часто использует «И» - «А»- «Н».

Возникает чрезвычайно важный вопрос о числе нарочитых повторений слогов или звуков в слове. Опыт великих поэтов убеждает в том, что повторение звуков влияет на ритм и музыку стиха, на его силу, но подчас накопление звука не всегда усиливает его значение, не всегда усиливает первоначальную суть звука!

Так обычно случается с твердым звучанием согласных букв - «черен, черен горизонт», «черной, черной крышей гроба», «бой барабанов», «та-ра-ра», «о, рассмейтесь усмеянно смеюнчики, смехачи». Слово «жуть» – выражает сильную эмоцию, потрясение. А повторение «жу-жу» - являет малое, ласкательное слово.

Слово «чары» – рождает в подсознании что-то черно - красное, глухое, но повторение «чок-чок» – означает ласкательное - дурачек, мужичок и др. Известная строка Бальмонта:- «чуждый чистым чарам счастья» не звучит грозно и мрачно, скорее чавкающе.

Помните – всегда и во всем в музыке стиха нужна ритмическая и смысловая мера. У каждого поэта свое видение слова, свои способы его использования. Особенность вашего склада ума, состояние вашей души и её глубина помогут и вам найти свой стиль, выработать свой поэтический язык. Повторенье – это мать ученья. Поиск – это отец творчества.
Для поэта важен и  ещё один признак поэтического мышления, а именно -

                Рифма.
При помощи рифмы  строки объединяются в куплет (строфу).  Объединяются строки последними рифмующимися между собой  словами, то есть словами созвучными, подобными по звучанию чаще (а не написанию). Например: рама – дама, гром – бром и т.д. Два таких созвучных слова и называются – рифмой. Рифма соединяет две  строчки в куплете (строфе) и именно её запоминает сознание читателя.

Существует ряд рифм избитых, неинтересных – их следует избегать. Ищите собственные рифмы. Старайтесь не использовать и глагольные рифмы. Например, «придет - найдет», «читать - знать». Они требуют минимум авторских усилий. Поэтому злоупотреблять ими не стоит. Глагольные рифмы хороши в пародиях - там это уместно.

Откажитесь от неточных, приблизительных рифм. Диссонансов (несовпадение согласных звуков) и ассонансов (несовпадение гласных звуков). Откажитесь и от разного количества слогов в рифмующих словах. Хотя порой поэты очень грамотно используют такие рифмы:
- «ярке – татарке», «думы – угрюмый», «пене – тюлени» (Бунин). Неопытному поэту с ними следует обращаться аккуратно Рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, а не бежать из одного произведения в другое. Старайтесь создавать свои рифмы, свою технику написания стиха. Но не переусердствуйте. Помните - все гениальное просто!

Если не получается найти гармоничное созвучие гласных и согласных звуков, стройте фразу иначе. Пишите строфу (куплет) заново, меняйте строки в строфе местами. Думайте, ищете – в этом суть творчества! Звуки и рифмы найдутся сами собой только в минуты озарения – не теряйте эти минуты.

В творчестве нет предела совершенству - вновь и вновь пробуя свои силы в стихосложении, вы обязательно овладеете стилистическим богатством языка и научитесь применять его в своих произведениях.
В любом стихотворение кроме звука, слова, рифмы очень важен

Метр
 - то есть упорядоченное чередование имеющихся ударных и безударных слогов. Количество слогов и ударение в строфе можно варьировать.  В любом случае метр - это структурный эталон стиха. Своеобразная поэтическая мера! Сантиметр (портновская лента) позволяет портному точно измерить фигуру клиента и создать точную копию в костюме. Если бы он не пользовался сантиметром размеры фигуры и костюма не совпали бы. И труд портного был бы напрасен!

Метр в стихе, позволяет поэту как сантиметром, проверять структуру (ритм) всего произведения. И выстраивать его в нужном эмоциональном ключе, создавая единую мелодию стиха. Именно метр делает стих мелодичным. Для того чтобы у вас получались хорошие (как говорят часто – гладкие) стихи, нужно соблюдать метрические условия, которые опираются на два правила – на точно выдержанный стихотворный размер и чёткую структуру построения строф (куплетов).

Итак,  стихотворный размер — что это такое?
Это - чередование ударных и безударных звуков в первой строчке стихотворения. Очень важно выдерживать чередование ударений в слогах, которое задано первой строчкой. Определив стихотворный размер, вы должны придерживаться его до самой последней строки, не сбиваться с его ритма, чтоб не нарушать мелодию стихотворения.

Но как выбрать эту конструкцию? Этот метрический ритм? — спросите вы. Как его определить? Обычно его подсказывает содержание, сюжет, идея стихотворения. Вы не будете писать о веселом событии плавно и скучно. Захочется плясового ритма для звуков. Вспомните музыку вальса: раз-два-три! раз-два-три! Или его вариант у Штрауса: ля – ля, ля – ля, ля - лям – пам – пам!

Важно почувствовать, какие эмоции в душах рождает определенное повторение звуков – скуку, радость, печаль? Какие вы хотите вызвать? Ритм первой строчки – суть души стихотворения. Это как первая ударная буква, указывающая смысловой окрас стихотворения.

В стихотворных размерах бал задает ударный звук - его резкость, мощь, нежность, долгота его звучания или затухания. Здесь важно – падает ли ударение сразу, оглушая вас или вы постепенно пробираетесь  к нему. Простые слова всегда резки, отрывисты. В музыкальном смысле они гораздо тяжелее многосложных. Смысл простых слов ясен сразу. Он оглушает, давит сознание.

- «Мама мыла раму» - строчка составлена из простых слов, читается отрывисто. Её смысл ясен и понятен сразу.

Многосложные слова растекаются в слуховом пространстве - «блистательна, полувоздушна летит Истомина». Или - «блеснувши глянцем стёкол мёрзлых» - эти слова воспринимаются более мягко, они словно отуманивают вас. Их смысл выступает, наплывает. Сознание не сразу воспринимает образ, а словно лепит его из звуков.

Итак, мысль, выраженная двух слоговым словом, воспринимается сразу, хотя и кажется порой простоватой – например: баня. Но если эту мысль выразить четырёх слоговым словом или двумя  словами по два слога в слове, то мысль покажется более витиеватой. Баня – Помывочная. Или ещё один вариант:  Баня - Место для мытья. Смысл остаётся всё тот же, хотя растянутость слов (и как следствие увеличение количества слогов и ударений в них) делает мысль расплывчатой.
 
Что выберите вы – простой ритм коротких слов или витиеватые ритмические переливы сложно составленного слова? Выбор, решение и ляжет в основу вашей поэтической речи, вашего творчества!

Что бы правильно выбрать ритм строки желательно знать тонкости стихосложения (хотя стихотворных размеров, как и стилей в искусстве, довольно много) и, главное, вы должны понимать - что они такое? Сумеет ли данный стихотворный размер выразить вашу мысль? Автору для достижения цели достаточно нескольких основных размеров, которыми он любит и умеет выражать свои мысли, идеи. Чаще всего в бытовых описательных стихах используется ритм, который называют

Ямб.
Стихотворный размер, состоящий из двух слогов: Во-да. Два слога называются - стопа (иногда стопа может состоять из трёх слогов или из четырёх, пяти).
Под ударением в этом размере обязательно находится гласный звук второго слога: во-дА, ку-дА. Гласная в первом слоге - безударная.

Ритм ямба как бы ползет, а потом с силой падает. И опять ползет и падает. Движение обрывается ударом. Резко и внезапно. Такое чередование гласных звуков делает стих основательным, тяжелым на подъем. Приземленным. Таким ритмом идёт наша жизнь, если нет праздника, нет любви, потрясений.

Например: ля-лЯ  ля-лЯ  ля-лЯ  ля-лЯ. Словно идёт хромой старик.
Это схема состоит из 8 слогов. Здесь 4 стопы по два слога. В каждой стопе ударение на 2 слоге.
Подставим в эту абстрактную схему любые слова согласно ударению. Получим, предположим, фразу: - «моЯ  зимА  опЯть  белА». В ней 4 стопы. Ритм ударного слога повторяется на протяжении одной строки четыре раза - это означает, что данная строка написана четырёхстопным ямбом. У Пушкина - «моЙ/ дядЯ / самЫх / честнЫх/ правИл/» - это пятистопный ямб. В одной строке пять стоп. Такой ритм хорошо описывает бытовые сцены романа. В нем нет романтики полета, страсти или напевной задушевности. Он сух и реалестичен.

Хорей.
Тоже состоит из двух слогов. То есть имеет 2 гласных звука, но под ударением находится гласный звук первого слога. Это дает строчке сильный энергетический импульс сразу, сходу и последующее затухание в пространстве. Веселье захватывает читателя с первой строчки. Ритм сильный, веселый, пляшущий, чувственный и спонтанный. Он летит на крыльях чувств.

Например, «нАша/ тАня/ грОмко/ плАчет/» - четырёхстопный хорей.
Отличается от ямба только ударением - оно как бы оглушает сразу. Хореем говорит душа страстная и живая.

Дактиль.
Это уже трёхсложная стопа. Трёх слоговый стихотворный размер, в котором под ударением находится каждый первый гласный звук. Например в словах – пАдали, рЕяли, вЫмерли.
Или в строке «Я за то/бОю по/Йду..сам». Мы видим, что эта строка написана  трехстопным дактилем. Её ритм активен, он напорист и смел. Он как бы вырывается и долго растекается по поверхности.

Амфибрахий.Это тоже трёхзвучный стихотворный размер, но под ударением в нём находится каждый второй гласный звук. Например, слова – далЁко, сорОка, горОшек и т.д.
- «кудА же /умчАлась/ собА кА/ моЯ». В строке четыре повторения ритма, один из которых — неполный – но это допустимо (и в дактиле тоже). Это четырёхстопный амфибрахий. Метрический размер спокоен, однообразен, скучен.

 Анапест.
Также трёхзвучный стихотворный размер, под ударением в котором находится каждый третий гласный звук. Например, «натопИ ты мне бАньку пО-беломУ...». Это четырехстопный анапест.
Он медленно повествует о чем-то. Мелодичен, напевен.

Вы можете выбрать любой из этих размеров. Но, выбрав его, должно придерживаться его во всей структуре стихотворения. Иногда допускаются смена размера, но не в одной строке, а в куплете. При условии, что этого требует смысл стихотворения. Выбор размера всегда зависит от содержания стихотворения, от смены настроения внутри него. Но логика построения стихотворения должна выдерживаться четко.

Что такое строфа?
Часть стихотворения, состоящая из определённого числа строк, зарифмованных в том или ином порядке – называется строфа - это своего рода стихотворный куплет.

Наиболее простые и наиболее распространённые строфы – перекрёстная,  параллельная, кольцевая. Обычно строфа состоит из четырёх строк (но может быть и 5 и 6 строчек –это решает автор).

В строфе с перекрёстной рифмой рифмуются первая строчка с третьей, а вторая — с четвёртой; в параллельной — первая со второй, а третья с четвёртой. В кольцевой – первая и четвёртой, вторая с третьей. Вы можете придумать для своих строк свой вид рифмовки! Главное потом сохранить его во всех куплетах стихотворения!

Пример перекрёстной строфы: АВАВ
                И другую можно   целовать.               
                Пить вино и весело смеяться.                Можно ничего не обещать               
                Встать, уйти и вновь не возвращаться.               
А вот пример параллельной:   ААВВ               
                Глаза козюли, медленно ползущей                К своей норе ночною сонной пущей,                Горят как угли. Сумрачная мгла                Стоит в кустах. И вот она зажгла               
                Два ночника, что зажигать дано ей и т. д.   

 В строфе с кольцевой рифмой схема  будет такой - АВВА.               
Количество слогов в строчках (одинаковое или разное), чередуется в куплетах неизменно и в строгом порядке. Вы, можете задать любой размер - ямб, хорей ит.д. Выбрать любую структуру рифм. Главное на протяжении всего стихотворения выдержать этот порядок в каждой строфе.

Конечно, в стихе можно менять ритмику и структуру строфы. Но это должно быть обосновано содержанием, смыслом строфы, должно подчеркивать идею стихотворения. Эта внезапная смена ритма или рифмы, выбиваясь из мелодии, обычно вскоре снова выравнивается, возвращая основную мелодию.

Вариантов стихотворных строф много - это сонеты, октавы, терцины и т.д. Они помогают описывать определенные моменты жизни – то торжественные (оды), то раздумчивые (сонеты), то шуточные (частушки). Есть хокку, ламерики, газели и т.д. При желании вы найдете много материала на эту тему в интернете.

Всё о чём мы говорили, помогает поэту создать композицию стихотворения. Как? Через выполнение простых и логически обоснованных требований. Требований композиции стиха. Мы уже говорили о форме, о конструкции, о их взаимодействии со смыслом стихотворения - именно они лежат в основе первого требования – создании структуры стихотворения.

Второе требование – выбор ритма, мелодии. Ритмичность, музыкальность стиха обязаны переплетаться с содержанием стихотворения и с выбранной вами структурой. Они следуют друг за другом и постоянно меняются. Если смысл стиха стал грустным – то и ритм нужно найти соответствующий. Если содержание наполнилось радостью – то и форма стихотворения (его звуки, стихотворный размер и вид рифмовки) должна передать эту радость! Живое стихотворение – это переливающая мелодия, это постоянное единство и смена ритма.

Пушкину, Есенину не нужно было контролировать этот процесс - стихи лились сами собой. Их душа без усилий творила структуру стихотворения, вела мелодию и помнила о смысле стихотворения постоянно! А вот Брюсов жестко и ежесекундно держал процесс создания стиха под контролем разума. Не важно - сердце или ум будут создавать ваши стихи – это сугубо личное дело! Поэт зависим от своего голоса и горла – говорит истина. И это бесспорно!

Третье условие композиции  (категория композиции - цветовое соподчинение) особенно важна в живописи. Там она явлена в зримых красках, нюансах, оттенках. Но мы уже разбирали связь звука и цветового ореола в словах. Ореола, который витает, скрывается за начертанием букв. При решении этой категории поэту  важно чувствовать цветовую фактуру звука.

Четвертая категория композиции - пластика стихотворения. Конечно, когда балерина создает образ умирающего лебедя, то именно это свойство композиции становится доминирующим. Но это не значит, что при создании образа словом пластики (как понятия) не требуется. Слова резкие и грубые не создадут образ трепетной и хрупкой птицы. Вам потребуется много таланта и труда, чтобы найти в море слов те извивающие, мягкие и точные, «лебединые» слова! Однозначно, что вы отбросите краткие, тяжеловесные звуки, слова, рифмы и стихотворные размеры. Насколько точен будет образ лебедя - определит мера вашего таланта, мера вашей одержимости этой темой. Степень вашего горения!

Пятая категория – единство, гармоничность или как её ещё называют – «целостность композиции» покажет: насколько вам удалось выполнить поставленную задачу. Насколько точно проработали вы все категории и не нарушили их единства.  Поэтому, прорабатывая одну категорию - сверяйтесь с другими категориями. Помните – все категории работают на создание одного Образа, одного настроения. Они помогают друг другу, выполняя одну задачу, дополняя образ.

Но, иногда, умелое использование противоречий между категориями, их контраст способствует рождению задуманного образа! Гармония и контраст – это два враждующих, два противоречивых начала – задача творца уметь ими пользоваться.

Как и в любом жанре, композиция создает душу стиха (его стиль!). Она «строит» здание стихотворения. Сначала фундамент  - форма, структура  стиха. Затем стены – ритмичность, крыша стиха -  пластичность. И завершает здание - подходящая и уместная отделка, декор (цветовой колорит звуков). При этом обязательно учитывается место и время строительства, степень мастерства строителя, условия труда и многое другое – всё вместе создает единый, цельный образный ряд стихотворения. Создает его композиционное решение.

Можно представить «Образ»  как сурового директора. «Стиль» - его главный инженер, а «категории» – работники производственного отдела, которые командуют рабочими - всеми пятью чувствами!

Древние греки говорили, что композиция – это сочинение нового, прекрасного произведения. Что только она помогает создать непротиворечивый, гармоничный Образ – прекрасный и совершенный. Других путей для создания красоты – нет.

Хочу напомнить под занавесь, что техника стихонаписания, (которая хоть и имеет большое значение), но всё же - не способна заменить данный богом Талант. Талантливый поэт рано или поздно овладеет техникой стихосложения, но бездушный глупец, изучив все правила, не сумеет написать ни одного произведения, которое напомнит о его душе потомкам или разъяснит близким, друзьям, соседям её глубину.

Костёр творчества требует больших запасов топлива! Порой его собирают в душе всю жизнь.

Обрадуюсь,  если  вас эти строчки заставят задуматься  - а почему вы пишите стихи?
©  Галина Кадетова 2, 2013
http://www.proza.ru/2013/02/05/1787


_________________________________
ТВОРЧЕСТВО

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Валерий Брюсов



                Я вырваться хочу из нашей речи
                Осип Мандельштам

                Он опыт из лепета лепит
                И лепет из опыта пьет.
                О. Мандельштам


* * *

Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, - который раз?

Что' счастие? Вечерние прохлады
В темнеющем саду, в лесной глуши?
Иль мрачные, порочные услады
Вина, страстей, погибели души?

Что' счастие? Короткий миг и тесный,
Забвенье, сон и отдых от забот...
Очнешься - вновь безумный, неизвестный
И за' сердце хватающий полет...

Вздохнул, глядишь - опасность миновала...
Но в этот самый миг - опять толчок!
Запущенный куда-то, как попало,
Летит, жужжит, торопится волчок!

И, уцепясь за край скользящий, острый,
И слушая всегда жужжащий звон, -
Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
Придуманных причин, пространств, времен...

Когда ж конец? Назойливому звуку
Не станет сил без отдыха внимать...
Как страшно всё! Как дико! - Дай мне руку,
Товарищ, друг! Забудемся опять.

 2 июля 1912
Александр Блок

________________________
ХУДОЖНИК

В жаркое лето и в зиму метельную,
В дни ваших свадеб, торжеств, похорон,
Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную
Легкий, доселе не слышанный звон.

Вот он - возник. И с холодным вниманием
Жду, чтоб понять, закрепить и убить.
И перед зорким моим ожиданием
Тянет он еле приметную нить.

С моря ли вихрь? Или сирины райские
В листьях поют? Или время стоит?
Или осыпали яблони майские
Снежный свой цвет? Или ангел летит?

Длятся часы, мировое несущие.
Ширятся звуки, движенье и свет.
Прошлое страстно глядится в грядущее.
Нет настоящего. Жалкого - нет.

И, наконец, у предела зачатия
Новой души, неизведанных сил, -
Душу сражает, как громом, проклятие:
Творческий разум осилил - убил.

И замыкаю я в клетку холодную
Легкую, добрую птицу свободную,
Птицу, хотевшую смерть унести,
Птицу, летевшую душу спасти.

Вот моя клетка - стальная, тяжелая,
Как золотая, в вечернем огне.
Вот моя птица, когда-то веселая,
Обруч качает, поет на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся. Я же, измученный,
Нового жду - и скучаю опять.

 12 декабря 1913
Александр Блок


____________________________
Поэзия

"Я владею чудным даром,
Много власти у меня:
Я взволную грудь пожаром,
Брошу в холод из огня,
Из покоя в чад похмелья;
А как песенку спою,
Благотворного веселья
Море в сердце разолью;
Разорву покровы ночи,
Тьму веков разоблачу,
Проникать земные очи
В мир надзвездный научу.
Кто пленится сим чертогом -
Крылья дам туда летать,
С Аполлоном, гордым богом,
Наравне позволю стать.
Возложу венец лавровый
На достойного жреца
Или вмиг запру в оковы
Поносителя венца.
Я властна блаженства морем
Грудь страдальца напоить
Или вмиг счастливца горем,
Как стрелою, поразить!.."

- "Кто ж ты, гордая царица?
Тайну смертным обнаружь!
Светлый дух иль чаровница,
Обольстительница душ?.."

Заструилась в небе змейка,
Свет блеснул, исчезла тьма:
"Я не дух, не чародейка,
Я поэзия сама!.. "

Николай Некрасов






_______________
Я - звук
Евгений Шиляев

Звук.
Еле слышный, тихий,
Где-то в районе сцены.
Я - звук,
Я появляюсь
И заполняю все твои тонкие вены.
Я проникаю в каждое кресло,
В длинную стойку бара.
Шелест страницы - бросает курить парень
Способом Аллена Карра.

Я - звук
Во всех твоих мыслях,
Я заполняю пространство.
Я отражаюсь от стен,
Отражаюсь от окон,
Я в каждом из вас как гражданство.
В быстром движении, скрипе дверей
В душном набитом трамвае,
Первый звонок в сентябре на линейке
И заключительный в мае.

Я - звук,
Низкий, басящий, до боли знакомый,
Встречавшийся где-то в парке.
Я - звук
В каждом твоем сообщении другу,
В каждой твоей аватарке.
Сто сорок пробелов на белой бумаге,
Картинка из паблика "Вечность".
Я - микрофон всех простуженных улиц,
Грусть / пустота / бесконечность.

Я - звук
На лестничной клетке
Связки ключей от квартиры.
Я - звук,
Гитарное соло
В песне любимой Земфиры.
Ты загружаешь меня в Apple Music.
Наушники. Громкость. Включаешь.
Слушаешь. Снова. И снова сначала.
Часами. И не замечаешь.

Я - звук.
И стены домов, светофоры все
Мне не преграда.
Ни шепот и стоны,
Твои поцелуи,
Ни все эти "можно", "нельзя" и "не надо".
Дождем по карнизам, раскатами грома
Пишу оркестровые пьесы.
Вы всюду со мной, даже если у нас
Вразрез с вами все интересы.

Я - звук.
И заставляю тебя я в начале концерта
Заткнуться.
Я - звук.
Я могу подлететь и к твоим оголенным плечам
Прикоснуться.
Я в проводах, мониторных коробках,
Меня точно слышишь ты, знаю.
Я остаюсь, буду частью тебя.
Приготовься. Я начинаю.

11 - 12 сентября 2015
© Евгений Шиляев, 2015
http://www.stihi.ru/2015/09/12/609




Рецензия на «Звук - источник энергии для ума» (Ирина Петал)

Мои клетки мозга помимо требования зарядки через глаза, регулярно настаивают на подпитке через уши, поэтому если честно без звуков скрипки, гитары, фортепиано и саксофона уже не могу.
Звукозависимость.

Мама Песня   21.02.2019 18:27   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Дело привычки. Я могу, так как жизнь прошла в других условиях и звуки музыки слышны были редко. Сосед, иногда, врубает на полную катушку классическую музыку. Вместе с пилорамой. Оригинальное звучание.

Ирина Петал   21.02.2019 21:58   Заявить о нарушении
"Любой звук в пространство гораздо полезнее, чем невыраженная мысль в голове.
Лучше сотрясать воздух, чем собственный мозг" - понравились Ваши слова. Спасибо.

Удивляет, как авторы умудряются попасть на случайный текст моей страницы, в которых хранятся их мысли?

Ирина Петал   21.02.2019 22:00   Заявить о нарушении
Да, действительно, удивительно. Сама не ожидала.
Но я в последнее время очень верю в крепкую неразрывную взаимосвязь пальцев на руках с интуицией, может быть оно и сработало))
А вообще довольно часто происходят необъяснимые логическим способом события, потому степень моего удивления каждый раз все больше и больше приближается к норме))

Мама Песня   21.02.2019 22:25   Заявить о нарушении
Это не только Вы. Многие другие. Например, была у меня публикация одного человека о русской улыбке, запрятана далеко. Заходит знакомый автор и открывает именно её, эту публикацию. Оказалось, он лично знаком с автором текста в моём произведении, который был руководителем диплома в его студгоды...

Ирина Петал   21.02.2019 22:32   Заявить о нарушении
Здорово!

Мама Песня   21.02.2019 22:35   Заявить о нарушении
Взаимосвязь пальцев и интуиции... Не знаю, так ли это... "Из мизинца высосал" - похоже, мизинец связан с интуицией, способностью получать информацию за пределами физических чувств...

То, что пальцы связаны с речью, это достоверно. Кто имел дело с логопедом (я со своими детьми имела), тот знает, что с детьми, плохо разговаривающими, обязательно занимаются пальчиковой гимнастикой. В.А Сухомлинский писал: “Ум ребенка находится на кончике пальцев”. Речь на кончиках пальцев.

Чем больше мы развиваем мелкую моторику, тем лучше развивается наш головной мозг. Функция кисти уникальна и универсальна. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Может быть... Интуиция - это наш внутренний голос, голос души?

Не задумывалась, но последние десятилетия и компьютеризация дали человеку клавиатуру. А это, по сути, тоже снаряд для разработки пальцев, и следовательно, развития мышления и речи...

Ирина Петал   22.02.2019 16:29   Заявить о нарушении
+ добавить замечания






- Звуки слова! Жизнь каранована ими - Основа! Людмила Делий   20.03.2020 02:55 http://www.stihi.ru/2015/11/07/1524





Вслушиваясь в тишину
Михаил Гуськов

В безмолвии отчаянья тону
И на призыв надежды выплываю,
Но что я знать могу про тишину? -
Лишь только то, что я её не знаю.

Я знаю крик, колеблющий молву,
Я знаю стон кровавый и смердящий,
Шум облаков, накрывших синеву,
И гнев змеи с угрозою шипящей.

Вокруг все смолкло, но в висках стучит,
Замуровали, но я полон страха,
Хоть звуков нет, но все во мне кричит,
И плачет к телу льнущая рубаха.

Я словно камень, вставленный в пращу,
Или снаряд, летящий из базуки...
Но тишины нарочно не ищу,
Мол, я творю - все отключите звуки.

Молчанья и безмолвья в мире нет,
Крадутся всюду шорохи-убийцы.
И атомы друг другу вслед кружат,
Они слышны мне, хоть и прячут лица.

Здесь шум и гам, где лямку я тяну,
Мне повстречаться с ней не получилось.
Но, если, вдруг, услышу тишину,
Пойму: Вселенная остановилась.
© Михаил Гуськов, 2020
http://stihi.ru/2020/09/23/2966


Рецензии
Писать по правилам мне не дано. Только интуиция и музыкальное чувство.., ну и комбинаторность словоблудства. :)

Александр Козка   27.03.2015 14:43     Заявить о нарушении
Интуиция и музыкальный слух. А у них, что, правил нет? Комбинаторность - и тут без правил вряд ли обойдёшься.

Ирина Петал   27.03.2015 14:51   Заявить о нарушении
Не..ее не музыкальный слух, а музыкальное чувство. Наверное оно сродни чувству творца, когда придумываешь новое таким образом, чтобы быть с ним согласным.
:)

Александр Козка   27.03.2015 14:56   Заявить о нарушении
"Писать по правилам мне не дано." Значит, Вы и живёте только по своим "правилам", а не общим? А мне, читателю... Занять Ваш ум, мне не дано :))

Ирина Петал   27.03.2015 14:56   Заявить о нарушении
Музыкальное чувство... Жаль, я с ним не знакома. Видимо, это прекрасно. Но я с детства не росла с музыкой, но колыбельных, ни песен, ни классики, ни музыкального театра.... Только в школе немного музыки, а..., был в младших классах хор, немного пели, да с экранов телевизора, потом, песни из кинофильмов... Всё моё музыкальное образование. Знаю, что есть ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, Всё :) Вряд ли это знание формирует музыкальное чувство.

Ирина Петал   27.03.2015 15:02   Заявить о нарушении
Так и своих правил нет. На авось. Знаю, что плохо, но такова натура.

Александр Козка   27.03.2015 15:03   Заявить о нарушении
И сейчас нет возможности погрузиться в мир музыки, послушать песню в полный голос, спеть в полный голос. Мне доступны лишь слова.

Ирина Петал   27.03.2015 15:05   Заявить о нарушении
Если вы чувствуете вибрацию когда посещаете зубоврачебный кабинет, то вот это вам и решение.

Александр Козка   27.03.2015 15:09   Заявить о нарушении
"Так и своих правил нет..." Как это нет. Каждый автор сам создаёт свои правила стиха... Но, есть вещи, независящие от воли и желания творца-поэта: он не может изменить стихотворный размер, не нарушив при этом само понятие "Поэзия", ведь человечество издавна условилось считать Поэзией содержание, уложенное в определённый размер.

Ирина Петал   27.03.2015 15:14   Заявить о нарушении
"Если вы чувствуете вибрацию когда посещаете зубоврачебный кабинет, то вот это вам и решение." - не поняла, это и есть музыкальное чувство? Имела "счастье" совсем недавно быть в зубном кабинете. Поверьте, в наше время, - это вполне приятно, техника новая, сверлят с водичкой, с уколом, безболезненно. Так что я не считаю, что чувствую вибрацию сверления зуба. Я просто сижу, открыв рот. И деньги за это плачу, за качественную работу. Эти врачи - профессионалы в своём деле.

Ирина Петал   27.03.2015 15:19   Заявить о нарушении