Поэма Храм Сердца. Часть 40

Старец Захар беседует с учениками о трёх Божественных Законах.

О, проницательный читатель!
Я возвращаясь к святым горам,
Где старый мудрый прорицатель
Захар вел речь ученикам.
Елизавета обернулась
К учителю и рук коснулась,
И взор на старца подня'ла,
И два вопроса зада'ла:
"Какие Божии Законы
Знать должен каждый человек
И выполнять из века в век?
Преграды, ямы и препоны
Какие будут соблазнить
И в Царство Духа не пускать?"

В мире земном есть три Закона,-
Старец Захар ответил ей,-
Понятных, как природы лона,
Тверже алмазов и камней.
Первый Закон - Закон Движения,
Благодаря ему Творение
Рождается, растёт живёт
И гибнет в свой урочный срок;
Вновь к новой жизни воскресает
И повторяет круг опять.
Я вам хочу ещё сказать,
Что все в движении пребывает
В Творении; и человек
Остановить не может бег.

Если же человек посмеет
Не по движению проплыть,
А пожелает и сумеет
Против него взгляд устремить
И попытаться плыть навстречу,-
Я подчеркнуть вам и, замечу,-
Пловец потерпит крупный крах-
Оно сотрет его во прах.
Движение необходимо
Ему, как хлеб и как вода;
Поддерживает жизнь всегда
Оно твари любой; и мимо
Неё не может течь,
Иначе - наступает смерть.

Вы посмотрите вдаль зеркальну-
Там по волнам челнок идёт,
Рыбак в нем силушку страдальну
Ложась на весла, напряжет,
Плывя навстречу вод течения
На дальний берег вдохновенья.
Пот заструится на висках;
Слеза воспыхнет на глазах;
Рыбак уж долго не сумеет
Грести; захочет отдохнуть;
Но если курс он повернуть
И по течению плыть посмеет,-
По речке много миль пройдёт
И даже силы сбережет.

Цели Закон иль Направленья-
Второй. Он делится на два:
Один из них есть Тяготения,
Другой - Подобия Закон.
Я должен мысль свою направить,
Прежде чем первый вам представить,
Сказать, что человек есть Дух,
Творящий через тонкий слух
Души, касающейся тела.
Дух Волю Божию творит,
Когда душа огнём кипит
И мысли добрые сумела
Навеки в сердце поселить
И чистоту в нем воплотить.

Любая мысль след оставляет
На человеческом лице,
Она его иль возвышает
Иль унижает в подлице.
Любой поступок совершенный,
Движением мысли подкреплённые
В молчании иль по словам,
Несёт плоды деяний нам.
Все возвращается к истоку:
Добрая мысль сердца велит,
Злая - болезнями разит,
Ничтожная - подвластна року,
Великая - миры скрепляет,
Любовью их соединяет.

Когда же человек цепями
Страстей к земле взгляд приковал
И добровольными мечтами
Лишь о еде напоминал,
О похожденьи сладострастном,
О властолюбии ужасном,-
Душа его потяжелела
И цветом тусклым пожелтела,
И до предела вес сумела
Приблизить к весу земных тел.
Сам человек уж не посмел
По смерти, раз душа не пела,
К вершинам духа воспарить
И свет навеки возлюбить.

Закон великий Тяготения
Напоминает мне весы
В руке правдивой, безсомненья.
Он лёгкий вес определит
Души, ко свету устремленой
И им же одухотворенной.
Возвышенный стремится стать
Прекраснее; и воссоздать
Во каждодневных помышленьях,
Словах, поступках идеал,
Чей свет бы мудростью пленял.
Он в бескорыстных совершеньях
По смерти утонченным стал
И в мир возвышенный попал.

Закон Подобия вещает:
"Рыбак узнает рыбака."
Он притяжение представляет
Подобных мыслей сдалека*
Друг к другу; сильная играет
Роль главную; к ней направляют
Они полёт; ей подчиняют
Свой круговой к истоку бег,
Недостиженье иль успех.
Я приведу вам наблюдение,-
Святолик строить пожелал
Храм Сердца; мысли напрягал;
Они подобное стремление
Желающих к нему влекли
И воплотиться помогли.

Третий Закон - Сбор Урожая
Созревших душ, когда Творец
Вселенной, подвести желая
Итог развитья иль венец,
По Воли Божьей совершенной,
Рукою чистой, вдохновенный
Сбирает урожай души:
Поступков, мыслей, слов в тиши.
Он выкидает плод незрелый
И переспелый; взгляд скользит
По остальным; рукам велит
Оставить полностью созрелый
Плод душ, достойных чистоты
И строгости, и простоты.

Хочу сказать я в продолжение,-
В Мире Божественном Любовь
Огнём пылает вдохновения
И дарит силы вновь и вновь.
Её лучи в Духовном Мире
Играют на Священной Лире,
Тремя Законами звучат
И подчиниться всем велят.
Движенья, Цели и Итогов
Есть три Закона Бытия,
Который пояснил вам я.
Они при наступленьи сроков
Суд праведный вершат у нас,-
Берут плод душ в урочный час.

Чистое сердце пропускает
Через себя Законов Луч,
Подобно линза; единяет*
Три во один - велик, могуч,
Горящий фокус; и являет:
Царя, трон царский и Законы,
Его моленья у иконы,
Его огонь усталых глаз
И веру в Бога и во Спас.
Через него, Елизавета,
Учитель с вами говорит
И вам о Знании твердит;
Послушайте ж его совета:
"Ступайте в путь, ведущий в Храм,
Указанный Христом всем нам!"

Примечание: 1) сдалека - издалека.
            2) единяет три в один - соединяет три Закона в один Закон Любви.


Что же мешает человеку
В мире земном Дух осознать
И, переплывши жизни реку,
На берег дальний наступать
Его корней, его истока;
Благодарить за это Бога;
Вернуться мыслящим творцом;
Нести дары в Духовный Дом?
Я вам отвечу на примере:
Представьте,- волны чередой
По речке катятся гурьбой;
Матрос, гуляющий во сквере,
Выходит `на берег; и там
Садится в чёлн, под парусам;

Жизни река на два потока,
Два рукава разделена,
У горизонта её тока
По сторонам разведена.
Один - широкий, мирный, тихий,
Другой же - узкий,  бурный, `лихий;
Первый ведёт на водопад
И лодки в щепки бьёт подряд;
Второй поток впадает в море;
Море объемлет океан,
В центе его остров соз`дан
Достойных в радости, без горе.
Там Духи `развитые  ждут
Причаливших; и песнь поют.

Куда же плыть матрос решится?
Куда же парусник пойдёт?
Куда же курс его ложится?
Что ж выберет он? Что ж найдёт?
Он может выбрать путь широкий,
Спокойный, тихий, неглубокий,
Ведущий к краху до конца-
К погибели его лица.
Путь этот - сытость и достаток,
И эгоизма бледный след,
Несущий много разных бед
Народам; странам же - упадок;
В нём царь - рассудок; его трон
На месте сердца возведён.

Скажу вам,- время позволяет
С пути погибели свернуть
На верный путь; напоминает
О том, что скоро повернуть
И изменить курс не возможно,
Поскольку есть рубеж, в кой* должно
Нам выбирать, решать, судить
И исправлять, и повторить.
Я первый путь зову господством
Рабов рассудка, а второй,
Текущий резвою рекой,-
Сердечным, чутким руководством.
Рассудок в нём слугою стал
И скипетр сердцу передал.

Примечание: в кой должно - в какой нам должно выбирать.

- Что означает сокровенный
Смысл ваших слов, примера суть?
Какой же образ незабвенный
С него нам стоит помянуть?
- Странника олицетворяет,
Который по мирам желает
Рекою плыть и в них постичь
Смысл жизни; и вершин достичь
Духовных, чистых, лучезарных;
Набраться опыта творить,
Смирять и руководить.
Матрос есть разум благородных,
Ум - парус, тело - челночёк,
Желанья - лодочки бочок.

Любое тело порождает
Желаний искушённых рой,
А ум во вне их направляет,
Любуясь резвой их игрой.
Он наслаждается движеньем
Не вечных чувств, их завершеньем,-
Страстей пленительных обман,
Пьянящих, как цветок дурман;
Но кормчий может научиться
Парусом лодки управлять,
И ум он станет направлять
От рифов, чтобы не разбиться,
К достойной цели - Духом стать,
Вернуться в Дом и Жизнь познать.-


Захар закончил речи длинны
И замолчал. Он в тишине
Замер, как статуи старинны,
И задремал в воздушном сне.
Девушка потихоньку встала;
Вышла с пещеры; опускала
На камни ноги; и к реке,
Стекающей  невдалике
С холмов в равнины, выходила.
"Ах, как прекрасен речки бег!
Утёс богатырём возлег.
Какая ж в нём велика сила!
Сосна растёт на голове;
Ручей течёт по булаве;

Соловушка зарю встречает.
Он колокольчиком поёт,
Под вечер солнце провожает
И ночь на смену дня зовёт."-
Всё это дева замечала.
Она на берегу стояла,
потом - согнулась к ручейку,
Попила из него во`ду,
Задумалась над старца речью;
Но мы не будем ей мешать
Цель её жизни сознавать,
вернёмся к бани с русской печью.
Там веник наш Степан поднял
И тело до красна хлестал..


Рецензии